Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:11, реферат
В последние годы во всём мире всё большее внимание при планировке и застройке крупных городов и городов-мегаполисов уделяется проблемам освоения подземного пространства, а также строительству подземных объектов за пределами городской черты, обеспечивающих нормальное функционирование крупных населённых, в особенности промышленных, центров. Такие проблемы, как дефицит городских территорий, постоянный рост населения городов, скопление на дорогах больших масс транспортных средств, неспособность городской инфраструктуры справиться с постоянно возрастающими нагрузками и ухудшение экологической обстановки требуют всё более активного использования подземного пространства, в том числе для размещения транспортных и инженерных систем, объектов торговли и бытового обслуживания, складов и автостоянок и т.п.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Исторический обзор инженерного освоения подземного пространства……4
Первые шаги освоения подземного пространства…………………………………3
Использование подземного пространства в России……………………………….4
Глава 2. Подземное строительство в городе………………………………………………5
2.1.Освоение подземного пространства в Москве.………………………………………5
2.2. Постройка метрополитена…………………………………………..............................6
Глава 3.Подземные сооружения.
3.1. Автомагистрали………………………………………………………………………...8
3.2. Подземные атомные электростанции…………………………………………………8
3.3.Положительные стороны сооружения подземных атомных электростанций………9
3.4. Гидроэлектростанции (ГЭС) и гилроаккумулируюшие электростанции (ГАЭС) ...9
Глава 4. Подземные хранилища……………………………………………………………10
4.1.Хранилища нефти, газа и нефтепродуктов. ………………………………………….10
4.2.Хранилища вредных и радиоактивных отходов……………………………………..10
Глава 5. Влияние подземных сооружений на формирование подземных вод………..11
5.1. Подземные и поверхностные воды…………………………………………………...12
5.2. Повышение уровня подземных вод…………………………………………………..12
5.3. Понижение уровня подземных вод…………………………………………………..13
5.4. Нарушение сплошности разделяющих водоупоров ………………………………..14
5.5. Гидрогеохимическое влияние………………………………………………………..14
5.6. Воздействие на поверхностные воды………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………………15
Достройка и усовершенствование метрополитена происходит и по сей день. Метро является одним из главных и экономных средств передвижения людей. [3]
Глава 3.Подземные сооружения.
3.1 Автомагистрали.
В центральных районах крупных городов и городов-мегаполисов нередко создают протяжённые автотранспортные тоннели, дублирующие основные автомагистрали и обеспечивающие развязку движения в разных уровнях на нескольких узлах. Длина таких тоннелей может составлять не один километр. Для въезда и выезда автомобилей и остановок общественного транспорта предусматриваются промежуточные рампы. Развитая сеть подземных автомагистралей способна практически полностью обеспечить транзитный пропуск транспортных потоков через центральные районы города. Трасса магистральных тоннелей должна быть увязана с расположением существующих и проектируемых крупных подземных комплексов, гаражей, автостоянок, авто- и железнодорожных вокзалов и других объектов городской инфраструктуры. Подземные автомагистрали имеют ряд преимуществ перед наземными. В первую очередь, это меньшая площадь поверхности земли, занимаемая въездами и выездами, вентиляционными шахтами, эскалаторными тоннелями и другими вспомогательными сооружениями, а также удобство и стабильный температурный режим эксплуатации, безопасность движения и защита транспортных средств от неблагоприятных климатических воздействий. При этом происходит полное разделение транспортных и пешеходных потоков, становится более доступной, свободной и удобной наземная улично-дорожная сеть. Трассировка подземных автомагистралей обеспечивает минимально-возможную длину линий, соединяющих отдельные районы города, с учётом особенностей улично-дорожной сети, расположения крупных наземных и подземных сооружений и инженерно-геологических условий района строительства. Выделяемые автомобилями выхлопные газы удаляются посредством искусственной вентиляции. Подземные автомагистрали могут дублировать сеть наземных магистралей, а, в отдельных случаях, могут располагаться независимо от поверхностных трасс.
3.2. Подземные атомные электростанции.
Многочисленными отечественными и зарубежными исследователями показано, что строительство и эксплуатация подземных АЭС (ПАЭС) являются более безопасными, экологически и экономически выгодными по сравнению с наземными вариантами. Это подтверждается почти тридцатилетним опытом эксплуатации экспериментально-промышленных подземных АЭС во многих странах мира, в том числе и в России. Обычно ПАЭС состоит из трёх основных частей: энергогенерирующий комплекс (атомный реактор, парогенератор, турбогенератор); технологический комплекс для сбора и обработки радиоактивных отходов; комплекс горных выработок для хранения переработанного ядерного топлива. Возможный риск возникновения аварийных ситуаций снижается за счёт системы многобарьерной защиты, основанной на изоляционных свойствах вмещающего горного массива. При гипотетической аварии с расплавлением активной зоны реактора объём аварийного выброса уменьшается за счёт того, что:
1. горные породы, в которых размещается ПАЭС, являются достаточно надёжным барьером распространения газообразных и жидких радионуклидов;
2. при
строительстве реакторной
3. железобетонная
обделка реакторной камеры проектируется
таким образом, чтобы при
4. для дополнительного улучшения физико-механических и изолирующих свойств горных пород в районе реакторной камеры и хранилища радиоактивных отходов проводится их укрепительная цементация или тампонаж с использованием химических растворов. Таким образом, при подземном размещении АЭС решаются многие проблемы.
3.3.Положительные стороны сооружения подземных атомных электростанций.
Повышается безопасность
3.4 Гидроэлектростанции (ГЭС) и гилроаккумулируюшие электростанции (ГАЭС)
При
строительстве гидроузлов широко используются
подземные сооружения: гидротехнические
тоннели, шахтные турбинные водоводы,
уравнительные шахты и
— компоновочные: минимальные нарушения природной среды, сокращение длины напорных водоводов, защита сооружений от неблагоприятных природно-климатических и инженерно-геологических явлений и процессов, удешевление эксплуатации;
— конструктивные: облегчение конструкций и снижение уделыюго расхода бетона за счёт использования несущей способности скального массива;
— технологические: возможность применения единых технологических схем производства работ, не зависящих от климатических условий. [5]
Глава 4. Подземные хранилища.
4.1.Хранилища нефти, газа и нефтепродуктов.
Для хранения нефти, нефтепродуктов и природного газа в большинстве стран мира используются специальные подземные комплексы, устраиваемые геотехнологическими и горными способами в непроницаемых массивах горных пород и грунтов. Исследования, проведённые скандинавскими учёными, доказали, что подземные хранилища нефти и нефтепродуктов объёмом более 40 000 м3 являются более экономически выгодными и безопасными по сравнению с наземными. Технико-экономические расчёты показывают, что, по сравнению с наземными, при сооружении подземных хранилищ расход листовой стали сокращается до 20—25 кг на одну тонну хранимого продукта, стоимость строительства снижается в 1,5—3,5 раза, эксплуатационные расходы — в 2—5 раз. В состав хранилищ нефти и нефтепродуктов входят: один или несколько резервуаров, насосная и ствол для спуска обслуживающего персонала, соединённые между собой системой тоннелей. Для отбора нефтепродуктов используются специально пробуренные скважины. В большинстве случаев используемые в качестве резервуаров камерные выработки проектируются без обделки или закрепляются анкерами. Сплошная железобетонная обделка возводится только на участках геологических нарушений массива. Для изоляции ёмкостей от внешней среды устраиваются герметичные перемычки. С целью повышения непроницаемости массива проводятся работы по его тампонированию. Для хранения светлых нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и газов могут использоваться не только прочные скальные породы, но и глины.
4.2.Хранилища вредных и радиоактивных отходов.
Кроме
хранения жидких и газообразных агрессивных
химических веществ, подземные выработки
нередко используются для захоронения
промышленных и радиоактивных отходов.
Это связано с тем, что подземные
хранилища имеют ряд несомненных преимуществ
с точки зрения обеспечения безопасности
хранения агрессивных сред по сравнению
с аналогичными наземными сооружениями.
С этой целью используют массивы прочных
необводнённых горных пород со слабой
водопроницаемостью (граниты, базальты,
диабазы, габбро, гнейсы), а также массивы
глин и каменных солей. Наиболее оптимальным
является использование отработанных
шахт и рудников по добыче полезных ископаемых,
расположенных в массивах скальных изверженных
нетрещиноватых горных пород на глубине
свыше 1 км . Несмотря на то, что под воздействием
радиации происходят изменения физико-механических
свойств горных пород, понижается устойчивость
массива по отношению к внешним воздействиям,
повышается уровень радиоактивности,
снижается стойкость бетона по отношению
к химической агрессии и возникает
возможность химического и радиоактивного
загрязнения подземных вод, тем не менее,
согласно «Шкале событий на АЭС», разработанной
и действующий в МАГАТЭ, при подземном
размещении ядерных энергоблоков уровень
экологического воздействия снижается,
примерно, на три порядка-по сравнению
с традиционными АЭС, располагаемыми на
поверхности.
Рис. 4.1. Общий вид хранилища для низко- и среднеактивных отходов: 1 — наземное здание хранилища, 2 — вертикальная шахта, 3 подходный наклонный тоннель, 4 — технические помещения, 5 — бункер для битумизированных отходов, 6 — бункер для низкоактивных отходов.[6]
Глава 5. Влияние подземных сооружений на формирование подземных вод.
Воздействие подземных сооружений на окружающую среду - процесс многофакторный и неоднозначный. Степень и характер воздействия строительства и эксплуатации сооружения в значительной мере определяются технологиями строительства, глубиной заложения фундамента и размерами сооружения, местными геоморфологическими, инженерно-геологическими, гидрогеологическими и другими условиями территории. В развитии любого рода производственных объектов можно выделать две стадии: становления (строительства) и функционирования (эксплуатации). Воздействие начинается с начала производства строительных работ и продолжается в результате взаимодействия окружающей среды и инженерных коммуникаций и подземных сооружений в процессе эксплуатации. Воздействие строительства и эксплуатации сооружений должно оцениваться раздельно при составлении раздела ОВОС, однако описание этого воздействия в данных методических указаниях дано совместно, т.к. механизмы влияния на окружающую среду одинаковы и различаются лишь по степени и набору изменяемых компонент окружающей среды. В конце каждого подраздела, описывающего виды воздействия на окружающую среду и возможные последствия этого воздействия, указаны также виды подземных сооружений, которые могут вызвать такое воздействие. Воздействие строительства и эксплуатация проектируемых сооружений и коммуникаций на окружающую среду выражается в изменениях основных компонентов экосистемы, к которым относятся:
а) подземные и поверхностные воды;
б) почвы и грунты;
в) растительный и животный мир;
г) социальная сфера.
Главное и прямое воздействие данные объекты оказывают на подземные воды, почвы и грунты. Влияние на другие компоненты является косвенным или вызванным в результате воздействия на гидролитосферу.
5.1. Подземные и поверхностные воды.
Воздействие сооружений и коммуникаций на подземные и поверхностные воды (гидросферу) проявляется в изменении условий питания, движения и разгрузки подземных и поверхностных вод, условий их взаимосвязи, качества подземных и поверхностных вод. Наиболее распространенным видом является гидродинамическое воздействие, выражающееся в изменении уровней подземных вод. Это воздействие оказывают, в общем случае, все виды подземных сооружений.
5.2. Повышение уровня подземных вод.
Повышение уровня грунтовых вод связано с увеличением приходных составляющих в общем балансе грунтовых вод за счет дополнительного питания, возникающего в результате техногенных процессов и явлений. Неглубокое залегание грунтовых вод, природное или связанное с техногенным воздействием, вызывает сложные технические проблемы, включая осушение подтопленных сооружений. Увлажнение в прошлом сухих пород уменьшает их несущую способность и может вызвать оседание сооружений. Неравномерное оседание поверхности сопровождается образованием трещин в сооружениях, их разрушением. Повышение уровня грунтовых вод в центральных городских районах представляет угрозу сохранности находящихся в земле технических сооружений, таких как тоннели и глубокие фундаменты, проложенные ранее в обезвоженной зоне. Повышение уровня грунтовых вод может привести к обводнению пород зоны аэрации, изменению их прочностных свойств, повышению деформируемости и, как следствие, к неравномерным значительным осадкам зданий. Повышение уровня подземных вод активизирует просадочные, карстово-суффозионные, оползневые и иные процессы, приводит к возникновению гидродинамического и взвешивающего давления. Вызываемое подъемом уровня подтопление, а зачастую и заболачивание территории приводит к изменению сложившегося на данной территории биогеоценоза. Перекрытие сооружением части водоносного горизонта приводит к уменьшению проводимости пласта, что вызывает повышение уровня подземных вод выше по потоку. Одним из следствий этого явления является сезонное промерзание ранее сухих пород, вызывающее пучение почвы, что приводит к деформации фундаментов существующих и строящихся сооружений. Величина подпора уровней подземных вод зависит от естественного (существующего) градиента напора, вертикального строения водоносной толщи, а также от положения сооружения в разрезе и его ориентировки по отношению к направлению естественного потока. Повышение уровня подземных вод вызывают сооружения, которые перекрывают часть водоносного горизонта. К таким можно отнести, в общем случае, все вышеупомянутые подземные сооружения. Степень влияния каждого сооружения будет определяться конкретными условиями территории строительства. Прямая инфильтрация из строительного котлована или траншеи ведет к локальному увеличению инфильтрационного питания, что, в свою очередь, приводит к повышению уровней и вышеперечисленным последствиям. Значительное повышение уровня подземных вод возникает также в результате утечек из водонесущих коммуникаций. Наибольшая интенсивность утечек наблюдается в центральной части города. Это связано с тем, что центр уже давно осваивается и подземное пространство там сильно насыщено коммуникациями. Минимальные утечки имеют место, где застройка и соответственно наличие подземных сооружений и коммуникаций незначительные. Утечки возможны из водопроводов, канализационных коллекторов, водостоков, дренажных систем.