Природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:39, реферат

Краткое описание

Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде.

Оглавление

1. Введение стр.3
2. Эффективность использования национальных ресурсов России. стр.4
3. Материалы к дискуссии об энергетической стратегии РФ до 2020 г. стр.6

Файлы: 1 файл

реф. Экология.doc

— 1,020.50 Кб (Скачать)

В прошлом национальные ресурсы России осваивались и использовались на более высоком уровне и гораздо более высокими темпами, особенно это можно было наблюдать в годы становления и расцвета советской власти.

При российских запасах нефти, составляющих 12-13% мировых (запасах газа 32%, железа 26, свинца – 10, цинка- 15, кобальта – 21, калийных солей- 31%), доля России в их добыче много ниже, что в иной форме иллюстрирует неудовлетворительный уровень освоения отечественных природных ресурсов, - уровень, который значительно ниже среднемирового. В 2001г. на долю России приходилось 9-10% мировой добычи нефти (24- газа, 20- никеля и кобальта, 6 – урана, 507% добычи угля).

При тех же запасах минерально-сырьевых ресурсов, которыми располагает Россия, другие страны получают в 2-3 р. большие объемы ВВП, в 3-4р. большие валютные выручки и в 4-5р. большие налоговые поступления.

Из-за неприемлемо низкого уровня воспроизводства собственной минерально-сырьевой базы, слабого освоения новых месторождений, недостаточно масштабов геологоразведочных работ, а главное сохраняющихся огромных потерь ПО при добыче и переработке Россия вместо максимума выручки получает  минимум, который при падении мировых цен на сырье превращает добывающую промышленность страны в убыточную – феномен, который неведом миру.

Ещё менее благоприятно дела обстоят с внедрением передовых технологий, повышением качества добываемого сырья, ростом доли непогашенных запасов, которая при мировой норме, составляющей 5,2%, превышает в России 10-12%. Увеличивается ущерб, наносимый окружающей среде геологоразведочными работами и добычей ПО. Он, по имеющимся экспертным оценкам, превышает 7,2 млрд дол. США в год. Растут площади нарушенных земель, снижается уровень и качество их рекультивации.

Не лучше обстоит дело и с другими составляющими национального богатства. Россия освоила всего 10% человеческого и природного капитала, США- 20%, Западная Европа- 23%.

Своеобразной характеристикой эффективности являются государственные долги. При национальном богатстве России в расчете на одного человека, оцениваемом по одной из множества методик в 400 тыс. дол. США, долги России в 2002г. в расчете на 1-го жителя находились на уровне 1000 дол. США.

В США соответствующие цифры составляли 326 тыс. дол. Национального богатства на 1-го жителя и 91,3 трлн дол. На все население и 69 тыс. дол. Долгов на 1-го человека и 19,3 трлн долгов на все населения.

Спрашивается какая из приведенных двух стран богаче, экономика какой из них эффективнее?

 

Объемы и темпы прироста национального богатства в России в ХХ веке по периодам правлений

 

Годы

Прирост объема, млрд руб.

Темпы прироста в целом по периодам, %

Среднегодовые темпы прироста, %

1901-1905

24

4,6

1,1

1905-1906

0

0,0

0,0

1906-1911

23

4,2

0,8

1911-1917

-34

-6,0

-0,9

1917-1922

-16

-3,0

-0,5

1922-1953

1536

298,2

4,5

1953-1964

3002

146,4

8,5

1964-1985

15741

311,5

6,9

1985-1991

5625

27,0

4,1

1991-1999

-1288

-4,9

-0,6

1999-2000

75

0,3

0,3

Среднегодовой прирост в ХХв.

246,9

3,5

3,5

Материалы к дискуссии об энергетической стратегии РФ до 2020 г.

Реализация энергетической стратегии потребует концентрации огромных финансовых, интеллектуальных и технологических ресурсов страны. Возможность решения поставленных задач в немалой степени зависит от состояния минерально-сырьевой базы государства. Природно-ресурсный потенциал России, хотя и не безграничен, но весьма велик, что позволяет нам с осторожным оптимизмом согласиться с Основными положениями энергетической стратегии на период до 2020 года.

При этом я бы хотела обратить Ваше внимание на существующие угрозы при реализации стратегии. В качестве главнейшей из них я бы назвала нарушение принципа преемственности.

До конца 2-ой мировой войны главным нефтедобывающим регионом России был Северный Кавказ. В 50-е годы на смену ему пришел Волго-Уральский регион, в 70-е введена в освоение уникальная западносибирская провинция, вклад которой в российскую нефтедобычу до сих пор превышает 65%. В других регионах (европейский север, Сахалин, Восточная Сибирь) на протяжении всего минувшего столетия добывались лишь первые проценты российской нефти.

Рассматривая, сменяющие друг друга «волны» кавказской, поволжской и западносибирской нефти, нельзя забывать, что их преемственность стала возможной благодаря опережающей подготовке новых нефтедобывающих провинций. В конце 19 века для освоения северокавказского региона и ввода в эксплуатацию Грозненских и Майкопских промыслов потребовалось пробурить несколько десятков скважин. В период освоения Урало-Поволжского бассейна с 1951 г. по 1965 г. объемы глубокого бурения составили 17.380 тыс.м, а для ввода в эксплуатацию нефтяных месторождений Западной Сибири в период 1977-1994 гг. потребовалось пройти 277.593 тысяч погонных метров скважин.

Прогнозируя развитие отечественной нефтедобычи на десятилетия вперед, следует отчетливо осознавать, что принципиальная картина, иллюстрирующая естественную смену истощенных нефтедобывающих провинций вновь открытыми и подготовленными регионами, не может измениться в принципе. Сколь оптимистично не оценивали бы мы потенциал западносибирского бассейна, на смену ему через 10, 20 или 30 лет неизбежно должны прийти новые нефтегазовые бассейны, готовить которые необходимо уже сейчас.

С точки зрения возможностей минерально-сырьевой базы я бы выделила два примерно равных по длительности этапа реализации стратегии. На мой взгляд, было бы целесообразно хотя бы на уровне прогнозных оценок зафиксировать в ней и состояние минерально-сырьевой базы на момент окончания реализации стратегии.

Период до 2010 г. обеспечен подготовленной сырьевой базой и позволяет поддерживать планируемые темпы добычи нефти, природного газа, угля и урана. Основные нефтедобывающие компании России («Лукойл», «Юкос», «Сибнефть») обеспечены разведанными запасами нефти в пределах обустроенных месторождений на 8-12 лет. Надым-Пурское междуречье, являющееся главным газодобывающим регионом страны, обеспечено разведанными и подготовленными запасами на 15-16 лет. В течение этого периода структура добычи нефти и газа останется без изменений. Основной объем сырья будет извлекаться из тех же, что и сегодня, крупных и уникальных месторождений, дебиты и глубины промысловых скважин в целом сохраняться на нынешнем уровне.

Подготовленная сырьевая база также не накладывает каких-либо ограничений на развитие угледобычи. Темпы ее освоения будут связаны с экологическими, технологическими и транспортными ограничениями.

Потребности в уране будут удовлетворяться за счет Стрельцовской группы месторождений и складских запасов.

Объемы геологоразведочных работ на нефть и газ в ближайшее десятилетие по сравнению с уровнем последних лет будут снижаться. Отмена отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и высокая обеспеченность компаний запасами неизбежно приведет к свертыванию поисково-разведочной деятельности.

Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшее десятилетие не будет открыто ни одного нового уникального месторождения нефти и газа, ни одной новой нефтегазодобывающей провинции.

В 2010-2020 гг. сложится принципиально иная ситуация, связанная с практически полным истощением уникальных месторождений нефти и газа.

В настоящее время степень выработанности Ромашкинского и Самотлорского месторождений превышает 70-90%, обводнённость на Самотлоре 90%, через 10 лет мы вынуждены будем полностью прекратить их эксплуатацию. К тому времени основная часть запасов нефти будет приурочена к мелким месторождениям и объектам, находящимся на периферии нефтеносных провинций, где отсутствует необходимая инфраструктура. Освоение относительно небольших и сложных в горно-геологическом отношении залежей не только увеличит себестоимость добычи, но и приведет к снижению нефтеотдачи пластов. Дебиты промысловых скважин снизятся в 1.5-2 раза по сравнению с нынешним уровнем. Разработка этих запасов даже при высоком уровне мировых цен на нефть находится на грани рентабельности, поэтому нефтедобыча в Западной Сибири станет существенно менее привлекательной сферой вложения капитала.

Несколько лучше будут обстоять дела с природным газом. Снижение добычи «сухого» газа из сеноманских отложений Надым-Пурского междуречья неминуемо. Дальнейшие события могут развиваться по двум сценариям. Если удастся привлечь необходимые средства и подготовить к эксплуатации крупные и уникальные месторождения полуострова Ямал, никаких проблем с выполнением прописанных в Стратегии задач не будет. Если же инвестиции привлечь не удастся, придется переходить на разработку неокомских залежей. При этом глубины разведочных и эксплуатационных скважин увеличатся, как минимум, в два раза, соответственно увеличатся эксплуатационные затраты.

Тяжелая ситуация может сложиться с поставками топлива на атомные электростанции.

В период после 2020 года состояние минерально-сырьевой базы ТЭК представляется достаточно противоречивым.

Газовый и угольный сегменты ТЭК имеют ресурсные основания для нормального развития, в отношении нефти и урана ситуация не столь однозначная.

К этому времени Россия полностью лишится разведанных запасов урана в недрах и, если решение проблемы обеспечения АЭС топливом не будет найдено на технологическом уровне, наша страна может превратиться из крупнейшего экспортера урана в его крупнейшего импортера.

В это время начнется обвальное падение добычи нефти на месторождениях Западной Сибири. Новые объекты в Тимано-Печорском регионе и на Сахалинском шельфе в лучшем случае будут давать в сумме 40-60 млн т нефти в год и лишь частично смогут компенсировать потерю. Поскольку необходимость ежегодной добычи нефти в стране на уровне, как минимум, 300-310 млн т подразумевается и на дальнюю перспективу, потребность в новых высокопродуктивных нефтегазовых провинциях станет в период после 2020 года особенно острой.

Изложенные соображения призваны показать, что государству предстоит серьезная работа по выработке механизмов, обеспечивающих участие в развитии минерально-сырьевой базы бюджетов всех уровней, добывающих компаний и частного капитала.

Основной объем геологоразведочных работ на нефть должен приходится на уникально богатую территорию ХМАО. Прогнозируется, что половина невыявленных здесь ресурсов сосредоточена в мелких залежах с запасами до 3 млн т. Вероятность открытия крупных месторождений нефти также весьма велика: по нашим прогнозам, не менее 10 залежей с запасами более 100 млн т и до 50 залежей с запасами более 30 млн т каждая. Таким образом, только в крупных месторождениях округа может быть разведано не менее 2.5 млрд т нефти, которые позволят как минимум на 10-15 лет продлить жизнь этого региона.

Стратегическое значение для судьбы отечественной энергетики имеют нефтегазовые бассейны, расположенные в Восточной Сибири и в акваториях арктических морей. Только эти регионы реально смогут компенсировать неизбежное снижение нефтедобычи в Западной Сибири.

В Восточной Сибири сосредоточено около 15% общероссийских ресурсов нефти, разведано и подготовлено к разработке несколько крупных месторождений. Этот регион чрезвычайно слабо изучен, степень разведанности начальных ресурсов нефти в его недрах не превышает первых процентов. Если опираться на имеющиеся оценки, то в Иркутской области и Якутии может быть выявлено по 2 млрд т нефти. Но наибольший интерес для нефтегазовых компаний представляет Эвенкийский округ, начальные ресурсы нефти которого оценены в 5 млрд т.

Стратегическим резервом является для России арктический шельф, в пределах которого могут быть найдены уникальные по масштабам скопления нефти и газа. Поисково-разведочные работы в ледовых условиях Арктике неизбежно столкнуться с трудностями технического порядка. Хочу подчеркнуть, что ни одна страна так остро не заинтересована в освоении арктических недр, как Россия, поэтому мы не можем ждать когда кто-то за океаном создаст новые технологии и должны уже сейчас начинать работу в этом направлении.

Поисково-разведочные работы на уран необходимо сосредоточить на двух направлениях. Первое направление – поиски небольших месторождений в Южном Забайкалье, которые могли бы на некоторое время продлить жизнь Приаргуньского ГОКа. Однако кардинально проблема обеспечения АЭС топливом будет решена лишь тогда, когда в результате поисково-разведочных работ будут найдены крупные месторождения урана с богатыми рудами. Предпосылки их обнаружения имеются в разных регионах России, прежде всего в Карелии и на Кольском полуострове.

Проблема минерально-сырьевой базы урана может решаться и на пути заключения картельных соглашений со странами СНГ. Совместная эксплуатация месторождений в Казахстане и Узбекистане, первичная переработка сырья на Навоинском ГОКе, выпуск конечных продуктов на российских заводах и согласованная торговая политика несут не только взаимные экономические выгоды, но и способствовали бы росту авторитета Содружества на международной арене.

Хотелось бы обратить ваше внимание и на проблему комплексного использования минерального сырья. В настоящее время в России только около 40% попутного газа из нефтяных месторождений (примерно 12 млрд куб.м) перерабатывается на сжиженный газ или сырье для нефтехимических предприятий, а остальные 60% сжигаются без переработки. За 10 последних лет в ХМАО и ЯНАО в факелах сожжено более 60 млрд куб.м попутного газа. Аналогичная ситуация и с метаном, содержащимся в угольных пластах и угленосных отложениях. В США из угольных пластов извлекаются и направляются в магистральные газопроводы десятки миллионов кубических метров метана.


В заключение считаю необходимым заметить, что сегодняшнее потребительское отношение к минерально-сырьевой базе страны внушает серьезную тревогу за будущее России.



Информация о работе Природные ресурсы