Виды экскурсий и их значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:23, контрольная работа

Краткое описание

Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В качестве эффективных приемов воспитания и обучения детей на экскурсиях Е. А. Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводить повторные наблюдения с целью более глубокого дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описательный рассказ об увиденном.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 39.02 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 
                                                                     Счастье – это быть с природой, 
 
                                                                   видеть ее, говорить с ней. 
 
                                                                                            (Л. Н. Толстой.) 
          Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и   пищу, и   одежду,   и кров,   и многое другое.   Но вместе с тем природа,      как    добрая мать,   выступает перед   нами еще в одной роли, которую часто  недооценивают:  она – наша учительница и воспитательница.   Она влияет на наше духовное развитие. 
       Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. 
       В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования  ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях   совершенствования   природопользования важно воспитывать у подрастающего  поколения   с  первых   лет    жизни любовь  к   родной природе, бережное и заботливое отношение к ней. 
      Одной    из    наиболее    эффективных    форм   ознакомления   детей  с природой являются экскурсии. 
     С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою  кормилицу,   но и мудрую воспитательницу и наставницу. Многие    великие   мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка в   первые годы жизни в значительной степени зависит от природного   окружения.    «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании    человека, —    утверждал К. Д. Ушинский, — и самое тщательное    воспитание   без    участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».  
      На протяжении истории педагогики проблема ознакомления детей с природой    решалась    по-разному    в зависимости от философских позиций того или иного автора. Так, во многих детских садах дореволюционной России, находящихся под влиянием буржуазных систем Ф. Фребеля, М. Монтессори, ознакомление детей с природой использовалось для формирования религиозно-мистического мировоззрения. 
       Русские революционеры-демократы: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский подчеркивали, что общение с природой в дошкольные годы и последующее изучение естественных наук необходимы для воспитания у детей основ материалистического мировоззрения, единственно последовательного и прогрессивного. 
       Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей   с природными     объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом     людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений. 
      Воспитательно-образовательное значение экскурсий неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям «... ширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений».  
     Высоко ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование — сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу».   И далее: «Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности». 
       Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В качестве эффективных     приемов воспитания и обучения детей на экскурсиях Е. А. Флерина    предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводить повторные наблюдения с целью более глубокого дифференцированного   восприятия явления природы, учить детей составлять описательный рассказ об увиденном. 
        Исследования   советских ученых, выполненные в последние годы, убедительно    показывают,    что на    экскурсиях создаются благоприятные условия     для всестороннего развития    детей.    Ознакомление дошкольников с окружающим — первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине. 
 
1.Виды экскурсий и их значение. 
 
      Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по     экологическому   воспитанию  , одна  из   трудоёмких и сложных форм обучения.  Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. 
     Преимущество   экскурсий   в    том,    что   они   позволяют   в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. 
      На   экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания,  а   это   способствует   образованию   первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. 
 
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.). 
 
Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». 
 
Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.  
 
Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: 
 
-навыков наблюдения и наблюдательности как таковой 
 
-сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.) 
 
-мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности) 
 
 -воображения и творческих способностей. 
 
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. 
 
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера. 
 
Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях. 
 
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы: 
 
·  между органами животных и растений и их функциями 
 
·   между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни 
 
·    между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования 
 
·   между различными живыми существами в одной экосистеме. 
 
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др.  Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты. 
 
Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при  организации и других видов экскурсий. 
 
Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.  
2.Подготовка  к экскурсии. 
 
Структура экскурсии: 
-вводная беседа 
-коллективное наблюдение 
-индивидуальное самостоятельное наблюдение детей 
-сбор материала 
-игры детей с собранным материалом 
-заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе. 
 
Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).  
 
Подготовка воспитателя. 
 
Заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. 
 
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. 
 
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы. 
 
Подготовка детей  
 
Начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. 
 
Воспитанники должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице. 
 
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. 
 
К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. 
 
Ниже приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу: 
 
Оборудование для сбора растений:  
 
Лопатки или совочки для выкапывания растений — 3. 
 
Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника — 1. 
 
Папки для растений — 2. 
 
Корзиночки для шишек, листьев — 2. 
 
Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов — 2. 
 
Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений — 2—3.  
 
Оборудование для сбора животных:  
 
Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе — 1—2. 
 
Сачки водяные для вылавливания животных из водоема — 1—2. 
 
Коробки с отверстиями для переноски животных — 4—5. 
 
Посуда для переноски водных животных — 2—3. 
 
Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией воспитатель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой. 
 
3.Проведение экскурсий. 
 
Природоведческая экскурсия.  
 
Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы. 
 
Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. 
 
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.  
 
Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том,  
 
Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе. 
 
Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений. 
 
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?» , «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др. 
 
Сельскохозяйственная экскурсия. 
 
Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле (вспашка, сев, сбор урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, на огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, ботанический сад, парники, птичники и т. д. Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. 
 
Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины используют, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда. 
 
Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача — вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение самого процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело (кормят животных, собирают колоски и т. д.). Дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде.  
 
При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.  
 
4. Повторные экскурсии и после экскурсионная работа. 
 
Включение знаний, которые активизируют прошлый опыт детей, приходят с ним в столкновение, противоречие, способствует повышению продуктивности мышления, развитию познавательных интересов. 
 
Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления дошкольников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес, парк, на водоем, в поле. 
 
Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению воспитателя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные  
 
особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления. 
 
При разработке содержания экскурсий необходимо исходить из программных требований и природного окружения. В каждом дошкольном учреждении следует определить природные и сельскохозяйственные объекты, ознакомление с которыми целесообразно проводить с детьми той или иной возрастной группы, а также наметить объем знаний, которые должны усвоить дети. Исходя из этих условий определяется перечень экскурсий, устанавливается их последовательность и примерные сроки проведения. «При планировании системы экскурсий рекомендует придерживаться следующих принципов: они должны обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений природы, что диктуется решающей ролью эмоционального фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса; повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги; постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по двум линиям: расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях; четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь меж, ними.» 
 
На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться. 
 
При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечения их в доступную природоохранительную деятельность взрослых (например, участие в уходе за лесонасаждениями, в подкормке диких животных, в сезонных работах в саду, парке и т. д. 
 
Реализацию требований к планированию можно проиллюстрировать на примере осенней экскурсии в плодовый сад (средняя группа): «Узнавать и называть известные деревья, отметить, какие изменения произошли с ними (закончилось цветение, появились плоды); учить определять спелые плоды, отличать их по вкусу и форме; активизировать словарь; учить рассказывать об увиденном; воспитывать уважение к тем, кто ухаживает за садом» 
 
Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа. 
 
Первый этап — подготовительный. Как показывает само название, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения. 
 
Второй этап — организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов — это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа: 
 
-нацеливающие   внимание,  требующие   констатации   фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий); 
 
-активизирующие,    требующие    сравнения,    сопоставления, различения, обобщения; 
 
-стимулирующие    творческое    воображение,    побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям. 
 
Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Например, на первой экскурсии на луг (старшая группа) воспитатель задает вопросы: какие луговые растения вы знаете? У каких растений желтые (белые, синие) цветы? Какие цветы имеют сильный запах? Каких насекомых вы знаете? Как называется бабочка с желтыми крыльями? Как называются насекомые, похожие на бабочек, но меньшего размера? 
 
Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся знакомые предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Так, на пов-торной экскурсии в лес (средняя группа) воспитатель предлагает детям сначала вспомнить, что они видели в лесу в прошлый раз, затем рассказать, каким лес стал теперь, что в нем изменилось. 
 
Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, зимой в лиственном лесу воспитатель может задать им вопрос: как вы думаете, в каком лесу сейчас светлее: в лиственном или хвойном? Почему? 
 
Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий (например, шишки  для занятий по математике). 
 
При проведении экскурсий необходимо иметь в виду следующее. Часто дети находят в лесу, на лугу, в поле птенцов, ежат, зайчат. Движимые добрыми чувствами, дети хотят отнести их в детский сад, выходить и вырастить. Делать этого нельзя. Задача воспитателя заключается в том, чтобы разъяснить детям, что эти животные лучше вырастут в естественных условиях, они не покинуты родителями, как кажется детям. Если даже они не найдут свой «дом», их выходят птицы, звери, живущие в лесу. А если их вырвать из привычных условий, то они могут погибнуть. 
 
В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу» (старшая группа), после знакомства с огородными культурами — игра «Узнай по описанию» (средняя группа). 
 
На сельскохозяйственных объектах организуются наблюдения трудовых операций, знакомство с материалами, инструментами, техникой и машинами. С детьми беседуют взрослые. Воспитатель заранее готовит такую беседу, определяет ее содержание. Например, на ферме доярка рассказывает  
 
о коровах и телятах, за которыми она ухаживает, о технике, облегчающей труд. 
 
Третий этап экскурсии — заключительный. Он охватывает всю послеэкскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой. 
 
Работа после экскурсии. 
 
 
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения. 
 
Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа. 
 
Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями. 
 
Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга,  будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

Заключение

 
Экскурсии по природоведению имеют  большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют  и расширяют знания детей. На экскурсиях они проверяют на практике многие теоретические знания и переводят  их в умения и навыки. 
Экскурсия - это увлекательная форма работы воспитателя и детей, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач. 
 Дошкольники должны получить определенную систему знаний о неживой и живой природе. Поскольку основным методом изучения природы являются непосредственные наблюдения ее различных компонентов, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано. 
Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. В процессе наблюдения у детей дошкольного возраста формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). 
 
5. Практическое задание: конспекты экскурсий. 
 
«Экскурсия в оранжерею» 
 
 
Задачи: 
 
Закрепить представление детей о том, что для роста растений нужны свет, тепло, хорошая почва (зимой растения выращиваются в оранжереях и теплицах; здесь растут красивые цветы, свежие овощи; для того чтобы растения нормально росли и развивались, им создают условия, близкие к естественным); воспитывать уважение к труду взрослых, чувство радости от общения с природой; формировать умения устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений. 
Подготовка к экскурсии: 
 
Экскурсию лучше провести во время цветения некоторых растений. Договориться с садовником о маршруте и содержании беседы с детьми. 
Ход экскурсии: 
 
Придя в оранжерею или теплицу, воспитатель обращает внимание детей на обилие зелени. 
 
Воспитатель: Ребята посмотрите как здесь много зелёных растений! 
 
Воспитатель: А у нас на участке растения зелёные?  
 
Дети: Нет 
 
Воспитатель: Почему? Объясните? 
 
Дети сравнивают состояние растений в оранжерее с состоянием растений на участке детского сада. 
 
Дети: Потому, что на улице зима. 
 
Воспитатель: Посмотрите-ка, сколько градусов на термометре? 
 
(Воспитатель подводит детей к термометру.) 
 
Воспитатель: А на улице, какая сейчас погода - тёплая или холодная? 
 
Дети: Холодная. 
 
Воспитатель: Зачем включены светильники, если сейчас день? 
 
(Воспитатель помогает правильно и полно ответить детям, если они затрудняются) 
 
Далее воспитатель с детьми обходят 2-3 павильона оранжереи, рассматривают растения находящиеся здесь постоянно. Хорошо, если один из сотрудников расскажет о некоторых из них - где растут в природе, как о них заботятся в оранжерее. 
 
В маршрут экскурсии следует включить и те павильоны, где выращиваются овощи и декоративные растения.  
 
Воспитатель: Какие из этих растений вы знаете? 
 
(Дети называют знакомые растения) 
 
Воспитатель: Посмотрите, в какой земле их выращивают? 
 
Дети: В мягкой, удобренной. 
 
Воспитатель: Сейчас растения будут поливать, давайте понаблюдаем.  
 
(Воспитатель с детьми смотрят, как поливают растения) 
 
Воспитатель: Это называется искусственным дождём. 
 
Работник оранжереи рассказывает, для кого они выращивают цветы и овощи. 
 
(Если работника нет, то воспитатель рассказывает об этом сам). 
 
Воспитатель: Скажем большое спасибо !  
 
Дети: Спасибо 
 
Воспитатель: Вам понравилась экскурсия?  
 
Дети: Да 
 
Воспитатель: Что вы поняли? 
 
Дети: Что зимой растения и овощи выращивают в теплицах. За ними ухаживают люди и т. д. 
 
Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в детский сад. 
Конспект экскурсии на луг 
 
(подготовительная  к школе группа). 
Цель. Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света; учить различать и называть некоторые из них (клевер, луговую герань, мышиный горошек и др.), учить отыскивать насекомых: кузнечика, стрекозу, 1-2 вида бабочек, отмечать различия (величина, цвет крыльев, длина ног) и сходство (у всех у них по три пары ног); приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, напоенных ароматом трав. 
Ход экскурсии. Воспитатель, придя на луг, рассматривает местность, определяет ее особенности (открытое пространство, простор). При затруднении сравнивает луг с граничащим с ним лесом, отмечает, что на лугу растут невысокие растения. Вместе с детьми любуется лугом. 
 
Смотрите, как луга благоухают, 
 
Упитана дождем зеленая трава, 
 
И легкий ветерок с волной реки играет, 
 
И рожь златистая колышется едва… 
 
Прекрасен этот мир! 
 
 Разрешает каждому найти цветущее растение (самое красивое!), но предупреждает, что рвать его нельзя. 
 
Поочередно дети рассматривают каждое растение, вспоминают и уточняют название, определяют особенности стебля, листьев, цветков, сравнивают их. Воспитатель предлагает вспомнить, какие цветы находили на таких же прогулках прошлым летом. Детей следует подвести к суждению о  
 
разнообразии и красоте луговых растений. 
 
Затем, выбрав 3-4 растения, которые встречаются и на лесных полянах (например, гвоздику, луговую герань и др.), задает вопрос: «Где вы еще видели эти растения?» (или конкретнее: «Видели ли эти растения в лесу? В каких местах: на солнечных полянах или в чаще леса?») После этого предлагает подумать, почему эти растения можно увидеть на лугах повсюду, а в лесу только на светлых, солнечных полянках. Этими и подобными вопросами воспитатель подводит детей к выводу, что на лугах растут растения, которым нужно много света и солнца. 
Конспект экскурсии в лес 
 
(подготовительная к школе группа). 
Цель. Систематизировать знания детей о лесе (в лесу растут различные деревья и кустарники, травы, грибы; в лесу тихо, воздух свежий; лес начинается опушкой, в лесу есть поляны, чащи); уточнить представления о животных и других обитателях леса (в лесу живут звери – белка, еж, лиса и др.; птицы – дятел, кукушка, синица; насекомые – муравьи, жуки, бабочки и др.; можно встретить ящериц, в сырых местах – лягушек; на полянах и в чащах растут разные травы; люди заботятся о лесе – охраняют его от пожара, расчищают, сажают новые молодые деревья); вызвать радость и удовольствие от пребывания в лесу. 
 
Ход экскурсии. Подойдя к лесу, рассмотреть опушку. Вспомнить, как называется «край леса» его «начало». Предложить сравнить опушку леса с лугом (рослые деревья и кустарники стоят стеной, они значительно выше, чем растения луга). Пересечь опушку, вновь оглядеться и сравнить лес и луг  
 
(«где больше, где меньше света? Почему? Где прохладнее? Тише? Почему?») Дальнейший маршрут должен быть выбран таким образом, чтобы дети могли пройти в чаще леса, на полянке, по просеке. 
 
В ходе экскурсии дети рассматривают, называют известные им деревья, кустарники, травы, грибы, сравнивают и устанавливают, что в чаще и на поляне растут разные травы. Среди цветущих трав, растущих на поляне, находят те, что растут и на лугу. Воспитатель уточняет, видели ли их в чаще леса, почему эти травы растут в лесу, на лугу. 
 
Подойдя к «кузнице» дятла или «столовой» белки, предложить рассмотреть шишки, лежащие под деревом, определить, кто из них достал семена: белка или дятел. Дети вспоминают, какие птицы живут в лесу, где их еще встречали. В ходе экскурсии, если будут слышны птичьи голоса, учить различать 2-3 птиц. 
 
После осмотра муравейника (если повторно) установить, увеличился ли «город», не появились ли новые дороги, куда они ведут. Обязательно напомнить детям о том, какую пользу приносят муравьи. 
 
Пересекая просеку или проходя по ней, по расчищенным местам леса, обратить внимание на то, как люди заботятся о лесе. На участке молодых посадок деревья заметно подросли. Напомнить детям о необходимости беречь лес – он растет долго, требует много труда и забот. 
 
 
Список использованной литературы 
1.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.,1980. 
 
2.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982 
 
3.Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983. 
 
4.Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М., Просвещение,1985. 
 
5.Крупская Н. К. Пед. соч. М., 1980, т. 6. 
 
6.Лучич М. В. Детям о природе.- М., 1989. 
 
7.Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М. А. Васильевой.-М.,2005. 
 
8.Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. М., 1979, т. 1. 
 
9.Тетюрев В. А. Рассказы о наблюдениях в природе. М.,Просвещение, 1971. 
 
10.Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., 1981. 
 
11.Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1948, т. 3. 
 
12. Каменева Л.А., А.К.Матвеева, Л.М.Маневцова и др. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1983г. 
 
13. Маневцова Л. М. Листок на ладони. - СПб.: Детство-Пресс, 2004г. 
 
14.Мир природы и ребёнок/под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998г. 
 
15.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001г


Информация о работе Виды экскурсий и их значение