Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:45, реферат
Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.
Человечество – тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за ее счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.
1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЯ. ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ. 2
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДА ПО ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ 3
3. ВЕНТИЛЯЦИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ. КРАТНОСТЬ ВОЗДУХООБМЕНА. МЕТОДИКА РАСЧЕТА. 6
4. ДЕЙСТВЕЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ЧЕЛОВЕКА 8
5. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ. 9
6. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 15
7. ОЦЕНКА ХИМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ. 18
8. ОРУЖЕЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖЕЕ. 19
9. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА 21
ЛИТЕРАТУРА: 23
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЯ. ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДА ПО ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ
3. ВЕНТИЛЯЦИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ. КРАТНОСТЬ ВОЗДУХООБМЕНА. МЕТОДИКА РАСЧЕТА.
4. ДЕЙСТВЕЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ЧЕЛОВЕКА
5. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ.
6. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
7. ОЦЕНКА ХИМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ.
8. ОРУЖЕЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖЕЕ.
9. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ЛИТЕРАТУРА:
Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.
Человечество – тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за ее счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы.
Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса. Раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, люди все глубже понимают, как нужно изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой, по каким принципам развивать и использовать свою техническую вооруженность. Эти возможности во многом зависят от социального устройства общества, т.е. от связей внутри человеческого коллектива.
Таким образом. Для экологически грамотного хозяйствования на Земле нужно знать очень много – от того, как взаимодействуют со средой отдельные организмы, до понимания общепланетарных связей жизни и места в них человеческого общества.
Это сложность отражена в структуре и содержании экологической науки. Ее название образовано сочетанием двух греческих слов: «ойкос», что означает дом, жилище, и «логос» - наука, изучение. Название это ввел немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 г. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме.
Не изучив, на каких связях основаны функционирование и устойчивость живой природы, человек не смог бы понять, как строить свои собственные отношения с ней. Поэтому две главные составные части современного экологического знания – это общая, или фундаментальная, экология, изучающая всю живую природу в целом, и социальная экология, изучающая взаимосвязи человеческого общества с природой.
Трудовую Деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.
Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в результате постоянного использования достижений и продукции научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.
В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.
Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000—6000 ккал) и выше в сутки.
Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Это прежде всего его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.
Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5—17 МДж (3000—4000 ккал) в сутки.
Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.
В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.
Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.
Физиологическая особенность автоматизированных форм труда — это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние "оперативного ожидания" различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.
Групповые формы труда — конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.
Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.
Монотония — одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление.
Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором — работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.
Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.
Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки.
Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
Управленческий труд — труд руководителей учреждений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.
Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации. По степени напряженности труд подразделяется на следующие классы: оптимальный – напряженность легкой степени, допустимый – напряженность средней степени, напряженный труд 2-х степеней.
Наиболее легким считают умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решения (оптимальный). Если же оператор работает и принимает решение в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым. К напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких инструкций. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения. Должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени тяжести.
Необходимые характеристики микроклимата воздуха рабочей зоны, как правило, обеспечиваются вентиляцией.
Под вентиляцией понимают организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязненного воздуха и подачу на его место чистого, определенной влажности и температуры.
Вентиляция бывает: естественная и принудительная, общая и местная, организованная и неорганизованная.
Естественная вентиляция осуществляется с помощью проемов в стенах (окон, дверей, фрамуг, форточек) или вентиляционных каналов, без применения специальных механических воздушных насосов.
Принудительная вентиляция – вентиляция, осуществляемая с помощью механических побудителей (вентиляторов) по специальным воздуховодам или каналам.
Организованная вентиляция – вентиляция, которая предусмотрена заранее при проектировании здания или рабочего места (двери, форточки).
Неорганизованная вентиляция – вентиляция, осуществляемая через щели в окнах, дверях, стенах из-за некачественного строительства зданий или неправильной эксплуатации. Этот вид вентиляции не предусмотрен проектом.
Общая вентиляция осуществляется по всему объему помещения или рабочей зоны.
Местная вентиляция осуществляется в зоне ограниченного объема или рабочего места ( над кухонной печью, над столом химического шкафа).
Естественная вентиляция осуществляется аэрационным, дефлекторным или смешанным способами.
Аэрационная вентиляция осуществляется за счет разности удельного веса холодного и теплого воздуха снаружи и внутри помещения, или напора ветра.
Дефлекторная вентиляция осуществляется за счет разности давлений на концах вентиляционного канала (трубы), которая возникает за счет обдувания скоростным напором ветра одного из концов трубы (как правило, вынесенного на крышу сдания)