Особенности растительности и животного мира в условиях города

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:42, реферат

Краткое описание

Важнейшим природным ресурсом Московской области является растительность. Естественный растительный покров здесь, как уже говорилось ранее, достаточно разнообразен. Он представлен лугами (заливными и суходольными), кустарниковыми зарослями в поймах рек, растительными сообществами болот и побережий водоемов, водными растениями, но основное пространство территории Московской области занимают леса.

Файлы: 1 файл

Урбоэкология.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Особенности растительности и  животного мира в  условиях города. 

     Важнейшим природным ресурсом Московской области  является растительность. Естественный растительный покров здесь, как уже  говорилось ранее, достаточно разнообразен. Он представлен лугами (заливными и суходольными), кустарниковыми зарослями в поймах рек, растительными сообществами болот и побережий водоемов, водными растениями, но основное пространство территории Московской области занимают леса. Все леса области отнесены к I группе лесов, которые регулируют экологическое состояние окружающей среды, выполняют защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, являются местом массового отдыха жителей г. Москвы и области. Более 700 тыс. га лесов отнесены к запретным категориям, где запрещены рубки главного пользования и проводятся только санитарные рубки.

     Решение стратегических задач рационального  природопользования невозможно без  бережного отношения к растительному  покрову важнейшему компоненту подавляющего большинства наземных экосистем (99% органического вещества создается на Земле зелеными растениями), а основная часть территории Московской области (самой густонаселенной, самой промышленной, самой урбанизированной) покрыта зеленой растительностью: более чем на 40% лесной, на 10% луговой и на 30% (пашня) засеваемой сельскохозяйственными культурами. Среди растительности (не только естественной в лесах и на лугах, но и культурной в садах, на огородах и сельскохозяйственных полях) обитают разнообразные животные. Одни из них вредят растениям, другие обеспечивают их размножение (опыляют цветки, разносят семена), способствуют усвоению необходимых веществ и воды, третьи участвуют в разложении мертвой органики... Вместе с растениями и микроорганизмами они образуют неразрывное сообщество организмов биоценоз. И чем это сообщество разнообразней, тем сложнее взаимосвязи слагающих его организмов и тем устойчивее оно само. Наиболее ценен для человека сложный лесной биоценоз.

     Разнообразен  видовой состав лесов Московской области: с севера на юг сменяют друг друга темнохвойные еловые и хвойно-мелколиственные, елово-березовые и сосновые, хвойно-широколиственные и липово-дубовые леса. Высокими эстетическими качествами обладают липово-кленово-еловые, дубово-березово-еловые, липовые, еловые леса. В динамике природного состава лесов области за последние 20 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту доли насаждений с преобладанием хвойных пород, удельный вес которых в настоящее время составляет 49%, мягколиственные породы 49% и твердолиственные (дуб) 2%. В результате активной лесохозяйственной деятельности площадь осинников сократилась в 2 раза, а площадь еловых лесов увеличилась в 1,4 раза.

     За последние 35 лет земли, покрытые лесом, претерпели существенные изменения, сократились объемы санитарных вырубок и восстановительных работ: во многих местах леса захламлены бытовыми отходами, несанкционированными свалками, особенно на окраинах лесных массивов, вблизи городов и населенных пунктов, по обочинам дорог.

     Основными антропогенными факторами в условиях Московской области, влияющими на состояние лесов, являются: строительство, рекреация, импактное загрязнение вредными выбросами, избыточное увлажнение и заболачивание земель.

     Зоны  воздействия садово-огородных товариществ  и дачных кооперативов включают в  себя от 7 до 42% площади лесхозов. Рекреационные нагрузки со стороны членов садово-огородных товариществ и дачных кооперативов прослеживаются в радиусе 1 км. Однако, реальное воздействие на лесную среду наблюдается на расстоянии 50-100 м от границ участков и составляет около 2-5% площади указанной зоны.

     В последние годы все заметнее возрастает воздействие на состояние лесов  автотранспорта. Практически вдоль  всех центральных автомагистралей  области, в районах примыкания к  ним лесов, наблюдается ослабление и частичное усыхание до 5-15%, как лиственных, так и хвойных пород. Уровень дехромации и дефолиации березы и сосны достигает 40%.

     Не  отвечает современных требованиям  устойчивого развития лесное хозяйство  столичного региона. Оно по-прежнему ведется традиционными способами, при которых первое место отводится заготовке древесины в промышленных целях. При этом существующие технические и экономические условия вступают в противоречие с многофакторным значением лесов, приводят к нарушению экосистем, снижению производительности лесов, средообразующих и защитных функций лесных насаждений. Недостаточная оснащенность лесных предприятий специальными техническими средствами, людскими и материальными ресурсами не способствует рационализации использования всего комплекса лесных ресурсов. Потребность региона в лесоматериалах за счет местных ресурсов удовлетворяется только наполовину.

     Общая площадь лесного фонда области  составляет 2075 тыс. га. Лесистость области  составляет сейчас 42%. Ощущается острый дефицит спелых насаждений с преобладанием хвойных (0,5%), недостаток приспевающих (3,7%), значительное накопление спелых и перестойных осинников. Крупные лесные массивы сохранились только в западных и восточных районах Подмосковья. Средний возраст лесных насаждений в области 59 лет.

     До сих пор бытует мнение, что леса на Руси не меряны, не считаны и расти должны сами по себе. Однако это не так. Начиная с Ярослава Мудрого наши правители проявляли заботу о лесе. Так, в 1700 г. Петр I передал управление лесами как "особо ценного государственного имущества" Морскому приказу. Тогда же была создана государственная лесная служба. Петр повелел заботиться о сохранении лесов "во всех местах, где возможно насаждать и возвращать" их. В инструкции 1722 г. о порядке рубки и охраны лесов впервые были установлены водоохранные зоны. Категорически запрещалась рубка лесов по берегам рек и вокруг городов. Пригородные леса предназначались для гуляния горожан. В 1803 г. в России открылся Лесной институт. Традиции сбережения лесов вокруг Москвы необходимо сохранять и развивать. Леса Московской области нельзя рассматривать как обычную сырьевую базу. Они должны, в первую очередь, выполнять свою водоохранную, почвозащитную, рекреационную и климатосмягчающую роль. Оптимальная величина для территорий, имеющих такое громадное рекреационное значение, должна быть не менее 45-50%. Санитарное состояние лесов не вполне удовлетворительное. В связи с болезнями и вредителями в лесах Подмосковья отпад в хвойных и дубовых насаждениях превышает естественный отпад на 10%. Требуется усиление борьбы с болезнями и вредителями, а также комплекс мероприятий по защите от пожаров.

     Расчетная лесосека осваивается не полностью. Средний ежегодный недоруб, в  основном мелколиственной древесины, составляет около 300 тыс. куб. м, почти 200 тыс. этой же древесины остается не реализованной при рубках ухода. 270 тыс. куб. м древесины в год перерабатывается в низкоценные технологические дрова. Выход полезной древесной продукции в 2-3 раза меньше, чем в зарубежных странах.

     Основной  проблемой использования лесных ресурсов является отсутствие четкого комплексного природо-функционального и планировочного зонирования с выделением локализованных рекреационных зон и ресурсов. Функциональное зонирование центральной части области с выделением охраняемых лесных массивов, наиболее ценных рекреационных ресурсов и водоохранных зон, в том числе и источников водоснабжения, определения в них характера и объема реконструктивных рубок, предусматривающих создание древостоев, наиболее устойчивых к рекреационным нагрузкам, с высокими санитарно-эстетическими, поглотительными и защитными свойствами, наиболее приоритетная задача ведения лесного хозяйства.

     Предприятия лесного хозяйства недостаточно укомплектованы современной техникой и кадрами охраны и контроля за санитарным состоянием лесов.

     В целях рационального использования  лесных ресурсов было бы целесообразно:

     - прекратить рубку ценных хвойных лесов в силу их особого рекреационного, водоохранного, почво- и ветрозащитного значения, а также в целях сохранения непрерывного обеспечения ценной древесиной на особо важные хозяйственные нужды;

     - расширить эксплуатацию мягколиственных древостоев с обеспечением лесокультурных работ по восстановлению лесов ценными хвойными породами;

     - повысить эффективность лесовосстановления и общую продуктивность лесов, широко внедрить на лесных площадях создание ягодников, питомников лекарственных трав и т. д.

     Природный комплекс "Лесопарковый защитный пояс" (ЛПЗП) объединяет территории, уникальные по своему ландшафтно-географическому  и биологическому своеобразию, экологической и культурной ценности и представляет собой единственный природно-хозяйственный комплекс площадью 260 тыс. га, из которых 47% застроено, 35% являются лесными территориями, около 15% сельскохозяйственные угодья, 3% водоемы. Крупнейшие природно-ландшафтные комплексы образуют: Москворецкая система, система рек Клязьмы, Яузы и Пехорки, Лосиный остров, Битца, Горки Ленинские. На территории ЛПЗП расположены семь районов Московской области Мытищинский, Ленинский, Красногорский, Химкинский, и большая часть Люберецкого, Одинцовского и Балашихинского районов. Ширина ЛПЗП колеблется в пределах от 10 до 15 км, а ее границы имеют не полную геодезическую привязку.

     Территории  особой природной, ландшафтной и  экологической значимости охватывают 77 тыс. га, однако правовой статус особо охраняемых природных территорий имеют только Национальный парк "Лосиный Остров" и Государственный исторический заповедник "Горки Ленинские", территория которых составляет (вместе с охранными зонами) 7,9 тыс. га. До настоящего времени не утверждены положения и границы природно-ландшафтных комплексов "Верхняя Москва-река", "Клязьма", "Лермонтовские места", "Пехорка", "Нижняя Москва-река", что приводит к бесконтрольной хозяйственной деятельности на этих территориях.

     Леса  единого государственного лесного фонда составляют 35% территории ЛПЗП (56 тыс. га). Доля лесов ЛПЗП от площади лесов Московской области (2050,3 тыс. га) невелика и составляет 2,73%. Все леса на территории ЛПЗП относятся к первой группе и не имеют промышленного значения. Лесное хозяйство на данной территории направлено на выполнение лесовосстановительных, природоохранных и рекреационных функций.

     Все леса ЛПЗП находятся в зоне интенсивной  рекреации и подвергаются массовому  воздействию рекреантов. По данным лесопатологических обследований, деревья с механическими повреждениями в зонах отдыха составляют до 45%, избыточные нагрузки на почву приводят к изменению структуры напочвенного покрова и самой почвы. В результате воздействия происходит ослабление насаждений с последующей деградацией.

     Наиболее  сильные воздействия на состояние  насаждений оказывают выбросы автомобильного транспорта. Практически вдоль всех центральных магистралей в районе примыкания к ним лесов (данные Мособлприроды) наблюдается ослабление и частичное усыхание до 10-15% как лиственных, так и хвойных пород. Уровень дехромации и дефолиации березы достигает 40%. С увеличением автомобильного парка наблюдается усиление влияния данного фактора на лес.

     В настоящее время законодательно функции и назначение ЛПЗП определяются Законом Российской Федерации от 19.11.91 "Об охране окружающей природной среды", в соответствии с которым устанавливаются средозащитные, средообразующие, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции ЛПЗП. На территории ЛПЗП "запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций". На всей площади лесов лесопаркового защитного пояса установлен режим государственного заказника по охране и воспроизводству лесного фонда.

     Однако  принятие в 1991 г. Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в  Российской Федерации" позволило  местной администрации Московской области фактически бесконтрольно  и необоснованно, в противоречие всем ранее принятым природоохранным актам, обеспечивавшим особый режим территории ЛПЗП и зон санитарной охраны водоисточника, выделять участки земли под строительство и другие виды хозяйственной деятельности.

     За 53 года существования ЛПЗП ее граница  и территория существенно трансформировались. Территория ЛПЗП составляет 3,5% (162,5 тыс. га) от территории Московской области. Численность населения ЛПЗП около 25% населения области. Плотность населения на территории ЛПЗП (8,4 чел./га) в 8 раз превышает среднюю плотность населения в целом по Московской области. Из представленных данных следует, что природные территории составляют менее 45% ЛПЗП, 35% занимают урбанизированные территории, в том числе 18 тыс. га территории объектов промышленности, транспорта, обороны, инфраструктуры и т. д. Сельскохозяйственные территории занимают 20% территории ЛПЗП (33 тыс. га) и год от года сокращаются.

Информация о работе Особенности растительности и животного мира в условиях города