Особенности охраны
окружающей среды в Республике Казахстан
Республика Казахстан
играет особую роль в обеспечении
экологической стабильности Евразийского
континента. Являясь политическим,
культурным и экономическим мостом
между Европой и Азией, Казахстан
выполняет аналогичную связующую
функцию в развитии ландшафтных
и экологических систем на
континенте. Размеры территории
Казахстана, разнообразие климатических
условий, особенности водного
баланса региона влекут за
собой существенную зависимость
экологической ситуации на всей
территории Евразии от ее стабильности
в Казахстане.
Политическая
ситуация в Казахстане демонстрирует
всему миру уникальный пример
стабильности, межконфессионального
согласия, развития демократии и
общественных институтов в интересах
всех граждан страны. Устойчивое
политическое развитие Казахстана
играет важную роль в становлении
страны как источника сбалансированных
инициатив для мирового сообщества.
При этом Казахстан
сталкивается в своем развитии
со значительными барьерами, которые
представляют угрозу для национальной
безопасности страны.
Имеют место
огромные потери и деградация
природного капитала. Прирост валового
внутреннего продукта сопровождается
высокими эмиссиями в окружающую
среду. По имеющимся оценкам,
около 75 % территории страны подвержены
повышенному риску экологической
дестабилизации. Остро стоит проблема
ее опустынивания. «Исторические
загрязнения», накопители отходов,
нарастающие выбросы токсичных
веществ от стационарных и
передвижных источников угрожают
состоянию природной среды и
здоровью населения. Природная среда
Казахстана, включающая, в основном, степи,
полупустыни и пустыни, а также, помимо
прочего, уникальные внутриконтинентальные
моря и озера, такие как Каспий, Арал, Балхаш,
Зайсан, Алаколь, весьма уязвима от антропогенных
воздействий. Огромные территории Казахстана
пострадали от деятельности военных полигонов
и запусков космической техники. За период
между 1949 и 1991 годами на Семипалатинском
испытательном ядерном полигоне было
проведено 470 ядерных взрывов. Невозможно
точно подсчитать число погибших; количество
облученных достигло полумиллиона человек[1].
На территории бывшего Семипалатинского
ядерного полигона около 2 млн. га сельскохозяйственных
угодий подвержено радиоактивному заражению.
Особую тревогу вызывает состояние лесных
угодий, которые, занимая всего около 4%
от территории страны, являются местом
обитания наиболее ценных и редких видов
животных, 90% видов высших растений, известных
в республике. Интенсивное загрязнение
воздуха, воды и почв, деградация животного
и растительного мира, истощение природных
ресурсов привели к разрушению экосистем,
опустыниванию и значительным потерям
биологического и ландшафтного разнообразия,
росту заболеваемости и смертности населения.
В результате такого рода нагрузок практически
на всей территории Казахстана нарушена
естественная способность природной среды
обеспечивать будущее экономическое и
социальное развитие страны. Переход к
экологически безопасному и устойчивому
развитию в настоящее время становится
одним из приоритетных направлений стратегии
развития Казахстана.
Фундаментом для
этого перехода стала соответствующая
законодательная база. Для гармонизации
экологического законодательства
Республики Казахстан с передовыми
международными актами, перехода
на новые стандарты, совершенствования
системы государственного контроля
9 января 2007 года был принят Экологический
кодекс Республики Казахстан
(Казахстан – единственная страна
СНГ, где на сегодняшний момент
существует Экологический кодекс).
Необходимость
кодификации законодательства в
области охраны окружающей среды
вызвана следующими основными
причинами:
потребностью в
создании системы охраны окружающей
среды, соответствующей условиям и
задачам, стоящим перед Республикой
Казахстан;
актуальностью создания
законодательной базы для обеспечения
устойчивого развития страны;
необходимостью сближения
со стандартами мирового сообщества;
отсутствием систематичности
в существовавшей законодательной
и нормативной базе по вопросам охраны
окружающей среды;
наличием законодательных
«пробелов» в важнейших вопросах,
касающихся охраны окружающей среды[2].
Экологический
кодекс Республики Казахстан
состоит из 9 разделов, 47 глав и
326 статей. Всего при разработке
проекта Экологического кодекса
использовано: около 20 рекомендательных
и руководящих документов различных
международных организаций, 14 международных
конвенций, около 30 директив Евросоюза
и законов других государств,
Модельный кодекс СНГ, утвержденный
Межпарламентской ассамблеей СНГ,
более 200 нормативных правовых
актов казахстанского законодательства.
В развитие кодекса разработано
и принято 46 подзаконных актов.
В частности, это акты по
обеспечению доступа общественности
к экологической информации и
правосудию в соответствии с
Орхусской конвенцией, правила учета,
инвентаризации и нормирования выбросов
парниковых газов и озоноразрушающих
веществ согласно Монреальского протокола
и другие.
Экологический
кодекс внес ряд существенных
изменений в принятую в Казахстане
систему охраны окружающей среды.
Среди новшеств нужно выделить
в первую очередь следующие:
законодательно утверждаются принципы
устойчивого развития; количество
выдаваемых видов лицензий сократилось
с трех до одного; экологические разрешения
выдаются сроком на 3-5 лет взамен ежегодных.
Основным приоритетом деятельности системы
государственной экологической экспертизы
является выдача экологических разрешений,
в рамках которых должны быть определены
все основные требования к природопользователю,
включая задачи по технологическому совершенствованию
и внедрению наилучших доступных технологий.
Кроме того, экологическое нормирование
использует гибкие целевые показатели
качества окружающей среды, а также технико-экологические
нормативы; введены нормы по праву собственности
на отходы, а система классификации и нормирования
отходов приведена в соответствие с Базельской
конвенцией и директивами Евросоюза. В
систему расчета ущерба введено понятие
прямых методов, которым отдается приоритет;
введены дополнительные меры стимулирования
природопользователей для внедрения эффективных
природоохранных мероприятий; введен
совершенно новый механизм конкурса природоохранных
проектов; повышается роль производственного
экологического контроля и обеспечиваются
стимулы к его развитию.
Следует отметить,
что в этом законодательном
акте экологическим требованиям
при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности в государственной
заповедной зоне северной части
Каспийского моря посвящена целая
глава. В ней очень подробно
изложены экологические требования
к ведению разведки и добычи
на море, проектированию и строительству
нефте- и газопроводов, береговых баз снабжения
и иной инфраструктуры, консервации и
ликвидации скважин, в том числе во время
нереста осетровых видов рыб. Хотелось
бы сказать, что такие требования не содержатся
в экологических законодательствах других
прикаспийских стран (Российская Федерация,
Азербайджанская Республика), несмотря
на то, что проблема Каспия требует незамедлительного
решения. В результате повышения уровня
Каспия оказались затопленными более
200 скважин и месторождений нефти, что
является угрозой не только биологическому
разнообразию (в Каспии сосредоточены
90% мировых запасов осетровых рыб, большое
количество видов орнитофауны, каспийский
тюлень), но и всей экосистеме Каспийского
моря. За последние 10 лет улов промысловых
рыб сократился в 10 раз.
Хотелось бы
добавить, что нормы экологического
кодекса – это только первый
шаг в совершенствовании экологического
законодательства Республики Казахстан.
Реформирование законодательства
будет продолжаться в течение
нескольких лет. В начале 2009 года
планируется ввести экологические
налоги с учетом международного
опыта[3]. Замена платежей на экологические
налоги – это наиболее прогрессивная
практика, на которую только-только
переходят развитые государства.
«Зеленый» налог будет взиматься
за негативное воздействие на
окружающую среду. Примеры таких
налогов – налог на очень
ограниченный перечень эмиссий,
налог на потребляемую энергию.
Налог на потребляемое топливо,
налог на потребление воды, транспортный
налог на старые автомобили. Во
всем мире неукоснительно действует
принцип: чем больше природопользователь
загрязняет окружающую среду, тем больше
он должен платить. Однако сегодня в Казахстане
этот верный принцип нарушен. Платежи
включаются в тарифы на выпускаемую природопользователем
продукцию, и получается, что особых забот
это ему не доставляет, так как в результате
платит потребитель. Данные налоги не
только взимаются с производителей и включаются
в тарифы, но и носят стимулирующий характер
по экономии ресурсов, что в конечном итоге
ведет к сокращению эмиссий в окружающую
среду.
Большое внимание
уделяется научным разработкам
в области охраны окружающей
среды Республики Казахстан. Создан
трехтомный национальный Экологический
атлас Республики Казахстан (I
Том – Природно-ресурсные условия
формирования экологической обстановки;
Том II – Социально- экономические
условия формирования экологической
обстановки; Том III – Экологическое
состояние природно-хозяйственных
систем). Экологический атлас прежде
всего ориентирован на информационно-аналитическое
обеспечение государственных, региональных
и местных программ природопользования.
Проводятся исследования на военно-испытательных
полигонах и космодроме «Байконур», изучаются
проблемы взаимосвязи состояния окружающей
среды и здоровья населения, в Северном
и Восточном Казахстане обследуется радиационная
обстановка. Ежегодно издаются национальные
отчеты о состоянии окружающей среды.
Выпускаются еженедельная газета «Эколог»
и ежеквартальный журнал «Вода и устойчивое
развитие». Действуют постоянные экологические
рубрики на телевизионных каналах. В прошлом
году издан и распространен по всей республике
первый в странах СНГ «Экологический букварь»[4].
В Экологическом букваре к каждой из 42
букв алфавита казахского языка даны красочные
картинки, короткие стихотворения и пояснения,
раскрывающие важность элементов окружающей
среды и суть возникающих экологических
проблем, адаптированные к детскому пониманию.
«Экологический букварь» рекомендован
Министерством образования и науки в качестве
дополнительного материала к дошкольному
и начальному школьному образованию. Разработчики
уверены в том, что книга сыграет большую
роль в привитии детям любви и бережного
отношения к природе.
Литература:
Экологический кодекс
РК от 9.01.2007 // Казахстанская правда. –
2007. – 23 янв. - № 12 (25257).
Концепция перехода
Республики Казахстан к устойчивому
развитию на 2007-2024 годы // Академия Тринитаризма.
– 2006. – 30 дек. - М., эл. № 77-6567, публ. 14119.
www.akorda.kz – Официальный
сайт Президента Республики Казахстан.
www.egov.kz – Электронное
Правительство Республики Казахстан.
www.zakon.kz – Официальный
Казахстанский юридический портал.