Твердые бытовые отходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Отходы производства и потребления поступают в окружающую среду в больших количествах, в частности только в Москве ежегодно образуется 20 млн.м³ так называемых твердых бытовых отходов и около 5 млн.т промышленных нетоксичных отходов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ.
1.1 Отходы производства (промышленные).
1.2 Опасные (токсичные) отходы.
1.3 Радиоактивные отходы (РАО).
1.4 Диоксиносодержащие отходы.
2. ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ
2.1 Сбор, временное хранение и транспортирование твердых бытовых отходов.
2.2 Сжигание ТБО – диоксиновая опасность.
2.3 Утилизация твердых бытовых отходов городов.
2.4 Складирование (депонирование) отходов.
2.5 Энергоемкость отходов и ее использование.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ1.docx

— 133.17 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)»

(УНИВЕРСИТЕТ  МАШИНОСТРОЕНИЯ)

КАФЕДРА «Экологическая безопасность автомобильного транспорта»

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Промышленная экология»

на тему: твердые бытовые отходы.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент

Мамчур Юрий Викторович

факультет «Экологический»

3 курс

группа 5-ЗИОн-2

 

 

Проверил:

к.т.н.

Айрбабамян Сергей Аветикович

 

 

 

Москва, 2014 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ  ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ.

1.1  Отходы производства (промышленные).

1.2  Опасные (токсичные) отходы.

1.3  Радиоактивные отходы (РАО).

1.4  Диоксиносодержащие отходы.

2.  ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ

2.1 Сбор, временное хранение  и транспортирование твердых  бытовых отходов.

2.2 Сжигание ТБО – диоксиновая  опасность.

2.3 Утилизация твердых  бытовых отходов городов.

2.4 Складирование (депонирование) отходов.

2.5 Энергоемкость отходов  и ее использование.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 
 
 Проблема сбора и транспортировки твердых бытовых отходов (ТБО) является остро актуальной, поскольку ее решение связано с необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистки городов, охраны окружающей среды и ресурсосбережения.

ТБО, образующиеся в результате жизнедеятельности людей, представляют собой гетерогенную смесь сложного морфологического состава (черные и цветные металлы, макулатуросодержащие и текстильные компоненты, стеклобой, пластмасса, пищевые отходы, камни, кости, кожа, резина, дерево, уличный смет и пр.). 

Ежегодно каждый городской житель производит 200-З00 кг ТБО, образующих городской мусор. Промедление с его удалением и ликвидацией недопустимо, так как может привести к глобальным эпидемиям (чума, холера и др.), к серьезному загрязнению городов.

Системе обращения с ТБО в России необходим эффективный менеджмент и многомиллионные инвестиции. И что немаловажно – иное отношение населения к твердым бытовым отходам. Так в Швеции, где с 1970-х годов твердые бытовые отходы объявлены национальным достоянием, 87% мусора отправляют на переработку. В России все наоборот. «Борьба с мусором» по-прежнему остается в числе экономических и экологических проблем. А надо бы с ним не бороться, а эффективно использовать. ТБО содержат ценные компоненты (металлы, органические вещества), а также являются потенциальным энергетическим источником, т.е. из ТБО можно извлечь экономическую выгоду. 

Отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Отходы производства и потребления поступают в окружающую среду в больших количествах, в частности только в Москве ежегодно образуется 20 млн.м³ так называемых твердых бытовых отходов и около 5 млн.т промышленных нетоксичных отходов. В общей сложности в Российской Федерации накоплено около 7 млрд.т. отходов, из которых 1 млрд.т. – опасные отходы. В среднем на каждого жителя РФ вырабатывается (накапливается) до 15 т. различных твердых бытовых отходов в год. Отходы в значительных количествах образуются во всех базовых отраслях промышленности (сельское хозяйство, энергетика, металлургия, строительство, транспорт, горнодобывающее производство), а также в быту.

Отходы представляют собой неоднородные по химическому составу, сложные многокомпонентные смеси веществ, обладающих разнообразными физико-химическими и физико-механическими свойствами. Общая направленность химического и вещественного состава отходов обусловлена взаимодействием компонентов, биологическим разложением и ассимиляцией веществ.

Рисунок 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ  ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ. 

Основу нормативно-правовой базы обращения с отходами на федеральном уровне в России составляют:

- Федеральный закон РФ  № 7-ФЗ от 10.01.2003 г. «Об охране окружающей  среды»;

- Федеральный закон РФ  № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах  производства и потребления» (с  изменениями от 29.12.2000 г.);

- Правила разработки и  утверждения нормативов образования  отходов и лимитов на их  размещение. Утверждены Постановлением  Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461;

- Блок межгосударственных (СНГ) стандартов, объединенных рубрикой  «Ресурсосбережение. Обращение с  отходами»;

- Концепция обращения  с твердыми бытовыми отходами  в Российской Федерации. Утверждена  Постановлением коллегии Госстроя  РФ от 22.12.1999 г. № 17.

Закон РФ «Об отходах производства и потребления» достаточно четко сформулировал основные принципы политики государства в указанной области: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия в природе; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, которое должно обеспечивать устойчивое развитие последнего; использование научно-технических достижений в целях внедрения малоотходных технологий и методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами для уменьшения их количества и вовлечения в хозяйственный оборот; доступ в соответствии с законодательством России к информации в области обращения с отходами; международное сотрудничество России в области обращения с отходами.

В соответствии с законодательством производитель отходов обязан:

- принимать надлежащее, обеспечивающее  охрану ОС и сбережение природных  ресурсов меры по обращению  с отходами;

- соблюдать действующие  экологические, санитарно-эпидемиологические  и технологические нормы и  правила при обращении с отходами;

- осуществлять раздельный  сбор образующихся отходов по  их видам, классам опасности и  другим признакам с тем, чтобы  обеспечить их исполь-

зование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее

размещение;

- обеспечивать условия, при  которых отходы не оказывают  вредного воздействия на состояние  ОС и здоровье людей;

- обеспечивать выполнение  установленных нормативов предельного  размещения отходов;

- лицензировать деятельность  по обращению с опасными отходами (порядок лицензирования определяет  Правительство РФ).

Глава III упомянутого закона формулирует требования к: 1) проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; 2) их эксплуатации; 3) обращению с опасными отходами; 4) обращению с отходами на территориях городских и иных поселений; 5) транспортированию опасных отходов.

В главе IV «Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами» введены два понятия «нормативы образования отходов» и «лимиты на размещение отходов». Порядок их разработки и утверждения определяет Правительство РФ. В случае их нарушения деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может быть ограничена, приостановлена или даже прекращена. В этой же главе формулируются правила о государственном кадастре отходов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.10.2000 г. № 818 « О порядке ведения государственного кадастра отходов и паспортизации опасных отходов», МПР России и его территориальные органы должны организовывать и вести по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов РФ государственный кадастр отходов (ГКО), включающий федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов – интегрированный информационный ресурс, в котором систематизированы сведения об отходах, их свойствах, потенциальной опасности и/или ресурсной ценности, а также о существующих объектах размещения отходов и технологиях и использования и обезвреживания.

Данные информационных ресурсов Кадастра, полученные заинтересованными сторонами в установленном порядке, являются связующим звеном в Единой системе государственного регулирования эко-

логически безопасного обращения с отходами.

Федеральный классификационный каталог отходов – перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на ОС.

Государственный реестр объектов размещения отходов – систематизированная информация об объектах размещения отходов, существующих и эксплуатирующихся на территории России. Он принят Приказом МПР РФ от 11.09.2003 г. № 829 «О ведении Государственного реестра объектов размещения отходов».

В соответствии с Приказом для каждого объекта размещения отходов составляется карта-характеристика объекта размещения отходов с учетом кодирования информации для машинной обработки данных ГРОРО.

Основой Кадастра является банк данных об отходах и о технологиях их использования и обезвреживания, который постоянно пополняется. Информация из банка используется территориальными органами МПР России при принятии решения об утверждении лимитов на размещение отходов.

Приказом МПР России от 02.12.2002 г. № 785 утверждена форма паспорта опасного отхода. Указанный паспорт составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальными органами МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

В главе IV «Экономическое регулирование в области обращения с отходами» сформулированы положения о оплате за размещение отходов. Она взимается по базовым нормативам, которые определяет Правительство РФ. Дифференцированные ставки платы с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях на основании базовых нормативов устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, введена процедура экономического стимулирования; она осуществляется путем понижения размера платы за внедрение технологий, уменьшающих количество отходов, из-за применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами. Глава VI «Контроль в области обращения с

отходами» регулирует вопросы государственного, производственного и общественного контроля. В главе VII вводятся формы ответственности за нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами: от адми-

нистративной до уголовной. Уголовный кодекс РФ в гл. 26 «Экологические преступления» содержит ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», которая устанавливает уголовную ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, а также за транспортировку, хранение, захоронение, использование и иное обращение с радиоактивными, химическими веществами и отходами с нарушением действующих правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человеку или ОС. Часть 2 ст. 247 определяет ответственность за совершение этих деяний в случае наступления вредных последствий, т.е. загрязнения, отравления или заражения ОС, причинения вреда здоровью, массовой гибели животных. Рассмотрим основные виды отходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1  Отходы производства (промышленные). 

 

Отходы производства (промышленные) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Они могут быть безвозвратными (технологические потери: улетучивание, угар, усушка) и возвратными. К ним следует причислить отходы производственного потребления – непригодные для дальнейшего использования по прямому назначению и «списанные» в установленном порядке машины, оборудование, инструменты, приборы и т.п. Они могут быть сельскохозяйственными, бытовыми и другими. К обоим видам отходов нужно отнести медикаментозные, химические, высокотоксичные и радиоактивные. (3)

Развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы услуг сопровождается непрерывным ростом объемов и усложнением состава отходов, образующихся в этих сферах, а также при потреблении (эксплуатации) соответствующих товаров, работ, услуг. Причем, что удивительно, в России при спаде промышленного производства на 30-40 % в 1995-1996 г. наблюдалось существенное неадекватное снижение объемов образования отходов, а с 1996 г. – их непрерывны рост при относительно медленном развитии производства.

Как видно из таблицы 1, наибольший вклад в образовании отходов вносят черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, угольная промышленность, промышленность строительных материалов, электроэнергетика. Многие объекты перечисленных отраслей располагаются в населенных пунктах или в непосредственной близости от них.

Информация о работе Твердые бытовые отходы