Профилактика травматизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 06:53, реферат

Краткое описание

Травмы на производстве, в сельском хозяйстве, защита работников от травм, социальные гарантии

Файлы: 1 файл

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА.docx

— 19.80 Кб (Скачать)

 

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА

 

Главный внештатный травматолог 

 

 

УЗО Могилевского облисполкома  А.Г. Цаприлов

 

 

Травматизм является серьезной  проблемой для разных стан мира, в том числе и для Республики Беларусь.  Ежегодно в мире от различных  травм погибает 5 млн. человек –  это почти  9% от общего числа смертей.  Травмы  являются третьей по значимости причиной смертности и основной причиной в возрасте от 1 до 40 лет.

 

 

Ежегодно в Республике Беларусь травмируется около 800 000 человек. Травматизм является важной социально-экономической  проблемой в связи с высокими показателями распространенности и  тяжестью его медико-социальных последствий (инвалидность и смертность).

 

 

В структуре травматизма  преобладают бытовые травмы – 76,7%, второе место занимают уличные травмы – 14,7%,  спортивная травма – 1,1%,  дорожно-транспортная травма – 1,3%, производственная травма – 1,0%, прочие травмы – 6,2%. 

 

 

Травмы у детей составляют – 16,5% от общего числа травм в  республике. Структура детского травматизма  несколько отличается  от структуры  взрослого:  бытовые травмы составляют 59,3%, уличные – 21,0%, школьные – 7,9%, спортивные – 6,4%, транспортные – 0,6%, прочие – 4,8%.

 

 

ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО  ТРАВМАТИЗМА

 

 

Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях в условиях интенсивной  автомобилизации страны наносит  существенный экономический и социальный ущерб всему обществу.

 

 

По данным ВОЗ, в мире в  дорожных авариях погибает ежегодно около 1,2 млн. человек, а от 20 до 50 млн. получают травмы или становятся инвалидами.   85% летальных исходов по причине  ДТП приходится на страны с низким и средним доходом. Прогнозы экспертов  ВОЗ показывают, что эти цифры  могут увеличиться на 65% в течение  ближайших 20 лет, а в странах с  низким и средним доходом –  на 80%, если не будут приняты решительные  профилактические действия.

 

 

Экономические издержки, обусловленные  дорожно-транспортными происшествиями, оцениваются в 1% валового национального  продукта в странах с низким доходом, 1,5% ВВП в странах со средним  доходом и в 2%  ВВП в странах  с высоким доходом. Непосредственные издержки от ДТП в мире оцениваются  более чем в 500 млрд. долларов США  в год. Достаточно сказать, что при  дорожно-транспортных происшествиях  в Европейском регионе ежегодно погибает порядка 127 тысяч человек, что эквивалентно таким городам, как Гренобль (Франция), Перуджа (Италия),  Норильск  (Россия). 

 

 

Возраст примерно 30% жертв  автомобильных аварий составляет 15 – 29 лет. К такому недопустимо высокому числу потерянных жизней ежегодно прибавляется еще 2,4 миллиона человек, получающих травмы в автомобильных авариях. В результате, экономические потери для европейского региона огромны, в некоторых  странах они составляют около 2% ВВП.

 

 

Самые высокие показатели травматизма при ДТП наблюдаются  в Латвии, Литве, Российской Федерации, Греции (19 – 23 на 100 000 населения ), и они  в 4 – 5 раз выше, чем в Великобритании, Швеции, Швейцарии ( 5,5 – 6,5 на 100 000 населения ). Средние коэффициенты смертности в странах СНГ в 3 раза выше, чем  в северных странах Европы, в Республике Беларусь он составляет 14,75 на 100 000 населения.

 

 

Предполагается рост числа  аварий в странах с низким и  средним уровнем доходов, к которым  относится Республика Беларусь,  по мере увеличения числа автомобилей  на дорогах.

 

 

Скорость движения автомобиля – это один из наиболее важных факторов, определяющих исход ДТП. Она определяет, насколько велик риск того, что  авария произойдет: чем выше скорость, тем меньше времени для предупреждения ДТП. Кроме того, если авария произошла, чем выше скорость, тем тяжелее  последствия.

 

 

По данным ВОЗ, среднее  повышение скорости на 1 км/час повышает риск ДТП, сопровождающихся травматизмом, на  3%.  При  тяжелых авариях  риск  тяжелых и смертельных  травм увеличивается на 5%.  Пешеходы  имеют шанс остаться в живых в 90%  случаях, если столкновение произошло  при скорости 30 км/час, этот шанс уменьшается  до 50%, если скорость возрастает до 45 км/час. Вероятность погибнуть возрастает в 8 раз, если скорость автомобиля при  столкновении возрастает с 30 км/час  до 50 км/час.

 

 

Большое влияние на дорожно-транспортный травматизм оказывает наличие алкогольного опьянения у водителя.  Для  общей популяции водителей, у  которых уровень алкоголя в крови  выше нуля, риск попасть в аварию значимо возрастает при уровне алкоголя 0,04%о. 

 

 

У мужчин 18-24 лет, у которых  уровень алкоголя в крови составляет 0,05%о, риск попасть в аварию почти  в 2 раза выше, чем у мужчин 25 лет  и старше с тем же уровнем  алкоголя в крови.

 

 

При исследовании группы водителей, погибших во время ДТП, обнаружено, что у водителей-подростков риск попасть в аварию со смертельным  исходом в пять раз выше, а у  водителей 20-29 лет  и  в три раза выше, чем у водителей 30 лет и  старше при любом уровне алкоголя в крови.

 

 

У водителей-подростков с  уровнем алкоголя в крови 0,03%о, везущих  двух и более пассажиров, риск попасть  в аварию возрастает в 34 раза по сравнению  с водителями 30 лет и старше с  нулевым уровнем алкоголя в крови, везущим одного пассажира.

 

 

Уровень алкоголя в крови 0,1%о увеличивает риск попадания  в аварию в три раза по сравнению  с уровнем алкоголя в крови 0,05%о ( допустимым ).

 

 

В Евросоюзе число смертей  в ДТП, которые можно было бы предотвратить, если бы уровень алкоголя в крови  у водителей не превышал 0,05%о, оценивается  в 5-40%.

 

 

Самые частые виды ДТП –  наезды на пешеходов, столкновения транспортных средств и их опрокидывание. От 60% до 70% их происходят по вине водителей, 30-40% - по вине пешеходов.

 

 

Для снижения риска ДТП  и тяжести получаемых повреждений  применяются различные мероприятия, эффективность которых доказана.

 

 

Так,  выделение специальных  дорожек для велосипедистов вдоль  городских дорог позволило снизить  число смертей среди велосипедистов в таких странах, как Дания  на 35%. Использование гибких канатных разделителей, отсутствие пешеходов  и велосипедистов на дорогах с  двухсторонним движением (Дания, Швеция, Швейцария, Великобритания) позволило  снизить число смертей и тяжелых  травм  на 45-50%.  Использование  противоударных подушек по сторонам дороги (Великобритания) снизило смертельные  и тяжелые травмы на 67%.  Езда с  зажженными фарами в дневное время  снизила количество ДТП на 10-15%. Усиление противоаварийной устойчивости транспортных средств в Великобритании снизило  смертельные и тяжелые травмы на 15,4%. Использование ремней безопасности водителями и пассажирами, сидящими на переднем  сидении снизило  число всех видов травм на 40-50%. Сочетание  ремней и подушек безопасности  снизило число смертей среди  водителей и пассажиров на 68%. Использование  детских кресел, если ребенок сидит  по ходу машины, снижает число всех травм на 34% и тяжелых на 60%,  а если ребенок сидит против хода машины, число всех травм снижается  на 76%, а тяжелых травм - на 92%. Использование  шлемов для мотоциклистов и велосипедистов позволяет снизить количество лиц,  получивших травмы на 20 – 30%. 

 

 

Большое значение имеют также  контроль ГАИ за наличием алкогольного опьянения у водителей транспортных средств, контроль ГАИ за соблюдением  скоростного режима водителями на дорогах, а также за строгим соблюдением  ими правил дорожного движения.

 

 

Знание водителями транспортных средств правил дорожного движения и неукоснительное соблюдение их, хороший навык вождения транспортного  средства, надежно гарантируют от аварий на дорогах. Вместе с тем, существуют и другие причины, приводящие к автоавариям. Это и техническая исправность  транспортных средств (исправность  тормозной системы автомобиля, системы  его  управления, освещения, наличие  ремней безопасности и подушек безопасности, медицинской аптечки), за которой  следят органы ГАИ при техосмотрах  автомобилей.

 

 

Это и хорошее состояние  автомобильных дорог - отсутствие ям и выбоин на дорогах, качественное дорожное покрытие, разметка дорог, наличие специальных  разделительных ограждений, обозначение  сложных и опасных участков дорог  дорожными знаками, хороший обзор  дороги, строительство автодорог  с односторонним движением, путепроводы  с пересечением на разных уровнях, строительство  подземных переходов для пешеходов - эта работа выполняется службой  дорожного строительства.

 

 

Это и хорошая работа коммунальных служб – отсутствие на дорогах  открытых люков от канализационных  и водопроводных систем, отсутствие мусора на дорогах, снега, своевременная  подсыпка песка на проезжую часть  при гололеде и т.д. 

 

 

Водители регулярно проходят медицинскую комиссию, которая оценивает  физическое и психическое состояние  их здоровья (анализируется состояние  зрения, слуха, наличие двигательных нарушений, заболеваний сердечно-сосудистой системы и т.д.). Функции здравоохранения  – избежать не являющихся неизбежными  смертей и инвалидности, ограничить тяжелые последствия и страдания, вызванные травмой, обеспечить оптимальной  восстановление здоровья выживших в  аварии и их возврат к общественно  полезному труду. 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ТРАВМАТИЗМА.

 

 

Для профилактики производственного  травматизма на производствах разработан целый ряд эффективных мер.

 

 

При приеме на работу с работником проводится вводный инструктаж по технике  безопасности. При ознакомлении с  работой непосредственный руководитель проводит первичный инструктаж на рабочем  месте с записью в журнал инструктажа.  Периодически (1 раз в 3 - 6 месяцев, а  при необходимости и чаще)  руководителями структурных подразделений  проводятся повторные инструктажи. При обнаружении нарушений инструкций по ТБ, изменениях в технологии производства,  авариях и несчастных случаях  в обязательном порядке проводится внеочередной повторный инструктаж по технике безопасности.  Разработка и непосредственный контроль за выполнением  инструкций по технике безопасности и производственной санитарии возлагается  на руководителя структурного подразделения.

 

 

При инструктаже на рабочем  месте работник знакомится со своими обязанностями, правилами санитарии, требованиями правильной организации  и содержания рабочего места, устройством  и правилами обслуживания оборудования, установки, механизма, их опасными зонами. Знакомится с технологическими процессами, инструментами и правилами обращения  с ними, правилами электробезопасности, с защитными приспособлениями, необходимой  спецодеждой, специальной обувью и  санитарной одеждой. Изучает правила  поведения в условиях аварийных  ситуаций и пожара, правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях.

 

 

 На участки повышенной  опасности не допускаются лица, не достигшие 18-летнего возраста, не прошедшие предварительный  медицинский осмотр, курсовое обучение, аттестацию в квалификационной  комиссии и инструктаж по безопасному  обслуживанию. Прошедший курсовое  обучение работник определяется  на стажировку конкретно к  определенному лицу. После стажировки  проводится его аттестация. Периодическая  проверка знаний указанного персонала  проводится комиссией не реже 1 раза в 12 месяцев. Повторный  инструктаж лиц, обслуживающих  объекты повышенной опасности,  проводится один раз в 3 месяца. Лица, допустившие нарушения правил  обслуживания объектов повышенной  опасности подвергаются внеочередной  проверке знаний.

 

 

Случаи производственных травм расследуются на производствах  специальными комиссиями в составе  руководителя структурного подразделения,  инженера по технике безопасности и  представителя профсоюзного комитета в трехдневный срок с составлением акта Ф Н-1. Причины производственных травм можно условно разделить  на организационные, технические, санитарно-гигиенические.

 

 

                  Среди организационных причин  можно выделить:

 

 

1.     Отсутствие  надзора за соблюдением правил  ТБ и личной профилактики.

 

 

2.      Недостаточное  обучение рабочих безопасным  методам работы.

 

 

3.      Неправильная  организация труда.

 

 

4.      Нарушение  правил трудового законодательства  о продолжительности рабочего  дня, привлечение к работе несовершеннолетних, нарушение правил трудового внутреннего  распорядка и трудовой дисциплины, в том числе работа в нетрезвом  состоянии.

 

 

                  Среди технических причин:

 

 

1.      Конструктивные  недостатки машин, механизмов, станков.

 

 

2.      Неисправность  ручных инструментов.

 

 

3.      Отсутствие, неисправность или несоответствие  предохранительных устройств, приспособлений, ограждений на машинах и механизмах, в том числе средств сигнализации  и блокировки.

 

 

4.      Неисправность  машин, механизмов, станков.

 

 

5.      Отсутствие  или плохое качество индивидуальных  средств защиты.

 

 

                 Санитарно-гигиенические причины:

 

 

1.      Захламленность  рабочих мест и помещений.

 

 

2.      Недостаточное  освещение рабочих мест и помещений.

 

 

3.      Плохие  вентиляционные установки и отсутствие  их, недостаточная кубатура рабочих  помещений.

 

 

4.      Воздействие  неблагоприятных физических факторов ( шум, сотрясение, пыль, газы).

 

 

ПРОБЛЕМА ТРАВМАТИЗМА, СВЯЗАННАЯ  С УПОТРЕБЛЕНИЕМ АЛКОГОЛЯ

 

 

Доказано, что ответная реакция  на зрительное либо слуховое раздражение  у взрослого здорового мужчины  запаздывает на 50% после употребления 100 граммов водки. У выпивших людей  нарушается цветоощущение. Отсюда становится понятной причина многих аварий на транспорте и производстве.

 

 

По данным травматологического  отделения Могилевской областной  больницы, от 15 до 20 % пострадавших с  острой травмой госпитализировалось  в отделение  с наличием признаков  алкогольного опьянения. Лечение таких  больных сопряжено с известными трудностями в силу неадекватности их поведения и недооценки своего состояния на момент оказания им помощи. Через несколько дней после травмы у некоторых из них нередко  развиваются острые психические  расстройства в виде алкогольного делирия, что резко усложняет лечение  этих больных, приводит к ухудшению  их состояния, увеличению смещения отломков при переломах, появлению вторичных  повреждений сосудов и нервов, дополнительным травмам. Для лечения  развившихся острых психотических  расстройств у больных часто  возникает необходимость перевода их в реанимационные отделения либо в психиатрические стационары. Страдают и семьи, получивших травму в состоянии  алкогольного опьянения, так как  им производится только 50% оплата больничного  листка на весь период лечения. 

Информация о работе Профилактика травматизма