Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:11, реферат
Проектно-исследовательская деятельность [1]-- это серьезная и целенаправленная работа педагога-руководителя. Исследовательская деятельность предполагает системную работу с каждой группой обучающихся. В первую очередь, это задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем.
1 Принципы организации исследовательской деятельности
4
2Основные функции и задачи вуза в области научно- исследовательской деятельности
8
3 Виды научно-исследовательской работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КОКШЕТАУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ МЫРЗАХМЕТОВА
Кафедра Экологии, Безопасности жизнедеятельности и защита окружающей среды
РЕФЕРАТ
На тему: «Виды и формы проведения научно-исследовательской деятельности в вузе»
по специальности 6М060800 - «ЭКОЛОГИЯ»
Выполнила:
Хасенова А.К.
магистрант гр.Э-12М
Проверила:
Субботина И.В.
к.э.н., профессор
Кокшетау 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1 Принципы организации исследовательской деятельности |
4 |
2Основные функции и задачи вуза в области научно- исследовательской деятельности |
8 |
3 Виды научно-исследовательской работы |
11 |
Сокращения
-ВУЗ - высшее учебное заведение;
-НИИ - научно-исследовательский институт;
-НИР - научно-исследовательская работа;
-НИРС - научно-исследовательская работа студентов;
-НСО - научное студенческое общество;
-ПК - персональный компьютер;
-ППС - профессорско-преподавательский состав;
-НТС - научно-технический совет;
-СКБ - студенческое конструкторское бюро;
-СПБ - студенческое проектное бюро;
-СТБ - студенческое технологическое бюро.
1 Принципы организации исследовательской деятельности
Проектно-исследовательская деятельность [1]-- это серьезная и целенаправленная работа педагога-руководителя. Исследовательская деятельность предполагает системную работу с каждой группой обучающихся. В первую очередь, это задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем. Помимо выполнения различных заданий, специфичных для каждой группы, ребята получают возможность изучать выбранную ими и интересную для них область знаний через систему самых разнообразных мероприятий, проводимых вне школы. Такими мероприятиями могут быть:
-посещение научно-исследовательских институтов, предприятий, научных учреждений; -встречи с людьми, прославившими науку в данной области знаний; -посещение выставок, связанных с проблематикой научных работ; -встречи со студентами вузов, которые представляют те области знаний, по которым пишут работы учащиеся школы. Для того чтобы педагог мог успешно управлять проектно-исследовательской деятельностью учащихся, он должен хорошо представлять себе принципы организации данного процесса. Исследовательская деятельность учащихся может быть успешной в том случае, если она будет строиться на следующих принципах [2]: -доступности; -естественности; -осмысленности; -культуросообразности; -самодеятельности. Одним из главных принципов проектно-исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности. Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность. Возможность приобретения права выбора собственной предметной деятельности дает старшекласснику необходимость самостоятельного анализа результатов и последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Интересен тот факт, что абсолютное большинство учащихся, однажды попробовавших себя в исследовательской деятельности и получивших положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности снова и снова.
Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер. Самостоятельная деятельность студента позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партнером и сотрудником взрослого в той или иной проблеме, в которой они, взрослый и ученик, становятся равными. Это дает ученику иные мироощущения, предполагает возможность саморефлексии и наличие собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире. Иногда подобный результат не достигается в том случае, если ученик не может дойти до конца в своем исследовании. Это происходит в том случае, если проблема, которую ученик взялся решать, ему не по силам. Поэтому одним из главных принципов, помимо принципа самостоятельности, является принцип доступности исследования.
Занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Педагог должен помнить, что понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда он имеет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого -- просто и доступно. Поэтому педагог, определяя тему исследования, проблему для изучения и анализа ее учеником, должен дать ему возможность самостоятельно определить степень ее сложности, самостоятельно ее выбрать, чтобы потом студент не бросил заниматься ею, уделив уже достаточно времени работе над ней. Одним из важных принципов организации исследовательской деятельности является принцип естественности. Этот принцип заключается в том, что тема исследования, за которую берется ученик, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной и выполнимой, интересной и настоящей, а значит реально выполнимой. Ее естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, без каждодневной и постоянной помощи взрослого.
Следующим принципом организации исследовательского проекта, которым необходимо руководствоваться в организации проектно - исследовательской работы студентов, это принцип наглядности или эксперементальности.
В научной литературе существуют различные трактовки термина «наглядность» [3]. Одни относят к средствам наглядности лишь то, что может воспринять зрение человека, исключая при этом предметы и процессы и относя это лишь к иллюстративным и наглядным пособиям, некоторые несколько расширяют это понятие и распространяют это на представления, которые появляются в ходе слушания образной речи или чтения художественной литературы. В исследовательской деятельности человек познает свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности -- достаточно широкое понятие и выходит за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и позволяет ученику экспериментировать с теми предметами. Материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.
Не менее важным принципом реализации проектно-исследовательских программ является принцип осмысленности выполняемой учеником работы.
Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся деятельность его в ходе исследования должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы.
Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования -- не готовые выкладки, сформулированные взрослым, а плод раздумий, своеобразный инсайд ученика.
Осмысливание проблемы происходит в самостоятельной деятельности. Только тогда ученик в состоянии раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, своими словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить изученную теорию для объяснения частных явлений. Неожиданных результатов, полученных в ходе исследования. Процесс осмысления проблемы, ее обдумывания требует сложной мыслительной деятельности, мыслительных операций: синтез, сравнение, обобщение. Именно процесс осмысливания исследования дает ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, формирует способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию.
Использование принципа осмысленности требует реализации и принципа культуросообразности. Решение его -- это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования и новизной и оригинальностью подходов в его решении научной задачи. Принцип культуросообразности можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда ученик привносит в исследование что-то свое, неповторимое, пронизанное своими мироощущениями и мировосприятием, что позволяет сделать исследование неповторимым и оригинальным.
Однако, самым главным из всех выше перечисленных принципов является принцип самодеятельности школьника, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебного исследования является главным показателем понимания учеником изучаемой им проблемы, показателем становления мировоззренческой позиции автора. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и эксперементальности, а не наоборот. Педагог, руководя исследовательской деятельностью учащихся, должен не только знать это, но и руководствоваться этим принципом в первую очередь, желая, чтобы ученики были успешными исследователями.
Все эти принципы можно успешно реализовать, используя такую форму организации исследовательской деятельности учащихся как учебно-исследовательские проекты.
Технология ориентирована на учащихся с высокой учебной мотивацией и стремлением к научно-исследовательской деятельности различного уровня, участию в научно-исследовательских конференциях как внутри учебного заведения, так и за его пределами.
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является изучение законов природы, общества и мышления, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности в целях рационального использования природных богатств и эффективного управления обществом;
Научно-исследовательская деятельность - вид деятельности, связанный с изучением окружающей действительности с целью выявления особенностей, закономерностей и законов, присущих изучаемым объектам, пилениям (процессам), и использованием полученных знаний на практике;
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы;
Фундаментальные научные исследования - теоретическая и (или) экспериментальная интеллектуальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека и их взаимосвязи;
Прикладные научные исследования - деятельно направленная на получение и применение новых знаний дня достижения практических целей и решения конкретных задач;
Экспериментальные разработки - основаны на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлены на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методой и их дальнейшее совершенствование;
Результат научной и (или) научно-технической деятельности - объективированный результат научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или новые решения, зафиксированный на любых носителях информации и предназначенный для применения;
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий определения уровня обоснованности принимаемых решений по важнейшим вопросам научно-технического прогресса [4];
Отчет о НИР - научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и/или результаты научного исследования.
2 Основные функции и задачи вуза в области научно- исследовательской деятельности
Основными функциями и задачами вуза в области научно- исследовательской деятельности являются:
-ведение фундаментальных, поисковых, прикладных научно- исследовательских, опытно-конструкторских работ и инновационной деятельности;
-получение новых знаний и посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся;
-исследование и разработка теоретических и методологических основ развития высшего образования;
-внедрение результатов научных исследований в практическую деятельность;
-формирование и развитие собственных научных школ, активное привлечение к научно-исследовательской работе научно-педагогических работников и обучающихся;
-разработка и реализация собственных технологий и методик подготовки, организации и ведения образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий;
-организация проведения прикладных исследований и практических разработок направленных на коммерческую реализацию;
-защита интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков и содействие выходу научных разработок на казахстанский и международный рынки;
-расширение финансовой основы исследований и разработок за счет использования привлеченных средств и инновационной деятельности.
Научная деятельность вуза является непременной составной частью процесса подготовки специалистов. Единство учебного и научного процессов обеспечивается за счет:
- привлечения студентов к участию в научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах, выполняемых за счет средств республиканского бюджета РК. других бюджетов и внебюджетных источников финансирования;
Информация о работе Виды и формы проведения научно-исследовательской деятельности в вузе