Понятие и общая характеристика атмосферы Земли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:10, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является попытка раскрытия некоторых проблемных аспектов, связанных с атмосферой. По моему мнению, это очень важный и актуальный вопрос на сегодняшний день, поскольку воздух - важнейшая составная часть среды обитания людей, он - основа жизни на земле, в том числе жизни человека.
Когда говорят «нужен как воздух», сразу ясно - речь идет о чем-то жизненно важном. Без него человек не проживет и нескольких минут. Дышим всегда, везде. Но - чем? И почему так радуются горожане, выезжая на свежий воздух? Качество атмосферного воздуха - важнейший фактор, влияющий на здоровье, на санитарную и эпидемиологическую ситуацию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Понятие и общая характеристика атмосферы Земли…………………5
Общая характеристика атмосферы Земли……………………………….5
Строение атмосферы……………………………………………………….9
2. Источники и виды загрязнения атмосферы…….………………………14
2.1. Естественные источники загрязнения …..………………………...…......15
2.1.1 Извержения вулканов……………..…………………………………….15
2.1.2. Лесные пожары……………………………………………………..........15
2.1.3. Пыльные бури ………………………………………..…………………16
2.2. Искусственные источники загрязнения……….……………..………......16
2.2.1. Промышленные загрязнения…………………………..…………........16
2.2.2. Радиоактивное загрязнение атмосферы………………………….19 2.2.3. Аэрозольные загрязнения………………………………………………21
2.2.4. Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствами………………………………………….……………………………22
3. Масштабы загрязнения воздушной среды ……………………….……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30

Файлы: 1 файл

реферат атмосферы.docx

— 73.13 Кб (Скачать)

Среди городов по выбросам автотранспорта выделяются Москва (1654,0 тыс.т), Новосибирск (201,0 тыс.т), Омск (198,0 тыс.т), Краснодар (192,4 тыс.т), Санкт-Петербург (185,4 тыс.т).

Рост автомобильного парка  происходит в условиях существенного  отставания экологических показателей  отечественных автотранспортных средств  и используемых моторных топлив от мирового уровня, а также в отставания в развитии и техническом состоянии  улично-дорожной сети. Средний возраст  автомобильного парка остается значительным и составляет в целом по стране около 10,5 лет, а в отдельных регионах России - от 9,4 до 13,6 лет.

Принцип работы автомобильных двигателей основан  на превращении химической энергии жидких и газообразных топлив нефтяного происхождения в тепловую, а затем – в механическую энергию. Жидкие топлива в основном состоят из углеводородов, газообразные, наряду с углеводородами, содержат негорючие газы, такие как азот и углекислый газ. При сгорании топлива в цилиндрах двигателей образуются нетоксичные (водяной пар, углекислый газ) и токсичные вещества.  К ним относятся окись углерода СО, углеводороды CmHn, окислы азота (NO и NO2) обычно обозначаемые NOX. В таблице 3  приведено содержание основных токсичных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей и дизеля28.

 

 

 

Таблица 4.

Содержание  основных токсичных веществ в  отработавших газах бензиновых двигателей

 

Токсичные вещества

Бензиновый двигатель

  Окись углерода %

до 10,0

  Углеводороды, %

до 3,0

  Окислы азота %

до 0,5

  Альдегиды %

0,03

  Сажа г/м3  

до 0,04

  Бенз(а)пирен мкг / м  

до 20

 Двуокись серы %

0,008




Дизель 

0,2

0,01

0,25

0,002

0,01 - 1,1

до 10

0,03




 

Загрязнение воздуха автомобильным транспортом  происходит в результате сжигания топлива. Химический состав выбросов зависит  от вида и качества топлива, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его технического состояния.

Наиболее  неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и «холостой ход» двигателя, когда в атмосферу  выбрасываются загрязняющие вещества в количествах, значительно превышающих выброс на нагрузочных режимах. Техническое состояние двигателя непосредственно влияет на экологические показатели выбросов. Отработавшие газы бензинового двигателя с неправильно отрегулированными зажиганием и карбюратором содержат оксид углерода в количестве, превышающем норму в 2-3 раза.

Хотя  суммарный выброс загрязняющих веществ  двигателями самолетов сравнительно невелик (для города, страны), в районе аэропорта эти выбросы вносят определяющий вклад в загрязнение среды. К тому же турбореактивные двигатели (так же как дизельные) при посадке и взлете выбрасывают хорошо заметный на глаз шлейф дыма. Значительное количество примесей в аэропорту выбрасывают и наземные передвижные средства, подъезжающие и отъезжающие автомобили.

Согласно  полученным оценкам, в среднем около 42 % общего расхода топлива тратится на выруливание самолета к взлетно-посадочной полосе (ВПП) перед взлетом и на заруливание с ВПП после посадки (по времени в среднем около 22 мин). При этом доля несгоревшего и  выброшенного в атмосферу топлива  при рулении намного больше, чем  в полете. Помимо улучшения работы двигателей (распыление топлива, обогащение смеси в зоне горения, использование  присадок к топливу, впрыск воды и  др.) , существенного уменьшения выбросов можно добиться путем сокращения времени работы двигателей на земле  и числа работающих двигателей при рулении (только за счет последнего достигается снижение выбросов в 3 - 8 раз).

Загрязнение воздушной среды транспортом  с ракетными двигательными установками  происходит главным образом при  их работе перед стартом, при взлете и посадке, при наземных испытаниях в процессе их производства и после  ремонта, при хранении и транспортировке  топлива, а так же при заправке топливом летательных аппаратов. Работа жидкостного ракетного двигателя  сопровождается выбросом продуктов  полного и неполного сгорания топлива, состоящих из O, NOx, OH и др.

При сгорании твердого топлива из камеры сгорания выбрасываются H2O, CO2, HCl, CO, NO, Cl, а также твердые частицы Al2O3 со средним размером 0,1 мкм (иногда до 10 мкм)29.

При старте и возвращении на Землю  ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только на приземный слой атмосферы, но и на космическое пространство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Масштабы  воздействия

 

    По масштабам загрязнение окружающей среды можно разделить на локальное, региональное и глобальное. Эти три вида загрязнения тесно связаны между собой. Как правило, первичным является локальное загрязнение, которое, если  скорость процесса загрязнения больше скорости естественного очищения, переходит в региональное и, затем при накоплении количественных изменений - в глобальное изменение качества окружающей среды. Для глобального загрязнения наиболее важным является временный фактор.

    Существование таких процессов свидетельствует об ограниченности ресурсов атмосферы и о пределах её естественного самовосстановления. Например, использование воздуха в производственных процессах издавна предполагало естественные способности атмосферы к восстановлению первоначальных качеств. В частности, дымовые выбросы в атмосферу, содержащие микрочастицы и токсичные вещества, представляют собой не что иное, как метод разбавления. И даже в наши дни при строительстве высотных и сверхвысотных труб продолжают пользоваться этим древним методом. Однако резкое возрастание объемов выбросов привело к тому, что масштабы загрязнение вплотную приблизились и даже часто перешагивают пределы самовосстановления атмосферы.

    При современных уровнях загрязнения вредные вещества от источника загрязнения распространяются на десятки и сотни километров. И даже само понятие источник загрязнения несколько меняет смысл. Если в каком-либо промышленном районе можно выделить точечные источники загрязнения, то в масштабе региона целый промышленный район, например крупный город, может рассматриваться как единый источник с системой точечных, линейных (автомагистрали) и групповых источников. Более того, даже весь регион и даже целая страна может выступать в роли единого источника загрязнения30.

    Современное индустриальное производство оказывает значительное воздействие на природу в глобальных масштабах. Хотя большая часть загрязняющих веществ и тепловой энергии вырабатывается на ограниченной площади, главным образом в промышленных районах Северной Америки, Европы и Азии, вследствие особенностей циркуляции атмосферы и перемещений в водной оболочке Земли значительная часть некоторых, относительно долго живущих загрязняющих веществ рассеивается на огромных пространствах и даже по всей Земле, приводя к региональному и глобальному загрязнению.

    К настоящему времени определились некоторые важные проблемы в области антропогенного глобального загрязнения окружающей природной среды, к числу которых относятся:

  1. Возможные изменения климата в связи с поступлением в атмосферу техногенного тепла, углекислого газа и аэрозольных примесей.
  2. Возможное нарушение озонового слоя Земли, связанное с поступлением в атмосферу фреонов, окислов азота и некоторых других примесей.
  3. Экологические последствия глобального загрязнения природной среды и биосферы радиоактивными веществами, тяжелыми металлами и пестицидами.
  4. Общая проблема морской среды атмосферными осадками, речным стоком, наземным и морским транспортом.
  5. Дальний атмосферный перенос загрязняющих веществ и проблема кислотных осадков31.

    Таким образом, масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду и уровень вытекающей из этого опасности заставляют искать новые подходы к развитию технологических процессов, которые, являясь не менее эффективными в экономическом смысле, во много раз превосходили бы существующие по степени экологической чистоты. Фактически противоречие между экономикой и экологией означает противоречие между необходимостью гармоничного развития системы  природа-человек-производство и недостаточной объективной возможностью, а порой и просто субъективным нежеланием такой гармонии на современном этапе развития производственных сил и производственных отношений.

                                                     

 

                                         

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы еще  раз напомнить о том, что от воздуха зависит все, что живет  на поверхности Земли.

Охрана  атмосферного воздуха имеет огромное значение, поскольку именно он зачастую является источником множества экологических  противоречий.

В последнее время все чаще в  печати, на радио, телевидении одной  из главных тем становится экологическая. Правительства принимают решения  против загрязнения планеты. За примером далеко ходить не надо. Инспекторы ГИБДД  уже наказывают водителей, чьи машины выбрасывают в атмосферу токсичных  веществ больше нормы.

Широкая общественность, зная о критическом состоянии окружающей среды, должна активно действовать. «Экологизация» законодательной и  исполнительной власти сейчас особенно важна, поскольку первоочередная задача - сделать экологически чистые производства выгодными и, наоборот, экономически невыгодным любое пренебрежение  экологическими нормами. Без этого  призывы к рядовым гражданам  беречь природу будут выглядеть  демагогическими и, вряд ли, достигнут цели. Вместе с тем необходима и самая широкая просветительская работа среди граждан всех возрастов.

Достижение идеального состояния  абсолютной гармонии с природой в  принципе невозможно. Столь же невозможна и окончательная победа над природой, хотя в процессе борьбы человек обнаруживает способность преодолевать возникающие трудности.  Взаимодействие человека с природой никогда не кончается, и когда кажется, что человек вот-вот получит решающий перевес, природа увеличивает сопротивление. Впрочем, оно не бесконечно, и его преодоление в форме подавления природы чревато гибелью самого человека.

Охрана  природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Воздействие  человека на окружающую среду приняло  угрожающие масштабы. Чтобы в корне  улучшить положение, понадобятся  целенаправленные и продуманные действия.  Ответственная  и действенная политика по отношению  к  окружающей  среде  будет  возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном  состоянии среды,  обоснованные знания о  взаимодействии важных экологических факторов,  если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

На основании анализа экологической  ситуации можно сделать вывод, что  следует говорить скорее не об окончательном  и абсолютном решении экологической проблемы, а о перспективах сдвига частных проблем с целью оптимизации взаимоотношений человека с природной средой в существующих исторических условиях. Данное обстоятельство обусловливается тем, что на осуществление целей человечества накладывают ограничения фундаментальные законы природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. - Москва, 2000.
  2. Основы экологического права: Учебное пособие / Под. Ред. Кандидата юридических наук, доцента И.А. Еремичева. - М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001.
  3. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. - Москва: Новый Юрист, 1998.
  4. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать? / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. - М.: Издательство МНЭПУ, 1997.
  5. Балашенко С. А., Демичев Д. М.. Экологическое право.-  Москва, 1999.
  6. Инженерная экология: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Медведева. - М.: Гардарики, 2002.
  7. Экология: Учебное издание для студентов высших учебных заведений / Под ред. Денисова В.В. М.: Март, 2004.
  8. Казанцева Л.К., Тагаева Т.О. Современная экологическая ситуация в России //  ЭКО.- 2005.- № 9. - С.30 - 45. - Таблицы.
  9. Коробкин В.И Экология. - Москва, 2006.
  10. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой.  -  М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.
  11. Руденко Б. Цена цивилизации // Наука и жизнь. - 2004. - № 7. - С.32- 36.
  12. Шишков Ю. Хрупкая экосистема Земли и безответственное человечество // Наука и жизнь. -  2004. - № 12. - С.2 - 11.

Информация о работе Понятие и общая характеристика атмосферы Земли