Виды загрязнения окружающей среды и принципы ее охраны

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «окружающая среда» неравнозначно по содержанию и понятию «экология», так как последнее обозначает науку об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Файлы: 1 файл

Экологическое.docx

— 46.14 Кб (Скачать)

Законодательством Российской Федерации государственная экологическая  экспертиза названа обязательной мерой  охраны животного мира при принятии хозяйственных решений, способных  повлиять на объекты животного мира и среду их обитания (ст. 20 Закона о животном мире4).

Анализируя содержание основополагающих нормативно-правовых актов в области  экологической экспертизы, охраны животного  мира и охраны окружающей среды от негативного биологического воздействия, необходимо констатировать, что производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным  путем, не является самостоятельным  объектом экологической экспертизы. Такая экспертиза проводится в случае принятия нормативно-технических и  инструктивно-методических документов, регулирующих осуществление производства, разведения и использования растений и животных, проектов федеральных  и региональных целевых программ, т.е. в отношении объектов экологической  экспертизы, указанных в ст.ст. 11, 12 Закона об экологической экспертизе5.

Помимо обязательного  проведения экологической экспертизы, часть первая комментируемой статьи содержит требование об обязательном получении разрешений федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области  охраны окружающей среды, иных федеральных  органов исполнительной власти в  соответствии с их компетенцией и  законодательством РФ на осуществление  деятельности по производству, разведению и использованию растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам.

Данное правило основывается на международном принципе приоритетного  сохранения компонентов биологического разнообразия в их естественной среде. В законодательстве о животном мире содержится требование о получении разрешений специально уполномоченных государственных органов РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания, во-первых, на переселение объектов животного мира в новые места обитания, во-вторых, на акклиматизацию новых для фауны РФ объектов животного мира, и, в-третьих, на проведение мероприятий по гибридизации объектов животного мира.

В действующих нормативно-правовых актах разрешительные документы  на осуществление вышеуказанных  видов деятельности, связанных с  воздействием на объекты животного  мира и среду их обитания, именуются  по-разному. Например, в соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3276, к полномочиям Россельхознадзора относится выдача лицензий на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. В Административном регламенте исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, а также на особо охраняемых природных территориях федерального значения разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде, утв. Приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2007 г. N 615, такие лицензии именованы разрешениями (п. 4 Административного регламента).

По своей правовой природе  такие разрешительные документы  существенно отличаются от лицензий на осуществление отдельных видов  деятельности. Во-первых, в ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»7 говорится о том, что отношения в сфере осуществления использования природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира, не регулируются данным федеральным законом. Во-вторых, «природоресурсные» лицензии и разрешения оформляют, по сути, обязательственные отношения между государством - собственником природных ресурсов и конкретным юридическим лицом, в которых усматривается согласование ряда условий природопользования на стадии получения разрешительной документации. Определенная трудность в сопоставлении правового положения вышеуказанных разрешительных документов состоит в том, что правовой статус «природоресурсных» лицензий четко не определен в законодательстве: в настоящее время отсутствует единый нормативный акт о видах и порядке их предоставления.

В соответствии с Законом  о промышленной безопасности8, под опасным производственным объектом понимаются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному федеральному закону (ст. 2). В приложение 1 обозначено пять категорий таких объектов. К первой категории относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества. Опасные вещества рассматриваемый федеральный закон определяет как воспламеняющие, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, иные, представляющие опасность для окружающей среды, вещества. Ко второй и третьей категории относятся опасные производственные объекты, на которых используется оборудование, способное причинить вред жизни и здоровью человека, а также негативно повлиять на состояние окружающей среды (например, оборудование, работающее под давлением, стационарно установленные грузоподъемные механизмы). К четвертой и пятой категории относятся опасные объекты по видам и результатам выполняемых работ (на которых производится обработка черных и цветных металлов, ведутся горные работы). Все опасные производственные объекты подлежат занесению в реестр, который ведется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Закон о промышленной безопасности прямо не предусматривает требований, направленных на защиту от негативного  биологического воздействия при  осуществлении производственной деятельности. Тем не менее, его положения направлены на обеспечение требований промышленной безопасности, под которыми в соответствии со ст. 3 данного законодательного акта понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в действующем законодательстве, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. К таким требованиям относятся: проведение экспертизы промышленной безопасности, декларирование промышленной безопасности особо опасных производств, лицензирование видов деятельности, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов, осуществление производственного контроля на таких объектах и другие требования.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать  нормам в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической  безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также  требованиям государственных стандартов. В качестве конечной цели рассматриваемых  требований видится обеспечение  промышленной безопасности различных  видов опасных производств.

Требования об обеспечении  защиты от негативного биологического воздействия при функционировании опасных производственных объектов являются, в основном, предметом  регулирования природоохранного законодательства. Например, положения комментируемого  закона содержат требования к установлению нормативов качества окружающей среды  и нормативов допустимого негативного  воздействия на окружающую среду (ст.ст. 21, 22).

Одной из разновидностей нормативов качества окружающей среды являются нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов. ПДК микроорганизмов являются гигиеническими нормативами, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ - главой Роспотребнадзора и устанавливаются для воздушной среды.

В отношении концентраций загрязняющих веществ в атмосферном  воздухе существуют две разновидности  ПДК - максимально-разовая и среднесуточная, отличие которых обусловливается  лимитирующим показателем вредности  вещества. Лимитирующий (определяющий) показатель вредности характеризует  две направленности биологического действия вещества:

- рефлекторное действие, т.е. реакция со стороны рецепторов  верхних дыхательных путей - ощущение  запаха, раздражение слизистых оболочек, задержка дыхания и т.п. Указанные  эффекты возникают при кратковременном  воздействии вредных веществ,  поэтому рефлекторное действие  лежит в основе установления  максимально-разовой ПДК (ПДК  м.р.), учитывающей так называемые  залповые, массивные выбросы загрязняющих  веществ и характеризует разовое,  одномоментное рефлекторное влияние  загрязнения атмосферного воздуха  на организм человека;

- резорбтивное воздействие,  т.е. возможность развития общетоксических,  мутагенных, канцерогенных и других  эффектов, возникновение которых  зависит не только от концентрации  вещества в воздухе, но и  длительности его вдыхания. С  целью предупреждения развития  резорбтивного действия устанавливается  среднесуточная ПДК (ПДК с.с.), которая учитывает как пиковые, так и наименьшие концентрации атмосферных загрязнений, которые имеют место в течение суток9.

В отличие от загрязняющих веществ, ПДК для микроорганизмов в воздухе не устанавливаются, поскольку микроорганизмы обладают только резорбтивным воздействием на организм человека и присутствуют в атмосферном воздухе и в воздухе рабочей зоны в виде аэрозоля. Санитарное законодательство закрепляет две разновидности ПДК микроорганизмов в воздухе: ПДК с.с. в атмосферном воздухе населенных мест; ПДК с.с. в воздухе рабочей зоны. ПДК микроорганизмов в атмосферном воздухе населенных мест устанавливаются ГН 2.1.6.1763-03 "Предельно допустимые концентрации микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в атмосферном воздухе населенных мест" и действуют на всей территории Российской Федерации. Данные гигиенические нормативы распространяются на атмосферный воздух городских и сельских населенных пунктов и используются при проектировании технологических процессов, оборудования и вентиляции, для санитарной охраны атмосферного воздуха, для профилактики неблагоприятного воздействия загрязняющих атмосферный воздух микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов на здоровье населения городских и сельских населенных пунктов.

ПДК микроорганизмов в  воздухе рабочей зоны являются гигиеническим нормативом - ГН 2.1.6.1762-03 «Предельно допустимые концентрации микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны» для использования при проектировании производственных зданий, технологических процессов, оборудования, вентиляции, для контроля за качеством производственной среды и профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье работающих.

Такие нормативы устанавливаются  на основании комплексных токсикологических, иммунологических и бактериологических исследований и представляют собой  концентрации микроорганизмов, которые  при ежедневной, кроме выходных дней, работе в течение 8 часов и не более 40 часов в неделю, в течение  всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в  состоянии здоровья человека, а также  не оказывать воздействие на будущие  поколения людей. Рабочей зоной, на которую распространяется действие нормативов, является пространство высотой до 2-х метров над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Во-первых, ст.ст. 22 и 23, закрепляющим основы нормирования допустимого воздействия на окружающую среду и предусматривающим установление нормативов выбросов и сбросов микроорганизмов в окружающую среду, исходя из нормативов допустимой нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Как и в отношении осуществления деятельности, сопряженной с выбросами и сбросами химических веществ в атмосферу и водные объекты, поступление микроорганизмов в окружающую среду в результате антропогенной деятельности является правомерным лишь при наличии разрешения, выданного компетентным органом исполнительной власти - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Основанием для выдачи разрешение на выбросы микроорганизмов  в атмосферный воздух служит разработка хозяйствующим субъектом и утверждение  в установленном порядке проекта  предельно допустимых выбросов, а  разрешения на сброс в водные объекты - наличие у водопользователя утвержденных нормативов предельно допустимых сбросов (НДС) или установленных лимитов  на сбросы.

Во-вторых, на реализацию положений  ч. 3 направлена ст. 67 комментируемого закона, которая регулирует порядок осуществления производственного экологического контроля и ст. 11 Закона о промышленной безопасности, закрепляющая обязанность эксплуатирующей организации организовывать и осуществлять производственный контроль за требованиями промышленной безопасности.

В-третьих, существует целый  комплекс нормативно-технических документов, регламентирующих правила безопасности в биологической промышленности. Например, утвержденные Департаментом  ветеринарии Минсельхозпрода России 7 июля 1999 г. Правила безопасности, производственной санитарии, охранно-карантинного и  ветеринарно-санитарного режимов на предприятиях биологической промышленности, определяют порядок работы с микроорганизмами и ядами биологического происхождения, а также их учета, хранения и обращения. Данный документ был разработан на основе Санитарных правил: СП 1.2.011-94 «Эпидемиология. Безопасность работы с микроорганизмами I и II групп патогенности» и СП 1.2.036-95 «Эпидемиология. Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности».

В-четвертых, имеются требования к содержанию микроорганизмов в  пищевых продуктах. Например, СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» и принятые к нему дополнения содержат требования об обязательном указании на упаковке пищевых продуктов сведений о том, что продукт был получен с использованием генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов. В соответствии с п. 4.1. данных санитарных правил и норм, новые пищевые продукты, полученные из ГМО растительного происхождения, подлежат обязательной государственной регистрации, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

Заключение

 

Охрана окружающей среды  регулируется ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и  природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих  поколений, укрепления правопорядка в  области охраны окружающей среды  и обеспечения экологической  безопасности. Общие экологические требования при осуществлении сельскохозяйственной деятельности изложены в статьях 34-56 данного Закона. 

Информация о работе Виды загрязнения окружающей среды и принципы ее охраны