Водородный двигатель- мечта человечества и реальность 21 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 18:23, реферат

Краткое описание

В этой работе рассматривается принцип работы водородного двигателя и способы получения водорода.

Файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Водородный  двигатель-

мечта человечества и реальность 21 века. 
 

Острейшей современной  глобальной экологической проблемой  является потепление климата, последствием чего стали губительные катастрофы на всех континентах планеты. Причину  потепления климата связывают с увеличением концентрации парниковых газов в атмосфере, образующихся вследствие интенсивной антропогенной деятельности человечества. Основным компонентом теплового эффекта биосферы является углекислый газ СО2, источниками которого являются процессы деструкции детрита   и сжигание всех видов топлива, но определяющим источником СО2-газа стал двигатель внутреннего сгорания, т.е. автомобили, количество которых непрерывно возрастает. Это порождает ещё одну проблему – острый дефицит нефти и обозримый срок её истощения, поэтому создание водородного двигателя, работающего на топливе(энергии)  с неограниченным количеством и не загрязняющем атмосферу СО2-газом и целым рядом токсических компонентов является мечтой человечества, а сегодня уже реальностью. Так как информация об устройстве и работе водородного автомобиля не стала массовой, а интерес к этой проблеме велик и полезен, то представляется полезным рассматривать кратко принцип его работы, а также оценить экологическую и экономическую составляющую.

В этой работе рассматривается принцип работы водородного двигателя и способы получения водорода. Недавно на Московском автосалоне была представлена машина "Лада-Антэл" , которая работает на электричестве получаемом из водорода. Теперь подробнее об этом автомобиле. На автомобиле находятся баллоны с водородом и кислородом. В специальном электрохимическом генераторе происходит химическая реакция между водородом и кислородом при температуре около 100 градусов, в результате чего производится электрическая энергия , а в качестве "выхлопа" образуется вода. Водород в этой системе находится под давлением 290 атмосфер, и машина может пройти 250 километров. Весь этот комплекс установлен на электромобиль, созданный на базе ВАЗ-2131. Нужно заметить, что двигатель внутреннего сгорания имеет коэффициент полезного действия около 30 процентов, а новая энергоустановка на топливных элементах - в два раза больше. То есть если перевести на любое условное топливо, то получается, что эта энергоустановка абсолютно экологически чистая и тратит в два раза меньше топлива.

Если говорить про опасность водорода ,то она достаточно велика т.к. молекулы водорода поменьше и побыстрее ,чем те же молекулы газа. И они способны проникать через мельчайшие отверстия в топливной системе. Так же надо устанавливать баллон с кислородом  с участием которого идёт реакция. Конечно, кислород можно закачивать из окружающей среды ,но его содержание в атмосфере 21% и придётся устанавливать компрессор ,а это приведёт к уменьшению КПД.

Хранение водорода представляет наибольшую проблему. Можно хранить сжатый водород. Основные проблемы с его хранением перечислены выше. Можно хранить сжиженный водород, но температура его хранения -253°С. Сейчас  не создано приемлемых технологий для его хранения. Ёще одна возможность – гидриды. Атомы в   металлах образуют кристаллическую решетку. Некоторые металлы и сплавы способны "разместить" между своими атомами и атомы водорода. Такие "сообщества" и называют гидридами.  
Так размещаются атомы водорода в 
кристаллической решетке металла.

Ёмкость подобного "хранилища" (при равном объеме устройства) впятеро выше, чем у  баллона со сжатым газом, и почти  вдвое – чем у дьюара со сжиженным. Наилучшей основой для гидрида  является титан. Гидридные накопитель-устройство довольно сложное, и, естественно, оно  состоит не из цельного куска металла, а больше напоминают губку из множества каналов – для скорейшего поглощения и выделения водорода. Последнее происходит при нагреве гидридов, а источник тепла на автомобиле долго искать не нужно – для этой цели вполне подойдут горячие выхлопные газы. Еще одна важная черта гидридов – они стократ безопаснее других способов хранения водорода. Правда, для автомобильного транспорта емкость и у них маловата, а масса и сложность устройства велики. Можно конечно водород получать из углеводородов, к примеру из метилового спирта, который получают из древесины ,а для его хранения достаточно обыкновенного топливного бака, но он будет работать по принципу бензиновых машин. 

Структура топливного эелемента. Схема топливного элемента.

Электричество получаем  в результате электролиза воды с платиновым катализатором. 
Водород в чем-то сродни металлам, и его атом легко теряет свой единственный электрон. В устройстве, получившем название водородный топливный элемент, реакция водорода с кислородом происходит в несколько стадий. Сперва водород вынужден пройти через ионообменную мембрану, которая свободно пропускает лишь протоны – лишенные электрона атомы водорода (Н+), но не молекулы Н. Электроны при этом остаются на отрицательном электроде (он же – платиновый катализатор). Пройдя через мембрану, водород вновь получает свой электрон – в момент реакции с кислородом воздуха, но уже на положительном электроде, и тоже платиновом.

Теперь рассмотрим получение водорода. Сейчас водород получают при высокой температуре из воды. А на нагревание тратятся те же драгоценные углеводороды. Учёные ищут катализатор для выделения водорода из воды при более низкой температуре. Одним из решений является электроводородный генератор, который в 1.5 раза меньше тратит энергии. Как видно из следующих реакций, его катализатором является кремний. Вот схема его работы:

     1) Q + C + SiO2 → Si + CO2 ↑ + H2O — восстановление кремния углеродом

     2) Si + 2H2O → SiO2 + 2H2↑ + Q — получение водорода

     3) 2H2 + O2 → 2H2O + Q — сжигание водорода

     Теперь  поговорим про экологическую  составляющую водородного автомобиля. В 2005 году в ЕС объем выхлопов СО2 одного автомобиля составлял в среднем 162 грамма на километр. Если учитывать то, что в мире насчитывается порядка 700млн. легковых автомобилей и среднегодовой пробег составляет 15тыс. километров, то выброс СО2 составляет 1.5млрд. тонн в год, и это не учитывая выхлопы машин с большим и очень большим объёмом двигателя (фуры, тягачи, карьерные грузовики) и работу крупных фабрик , заводов и теплоэлектростанций. Автомобиль с двигателем на водороде является транспортным средством с нулевым уровнем выброса загрязняющих веществ. Продуктом сгорания топлива является дистиллированная вода. Автомобиль не выделяет в атмосферу выхлопных газов и развивает скорость от 80 до 160 км/ч.Чтобы снизить выхлопы машин на 20% , нужно массово ввести в производство порядка 70млн. автомобилей. Однако, как отмечают эксперты, переход на водородные автомобили в ближайшие 5-6 лет в мировом масштабе осуществить не удастся, так как еще не все производители анонсировали свои будущие водородные линейки автомобилей. Серийное производство небольшими партиями в 2008 году планируют концерны Honda, General motors, BMW, ВАЗ. Сегодня в мире водородных автозаправок насчитывается не больше сотни, причем около 90 процентов из них находятся в Японии и США. Однако ЕК планирует выделить 470млн. для создания водородных заправок к 2008 году. Шумовое загрязнение машин на водородном двигателе в 2 раза меньше , чем на двигателях внутреннего сгорания. Путь создания автомобиля имеет много проблем ,но в итоге мы получаем  более высокий  КПД и выхлоп в виде дистиллированной воды и оксидов азота , но последних образуется меньше в 4-5 раз , чем в бензиновом двигателе. Путь создания данного автомобиле очень сложный, но человек не стоит на месте и он приближается к этой цели, все преимущества которой налицо ,ведь в наше время актуален вопрос альтернативного источника энергии ,как с целью поиска новых источников энергии, так и с целью сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу.

Литература:

www.lada-vaz.ru

www.5ballov.ru 
 
 

Информация о работе Водородный двигатель- мечта человечества и реальность 21 века