Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 06:53, реферат
Травмы на производстве, в сельском хозяйстве, защита работников от травм, социальные гарантии
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА
Главный внештатный травматолог
УЗО Могилевского облисполкома А.Г. Цаприлов
Травматизм является серьезной проблемой для разных стан мира, в том числе и для Республики Беларусь. Ежегодно в мире от различных травм погибает 5 млн. человек – это почти 9% от общего числа смертей. Травмы являются третьей по значимости причиной смертности и основной причиной в возрасте от 1 до 40 лет.
Ежегодно в Республике Беларусь травмируется около 800 000 человек. Травматизм является важной социально-экономической проблемой в связи с высокими показателями распространенности и тяжестью его медико-социальных последствий (инвалидность и смертность).
В структуре травматизма преобладают бытовые травмы – 76,7%, второе место занимают уличные травмы – 14,7%, спортивная травма – 1,1%, дорожно-транспортная травма – 1,3%, производственная травма – 1,0%, прочие травмы – 6,2%.
Травмы у детей составляют – 16,5% от общего числа травм в республике. Структура детского травматизма несколько отличается от структуры взрослого: бытовые травмы составляют 59,3%, уличные – 21,0%, школьные – 7,9%, спортивные – 6,4%, транспортные – 0,6%, прочие – 4,8%.
ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-
Травматизм при дорожно-
По данным ВОЗ, в мире в дорожных авариях погибает ежегодно около 1,2 млн. человек, а от 20 до 50 млн. получают травмы или становятся инвалидами. 85% летальных исходов по причине ДТП приходится на страны с низким и средним доходом. Прогнозы экспертов ВОЗ показывают, что эти цифры могут увеличиться на 65% в течение ближайших 20 лет, а в странах с низким и средним доходом – на 80%, если не будут приняты решительные профилактические действия.
Экономические издержки, обусловленные 
дорожно-транспортными 
Возраст примерно 30% жертв автомобильных аварий составляет 15 – 29 лет. К такому недопустимо высокому числу потерянных жизней ежегодно прибавляется еще 2,4 миллиона человек, получающих травмы в автомобильных авариях. В результате, экономические потери для европейского региона огромны, в некоторых странах они составляют около 2% ВВП.
Самые высокие показатели 
травматизма при ДТП 
Предполагается рост числа аварий в странах с низким и средним уровнем доходов, к которым относится Республика Беларусь, по мере увеличения числа автомобилей на дорогах.
Скорость движения автомобиля – это один из наиболее важных факторов, определяющих исход ДТП. Она определяет, насколько велик риск того, что авария произойдет: чем выше скорость, тем меньше времени для предупреждения ДТП. Кроме того, если авария произошла, чем выше скорость, тем тяжелее последствия.
По данным ВОЗ, среднее 
повышение скорости на 1 км/час повышает 
риск ДТП, сопровождающихся травматизмом, 
на  3%.  При  тяжелых авариях  
риск  тяжелых и смертельных 
травм увеличивается на 5%.  Пешеходы  
имеют шанс остаться в живых в 
90%  случаях, если столкновение произошло 
при скорости 30 км/час, этот шанс уменьшается 
до 50%, если скорость возрастает до 45 км/час. 
Вероятность погибнуть 
Большое влияние на дорожно-транспортный травматизм оказывает наличие алкогольного опьянения у водителя. Для общей популяции водителей, у которых уровень алкоголя в крови выше нуля, риск попасть в аварию значимо возрастает при уровне алкоголя 0,04%о.
У мужчин 18-24 лет, у которых уровень алкоголя в крови составляет 0,05%о, риск попасть в аварию почти в 2 раза выше, чем у мужчин 25 лет и старше с тем же уровнем алкоголя в крови.
При исследовании группы водителей, погибших во время ДТП, обнаружено, что у водителей-подростков риск попасть в аварию со смертельным исходом в пять раз выше, а у водителей 20-29 лет и в три раза выше, чем у водителей 30 лет и старше при любом уровне алкоголя в крови.
У водителей-подростков с уровнем алкоголя в крови 0,03%о, везущих двух и более пассажиров, риск попасть в аварию возрастает в 34 раза по сравнению с водителями 30 лет и старше с нулевым уровнем алкоголя в крови, везущим одного пассажира.
Уровень алкоголя в крови 0,1%о увеличивает риск попадания в аварию в три раза по сравнению с уровнем алкоголя в крови 0,05%о ( допустимым ).
В Евросоюзе число смертей в ДТП, которые можно было бы предотвратить, если бы уровень алкоголя в крови у водителей не превышал 0,05%о, оценивается в 5-40%.
Самые частые виды ДТП – наезды на пешеходов, столкновения транспортных средств и их опрокидывание. От 60% до 70% их происходят по вине водителей, 30-40% - по вине пешеходов.
Для снижения риска ДТП 
и тяжести получаемых повреждений 
применяются различные 
Так,  выделение специальных 
дорожек для велосипедистов вдоль 
городских дорог позволило 
Большое значение имеют также 
контроль ГАИ за наличием алкогольного 
опьянения у водителей 
Знание водителями транспортных средств правил дорожного движения и неукоснительное соблюдение их, хороший навык вождения транспортного средства, надежно гарантируют от аварий на дорогах. Вместе с тем, существуют и другие причины, приводящие к автоавариям. Это и техническая исправность транспортных средств (исправность тормозной системы автомобиля, системы его управления, освещения, наличие ремней безопасности и подушек безопасности, медицинской аптечки), за которой следят органы ГАИ при техосмотрах автомобилей.
Это и хорошее состояние 
автомобильных дорог - отсутствие ям 
и выбоин на дорогах, качественное дорожное 
покрытие, разметка дорог, наличие специальных 
разделительных ограждений, обозначение 
сложных и опасных участков дорог 
дорожными знаками, хороший обзор 
дороги, строительство автодорог 
с односторонним движением, путепроводы 
с пересечением на разных уровнях, строительство 
подземных переходов для 
Это и хорошая работа коммунальных служб – отсутствие на дорогах открытых люков от канализационных и водопроводных систем, отсутствие мусора на дорогах, снега, своевременная подсыпка песка на проезжую часть при гололеде и т.д.
Водители регулярно проходят 
медицинскую комиссию, которая оценивает 
физическое и психическое состояние 
их здоровья (анализируется состояние 
зрения, слуха, наличие двигательных 
нарушений, заболеваний сердечно-
ПРОФИЛАКТИКА 
Для профилактики производственного травматизма на производствах разработан целый ряд эффективных мер.
При приеме на работу с работником 
проводится вводный инструктаж по технике 
безопасности. При ознакомлении с 
работой непосредственный руководитель 
проводит первичный инструктаж на рабочем 
месте с записью в журнал инструктажа.  
Периодически (1 раз в 3 - 6 месяцев, а 
при необходимости и чаще)  
руководителями структурных подразделений 
проводятся повторные инструктажи. 
При обнаружении нарушений 
При инструктаже на рабочем 
месте работник знакомится со своими 
обязанностями, правилами санитарии, 
требованиями правильной организации 
и содержания рабочего места, устройством 
и правилами обслуживания оборудования, 
установки, механизма, их опасными зонами. 
Знакомится с технологическими процессами, 
инструментами и правилами 
 На участки повышенной 
опасности не допускаются лица, 
не достигшие 18-летнего 
Случаи производственных травм расследуются на производствах специальными комиссиями в составе руководителя структурного подразделения, инженера по технике безопасности и представителя профсоюзного комитета в трехдневный срок с составлением акта Ф Н-1. Причины производственных травм можно условно разделить на организационные, технические, санитарно-гигиенические.
Среди организационных причин можно выделить:
1. Отсутствие надзора за соблюдением правил ТБ и личной профилактики.
2. Недостаточное обучение рабочих безопасным методам работы.
3. Неправильная организация труда.
4.      Нарушение 
правил трудового 
Среди технических причин:
1. Конструктивные недостатки машин, механизмов, станков.
2. Неисправность ручных инструментов.
3.      Отсутствие, 
неисправность или 
4. Неисправность машин, механизмов, станков.
5.      Отсутствие 
или плохое качество 
                 
Санитарно-гигиенические 
1. Захламленность рабочих мест и помещений.
2.      Недостаточное 
освещение рабочих мест и 
3.      Плохие 
вентиляционные установки и 
4.      Воздействие 
неблагоприятных физических 
ПРОБЛЕМА ТРАВМАТИЗМА, СВЯЗАННАЯ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ АЛКОГОЛЯ
Доказано, что ответная реакция на зрительное либо слуховое раздражение у взрослого здорового мужчины запаздывает на 50% после употребления 100 граммов водки. У выпивших людей нарушается цветоощущение. Отсюда становится понятной причина многих аварий на транспорте и производстве.
По данным травматологического 
отделения Могилевской