Темы контрольных работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

111400 «Водные биоресурсы и аквакультуры»
В контрольных работах по данным темам должна освещаться актуальность
проблемы, проанализировано ее современное состояние, рассмотрены возможности
решения экологических проблем. Контрольная работа состоит из 7 вопросов и одной
задачи. Номер варианта определяется по двум последним цифрам шифра зачетной
книжки. Например, шифр 308. Последние цифры – 08. № контрольной работы 08.

Оглавление

Раздел 1. Общая экология.
Раздел 2. Популяционная экология.
Раздел 3. Антропоэкология.
Раздел 4. Биоэкология.
Раздел 5. Устойчивость популяций и экосистем.
Раздел 6. Биосфера как особенность планеты Земля.
Раздел 7. Демография и экология.
Раздел 8. Экологические задачи.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экологии.pdf

— 287.24 Кб (Скачать)
Page 1
Темы контрольных работ по дисциплине «Экология» для студентов по
направлениям
230100 «Информатика и вычислительная техника»
230100 «Информатика и вычислительная техника»
220700 «Автоматизация технологических процессов и производств»
220700 «Автоматизация технологических процессов и производств»
151000 «Технологические машины и оборудование»
151000 «Технологические машины и оборудование»
111400 «Водные биоресурсы и аквакультуры»
В контрольных работах по данным темам должна освещаться актуальность
проблемы, проанализировано ее современное состояние, рассмотрены возможности
решения экологических проблем. Контрольная работа состоит из 7 вопросов и одной
задачи. Номер варианта определяется по двум последним цифрам шифра зачетной
книжки. Например, шифр 308. Последние цифры – 08. № контрольной работы 08. Работа
должна быть точной, лаконичной, но не краткой и точно соответствовать поставленному
вопросу. Выполнять работу следует в тетради с нумерованными страницами. В конце
работы необходимо указать перечень литературы и других источников, в том числе и
Интернет-сайтов, которые были использованы для подготовки материалов. Работу
следует сдать на проверку не позднее, чем в первые три дня от начала сессии. Студент, не
сдавший контрольную работу, к зачету не допускается.
Раздел 1. Общая экология.
1. Экология как наука. Цель, задачи, объект и предмет изучения.
2. История развития экологии. Современный этап развития.
3. Связь экологии с другими науками. Теоретические и прикладные отрасли
экологии.
4. Определение экосистемы. Структура экосистемы.
5. Функциональные связи между компонентами экосистемы.
6. Энергетика, продуктивность и развитие экосистем.
7. История экологии, объект и предмет исследований, задачи экологии на
современном
8. Математические модели конкуренции, взаимодействия "хищник-жертва".
9. этапе.
10. Пути переноса загрязняющих веществ в биосфере.
11. Определение и классификация экологических факторов.
12. Природа и свойства, классификация и источники поступления загрязняющих
веществ в биосферу.
13. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура и пространственное положение
биосферы.
14. Развитие биосферы. Роль живых организмов в ее становлении.
15. Действие света - первичного периодического фактора.
16. Чем определяется значение освещенности?
17. Биологические, циркадные и лунные ритмы.
18. Свет как ресурс для наземных и водных растений, адаптации организмов к данному
19. экологическому фактору.
20. Сочетание разных факторов: климатические показатели.
21. Классификация климатов.
22. Биологическая регуляция окружающей среды. Круговороты веществ и их
регуляция.

Page 2

23. Экологические ниши человека. Особенности отношений к окружающей среде на
разных этапах развития человечества.
24. Экологические кризисы и экологические революции. Глобальный характер
современного экологического кризиса.
25. Определение загрязнения окружающей среды. Виды загрязнений. Классы
опасности загрязняющих веществ.
26. Нормативы качества окружающей среды.
27. Основные проблемы, связанные с загрязнением атмосферы и их причины.
28. Последствия загрязнения атмосферы. Предупреждение загрязнения атмосферы.
29. Источники загрязнения пресных вод. Причины истощения пресных вод.
30. Загрязнение Мирового океана.
31. Последствия загрязнения гидросферы. Очистка сточных вод.
32. Загрязнение и эрозия почв. Причины отчуждения земель. Охрана земель.
33. Понятие и классификация природных ресурсов. Экологизация экономики.
34. Особенности использования природных ресурсов России и других странах.
Концепция устойчивого развития России.
35. Экономико-правовые механизмы рационального природопользования.
36. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
37. Экологическая функция государства. Управление охраной окружающей среды.
38. Административно-правовой механизм охраны окружающей среды.
39. Право собственности на природные ресурсы. Право природопользования.
40. Экологические правонарушения. Ответственность за их совершение.
41. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
42. Особенности роста численности человечества на протяжении его истории.
43. Причины и последствия «демографического взрыва».
44. Возможные пути решения демографической проблемы.
45. Связь экологии и экономики.
46. Связь экологии и культуры.
47. Виды энергии, используемые человеком с древних времен и до современности.
48. Рост населения Земли на протяжении истории человечества.
49. Проблемы разрушения озонового экрана.
50. Городской смог.
51. Парниковый эффект и изменение климата.
52. Загрязнение атмосферы промышленными предприятиями в России.
53. Загрязнение атмосферы автотранспортом в городах Башкортостана.
54. Загрязнение Мирового океана нефтью.
55. Международное сотрудничество в защите океана.
56. Охрана рек от загрязнения.
57. Загрязнение воды в городах Башкортостана.
58. Проблема захоронения токсичных отходов в России.
59. Проблема городских свалок.
60. Проблема захоронения ядерных отходов в России.
61. Охрана земель от загрязнения.
62. Исчерпаемые природные ресурсы и их экономия.
63. Неисчерпаемые природные ресурсы. Есть ли вероятность потери неисчерпаемых
ресурсов. Объясните.
64. Особенности использования природных ресурсов в России.
65. Использование вторичных ресурсов.
66. Безотходное и малоотходное производство. Внедрение новых материалов.
67. Очистные сооружения как мера снижения загрязнения.
68. Экологически чистые виды энергии.
69. Демографическая ситуация в России.

Page 3

70. Качество воды в Башкортостане. Заболевания, связанные с употреблением
некачественной воды.
71. Качество воздуха в Башкортостане.
72. Экологически «чистые» и «грязные» продукты питания.
73. Проблемы генофонда человечества.
74. Экологическая обстановка в городах и возможности ее улучшения.
75. Экологическая этика и культура.
76. Экологические проблемы космоса. Пути их решения.
77. Среда жизни. Свойства экологической среды.
78. Экологические факторы, их классификация, функции.
79. Общие закономерности действия экологического фактора на организм (зона
оптимума, пределы выносливости, зона пессимума).
80. Комплексное воздействие факторов на организм. Факторы частичной
компенсации. Ограничивающий фактор.
81. Что такое "биологический оптимум"? У всех ли видов, совместно обитающих в
сходных условиях, он одинаков? Ответ поясните.
82. Укажите, как называются границы, за пределами которых существование вида
невозможно. Будут ли одинаковыми эти границы у видов, существующих
совместно в одинаковых условиях среды? Ответ поясните.
83. Объясните, являются ли приспособления организмов к отдельным факторам среды
(температуре, характеру пищи, солености и т.д.) независимыми друг от друга.
Приведите примеры.
84. Свет, температура, вода, соленость (воды, почвы), кислород (воздух), почва как
абиотические факторы.
85. Значение абиотических факторов в жизни растений и животных.
86. Дайте определение и приведите примеры гомотипических реакций.
87. Каков биологический смысл эффекта группы? В чем проявляется массовый
эффект?
88. В чем сходство массового эффекта и внутривидовой конкуренции?
89. Назовите типы взаимоотношений между организмами разных видов.
90. В чем сходство и различие протокооперации и мутуализма? Приведите примеры.
91. В чем заключается экологический смысл аллелопатии?
92. В чем заключается суть межвидовой конкуренции?
93. Сформулируйте принцип конкурентного исключения Гаузе и объясните его
экологический смысл.
94. Почему близкородственные виды могут сосуществовать? Какие механизмы
обуславливают это явление?
95. Укажите принципиальные различия хищничества и паразитизма.
96. Понятие экосистемы и биогеоценоза.
97. Основные компоненты биогеоценоза: биотоп, биоценоз (фитоценоз, зооценоз,
микробиоценоз).
98. Пространственная структура биогеоценоза. Ярусность.
99. Функциональная структура биогеоценоза: трофические уровни (продуценты,
консументы, редуценты), цепи питания (пастбищные, детритные), правило
экологической пирамиды (чисел, биомассы, энергии), пищевые сети.
100.
Динамическое равновесие в биогеоценозах. Поток веществ и энергии в
биогеоценозах. Устойчивость биогеоценозов. Саморегуляция. Самовозобновление.
101.
Развитие экосистем. Смена биогеоценозов (первичная и вторичная
сукцессия) Антропогенная сукцессия. Охрана биогеоценозов.
102.
Продуктивность, первичная, вторичная.
103.
Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов, внедрения новых
технологий выращивания растений.

Page 4

104.
Границы биосферы. В.И. Вернадский о возникновении биосферы.
105.
Основные компоненты биосферы и взаимосвязь между ними: живое
вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество.
106.
Плотность жизни в биосфере. Биомасса поверхности суши, мирового океана,
почвы. Континентальный и океанический тип биосферы.
107.
Живое
вещество
биосферы
его
свойства
и
функции:
газовая,
концентрационная,
окислительно-восстановительная,
биохимическая;
деструкционная.
108.
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. «Биогенная
миграция атомов».
109.
Стабильность биосферы и её эволюция.
110.
Эволюция биосферы. Понятие о ноосфере.
111.
Природные ресурсы (восполнимые и невосполнимые). Проблема их
рационального использования.
112.
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду:
(атмосферу, гидросферу, почву): кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые
дыры, диоксины, смог, дампинг, проблема отходов. Радиоактивное загрязнение
биосферы.
113.
Нарушение природных закономерностей в результате деятельности
человека.
114.
Какие связи существуют между грибами и насекомыми?
115.
Какие взаимоотношения существуют между муравьями и высшими
растениями?
116.
Какие преимущества дает животным пищевая специализация и в чем ее
недостатки?
117.
Как Вы думаете, почему уничтожение малярии оказалось сравнительно
простым делом по сравнению с уничтожением клещевого энцефалита?
118.
При увеличении плотности популяции какого-либо вида с определенного
момента дальнейший прирост численности все более замедляется. Укажите
основные факторы, обусловливающие это явление.
119.
Как Вы полагаете, с чем могут быть связаны суточные вертикальные
перемещения планктона?
120.
В чем преимущества и недостатки разных типов электростанций (ТЭС, ГЭС,
АЭС) с точки зрения их влияния на окружающую среду? Какими мерами можно
уменьшить их влияние?
121.
По каким признакам в городском парке можно судить о чистоте воздуха?
122.
Какова роль жира в организме животных?
123.
Какие животные питаются только жидкой пищей? С какими особенностями
их образа жизни это связано?
124.
Какие приспособления к обитанию в толще прибрежного песка могут иметь
животные?
125.
Какими могут быть физиологические механизмы действия ядов на организм
животного?
126.
Из практики рыболовства известно, что если только что пойманная рыба
попадает обратно в водоем, то клев прекращается. Чем можно это объяснить?
127.
Многие животные (волки, вороны, синицы и др.) летом живут парами, а
зимой образуют стаи. Как Вы думаете, с чем это связано?
128.
Какие особенности характерны для прикрепленных водных животных? Как
это связано с их образом жизни?
129.
Какие функции может выполнять толстая волокнистая оболочка кокосового
ореха?

Page 5

130.
В каких целях и с помощью каких приспособлений растения привлекают
насекомых?
131.
Какие приспособления имеются у растений, произрастающих на бедных
элементами минерального питания почвах?
132.
Крестьяне в России издавна заготовляли ивовые прутья, лыко с липы,
бересту, березовый сок, живицу. Оцените вред этих промыслов для растений.
133.
Опишите преимущества растений, как с крупными, так и с мелкими
семенами.
134.
Предположим, на Земле исчезли все живые организмы, кроме высших
растений. Опишите дальнейшее развитие событий.
135. Тропосферные сульфатные аэрозоли: образование и роль в климатической
системе.
136. Концепция устойчивого развития общества.
137. Причины увеличения содержания СО
2
в атмосфере.
138. Определение понятий сообщество, биогеоценоз, экосистема.
139. Значение СО
2
для биосферы.
140. Концепция биогеоценоза.
141. Круговорот углерода – самый интенсивный из всех биогеохимических циклов.
142. Концепия экосистемы.
143. Что обуславливает циркуляцию СО
2
в биосфере? Сколько циклов существует?
Как между собой связаны?
144. Видовая структура экосистемы. Индексы видового разнообразия.
145. Трофическая структура экосистемы. Решение задач.
146. Растения и круговорот углерода. Экологические последствия сведения лесов.
147. Пространственная структура экосистем. Краевой эффект.
148. Сельское хозяйство и почвы. Круговорот углерода в них. Ключевые виды
растений и животных.
149. Пути круговорота углерода в водных экосистемах.
Раздел 2. Популяционная экология.
1. Дайте определение популяции.
2. Объясните понятия «абсолютная» и «экологическая рождаемость».
3. Биотический потенциал.
4. Отрицательный прирост популяции. Приведите примеры.
5. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее
регулирования.
6. Колебания численности популяций. Теории динамики численности.
7. Экологическая характеристика популяции.
8. Величина занимаемого популяцией ареала в природе.
9. Численность и плотность популяции.
10. Возрастной и половой состав популяции. Половой диморфизм.
11. Популяционная динамика.
12. Как соотносятся рождаемость и смертность в популяции при отсутствии
лимитирующих факторов? К чему это может привести?
13. Адаптация организмов к экологическим факторам. Основные законы и правила
изоляции популяций. Радиус репродуктивной активности и ареал популяции.
14. Биологические популяции: правило С. С. Четверикова и границы популяций.
Формы
15. адаптации.
16. Компоненты быстрого роста населения Земли.
17. Основные динамические характеристики популяций.

Page 6

18. Стратегия популяций.
19. Общие закономерности организации биосферы Земли.
20. Запасы возобновляемых водных ресурсов и использование их человечеством.
21. Эрозия и дефляция, засоление и заболачивание почв.
22. Социально – экологические кризисы прошлого и особенности современного
кризиса.
23. Общественное здоровье и его измерение. Причины изменения качества
общественного здоровья в России в период перестройки.
24. Особенности демографической ситуации в экономически более развитых странах.
25. Инсуляризация и вымирание видов.
26. Законы роста численности популяций. Анализ логистического закона изменения
численности популяций.
27. Изменение газового состава атмосферы и проблема уничтожения лесов,
экологические последствия данной проблемы.
28. Эвтрофикация водоемов.
29. Сообщество и его эмерджентные свойства.
30. Функциональные ответы: скорость потребления и плотность корма.
31. Источники загрязнения воздуха в городах, экологические последствия загрязнения.
32. Экологическая
ниша:
определение,
примеры,
специализированность
и
неспециализированность ниш.
33. Внутривидовая конкуренция как механизм регуляции численности популяций.
34. Перекрывание ниш и конкуренция.
35. Хищничество и динамика численности системы "хищник-жертва".
Раздел 3. Антропоэкология.
1. Пищевые ресурсы и население Земли. Индикаторы, характеризующие
достаточность пищи и их динамика в последние десятилетия.
2. Демографические проблемы XX в.
3. Хищничество, аллелопатия, антибиоз.
4. Экологические последствия изменения состава и загрязнения атмосферы.
5. Круговорот воды в биосфере.
6. Количественное описание рождаемости и смертности (кривые выживания, таблицы
выживания, возрастная структура популяций) и расчет скорости роста популяции.
7. Климат и причины его изменения в ХХ в.
8. Круговорот углерода.
9. Причины снижения продуктивности земли.
10. Характер развития современной цивилизации и необходимость перехода к новым
моделям развития.
11. Особенности демографической ситуации в развивающихся странах.
12. Биоразнообразие: типы биоразнообразия и механизмы вымирания видов на
планете.
13. Особо охраняемые природные территории, проблемы и перспективы заповедного
дела.
14. Феномен депопуляции в России.
15. Рост населения в мире и истощение ресурсов биосферы: земли, воды, лесов.
16. Понятие, классификация и теория сукцессий.
17. Особенности ситуации в развивающихся странах.
18. Скорость роста и рост численности популяций. Экспоненциальный закон роста,
19. Опустынивание как экологическое явление. Борьба с опустыниванием.
20. математические особенности.
21. Проблемы устойчивого развития цивилизации.

Page 7

22. Типы взаимодействий между организмами в сообществе.
23. Принцип Гаузе и возможность сосуществования конкурирующих видов без
заметного разделения ниш.
24. Вспышка массового размножения организмов и регуляция численности
вспышечного
25. вида в экосистеме.
26. Механизмы стабилизации численности системы "хищник-жертва.
27. Фреоны и глобальное загрязнение биосферы.
28. Диоксины и их экологическое значение.
29. Кислотные осадки. Химические реакции, приводящие к образованию кислот в
атмосфере.
30. Причины гибели лесов Северного полушария в 70 – 80–е годы ХХ в.
31. Кратковременные и долговременные эффекты инсуляризации.
32. Продовольственная проблема России.
33. Экологические факторы и адаптации организмов к ним.
34. Фотохимический смог и "лондонский" смог. Химические реакции при образовании
смога, экологические последствия.
35. Дать определение понятия "экологический фактор".
36. Классификации экологических факторов.
37. Динамика послевоенного мира: замедление роста производства продуктов питания.
Ответные реакции организмов на воздействие экологического фактора. Пределы
толерантности, оптимальная и стрессовые зоны. Объяснение причин и значение
для сбалансированного развития человечества.
38. Химические реакции разрушения стратосферного озона в атмосфере.
39. Закон минимума Либиха и закон толерантности Шелфорда.
40. Причины изменения климата на планете в ХХ в.: сопоставление вкладов всех
климатообразующих факторов и «большой климатический спор».
41. Дать определение понятия " адаптация живых организмов ". Примеры адаптаций.
42. Правило Аллена, правило Бергмана, правило поверхностей.
43. Парниковый эффект, его значение для биосферы.
44. Классификация экологических факторов А.С.Мончадского, основанная на степени
совершенства адаптаций организмов.
45. Химические реакции образования тропосферного озона.
46. Причины вымирания отдельных видов животных и растений.
47. Значение биоразнообразия на планете.
Раздел 4. Биоэкология.
1. Действие воды на организмы.
2. Конкуренция как тип взаимоотношений между организмами в сообществе.
3. Вода как важнейший экологический фактор.
4. Водный баланс организмов (источники получения воды, потери воды).
5. Территориальность, территориальное поведение и внутривидовая конкуренция.
Механизмы защиты от обезвоживания.
6. Территориальность как механизм регуляции численности популяции.
7. Влияние влажности на животных.
8. Водная и наземная среды, особенности как мест обитания живых организмов.
9. Действие света на организмы
10. Действие температуры на организмы.
11. Возрастная структура популяции. От каких экологических факторов зависит
возрастная структура популяций? Какие типы популяций можно выделить по
возрастной структуре?

Page 8

12. Экологическая роль климатических факторов.
13. Действие температуры. Пределы выносливости. Стенотермные и эвритермные
виды.
14. Половая структура популяции. Чем объясняются отклонения от равного
соотношения полов у раздельнополых организмов?
15. Минимальные, максимальные, оптимальные и субоптимальные температуры.
16. Зависимость
активности
организмов
от
температуры.
Предпочитаемая
температура.
17. Генетическая структура популяции.
18. Влияние температуры на географическое распространение растений и животных,
на локализацию видов в пределах их среды обитания, влияние на
жизнедеятельность организмов.
19. Экологическая структура популяции.
20. Биологические популяции. Динамика численности популяций.
21. Правило С.С.Четверикова (1903).
22. Какие процессы определяют динамику численности популяций?
23. Определение популяции.
24. Основные динамические характеристики популяции: скорость рождаемости,
скорость численности популяции.
25. Что заставляет особей образовывать популяции? Что мешает особям «разбегаться»
из популяций?
26. Абсолютная, удельная, смертности, скорость миграции, скорость изменения
численности.
27. мгновенная скорость изменения роста численности популяции. Математические
особенности.
28. Как определить границы популяций?
29. Формы изоляции популяций. Почему изоляция не бывает стопроцентной?
30. Анализ логистического закона изменения численности.
31. Перечислить и охарактеризовать все признаки популяции.
32. Популяции в сообществах.
33. Основные характеристики популяции.
34. Классификация типов биотических взаимоотношений.
35. Численность и плотность. Методы учета численности организмов.
36. Определение типов взаимодействий между видами при разборе экологических
ситуаций.
37. Рождаемость.
38. Смертность и выживаемость.
39. Кривые выживания.
40. Взаимодействие между организмами в сообществах
41. Миграции и другие типы перемещения особей в пространстве.
42. Что такое конкуренция? Дать определение.
43. Какие необходимы условия для возникновения внутривидовой конкуренции?
44. Дать
общие
признаки
внутривидовой
конкуренции.
Эксплуатационная
конкуренция.
45. Основные типы пространственного распределения особей.
46. Как реально можно определить (измерить) внутривидовую конкуренцию?
47. Механизмы, поддерживающие определенную пространственную структуру
организмов в популяции.
48. В каких пределах внутривидовая конкуренция может регулировать численность
49. особенности; взаимодействия разных видов; территориальность популяции?
Почему внутривидовая конкуренция не удерживает естественную популяцию

Page 9

50. поведение). Меняется ли с течением времени характер пространственного
распределения? на уровне «К»?
51. Дать количественную оценку внутривидовой конкуренции.
52. Объяснить « закон постоянства конечного урожая».
53. Связь территориальности, территориального поведения и внутривидовой
конкуренции. . Эффекты самоограничения.
54. Агрегация и частичные убежища в пространстве.
55. Хищничество, растительноядность, паразитизм и аллелопатия (антибиоз).
56. Пятнистость и время: «игра в прятки» и стабилизирующее влияние на динамику
численности.
57. Дать определение следующим экологическим явлениям: «антибиоз» и
«аллелопатия».
58. Функциональные ответы и эффект Олли.
59. Переключение на другой корм, каннибализм, стресс в условиях переуплотнения
как факторы регуляции численности популяций.
60. Хищничество. Классификация хищников.
61. Влияние хищников на отдельные особи жертв. Ответные реакции особей-жертв.
62. Компенсационные механизмы растений в ответ на поедание их фитофагами.
63. Колебания численности естественных популяций
64. Ответные реакции хищников (влияние корма на хищников). Функциональные
ответы.
65. Классификация типов динамики численности.
66. Вспышка массового размножения: определение, градационная кривая, фазы
градации, характеристика фаз.
67. Взаимодействие «хищник-жертва».
68. Влияние хищников на популяции жертв.
69. Теории динамики численности: климатическая, трофическая, паразитарная,
генетическая.
70. Динамика популяций хищника – жертвы. Теории и модели динамики численности
хищника – жертвы.
71. Синтетическая теория динамики численности (А.С. Исаев, Р.Г. Хлебопрос).
72. Разбор модели Лотка-Вольтерра.
73. Определить понятия регулирующих и модифицирующих факторов. Деление
регуляторных механизмов по степени инерционности.
74. Механизмы стабилизации численности.
75. Механизмы возникновения критической численности популяции.
76. Межвидовая конкуренция. Регуляция численности популяций в природе.
77. Условия, при которых возникает межвидовая конкуренция.
78. Последствия, к которым приводит межвидовая конкуренция.
79. Воздействие человека на популяции животных
80. Приспособления, которые возникают в процессе эволюции у видов для снятия
межвидовой конкуренции.
81. Типы межвидовой конкуренции. Как сказывается величина биотического
потенциала на урожае; что есть продуктивность.
82. Экологическая
ниша:
определение,
примеры,
специализированность
и
неспециализированность ниш.
83. Перекрывание ниш и конкуренция.
84. Анализ преимуществ и недостатков различных моделей промысла животных:
85. Модель динамики численности, обусловленной межвидовой конкуренцией.
86. Сообщество, биогеоценоз, экосистема. Особенности.
Раздел 5. Устойчивость популяций и экосистем.

Page 10

1. Динамика экосистем.
2. Понятие устойчивости.
3. Понятие сукцессии. Природные объекты, к которым применимо понятие
сукцессия. Устойчивость популяций.
4. Холистическая концепция Клементса.
5. Устойчивость сообществ и экосистем.
6. Индивидуалистическая концепция. Типы жизненных стратегий по Раменскому-
Грайму. Гипотеза устойчивости Элтона (1958).
7. Регенерационная концепция смен экосистем.
8. Гипотеза Макартура (1955).
9. Другие типы смен экосистем: флуктуации, эволюции, нарушения.
10. Гипотеза Мэя (1970).
11. Разделение
ресурсов,
ослабление
конкуренции,
кооперативные
и
комменсалистские
12. взаимодействия как способ поддержания сообщества в устойчивом состоянии.
Раздел 6. Биосфера как особенность планеты Земля.
1. Что такое биосфера (определение, границы, протяженность, эволюция).
2. Демографические проблемы и экология
3. Основные представления В.И.Вернадского о биосфере.
4. ОКР. ОКС, расчет. Решение задач.
5. Живое вещество биосферы. Роль живых организмов в биосфере. Естественный
прирост населения.
6. Баланс энергии и круговорот вещества в биосфере.
7. Оценка влияния пререпродуктивной смертности на прирост населения.
8. Понятие продукции и первичной продуктивности.
9. Оценка влияния пострепродуктивной смертности на рост численности населения.
10. Вторичная продуктивность. Решение задач на продуктивность.
11. Оценка влияния несчастных случаев на изменение численности населения.
12. Биомы планеты. Характеристика биомов на территории Башкортостана.
13. Воздействие человека на биосферу.
14. СКР – ключевой фактор, определяющий диспропорции в темпах прироста
населения.
15. Круговорот углерода как пример взаимодействия живых организмов между собой
и с окружающей средой.
Раздел 7. Демография и экология.
1. Формы существования углерода на земном шаре.
2. Графически проиллюстрировать рост численности населения Земли с древнейших
времен по наши дни. Устойчив ли такой рост?
3. Источники поступления диоксида углерода.
4. Эволюция биосферы и содержание диоксида углерода в атмосфере.
5. Особенности демографической ситуации в более развитых странах.
6. Динамика содержания диоксида углерода в атмосфере (суточная, сезонная,
годичная, по Особенности демографической ситуации в менее развитых странах.
7. высоте над уровнем земли, в зависимости от типа растительности).
8. Демографический взрыв, его причины.

Page 11

9. Демографический переход – определение, фазы перехода, в каких странах переход
завершен, а где еще только начинается? Устойчивое будущее.
10. Что такое устойчивое развитие?
11. Причины
различий
между
коэффициентами
размножения
развитых
и
развивающихся стран.
12. Оценки устойчивости развития и экономического роста.
13. Что подразумевается под словом капитал? Природный капитал.
14. Сохраняются ли биологические механизмы регуляции численности людей в наши
дни? Величина природного капитала и его вклад в экономику.
15. Конфликт между традиционным и современным природопользованием и
устойчивое развитие.
16. Причины снижения продуктивности Земли.
17. Нехватка посевных площадей и проблемы, возникающие в связи с этим.
18. Нехватка пресной воды для орошения.
19. Снижение отдачи от использования химических удобрений.
20. Деградация природной среды как одна из причин снижения продуктивности Земли.
21. Рост народонаселения и обеспечение продуктами питания, проблемы и
перспективы.
22. Охрана in situ. Сохранение видов ex situ.
Раздел 8. Экологические задачи.
Задача №1. Известно, что температура тела колибри в холодные ночи падает до 10 °С,
тогда как днем она равна 43 °С. Как вы думаете, почему именно у колибри возникла такая
особенность?
Задача №2. Низкие температуры ограничивают распространение лося в Скандинавии и
Сибири. Хотя средняя годовая температура Сибири выше, лось в Скандинавии встречается
значительно севернее, чем в Сибири. Почему в Скандинавии лось распространяется
севернее, чем в Сибири?
Задача №3. Растения и животные, обитающие в умеренном поясе, могут существовать
при широких амплитудах изменения температуры, а тропические виды не выдерживают
больших
температурных
колебаний.
Предположите
возможные
причины,
способствовавшие формированию видов, обитающих в широком и узком температурном
диапазоне.
Задача №4. В Якутии на северных склонах растет даурская лиственница (более северная и
влаголюбивая), а южные склоны покрыты сосновыми лесами. Объясните причины такого
распространения деревьев.
Задача №5. На южных окраинах лесной зоны по северным склонам сохраняются леса, а по
южным растут степные растения. Объясните причины такого распространения лесных и
степных растений.
Задача №6. Для роста пшеницы нужна температура от 0°С (нижний предел, минимума) до
42°С (верхний предел, максимум), для фасоли — от 9°С до 46°С , для клена остролистного —
от 7°С до 26°С, для бактерий- от 29° С до 41°С, для жизни рыжего муравья — от 1,5°С до 50°С.
Какие из этих организмов являются узко приспособленными, какие - широко
приспособленными к температурному фактору? Для каких организмов из числа перечисленных
температура почвы 2°С и воздуха 2°С весной будет являться ограничивающим фактором?
Почему?
Задача №7. Иногда летом в утренние часы, после прохладной дождливой ночи многие
растения проявляют явные признаки увядания, хотя почва сильно увлажнена и
температура воздуха довольно высока. Объясните причины увядания растений.
Задача №8. Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги,
вода оказывается недоступной для многих растений. Объясните, с чем это связано.

Page 12

Задача №9. В песчаных пустынях жизнь богаче, чем в глинистых. Растения достигают
здесь больших размеров, а почвенные животные отличаются видовым многообразием и
большей численностью. Объясните причины большего разнообразия жизни в песчаных
пустынях по сравнению с глинистыми.
Задача №10. Известно, что процесс оплодотворения у растений осуществляется при
достаточно высокой температуре. Каким образом внутри цветков высокогорных и
арктических растений достигается температура более высокая, чем температура
окружающей среды?
Задача №11. В XIX в. немецким физиологом Карлом Бергманом была установлена
следующая зоогеографическая закономерность: величина тела теплокровных животных в
Северном полушарии увеличивается по направлению к северу, а в Южном полушарии —
по направлению к югу. Как вы объясните это явление?
Задача №12. В XIX в. исследователи обратили внимание на следующую
зоогеографическую закономерность: по мере приближения к югу в Северном полушарии у
теплокровных животных наблюдается относительное увеличение размеров конечностей
по отношению к телу и размерам придатков на теле. Почему? Дайте аргументированный
ответ.
Задача №13. В настоящее время самые крупные теплокровные животные —- киты и
слоны, а самые мелкие — землеройки (длиной 4—5 см), птицы колибри (длиной 2,8—
2,85 см). Чем, по вашему мнению, обусловлены предельные размеры теплокровных
животных?
Задача №14. Императорский пингвин (Aptenodytes forsteri), длина тела которого достигает
120 см, а масса 35—40 кг, — наиболее крупный из пингвинов, обитающих в Южном
полушарии, гнездится в самом сердце Антарктиды, а живет в прибрежных ее районах,
редко встречаясь за пределами 61° ю. ш. Королевский пингвин (Aptenodytes panagonica)
величиной 91—96 см и массой 15—17 кг живет в основном в пределах Субантарктики
под 55° ю. ш. Очковый пингвин (Spheniscus demersus) высотой в пределах 55 см и массой
5—6 кг обитает на мелких островах и на побережье Южной Африки до 34°30' ю.ш.
Галапагосский пингвин (Spheniscus mendiculus) размером не более 50 см, самый мелкий из
пингвинов, обитающих в Южном полушарии, живет в тропиках на Галапагосских
островах.
Почему размеры и масса тела близких в систематическом отношении видов пингвинов,
обитающих в Южном полушарии, уменьшаются по мере продвижения от более холодных к
теплым местам обитания?
Задача №15. Наблюдая за суточными перемещениями перелетной саранчи, ученые
обратили внимание на следующие особенности ее поведения: днем насекомые
располагали свое тело параллельно солнечным лучам, на закате саранча поднималась в
верхнюю часть травостоя, а к восходу солнца спускалась ближе к почве. Объясните
особенности поведения саранчи в разное время суток.
Задача №16. Широко распространенная в наших водоемах трехиглая колюшка в период
размножения строит небольшое шаровидное гнездо, где откладывает икру. Гнездо
расположено на участке, доступ на который воспрещен всем иным особям той же
популяции. В случае нарушения его границ рыбки вступают в жаркие схватки. Такое
поведение способствует выбору оптимальных для икрометания участков и сохранению
кладки. Рыбки, которые не нашли «своих» участков, либо не дадут потомства, либо
потеряют кладку или ее часть. Определить тип взаимодействий.
Задача №17. Взаимоотношения египетской цапли и крупного рогатого скота. Цапли
сопровождают скот во время выпаса на солнце и ловят свои жертвы (насекомых, лягушек
и ящериц), которые выскакивают из-под ног животных. Установлено, что число цапель,
кормящихся со скотом, сильно зависит от активности скота. Более высокая подвижность
скота дает цаплям возможность более полноценного питания. В то же время для скота от

Page 13

цапель пользы практически никакой нет, так как эти птицы не питаются паразитами
крупного рогатого скота. Определить тип взаимодействий.
Задача №18. Взаимоотношения муравьев и некоторых растений. Лиане муравьи приносят
пользу тем, что, живя на растении, сбрасывают в ее кувшинчики «пищевые отходы» и
другой бытовой мусор. Когда его становится много, лиана пускает сюда свои корни,
получая дополнительное питание. Определить тип взаимодействий.
Задача №19. Бобовые растения и клубеньковые бактерии ризобиум. Растение снабжает
бактерий глюкозой. Они же, в свою очередь, ассимилируют из газообразной фазы почвы
азот, делая его доступным растениям. Благодаря бактериям-симбионтам, некоторые
растения могут получать 0,25—0,5 кг азота в год. Именно такие растения первыми
заселяют бедные земли, захватывая часто значительные площади. Определить тип
взаимодействий.
Задача №20. Каждый из нас видел колонии тлей и охраняющих их муравьев. В данном
случае муравьи выступают в роли пастухов. Питаясь, тли выделяют падь, содержащую
около 30% сахаров. Она идет в пищу муравьям. В их семьях даже есть сборщики пади. В
благодарность за пищу, муравьи оберегают тлей от врагов (например, божьих коровок). В
Австралии подобным образом муравьи поступают с гусеницами некоторых бабочек.
Гусеницы содержатся в специально построенных домиках. Когда личинки растолстеют
так, что уже не могут покидать домики, муравьи сами приносят им пищу. Определить тип
взаимодействий.
Задача №21. Взаимоотношения свето- и тенелюбивых растений. В ельниках на почве
видовой состав растений довольно беден, поскольку здесь поселяются лишь те, кто может
выдержать недостаток света. Если сюда поселить светолюбивые растения, то они будут
просто подавлены елью, для которой, в свою очередь, эти растения могут быть
совершенно безразличны. Определить тип взаимодействий.
Задача №22. Ароматические кустарники. Летучие токсины продуцируются в листьях и
накапливаются в почве. С наступлением сезона дождей они подавляют прорастание семян
вокруг кустов. Определить тип взаимодействий.
Задача №23. Совместно гнездящиеся на скалах в Англии большой и хохлатый бакланы
кормятся в одних и тех же водах. Но большой баклан кормится придонными рыбами и
креветками, для чего ныряет гораздо глубже хохлатого. Пищевой рацион у последнего на
80% состоит из сельдей и других рыб, плавающих в верхних слоях воды. Определить тип
взаимодействий.
Задача №24. Взрослые особи насекомых ведут свободный образ жизни, откладывая яйца в
тело или на поверхность личинок других насекомых, в яйца последних, а иногда и в
других взрослых беспозвоночных (пауков, мокриц и т. д.). Личинки, развиваясь в теле
хозяина, питаются его тканями, медленно приближая гибель последнего. Определить тип
взаимодействий.
Задача №25. Орнитологами установлено, что три вида славок, обитающих в одних и тех
же лесах, питаются насекомыми на разных частях деревьев. Славка Блекберна кормится в
верхних частях крон деревьев, каштановая древесная славка добывает пищу в середине
кроны, а желтоголовая древесная славка собирает насекомых в нижних частях крон.
Объясните причины различных мест кормления у близкородственных видов славок.
Задача №26. Межвидовая конкуренция — это мощный эволюционный фактор, ведущий к
разделению экологических ниш и специализации видов. Разные виды существуют при
разных условиях: условия, оптимальные для одного из них, непригодны для другого.
Исходя из этого, можно предложить несколько разных путей обеспечения
сосуществования двух видов дафний в аквариуме. Первый из них — создание для этих
видов разных условий существования в разных частях аквариума. Второй путь— подбор
таких внешних факторов, которые замедляют рост численности вида, доминирующего в
конкуренции за пищу, но относительно мало влияют на динамику численности второго

Page 14

вида или даже стимулируют рост численности подавляемого вида. Подобрать примеры
двух путей обеспечения сосуществования видов.
Задача №27. Исчезновение любого вида растений, животных, микроорганизмов
необратимо обедняет генофонд Земли. Назовите основные причины происходящего в
настоящее время исчезновения многих видов живых организмов.
Для информации: с 1600 г. человеком уничтожено 162 вида птиц (381 вид на грани
исчезновения) и около 100 видов млекопитающих (255 видов на грани исчезновения).
Гибель 75% видов млекопитающих и 86% видов птиц, из числа исчезнувших обусловлена
влиянием антропогенных факторов.
Задача №28. Пищевой рацион шотландской куропатки, в зависимости от сезона, на 50—
100% состоит из обыкновенного вереска. Несмотря на избыток вереска, численность
куропатки не возрастает. Эксперименты показали, что птицы кормятся вереском
избирательно. Они выбирают растения, богатые кальцием, фосфором и азотом, и не
трогают те, в которых содержится недостаточное количество этих элементов, поскольку
они необходимы самкам перед началом размножения. На основе приведенных фактов
укажите фактор, ограничивающий численность шотландской куропатки.
Задача №29. Установлено, что в тропических лесах никогда не наблюдаются вспышки
численности отдельных видов, а для тундры характерны
массовые размножения
леммингов, падения ивзлеты численности песцов и других животных. Почему в тро-
пических лесах не бывает резких колебаний численности отдельных видов, а в тундре
подобные явления закономерны?
Для информации: тундровый биоценоз, например на Таймыре, насчитывает всего 139
видов высших растений, около 1000 видов животных и 2500 видов микроорганизмов.
Задача №30. «Фактор урбанизации» включает следующие компоненты, которые ведут к
росту рака легких человека:
- более высокая распространенность курения в городах,
- загрязнение атмосферного воздуха в городах,
- вредные воздействия профессионального характера,
- миграция населения из перенаселенных и загрязненных районов,
- высокая плотность жилых застроек и населения.
Дать характеристику популяции человека в городе по основным признакам (см.
Контрольные вопросы данного занятия, вопрос №6.) на данный период времени и
спрогнозировать будущее ее развития.
Задача №31. Во многих странах для определения старости используется 65-летний рубеж.
Увеличение размеров стареющей популяции будет заметно в Азии. С другой стороны, в
европейских странах, где старение населения началось раньше, предвидится абсолютное
увеличение стареющего населения. Укажите причины настоящего большого процента
старых людей в демографической структуре.
Задача №32. Увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни людей в Китае
будет замедлено из-за высокого уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
Зная основные признаки популяций, объясните двукратный рост продолжительности
жизни китайцев за 50-летний интервал развития страны.
Продолжительность жизни в Китае при рождении до 1949 года была равна 35 годам
(будучи одной из самых низких в мире в то время). К 1957г. – увеличилась до 57 лет. В
1973-75 гг. составила 63,6 для мужчин и 66,3 года для женщин, в 1981 – 68 лет.
Задача №33. Почему рост перечисленных популяций не становится максимальным и
постоянным? Потомки одного одуванчика за 10 лет могли бы заселить весь земной шар.
Потомство одной тли за 2 года при условии полного выживания могло бы покрыть Землю
толщиной в 1 м, а 1 мухи за 5 лет при тех же условиях — в 1,5 м и более.
Задача №34. В некотором районе тайги в течение 300 лет происходила смена растительных
сообществ. При этом в разное время наблюдались следующие сообщества: сосняк-
черничник, заросли кипрея, ельник-черничник, ельник-черничник с сосной. В какой

Page 15

последовательности могла происходить смена названных сообществ? Объясните условия,
при которых происходила каждая смена сообществ.
Задача №35. Рассмотрим пищевую цепь: злаки — кузнечики — лягушки — змеи — орел.
Используя правило экологической пирамиды, постройте пирамиду биомасс, исходя из
того, что за период развития орла его масса составила 5 кг.
Задача №36. Небольшое озеро, расположенное в листопадном лесу, постепенно
заполняется частицами минерального происхождения и опавшими листьями, что приводит
к образованию почвы. Перечислите в порядке последовательности типы растительности,
которые будут появляться по мере того, как на этом участке будет происходить
экологическая сукцессия, и назовите климаксное сообщество, которое сложится в
конечном счете.
Задача №37. В биоценозах ярусы выделяются не только в надземныхчастях растений, так
же ярусно располагаются и их подземные части. Корни деревьев, как правило, проникают
на большую глубину, чем корни кустарников, еще ближе к поверхности почвы
располагаются корни большинства мелких травянистых растений, а непосредственно на
ней — ризоиды мхов. При этом в поверхностных слоях почвы корней значительно больше,
чем в глубинных. Объясните, почему в биоценозах корни растений расположены на
различной глубине.
Задача №38. Установлено, что на опушках, в переходных зонах между лесами и степями (в
лесостепях), между лесами и тундрой (в лесотундре) отмечается большее видовое
разнообразие и большая плотность популяций живых организмов, чем в смежных
биоценозах тундры, лесов, степей. Почему на границах между биоценозами отмечается
большая интенсивность жизни?
Задача №39. Составьте схему круговорота углерода в биосфере, используя в ней
следующие вещества, организмы и процессы: ископаемое топливо, дыхание, животные,
углефикация, карбонаты, бактерии, фотосинтез, растения, разложение, вулканическая
деятельность, минерализация, мертвые остатки, хемосинтез.
Задача № 40. Изобразите схему круговорота азота в природе. Покажите роль организмов в
круговороте азота в биосфере (все звенья схемы соедините стрелками, направив их от
организма к продукту его жизнедеятельности, от пищи к потребителю). Ответьте на
вопросы:
1. Азот в белках автотрофов и гетеротрофов.
2. Денитрифицирующие бактерии.
3. Нитрифицирующие бактерии. Аммиак. Нитраты.
Задача №41. Составить схему круговорота фосфора в природе. Опишите роль фосфора в
живых организмах, в почве и воде. Фосфаты горных пород, редуценты, пресноводные и
океанические отложения, эрозия, поглощение корнями и ассимиляция (использование в
обмене веществ).
В чем основное отличие круговоротов углерода и фосфора?
Задача №42. Превращение энергии в биосфере.
1. Каким образом солнечная энергия аккумулируется в биосфере? Ответ поясните
примерами.
2. Какие превращения энергии происходят в биосфере? Происходит ли накопление энергии
в земной коре?
3. Объясните, почему нельзя говорить о круговороте энергии в биосфере?
Задача №43. Прокомментируйте следующие принципы функционирования экосистемы
(по Б.Небелу):
1принцип – использование ресурсов и избавление от отходов осуществляются в рамках
круговорота всех элементов;
2 принцип – экосистемы существуют за счет не загрязняющей среду и практически вечной
солнечной энергии, количество которой относительно постоянно;
3 принцип – на конце длинных пищевых цепей не может быть большой биомассы.

Page 16

Задача №44. Поскольку население нашей планеты достаточно многочисленно и каждый из
нас при дыхании выделяет в атмосферу диоксид углерода, вполне возможно, что это
оказывает более непосредственное влияние на его содержание в атмосфере.
1.Определите количество диоксида углерода, выделяемое вашим организмом на
протяжении суток.
2.Примем, что население земного шара составляет около 5 млрд. человек и что ежедневное
мировое потребление ископаемого топлива составляет (в пересчете на нефть) около 150
млн баррелей (масса 1 барреля, равного 40 американским галлонам нефти, составляет
около 150 кг). Будет ли, по вашему мнению, в этих условиях дыхание человечества
существенным образом влиять на процесс глобального потепления?
Дополнительная информация для ответа.
1) Поступающий в легкие воздух содержит пренебрежимо малое количество диоксида
углерода. Через стенки альвеол кислород воздуха обменивается на диоксид углерода,
содержащийся в крови. В результате концентрация диоксида углерода в выдыхаемом
воздухе приближается к 4 %. Хотя полный объем легких составляет приблизительно 4,1 л,
находясь в состоянии покоя, вы вдыхаете только около 1 л воздуха. Таким образом, при
каждом вдохе-выдохе вы выделяете в атмосферу 1 ·0,04 = 0,04 л диоксида углерода. Общий
же объем перешедшего в атмосферу диоксида углерода зависит от частоты дыхания.
Частота дыхания человека, находящегося в состоянии покоя, составляет около 15 вдохов-
выдохов в минуту (1 вдох-выдох за 4 с). Поскольку 1 ч равен 60 мин, а в сутках 24 ч, общее
число циклов вдох-выдох за сутки равно 15 · 60 · 24 = 21 600; суммарный объем
выделяемого диоксида углерода будет при этом равен 0,04 · 21 600 = 864 л.
2) Какова же масса этого газа? Из курса химии мы знаем, что 1 моль любого газа занимает
при комнатных температуре и давлении объем 24 л. Таким образом, за сутки вы выводите в
атмосферу 864:24 = 36 моль диоксида углерода. Относительная атомная масса углерода 12,
а кислорода 16, так что молекулярная масса диоксида углерода (СО
2
) равна 44. Поэтому
масса 1 моль диоксида углерода составляет 44 г. Общая же масса выделяемого человеком
за сутки диоксида углерода составляет 36- 44 = 1584 г, то есть примерно 1—2 кг.
Масса диоксида углерода, выделяемого населением Земли, равна массе этого газа,
выделяемого одним человеком, умноженной на численность населения.
Нефть представляет собой смесь насыщенных углеводородов (СnH
2n+2
). Октану, например,
соответствует формула C
8
H
18
. Сгорая, 1 моль этого соединения образует 8 моль диоксида
углерода, а 114 г — соответственно 352 г СО
2
. Таким образом, при сгорании 1 г октана
образуется около 3 г диоксида углерода. Ежедневно люди сжигают
150 · 106 · 150 = 2,25·1010 кг нефти.
Общее количество выделяющегося при сжигании нефти в атмосферу диоксида углерода
равно 2,25·1010 3, что составит приблизительно 7·10
10
кг.
Задача №45. Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте
опавшие листья. Как это влияет на древесные насаждения?
Задача №46. На медеплавильных заводах образуется пыль, содержащая 15% меди, 49—
63% оксидов железа, 9,7—12,5% серы,4—6,2% кварца и около 4% мышьяка, сурьмы,
висмута, цинка, свинца или их соединений. Почему пыль, образующаяся на заводах
цветной
металлургии,
вызывает
серьезное
беспокойство
ученых,
врачей
и
общественности?
Задача №47. Каменный уголь в среднем содержит 2—4% серы, в бурых углях содержание
серы достигает 14%. При сгорании этих и других видов топлива, содержащих большое
количество серы, в атмосфере образуется очень много сернистого газа. Объясните, как это
сказывается на состоянии здоровья человека.
Задача №48. Ученые считают, что алюминиевые заводы являются одними из самых
экологически вредных предприятий, создающих серьезную угрозу для окружающей среды
и здоровья человека. Почему производство алюминия вызывает опасения ученых?

Page 17

Задача №49. Ученые считают, что в настоящее время в развитых индустриальных странах
основным источником вредных выбросов является автотранспорт. Объясните, на чем
может основываться данная точка зрения.
Задача №50. Десятки миллионов тонн шлаков, которые дает черная металлургия, идут в
отвал и занимают тысячи гектаров земельных угодий, затраты на их вывоз исчисляются
миллиардами рублей. Предложите возможные пути использования шлаков.
Задача №51. Для изготовления аэрозольных баллончиков с лекарствами, косметикой и
бытовыми препаратами используется газ фреон, который не оказывает вредного действия
на живые организмы. Однако ученые настаивают на ограничении использования этого
газа. Объясните почему.
Задача №52. Во второй половине XX в. шум стал отрицательно влиять на внешнюю
среду. Самым распространенным и мощными источником шума являются наземный
транспорт и авиация. С 1954 г. функционирует Международная ассоциация по борьбе с
шумом. Одним из способов борьбы с шумом является высаживание деревьев и
кустарников. Почему шумовое загрязнение создает ненормальные условия для работы и
отдыха людей? Почему растения считаются хорошим средством борьбы с шумом?
Задача №53. В Калифорнии с целью уничтожения комаров воду в озере Клеар обработали
препаратом ДДТ в концентрации 0,02 мг/л. Через некоторое время у рыбоядных птиц,
обитающих на этом озере, из-за нежизнеспособности эмбрионов, развивающихся в яйцах,
перестали выводиться птенцы. Объясните, в чем заключается связь между обработкой
озера ДДТ и нежизнеспособностью эмбрионов у птиц с озера Клеар.
Задача №54. Общее количество нефти и нефтепродуктов, ежегодно попадающих в воды
Мирового океана, превышает 10 млн т. Как нефтяные пленки влияют на обмен веществ
между океаном и атмосферой? Какое влияние оказывают нефтепродукты, попадающие в
океан, на жизнедеятельность живых организмов?
Задача №55. Над крупными городами — промышленными центрами на высоте 1,5—
2,0км простираются облака тяжелого смога. Плотная шапка копоти вбирает в себя до 20%
солнечных лучей, а зимой, когда и так мало света, поглощает половину его. Избавиться от
этой копоти помогают деревья. В чем заключаются уникальные фильтрующие свойства
деревьев?
Задача №56. Охлаждающая турбины электростанций вода служит причиной теплового
загрязнения озер, в которые она сбрасывается после использования. Объясните, почему
нагретая вода вызывает негативные последствия в экосистемах озер. Какими путями
можно предотвратить термическое загрязнение водоемов?
Задача №57. В 80-х гг. XIX в. все цитрусовые плантации в Калифорнии почти погибли
из-за желобчатого австралийского червеца — маленького, сосущего соки растений
насекомого, случайно завезенного из Австралии. После того как другие методы борьбы не
дали результатов, один биолог, ездивший в Австралию, привез с собой 129 экземпляров
естественных врагов червеца — хищных жуков родолий. Весной 1889 г. на апельсиновые
плантации Калифорнии было выпущено 10 000 родолий, а к октябрю того же года
желобчатый австралийский червец был буквально искоренен на большей части
территории Южной Калифорнии. Этот метод борьбы оставался эффективным более 50
лет, однако применение пестицида ДДТ позволило популяции червецов вновь достигнуть
расцвета.
Почему
использование
пестицидов
в
борьбе
с
вредителями
сельскохозяйственных растений дало обратный эффект?
Задача № 58. Рассчитайте, какова будет численность оленей через 1, 3, 5 и 10 лет при
полном отсутствии хищников. Отобразите изменения численности оленей в течение
данного периода времени графически.
Задача №59. Рассчитайте, какова будет численность оленей через 1, 3, 5 и 10 лет, если
начальная численность волков составляет 15 особей и не изменяется на протяжении
указанного периода времени.

Page 18

Отобразите изменения численности оленей в течение данного периода времени
графически. Сравните полученный результат с результатом задачи 1.
Задача № 60. Рассчитайте, какова будет численность оленей через 1, 3, 5 и 10 лет, если
начальная численность волков составляет 15 особей и возрастает на 10% ежегодно.
Отобразите изменения численности оленей в течение данного периода времени
графически. Сравните полученный результат с результатами задачи 1 и задачи 2.
Задача №61. Рассчитайте, какой должна быть начальная численность растущей
популяции волков, чтобы численность оленей была относительно стабильна (т.е.
равнялась примерно 2000) в течение первых пяти лет существования популяции.
Как будет изменяться численность популяции оленей в течение последующих пяти лет?
Представьте все полученные данные графически.
Задача №62. Рассчитайте, какой должна быть начальная численность волков и пум, чтобы
численность оленей была относительно стабильной (т.е. равнялась примерно 2000) в
течение первых пяти лет существования популяции.
Как будет изменяться численность популяции оленей в течение последующих пяти лет?
Представьте все полученные данные графически.
Задача №63. Принимая теплоту сгорания чистого углерода равной 94,4 ккал/г-моль,
определите потерю в весе при сгорании одной грамм-молекулы углерода. Определите
энергию, выделяющуюся при сгорании атомов углерода.
Задача №64. Концентрация углекислого газа в атмосфере в 1965 г. составляла 320 ед. на
млн. Какова скорость роста концентрации СО
2
в атмосфере, если предположить ее
экспоненциальное изменение? В каком году концентрация СО
2
в атмосфере удвоится по
сравнению с 1965 годом.
Задача №65. Какой запас пресной воды содержится в айсберге площадью 0,5 км
2
с
высотой над поверхностью воды 20м. Принять плотность льда 0,91г/см
3
, а плотность
морской воды 1,03г/см
3
.
Задача №66. Оценить ежегодную скорость прироста биомассы (интенсивность
солнечного излучения на земной поверхности в ясный солнечный день равна 108
ккал/см
2
/год), если на фотосинтез тратится лишь 1% этой энергии. Принять
энергетический эквивалент для растений равным 18,7 кДЖ/г. Также оценить максимально
возможный урожай для пшеницы, если её масса составляет 45% от общей биомассы и для
средней полосы имеется 1500 ч светлого времени за сезон. На дыхание растений тратится
50% всей получаемой энергии.
Задача №67. Количество солнечной энергии, падающей в виде излучения на поверхность
Земли, составляет 0,2 кал/ (см
2
/мин). Какую площадь должна иметь солнечная батарея с
эффективностью 20% и мощностью 100Вт?
Задача №68. Население планеты в 1830 году оценивалось в 1 млрд. к концу 1999 г. оно
достигло 6 млрд. человек. Оценить скорость экспоненциального роста, который мог бы
дать такой результат. Каково при этом время удвоения населения?
Задача №69. Что продолжительнее – три периода полураспада или два средних времени
жизни радионуклида. Какая часть (в %) радиоактивных атомов распадается на
протяжении одного среднего времени жизни, двух средних времен жизни?
Задача №70. Добыча нефти в 1997 г. в России достигала скорости 306 млн. тонн в год.
Предположим, что окончательная выработка нефти в России в 2раза превышает
извлекаемые запасы на 1997 г., оцениваемые в 27,5 млрд. тонн. Сколько времени
потребуется, чтобы достичь максимальной скорости выработки, в 4 раза превышающей
темпы 1997 г., если следовать гауссовской кривой?
Задача №71. В 2-х одинаковых сосудах выращивается культура хлореллы. В один сосуд
поместили планктонных ракообразных, питающихся хлореллой, и через некоторое время
обнаружили, что в этом сосуде частота деления клеток хлореллы выше, чем в
контрольном сосуде. Как Вы можете объяснить это явление?

Page 19

Задача №72. Задержанный браконьер утверждал: «Если считается, что волков и др.
хищников нельзя истреблять, значит, и браконьера преследовать не надо: ведь недаром
говорят, что браконьер – это хищник». Как Вы полагаете, убедительны ли эти доводы?
Задача №73. Близкородственные виды нередко живут бок о бок, хотя, согласно
бытующему мнению среди дарвинистов, между ними существует наиболее сильная
конкуренция. Почему же один из видов не вытесняет другой?
Задача №74. Известно, что в смешанном лесу средней полосы подстилки много, а во
влажном тропическом лесу ее почти нет. Как Вы думаете, с чем это может быть связано?
Задача №75. Сильное «цветение» воды, наблюдаемое иногда в прудах и озерах, часто
сопровождается замором рыбы. Как Вы объясните это явление?
Задача №76. К каким отрицательным экологическим последствиям могут привести
сооружения на реке каскада водохранилищ и зарегулирование стока?
Задача №77. Какими способами можно защитить
урожай сельскохозяйственных
растений от вредителей без использования ядохимикатов?
Задача №78. Почему предельно допустимые концентрации различных загрязнителей
должны быть ниже тех концентраций, которые начинают вредить здоровью человека?
Задача №79. На какие органы и ткани организма оказывают особенно сильное влияние
разные виды загрязнителей и почему?
Задача №80. На некоторых участках степных заповедников регулярно выкашивают траву.
Не нарушается ли при этом принцип охраны природы?
Задача №81. Имеет ли смысл охранять на некоей территории вид, который здесь редок,
но благополучно существует во многих других местах?
Литература для самостоятельной подготовки.
Андерсон Дж.М. Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек.
Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 165 с.
Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. М.: Мир,
1989. – Т. 1. – 667 с.; Т.2 – 477 с.
Вернадский В.И. Биосфера. М.: Мысль, 1967. – 423 с.
«Видеоэкология», 1997. – 320 с.
Владышевский Д.В. Экология и мы /Краснояр.гос.ун-т. Красноярск, 1994. –214 с.
Гиляров А. М. Популяционная экология. М.: Изд-во МГУ, 1990. – 191 с.
Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. – Кишинев: Главная редакция
МСЭ, 1989. – 408 с.
Дуглас У.О. Трехсотлетняя война: хроника экологического бедствия. М.: Прогресс, 1975.–
239 с.
Дылис Н.В. Основы биогеоценологии. М.: МГУ, 1978. – 90 с.
Жизнеспособность популяций: природоохранные аспекты. М.: Мир, 1989. – 224 с.
Карташев А.Г. Введение в экологию. Томск: Водолей, 1998.-384 с.
Лаппо А.В. Следы былых биосфер. М.: Знание, 1987. – 208 с.
Лоренц К. Агрессия. М.: Универс, 1994. – 272 с.
Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.: Мир, 1974. - 460 с.
Макфедьен Э. Экология животных. М.: Мир, 1965. 375 с.
Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. – М.: Прогресс, 1994. – 304с.
Назаров В. За порогом вражды. – М.: Мысль, 1981. – 240 с.
Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир, М.: Мир, 1993. – Т.1. – 420 с.;
Т.2.– 329 с.
Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. М.:ПРИОР, 1999.-304 с.
Новиков Г.А. Очерк истории экологии животных. Л.: Наука, 1980. – 286 с.
Общая экология: Учебник для вузов / Автор-составитель А.С.Степановских.- М.: Юнити-
статистика, 1999. - 672 с.
Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986. – Т.1. – 328 с.; Т.2. – 376 с.

Page 20

Основы экологии. – М.: Прогресс, 1975. – 415 с.
Петров В.В. Экологическое право России. М.: БЕК, 1995. – 558 с.
Пианка Э. Эволюционная экология. М.: Мир, 1981. – 399 с. Сибирский хронограф, 1999. –
344 с.
Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.: Финансы и
ХХ век: последние 10 лет. 1990 – 1991. М.: Прогресс-Пангея, 1992. – 328 с.
Рамад Ф. Основы прикладной экологии. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. – 543 с.
Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. М.: Мир, 1994. – Т.1. – 340 с.; Т.2. – 296 с..
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь – справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.
Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Россия
молодая, 1994. – 367 с.
Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979. – 424 с.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества: 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 1995. -159
с.
Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. М.: Изд-во МГУ,
1993. – 304 с.
Россия в окружающем мире /Н. Н. Моисеева, С. А. Степанова; Отв.Ред. Марфенин Н.Н..
М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - 316 с.
Роун Ш. Озоновый кризис. Пятнадцатилетняя эволюция неожиданной глобальной
опасности. М.: Мир, 1993. – 320 с.
Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: М.: Высш. шк., 1988. – 272 с.
Тарасов А.О. Экология и охрана природы. Саратов: Изд-во СГУ, 1990. – 246 с.
Тарасова О.В. Задачи по экологии. Красноярск: Изд-во КГУ, 1995. – 30 с.
Традиционный опыт природопользования в России. М.: Наука, 1998. – 527 с.
Уатт К. Экология и управление природными ресурсами. М.: Мир, 1971. – 305 с.
Углерод в экосистемах лесов и болот России /В. А. Алексеева, Р. А. Бердсли. Красноярск,
1994. - 171 с.
Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М.: Прогресс, 1980. – 327 с.
Фелленберг Г. Загрязнение природной среды. Введение в экологическую химию. М.: Мир,
1997. – 232 с.
Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо. М.: МЦ Дана, 2000.-
510с.
Харборн Дж. Введение в экологическую биохимию. М.: Мир, 1985. – 312 с.
Хлебопрос Р.Г., Фет А.И. Природа и общество: модели катастроф. Новосибирск:
Шилов И. А. Экология. М.: Высш. шк., 2000. – 512 с.
Эдберг Р., Яблоков А. Трудный путь к воскресению: М.: Прогресс, 1988. – 160 с.
Экология. Учебное пособие под ред. С.А.Боголюбова. М.: Знание, 1997. – 288 с.
Яблоков А.В. Популяционная биология. М.: Высш. шк., 1987. – 303 с.
Яблоков А.В., Остроумов С.А. Уровни охраны живой природы. М.: Наука, 1985. – 175с.
Варианты контрольных заданий
Раздел
Задачи
Вариант
1
1
2
3
4
5
6
7
1
1
149
1
1
1
1
1
1
1
2
2
148
2
2
2
2
2
2
2
3
3
147
3
3
3
3
3
3
3
4
4
146
4
4
4
4
4
4
4
5
5
145
5
5
5
5
5
5
5

Page 21

6
6
144
6
6
6
6
6
6
6
7
7
143
7
7
7
7
7
7
7
8
8
142
8
8
8
8
8
8
8
9
9
141
9
9
9
9
9
9
9
10
10
140
10
10
10
10
10
10
10
11
11
139
11
11
11
11
11
11
11
12
12
138
12
12
12
12
12
12
12
13
13
137
13
13
13
1
13
13
13
14
14
136
14
14
14
2
14
14
14
15
15
135
15
15
15
3
15
15
15
16
16
134
16
16
16
4
1
16
16
17
17
133
17
17
17
5
2
17
17
18
18
132
18
18
18
6
3
18
18
19
19
131
19
19
19
7
4
19
19
20
20
130
20
20
20
8
5
20
20
21
21
129
21
21
21
9
6
21
21
22
22
128
22
22
22
10
7
22
22
23
23
127
23
23
23
11
8
1
23
24
24
126
24
24
24
12
9
2
24
25
25
125
25
25
25
1
10
3
25
26
26
124
26
26
26
2
11
4
26
27
27
123
27
27
27
3
12
5
27
28
28
122
28
28
28
4
13
6
28
29
29
121
29
29
29
5
14
7
29
30
30
120
30
30
30
6
15
8
30
31
31
119
31
31
31
7
1
9
31
32
32
118
32
32
32
8
2
10
32
33
33
117
33
33
33
9
3
11
33
34
34
116
34
34
34
10
4
12
34
35
35
115
35
35
35
11
5
13
35
36
36
114
1
36
36
12
6
14
36
37
37
113
2
37
37
1
7
15
37
38
38
112
3
38
38
2
8
16
38
39
39
111
4
39
39
3
9
17
39
40
40
110
5
40
40
4
10
18
40
41
41
109
6
41
41
5
11
19
41
42
42
108
7
42
42
6
12
20
42
43
43
107
8
43
43
7
13
21
43
44
44
106
9
44
44
8
14
22
44
45
45
105
10
45
45
9
15
1
45
46
46
104
11
46
46
10
1
2
46
47
47
103
12
47
47
11
2
3
47
48
48
102
13
1
48
12
3
4
48
49
49
101
14
2
49
1
4
5
49
50
50
100
15
3
50
2
5
6
50
51
51
99
16
4
51
3
6
7
51
52
52
98
17
5
52
4
7
8
52
53
53
97
18
6
53
5
8
9
53
54
54
96
19
7
54
6
9
10
54
55
55
95
20
8
55
7
10
11
55

Page 22

56
56
94
21
9
56
8
11
12
56
57
57
93
22
10
57
9
12
13
57
58
58
92
23
11
58
10
13
14
58
59
59
91
24
12
59
11
14
15
59
60
60
90
25
13
60
12
15
16
60
61
61
89
26
14
61
1
1
17
61
62
62
88
27
15
62
2
2
18
62
63
63
87
28
16
63
3
3
19
63
64
64
86
29
17
64
4
4
20
64
65
65
85
30
18
65
5
5
21
65
66
66
84
31
19
66
6
6
22
66
67
67
83
32
20
67
7
7
1
67
68
68
82
33
21
68
8
8
2
68
69
69
81
34
22
69
9
9
3
69
70
70
80
35
23
70
10
10
4
70
71
71
79
1
24
71
11
11
5
71
72
72
78
2
25
72
12
12
6
72
73
73
77
3
26
73
1
13
7
73
74
74
76
4
27
74
2
14
8
74
75
75
100
5
28
75
3
15
9
75
76
76
74
6
29
76
4
1
10
76
77
77
73
7
30
77
5
2
11
77
78
78
72
8
31
78
6
3
12
78
79
79
71
9
32
79
7
4
13
79
80
80
70
10
33
80
8
5
14
80
81
81
69
11
34
81
9
6
15
81
82
82
68
12
35
82
10
7
16
18
83
83
67
13
36
83
11
8
17
17
84
84
66
14
37
84
12
9
18
16
85
85
65
15
38
85
1
10
19
15
86
86
64
16
39
86
2
11
20
14
87
87
63
17
40
39
3
12
21
13
88
88
62
18
41
40
4
13
22
12
89
89
61
19
42
41
5
14
1
11
90
90
60
20
43
42
6
15
2
10
91
91
59
21
44
43
7
1
3
9
92
92
58
22
45
44
8
2
4
8
93
93
57
23
46
45
9
3
5
7
94
94
56
24
47
46
10
4
6
6
95
95
55
25
1
47
11
5
7
5
96
96
54
26
2
48
12
6
8
4
97
97
53
27
3
49
1
7
9
3
98
98
52
28
4
50
2
8
10
2
99
99
51
29
5
51
3
9
11
1
00
00
50
30
6
52
4
10
12
20

Информация о работе Темы контрольных работ