Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:18, реферат
В работе рассмотрена проблема автотрофности человека на основе идей Вернадского. Предмет социальная экология.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ уНИВЕРСИТЕТ
им.
А. М. Горького
ФИЛОСОФСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Реферат по дисциплине Социальная экология:
«Проблема
автотрофности человечества»
Выполнил: Кравцов Н.С.
ФС-302
Екатеринбург , 2010г.
Термин «автотрофный» - (autotrophic) - применяется для описания организмов (называемых автотрофами (autotrophs)), которые синтезируют органические вещества из углекислого газа и нитратов (или аммониевых соединений), используя для этого внешний источник энергии. Автотрофность человечества - согласно концепциям Вернадского, Циолковского и других мыслителей - способность человечества обеспечить в перспективе свое существование в рамках техносферы независимо от биосферы.
Переход Биосферы в Ноосферу – процесс стихийный, естественно-исторический , однако человек может сделать этот процесс сознательным. Перед человечеством открывается широкое будущее, если он применит силу разума на созидание, а не на разрушение (в том числе силу атомной энергии). Человек должен научиться мыслить в планетном аспекте, а не отдельной семьи, личности, рода, государства, мыслить глобально.
Человек своей технической
деятельностью расширяет
-заселение планеты; бытовые условия позволяют жить в различных условиях. Например, благодаря технике человек проникает в нижние слои биосферы и тропосферы ( посредством авиации);
- выход в космос;
- взрыв научного творчества, наука в роли главного фактора объединения людей;
- развитие
коммуникаций – транспорт,
- единство и равенство всех людей, доказанное наукой;
- появилась возможность создания благоприятных условий (социально-экономических и политических) для свободного развития личности, свободного развития научной мысли;
- появилась
возможность ликвидировать
- постепенное становление единой организации человеческой жизни – единой государственно-политической и экономической организации человечества;
- распространение науки и ее популяризация;
- распространение Европейской культуры, диалог культур;
- цивилизация
культурного человека является
формой организации новой
Образуя ноосферу, цивилизация всеми силами связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества не было. В то же время человек становится все более независимым от других форм жизни, эволюционирует к новому жизненному проявлению. Перед человеком встает одна из величайших практических задач – синтез пищи из ее элементов. А ведь это является одной из глубоких форм использования естественных производительных сил! Первый этап к автотрофности человечества – овладение автотрофными земными организмами (до этого геологическое влияние человека было малым), использование человеком энергии прошлых биосфер. Таким образом, можно предположить, что человек эволюционирует к проявлению новой расы, обладающей более совершенным мыслительным аппаратом, автотрофностью .
Идея об автотрофности человечества.
Ускорение развития науки, геометрический рост новых научных данных и фактов, различие наук и предметов исследования с особой силой ставят вопрос об основных направляющих идеях , ну или парадигмах науки. Одной из таких идей является идея В.И. Вернадского об автотрофности человечества. Эта идея имела место быть в статье ученого «Автотрофность человечества». Человек, в противоположность всем другим организмам, изменяет всю окружающую его природу не питанием и размножением, а разумом. Его деятельность с каждым веком становится более мощной и более организованной. «Натуралист не может видеть в ней ничего другого, как естественный процесс того же порядка, как все другие геологические явления». В этой связи В.И.Вернадский и ставит проблему автотрофности человечества. Суть идеи: выделяется три основных закона ноосферогенеза: А– необходимость разумного и гармоничного развития человеческого общества, Б – целенаправленное управление организованностью биосферы, эволюцией видов, В – автотрофность . Нас интересует последний из них.
Автотрофность интегрирует, включает в себя оба первых закона. Она , проще говоря, означает рост независимости человека от окружающей среды. Приведу примеры:
1) освоение Космоса, вынос промышленности и части сельскохозяйственного производства в космос ( в будущем);
2) использование небиосферных источников энергии – атомной, термоядерной;
3) образование искусственной среды жизни;
4) синтез
пищи и кислорода, поиск
В промышленность, быт, строительство внедряются искусственные, синтетические материалы; синтез лекарственных препаратов, пищевые добавки – витамины, микроэлементы и другие – характеризуют внедрение искусственного синтеза в образ жизни человека. Однако в вопросах синтеза пищи не решены вопросы: значения определенного изотопного состава организма, наличия левых и правых изомеров, роль рассеянных атомов и вообще вопрос о пользе или вреде такой пищи. Использование былых биосфер (нефть, каменный уголь, газ, древесина и т.п. полезные ископаемые) не является развитием автотрофности .
Одним из существенных моментов развития автотрофности является непосредственное использование солнечной энергии, тем самым человек овладеет источником энергии зеленых растений, которая используется им для пищи и топлива. Так же человек учится использовать энергию теплоты Солнца, радиоактивной энергии (атомной), ядерной. Развитие автотрофности тесно связано с эволюцией человека. Опыты автотрофности , достигнутые разумом и трудом, должны будут вернуться человеку изменением его телесной и духовной организации ( опираясь на положение Флоренского – технические возможности возвращаются сознанию). Если появление разума остановило естественный отбор (перевело его в групповой отбор, т.е. отбор социальных форм, форм ненаследственной памяти – система как некий учитель первых запретов как основ нравственности), то само мышление становится для человека двигателем эволюции. С появлением разума человек несет ответственность за судьбу своей эволюции и связанной с ней эволюции биосферы. Автотрофность означает революцию в эволюционном развитии человека, поэтапный переход к новой расе. По-видимому, должно произойти резкое изменение мыслительного аппарата, способов питания, дыхания, размножения. Идея новой расы развивается не только в западной культуре (например, Ницше, Вернадский), но главным образом, на Востоке (Ауробиндо Гхош), теософской теорией рас. Теософия выделяет 7 рас, как при разложении белого луча трехгранной призмы. Нынешняя пятая раса должна смениться шестой, в которой дух соединиться с интеллектом, человек получит возможность непосредственно ощущать то, что сейчас считается абстрактными сущностями. В "Агни Йоге" подчеркивается усиление центров легких, в том числе для непосредственного использования жизненной энергии (праны), содержащейся в воздухе.
В
плане изменения способа
Автотрофность является своеобразной манифестацией космической значимости человеческих деяний. Человек начинает преодолевать создавшееся расслоение космоса (Казначеев), что является, как будет видно далее, характерной чертой науки наших дней. Автотрофность связана с антропным принципом, но здесь лишь констатирована связь.
Космизация
жизни человека, расширение Биосферы в
космос, снимает многие экологические
противоречия, уменьшает давление человеческой
деятельности на биосферу, приблизившиеся
к своим пределам нарушения биосферных
равновесий (экологические императивы).
В.И.Вернадский указывает на «тревожные факты» истощения запасов исходных для существования человечества сырьевых материалов. Он считал тогда, что «через два поколения можно ждать железного голода, нефть начнет исчезать еще раньше; вопрос о каменном угле может через несколько поколений сделаться трагическим». Подобные прогнозы, по счастью, не подтвердились. Но В.И.Вернадский принципиально прав. Постепенно запасы ископаемого топлива и многих других видов природного сырья будут истощены, потому что накапливались они, как пишет В.И.Вернадский, «в течение мириада веков», а расходуются с огромной скоростью. Поэтому, продолжает он, «глубокие умы уже давно убедились в необходимости изобретения радикальных социальных мероприятий, научных открытий нового порядка, чтобы отразить неминуемую опасность... Выход из положения можно ожидать, наряду с разрешением социальных проблем, которые поставлены социализмом, в изменении формы питания и изменении источников энергии, доступной человеку».
Стоит отметить, что действительно большим шагом к автотрофности стало освоение нового источника белка — кормовых дрожжей, способных размножаться на древесных отходах. Дальнейшая работа в этом направлении позволила бы получать на их основе и продукты питания для человека.
Однако,к решению части проблем достижения автотрофности человечества подводит сейчас практическая необходимость. Население земного шара уже превысило 6 млрд.человек. В ряде развитых стран имеются избытки продовольствия, а в целом на земном шаре количество голодающих и недоедающих с каждым годом увеличивается. Белковое голодание наблюдается даже в тех странах, где общая калорийность питания достаточна для поддержания жизни. Гибнут дети, сокращается продолжительность жизни взрослых.
Сейчас человечество
в своем развитии подходит к такому
рубежу, когда практическое решение
поставленной В.И.Вернадским задачи становится
настоятельно необходимым. Это реальный
путь обеспечить растущее человечество
как энергией, так и продуктами питания.
Я также считаю, что для преодоления ноосферных
противоречий необходимо использование
высших психических, личностных свойств,
всех потенциальных возможностей личности
,ведь мобилизация психофизических свойств
человека названа В.П. Казначеевым "реакцией
Прометея" – зажечь внутренний огонь
духа. В процессе, рост автотрофности
станет некой мерой гуманной экономики,
ее фундаментальным принципом Автотрофность
является новым мощным стимулом интеграции
наук, всей культуры.
Список использованной литературы:
1)Вернадский В. И. "Философские Мысли Натуралиста", М.,1988.
2)Вернадский В. И. "Пространство и время в живой и неживой природе".
3)Вернадский В. И. "Научная мысль как планетное явление".
4)Вернадский В. И. Автотрофность человечества // Вернадский В. И. Биогеохимические очерки. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. С. 47-58.
5)Вернадский В.И. Избранные сочинения, т. V. - М., 1960, с. 211.
6)В.П. Казначеев "Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере", 1989.
7)Н.Н. Моисеев, "Вопросы философии", N3, 1991, "Человек и Ноосфера", М, 1990.