Особенности охраны 
окружающей среды в Республике Казахстан 
  
 Республика Казахстан 
играет особую роль в обеспечении 
экологической стабильности Евразийского 
континента. Являясь политическим, 
культурным и экономическим мостом 
между Европой и Азией, Казахстан 
выполняет аналогичную связующую 
функцию в развитии ландшафтных 
и экологических систем на 
континенте. Размеры территории 
Казахстана, разнообразие климатических 
условий, особенности водного 
баланса региона влекут за 
собой существенную зависимость 
экологической ситуации на всей 
территории Евразии от ее стабильности 
в Казахстане. 
 Политическая 
ситуация в Казахстане демонстрирует 
всему миру уникальный пример 
стабильности, межконфессионального 
согласия, развития демократии и 
общественных институтов в интересах 
всех граждан страны. Устойчивое 
политическое развитие Казахстана 
играет важную роль в становлении 
страны как источника сбалансированных 
инициатив для мирового сообщества. 
 При этом Казахстан 
сталкивается в своем развитии 
со значительными барьерами, которые 
представляют угрозу для национальной 
безопасности страны. 
 Имеют место 
огромные потери и деградация 
природного капитала. Прирост валового 
внутреннего продукта сопровождается 
высокими эмиссиями в окружающую 
среду. По имеющимся оценкам, 
около 75 % территории страны подвержены 
повышенному риску экологической 
дестабилизации. Остро стоит проблема 
ее опустынивания. «Исторические 
загрязнения», накопители отходов, 
нарастающие выбросы токсичных 
веществ от стационарных и 
передвижных источников угрожают 
состоянию природной среды и 
здоровью населения. Природная среда 
Казахстана, включающая, в основном, степи, 
полупустыни и пустыни, а также, помимо 
прочего, уникальные внутриконтинентальные 
моря и озера, такие как Каспий, Арал, Балхаш, 
Зайсан, Алаколь, весьма уязвима от антропогенных 
воздействий. Огромные территории Казахстана 
пострадали от деятельности военных полигонов 
и запусков космической техники. За период 
между 1949 и 1991 годами на Семипалатинском 
испытательном ядерном полигоне было 
проведено 470 ядерных взрывов. Невозможно 
точно подсчитать число погибших; количество 
облученных достигло полумиллиона человек[1]. 
На территории бывшего Семипалатинского 
ядерного полигона около 2 млн. га сельскохозяйственных 
угодий подвержено радиоактивному заражению. 
Особую тревогу вызывает состояние лесных 
угодий, которые, занимая всего около 4% 
от территории страны, являются местом 
обитания наиболее ценных и редких видов 
животных, 90% видов высших растений, известных 
в республике. Интенсивное загрязнение 
воздуха, воды и почв, деградация животного 
и растительного мира, истощение природных 
ресурсов привели к разрушению экосистем, 
опустыниванию и значительным потерям 
биологического и ландшафтного разнообразия, 
росту заболеваемости и смертности населения. 
В результате такого рода нагрузок практически 
на всей территории Казахстана нарушена 
естественная способность природной среды 
обеспечивать будущее экономическое и 
социальное развитие страны. Переход к 
экологически безопасному и устойчивому 
развитию в настоящее время становится 
одним из приоритетных направлений стратегии 
развития Казахстана. 
 Фундаментом для 
этого перехода стала соответствующая 
законодательная база. Для гармонизации 
экологического законодательства 
Республики Казахстан с передовыми 
международными актами, перехода 
на новые стандарты, совершенствования 
системы государственного контроля 
9 января 2007 года был принят Экологический 
кодекс Республики Казахстан 
(Казахстан – единственная страна 
СНГ, где на сегодняшний момент 
существует Экологический кодекс). 
 Необходимость 
кодификации законодательства в 
области охраны окружающей среды 
вызвана следующими основными 
причинами: 
потребностью в 
создании системы охраны окружающей 
среды, соответствующей условиям и 
задачам, стоящим перед Республикой 
Казахстан; 
актуальностью создания 
законодательной базы для обеспечения 
устойчивого развития страны; 
необходимостью сближения 
со стандартами мирового сообщества; 
отсутствием систематичности 
в существовавшей законодательной 
и нормативной базе по вопросам охраны 
окружающей среды; 
наличием законодательных 
«пробелов» в важнейших вопросах, 
касающихся охраны окружающей среды[2].  
 Экологический 
кодекс Республики Казахстан 
состоит из 9 разделов, 47 глав и 
326 статей. Всего при разработке 
проекта Экологического кодекса 
использовано: около 20 рекомендательных 
и руководящих документов различных 
международных организаций, 14 международных 
конвенций, около 30 директив Евросоюза 
и законов других государств, 
Модельный кодекс СНГ, утвержденный 
Межпарламентской ассамблеей СНГ, 
более 200 нормативных правовых 
актов казахстанского законодательства. 
В развитие кодекса разработано 
и принято 46 подзаконных актов. 
В частности, это акты по 
обеспечению доступа общественности 
к экологической информации и 
правосудию в соответствии с 
Орхусской конвенцией, правила учета, 
инвентаризации и нормирования выбросов 
парниковых газов и озоноразрушающих 
веществ согласно Монреальского протокола 
и другие. 
 Экологический 
кодекс внес ряд существенных 
изменений в принятую в Казахстане 
систему охраны окружающей среды. 
Среди новшеств нужно выделить 
в первую очередь следующие: 
законодательно утверждаются принципы 
устойчивого развития; количество 
выдаваемых видов лицензий сократилось 
с трех до одного; экологические разрешения 
выдаются сроком на 3-5 лет взамен ежегодных. 
Основным приоритетом деятельности системы 
государственной экологической экспертизы 
является выдача экологических разрешений, 
в рамках которых должны быть определены 
все основные требования к природопользователю, 
включая задачи по технологическому совершенствованию 
и внедрению наилучших доступных технологий. 
Кроме того, экологическое нормирование 
использует гибкие целевые показатели 
качества окружающей среды, а также технико-экологические 
нормативы; введены нормы по праву собственности 
на отходы, а система классификации и нормирования 
отходов приведена в соответствие с Базельской 
конвенцией и директивами Евросоюза. В 
систему расчета ущерба введено понятие 
прямых методов, которым отдается приоритет; 
введены дополнительные меры стимулирования 
природопользователей для внедрения эффективных 
природоохранных мероприятий; введен 
совершенно новый механизм конкурса природоохранных 
проектов; повышается роль производственного 
экологического контроля и обеспечиваются 
стимулы к его развитию. 
 Следует отметить, 
что в этом законодательном 
акте экологическим требованиям 
при осуществлении хозяйственной 
и иной деятельности в государственной 
заповедной зоне северной части 
Каспийского моря посвящена целая 
глава. В ней очень подробно 
изложены экологические требования 
к ведению разведки и добычи 
на море, проектированию и строительству 
нефте- и газопроводов, береговых баз снабжения 
и иной инфраструктуры, консервации и 
ликвидации скважин, в том числе во время 
нереста осетровых видов рыб. Хотелось 
бы сказать, что такие требования не содержатся 
в экологических законодательствах других 
прикаспийских стран (Российская Федерация, 
Азербайджанская Республика), несмотря 
на то, что проблема Каспия требует незамедлительного 
решения. В результате повышения уровня 
Каспия оказались затопленными более 
200 скважин и месторождений нефти, что 
является угрозой не только биологическому 
разнообразию (в Каспии сосредоточены 
90% мировых запасов осетровых рыб, большое 
количество видов орнитофауны, каспийский 
тюлень), но и всей экосистеме Каспийского 
моря. За последние 10 лет улов промысловых 
рыб сократился в 10 раз.  
 Хотелось бы 
добавить, что нормы экологического 
кодекса – это только первый 
шаг в совершенствовании экологического 
законодательства Республики Казахстан.  
Реформирование законодательства 
будет продолжаться в течение 
нескольких лет.  В начале 2009 года 
планируется ввести экологические 
налоги с учетом международного 
опыта[3]. Замена платежей на экологические 
налоги – это наиболее прогрессивная 
практика, на которую только-только 
переходят развитые государства. 
«Зеленый» налог будет взиматься 
за негативное воздействие на 
окружающую среду. Примеры таких 
налогов – налог на очень 
ограниченный перечень эмиссий, 
налог на потребляемую энергию. 
Налог на потребляемое топливо, 
налог на потребление воды, транспортный 
налог на старые автомобили. Во 
всем мире неукоснительно действует 
принцип: чем больше природопользователь 
загрязняет окружающую среду, тем больше 
он должен платить. Однако сегодня в Казахстане 
этот верный принцип нарушен. Платежи 
включаются в тарифы на выпускаемую природопользователем 
продукцию, и получается, что особых забот 
это ему не доставляет, так как в результате 
платит потребитель. Данные налоги не 
только взимаются с производителей и включаются 
в тарифы, но и носят стимулирующий характер 
по экономии ресурсов, что в конечном итоге 
ведет к сокращению эмиссий в окружающую 
среду.  
 Большое внимание 
уделяется научным разработкам 
в области охраны окружающей 
среды Республики Казахстан. Создан 
трехтомный национальный Экологический 
атлас Республики Казахстан (I 
Том – Природно-ресурсные условия 
формирования экологической обстановки; 
Том II – Социально- экономические 
условия формирования экологической 
обстановки; Том III – Экологическое 
состояние природно-хозяйственных 
систем). Экологический атлас прежде 
всего ориентирован на информационно-аналитическое 
обеспечение государственных, региональных 
и местных программ природопользования. 
Проводятся исследования на военно-испытательных 
полигонах и космодроме «Байконур», изучаются 
проблемы взаимосвязи состояния окружающей 
среды и здоровья населения, в Северном 
и Восточном Казахстане обследуется радиационная 
обстановка. Ежегодно издаются национальные 
отчеты о состоянии окружающей среды. 
Выпускаются еженедельная газета «Эколог» 
и ежеквартальный журнал «Вода и устойчивое 
развитие». Действуют постоянные экологические 
рубрики на телевизионных каналах. В прошлом 
году издан и распространен по всей республике 
первый в странах СНГ «Экологический букварь»[4].  
В Экологическом букваре к каждой из 42 
букв алфавита казахского языка даны красочные 
картинки, короткие стихотворения и пояснения, 
раскрывающие важность элементов окружающей 
среды и суть возникающих экологических 
проблем, адаптированные к детскому пониманию. 
«Экологический букварь» рекомендован 
Министерством образования и науки в качестве 
дополнительного материала к дошкольному 
и начальному школьному образованию. Разработчики 
уверены в том, что книга сыграет большую 
роль в привитии детям любви и бережного 
отношения к природе. 
Литература:
Экологический кодекс 
РК от 9.01.2007 // Казахстанская правда. – 
2007. – 23 янв. - № 12 (25257). 
Концепция перехода 
Республики Казахстан к устойчивому 
развитию на 2007-2024 годы // Академия Тринитаризма. 
– 2006. – 30 дек. - М., эл. № 77-6567, публ. 14119. 
www.akorda.kz – Официальный 
сайт Президента Республики Казахстан. 
www.egov.kz – Электронное 
Правительство Республики Казахстан. 
www.zakon.kz – Официальный 
Казахстанский юридический портал.