Техногенные катастрофы XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:50, реферат

Краткое описание

Техногенная катастрофа – это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).
Основные причины аварий и катастроф:
• Просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;
• Некачественное строительство или отступление от проекта;
• Непродуманное размещение производства;

Оглавление

1. Что такое техногенные катастрофы?
1.1. Классификация ЧС техногенного характера;
1.2. Причины техногенных катастроф;
1.3. Влияние на природу;
2. Самые страшные техногенные катастрофы 21 века:
2.1. 2000 год;
2.2. 2001 год;
2.3. 2002 год;
2.4. 2004 год;
2.5. 2007 год;
2.6. 2009 год;
2.7. 2010 год;
2.8. 22 апреля 2010 года;
2.9. 2011 год;
2.10. 2013 год
3. Литература

Файлы: 1 файл

Реферат по экологии.docx

— 40.03 Кб (Скачать)

Очистка моря и берегов от мазута стоила 12 млр долларов, полный ущерб, нанесенный экосистеме, оценить невозможно.

2004 год

26 августа 2004 года недалеко  от Кельна на западе Германии  с моста Wiehltal высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший 32 000 литров топлива. После падения бензовоз взорвался. Виновником аварии была спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, что и вызвало занос бензовоза.

Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории — временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция — 318 млн долларов.

2007 год

19 марта 2007 года из-за взрыва  метана на шахте «Ульяновская»  в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом  через 5-7 секунд последовало ещё  четыре взрыва, что вызвало обширные  обвалы в выработках сразу  в нескольких местах. Погибли  главный инженер и почти всё  руководство шахты. Эта авария  является крупнейшей в российской  угледобыче за последние 75 лет.

 

2009 год

17 августа 2009 года из-за  разрушения крепления крышки  турбины гидроагрегата случилась  масштабная авария на Саяно-Шушенской  ГЭС. В результате трагедии погибли 75 человек, серьёзный ущерб был  нанесен как самим помещениям, так и оборудованию станции. Работу  ГЭС пришлось временно прекратить  из-за угрозы экологической катастрофы в регионе.

Катастрофа

 Саяно-Шушенская ГЭС – одна из крупнейших в мире и самая крупная в России гидроэлектростанция. Начала свою работу в 1978 году.

 

 

17 августа 2009 года в 8 часов 13 минут по местному времени  произошло неожиданное разрушение  второго гидроагрегата, в результате  чего огромные массы воды неконтролируемо  начали поступать через шахту гидроагрегата.

Очень быстро были затоплены машинный зал, находившиеся под ним помещения, а также все без исключения гидроагрегаты станции. Более того, на работающих гидроагрегатах вследствие затопления произошли короткие замыкания, которые вывели их из строя.

Вся станция оказалась обесточенной, пропало электропитание сигнализации, приборов автоматики, освещения, не стало оперативной связи. Поскольку из-за отсутствия электрики не закрылись затворы водоприемников, вода продолжала в больших количествах поступать на неработающие турбины, что и привело к их разрушению.

Закрыть вручную затворы водоприемников и открыть затворы водосливной плотины удалось только к часу дня. После этого вся вода через затворы подавалась вхолостую.

Расследование причин катастрофы

По словам министра энергетики РФ Шматко, авария на Саяно-Шушенской ГЭС была самой масштабной и в то же время самой непонятной аварией за всю историю гидроэнергетики. Расследованием катастрофы занялись сразу несколько ведомств. В том числе была создана и парламентская комиссия по расследованию катастрофы.

Из-за того, что изначально причины аварии не были понятны даже специалистам, вокруг события возникло множество гипотез и предположений. Рассматривались версии гидроудара, диверсии и теракта. Однако никаких следов взрывчатого вещества обнаружить не удалось.

 

В конечном итоге, Ростехнадзор опубликовал на сайте ведомства акт, согласно которому причиной аварии стал срыв крышки турбины, который, в свою очередь, случился из-за разрушения шпилек. Это связали связаны с постоянными перегрузками, которые испытывало оборудование станции.

Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.

Ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС превысил 7.3 миллиарда рублей, включая ущерб экологии.

Социальные последствия

На момент аварии в машинном зале станции находилось 116 человек, в том числе один человек на крыше зала, 52 человека на полу зала (отметка 327 м) и 63 человека во внутренних помещениях ниже уровня пола зала (на отметках 315 и 320 м). Из них сотрудниками станции были 15 человек, остальные являлись работниками различных подрядных организаций, осуществлявших ремонтные работы (большая часть из них — сотрудники ОАО «Саяно-Шушенский Гидроэнергоремонт»). Всего на территории станции (в том числе вне зоны, затронутой аварией) находилось около 300 человек. В результате аварии погибло 75 человек, пострадало 13 человек.[1] Тело последнего погибшего было найдено 23 сентября.[75] Полный список погибших с указанием мест обнаружения тел опубликован в акте технического расследования комиссии Ростехнадзора. Большое количество погибших объясняется нахождением большинства людей во внутренних помещениях станции ниже уровня пола машинного зала и быстрым затоплением этих помещений.

С первого дня аварии оценки шансов на выживание людей, которые могли находиться внутри затопленного водой машинного зала, были неутешительными. В частности, член правления компании «РусГидро», бывший генеральный директор ГЭС Александр Толошинов заявил:

« Если человек оказался в воздушном пузыре и не в воде, то есть. Если люди в воде, а температура там плюс четыре градуса, то шансов практически нет».

Отсутствие официальной информации об аварии и состоянии плотины в течение первых часов, перебои в связи, и, в дальнейшем, недоверие заявлениям местных властей, основанное на опыте, вызвали панические настроения в лежащих ниже по течению реки населённых пунктах — Черёмушках, Саяногорске, Абакане, Минусинске. Жители спешно уезжали к родственникам, подальше от плотины, и на близлежащие возвышенности, что приводило к многочисленным очередям на автозаправочных станциях, пробкам на дорогах и автомобильным авариям. По словам Сергея Шойгу:

« В два раза подскочили цены на бензин, люди начали забирать детей из детских садов, из пионерских лагерей, заправлять канистры все, какие были в доме, бензином, скупать продукты и предметы первой необходимости в магазинах. <…> Ну, то, что касается заправок, — с этим, естественно, будем отдельно разбираться, кто на этом погрел руки. Значит, то, что касается продовольствия и предметов первой необходимости, — тоже, я думаю, надо будет разбираться, и уже разбираются.»

В связи с этим Хакасское управление Федеральной антимонопольной службы провело проверку цен на бензин, повышения не выявившую.

19 августа 2009 года главный  редактор интернет-журнала «Новый фокус» Михаил Афанасьев разместил[84] в своём блоге сообщение о том, что в затопленном машинном зале станции якобы находятся живые люди, с предложением возможных мер по их спасению. Это сообщение, вызвавшее большой резонанс, послужило поводом для возбуждения против Афанасьева уголовного дела по ст. 129 УК РФ (клевета).[85] В дальнейшем уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления.[86]

19 августа в Хакасии  объявлен днём траура. Праздники Дня города в Абакане (22 августа) и Черногорске (29 августа) были отменены. Кроме того, было перенесено проведение ряда крупных спортивных и общественных мероприятий. 25 августа во всех филиалах и ДЗО ОАО «РусГидро» объявлено днём траура.

Компенсации и социальная помощь

Материальная помощь семьям погибших осуществлялась из различных источников. Компанией «РусГидро» были осуществлены выплаты в размере 1 млн рублей семье каждого погибшего, отдельно выплачен двухмесячный заработок погибших и выделены средства на организацию похорон. Выжившие, но пострадавшие при аварии получили единовременные выплаты в размере от 50 до 150 тыс. рублей в зависимости от тяжести повреждений. Компания ведёт работу по обеспечению жильём нуждающихся семей, а также реализует иные социальные программы помощи семьям погибших. В общей сложности на социальные программы помощи компанией было выделено 185 млн рублей.

Семье каждого погибшего была выдана компенсация в размере 1,1 млн рублей дополнительно от федерального бюджета.

20 августа 2009 года, на третий  день после аварии, ОАО «РусГидро» была открыта специальная благотворительная программа помощи семьям погибших «Мы с вами, Саяны!», в рамках которой к 15 октября 2009 года было собрано более 32 млн рублей. Пожертвования собирались на счета благотворительного фонда «Созидание». Ещё более 5 млн рублей поступило на счёт профсоюза станции. Эти деньги впоследствии были распределены с учётом потребностей семей погибших и пострадавших при аварии.

 

В рамках собственной благотворительной программы Сбербанк России обязался погасить ипотечные кредиты семей погибших на общую сумму 6 млн рублей.

Экологические последствия

Авария оказала негативное воздействие на окружающую среду: масло из ванн смазки подпятников гидроагрегатов, из разрушенных систем управления направляющими аппаратами и трансформаторов попало в Енисей, образовавшееся пятно растянулось на 130 км. Общий объём утечек масла из оборудования станции составил 436,5 м³, из которых ориентировочно 45 м³ преимущественно турбинного масла попало в реку. С целью недопущения дальнейшего распространения масла по реке были установлены боновые заграждения; для облегчения сбора масла применялся специальный сорбент, но оперативно прекратить распространение нефтепродуктов не удалось; пятно было полностью ликвидировано лишь 24 августа, а мероприятия по очистке прибрежной полосы планировалось завершить к 31 декабря 2009 года. Загрязнение воды нефтепродуктами привело к гибели около 400 тонн промышленной форели в рыбоводческих хозяйствах, расположенных ниже по течению реки; фактов гибели рыбы в самом Енисее отмечено не было. Общая сумма экологического ущерба предварительно оценивалась в 63 млн рублей.

В посёлке Майна из-за выхода из строя фильтров очистки был приостановлен водозабор из Енисея, что вызвало нарушение централизованного водоснабжения посёлка. Местными властями была организована доставка воды автоцистернами по графику; 40 % населения посёлка Майна временно использовало воду из колодцев. Для 1,8 тыс. пожилых людей и инвалидов, которые не могли донести воду до дома, была организована доставка бутилированной воды силами местного отделения Красного Креста при финансировании Еврокомиссии в размере 10,5 тыс. евро.

2010 год

4 октября 2010 на западе  Венгрии произошла крупная экологическая  катастрофа. На крупном заводе  по производству алюминия взрыв  разрушил плотину резервуара  с ядовитыми отходами — так  называемым красным шламом. Около 1,1 миллиона кубометров едкого  вещества затопили 3-метровым потоком  города Колонтар и Дечевер в 160 километрах к западу от Будапешта.

Красный шлам — это осадок, который образуется при производстве оксида алюминия. При попадании на кожу он воздействует на нее как щелочь. В результате катастрофы 10 человек погибли, около 150 получили различные травмы и ожоги.

22 апреля 2010

22 апреля 2010 в Мексиканском  заливе у побережья американского  штата Луизиана после взрыва, унесшего жизни 11 человек, и 36-часового  пожара, затонула управляемая буровая  платформа Deepwater Horizon.

Остановить утечку нефти удалось лишь 4 августа 2010 года. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 млн баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании, а на момент техногенной катастрофы платформой управляла компания Вritish Petroleum.

2011 год

11 марта 2011 года на северо-востоке  Японии на АЭС «Фукусима-1»  после сильнейшего землетрясения  произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской  АЭС авария. Вслед за подземными  толчками магнитудой 9,0 на побережье  пришла огромная волна цунами, которая повредила 4 из 6 реакторов  атомной станции и вывела из  строя систему охлаждения, что  привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.

Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккрелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, который составил тогда 5.2 млн терабеккерелей.

Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 млрд долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.

2013 год

18 апреля 2013 в американском  городе Вест в штате Техас на заводе удобрений произошел мощный взрыв.

Почти 100 зданий в округе были разрушены, от 5 до 15 человек погибли, около 160 человек получили ранения, а сам городок стал похож на зону военных действий или на съемочную площадку очередного фильма о Терминаторе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. ХХ век. Хроника необъяснимого: От катастрофы к катастрофе. – М.: АСТ Олимп, 1998.

2. Алымов В.Т. и др. Анализ техногенного риска: Учеб. пособие. – М.: Круглый год, 2000.

3. Арманд А.Д., Рукотворные катастрофы - М.,1993г.

4. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций: Междунар. конф., 22-23 апр. 1998 г. – М.: УРСС, 1998.

5. Маньяков В.Д. Безопасность общества и человека в современном мире: Учебное пособие. - СПб.: Политехника, 2005.

6. Микрюков Ю.В. Безопасность жизнедеятельности М., 2006.

7.  http://calendie.ru/avariya-na-sayano-shushenskoj-ges-v-2009-godu/

8. http://trinixy.ru/

9. http://forums.drom.ru/hakasiya/t1151240353.html

 

 

 


Информация о работе Техногенные катастрофы XXI века