Особенности охраны окружающей среды в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:22, реферат

Краткое описание

Республика Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности Евразийского континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан выполняет аналогичную связующую функцию в развитии ландшафтных и экологических систем на континенте. Размеры территории Казахстана, разнообразие климатических условий, особенности водного баланса региона влекут за собой существенную зависимость экологической ситуации на всей территории Евразии от ее стабильности в Казахстане.

Файлы: 1 файл

охрана окруж среды.docx

— 17.95 Кб (Скачать)

Особенности охраны окружающей среды в Республике Казахстан 

  

 Республика Казахстан  играет особую роль в обеспечении  экологической стабильности Евразийского  континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом  между Европой и Азией, Казахстан  выполняет аналогичную связующую  функцию в развитии ландшафтных  и экологических систем на  континенте. Размеры территории  Казахстана, разнообразие климатических  условий, особенности водного  баланса региона влекут за  собой существенную зависимость  экологической ситуации на всей  территории Евразии от ее стабильности  в Казахстане. 

 Политическая  ситуация в Казахстане демонстрирует  всему миру уникальный пример  стабильности, межконфессионального  согласия, развития демократии и  общественных институтов в интересах  всех граждан страны. Устойчивое  политическое развитие Казахстана  играет важную роль в становлении  страны как источника сбалансированных  инициатив для мирового сообщества. 

 При этом Казахстан  сталкивается в своем развитии  со значительными барьерами, которые  представляют угрозу для национальной  безопасности страны. 

 Имеют место  огромные потери и деградация  природного капитала. Прирост валового  внутреннего продукта сопровождается  высокими эмиссиями в окружающую  среду. По имеющимся оценкам,  около 75 % территории страны подвержены  повышенному риску экологической  дестабилизации. Остро стоит проблема  ее опустынивания. «Исторические  загрязнения», накопители отходов,  нарастающие выбросы токсичных  веществ от стационарных и  передвижных источников угрожают  состоянию природной среды и  здоровью населения. Природная среда Казахстана, включающая, в основном, степи, полупустыни и пустыни, а также, помимо прочего, уникальные внутриконтинентальные моря и озера, такие как Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан, Алаколь, весьма уязвима от антропогенных воздействий. Огромные территории Казахстана пострадали от деятельности военных полигонов и запусков космической техники. За период между 1949 и 1991 годами на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне было проведено 470 ядерных взрывов. Невозможно точно подсчитать число погибших; количество облученных достигло полумиллиона человек[1]. На территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона около 2 млн. га сельскохозяйственных угодий подвержено радиоактивному заражению. Особую тревогу вызывает состояние лесных угодий, которые, занимая всего около 4% от территории страны, являются местом обитания наиболее ценных и редких видов животных, 90% видов высших растений, известных в республике. Интенсивное загрязнение воздуха, воды и почв, деградация животного и растительного мира, истощение природных ресурсов привели к разрушению экосистем, опустыниванию и значительным потерям биологического и ландшафтного разнообразия, росту заболеваемости и смертности населения. В результате такого рода нагрузок практически на всей территории Казахстана нарушена естественная способность природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие страны. Переход к экологически безопасному и устойчивому развитию в настоящее время становится одним из приоритетных направлений стратегии развития Казахстана. 

 Фундаментом для  этого перехода стала соответствующая  законодательная база. Для гармонизации  экологического законодательства  Республики Казахстан с передовыми  международными актами, перехода  на новые стандарты, совершенствования  системы государственного контроля 9 января 2007 года был принят Экологический  кодекс Республики Казахстан  (Казахстан – единственная страна  СНГ, где на сегодняшний момент  существует Экологический кодекс). 

 Необходимость  кодификации законодательства в  области охраны окружающей среды  вызвана следующими основными  причинами: 

потребностью в  создании системы охраны окружающей среды, соответствующей условиям и  задачам, стоящим перед Республикой  Казахстан;

актуальностью создания законодательной базы для обеспечения  устойчивого развития страны;

необходимостью сближения  со стандартами мирового сообщества;

отсутствием систематичности  в существовавшей законодательной  и нормативной базе по вопросам охраны окружающей среды;

наличием законодательных  «пробелов» в важнейших вопросах, касающихся охраны окружающей среды[2].  

 Экологический  кодекс Республики Казахстан  состоит из 9 разделов, 47 глав и  326 статей. Всего при разработке  проекта Экологического кодекса  использовано: около 20 рекомендательных  и руководящих документов различных  международных организаций, 14 международных  конвенций, около 30 директив Евросоюза  и законов других государств, Модельный кодекс СНГ, утвержденный  Межпарламентской ассамблеей СНГ,  более 200 нормативных правовых  актов казахстанского законодательства. В развитие кодекса разработано  и принято 46 подзаконных актов.  В частности, это акты по  обеспечению доступа общественности  к экологической информации и  правосудию в соответствии с  Орхусской конвенцией, правила учета, инвентаризации и нормирования выбросов парниковых газов и озоноразрушающих веществ согласно Монреальского протокола и другие. 

 Экологический  кодекс внес ряд существенных  изменений в принятую в Казахстане  систему охраны окружающей среды.  Среди новшеств нужно выделить  в первую очередь следующие:  законодательно утверждаются принципы  устойчивого развития; количество  выдаваемых видов лицензий сократилось с трех до одного; экологические разрешения выдаются сроком на 3-5 лет взамен ежегодных. Основным приоритетом деятельности системы государственной экологической экспертизы является выдача экологических разрешений, в рамках которых должны быть определены все основные требования к природопользователю, включая задачи по технологическому совершенствованию и внедрению наилучших доступных технологий. Кроме того, экологическое нормирование использует гибкие целевые показатели качества окружающей среды, а также технико-экологические нормативы; введены нормы по праву собственности на отходы, а система классификации и нормирования отходов приведена в соответствие с Базельской конвенцией и директивами Евросоюза. В систему расчета ущерба введено понятие прямых методов, которым отдается приоритет; введены дополнительные меры стимулирования природопользователей для внедрения эффективных природоохранных мероприятий; введен совершенно новый механизм конкурса природоохранных проектов; повышается роль производственного экологического контроля и обеспечиваются стимулы к его развитию. 

 Следует отметить, что в этом законодательном  акте экологическим требованиям  при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности в государственной  заповедной зоне северной части  Каспийского моря посвящена целая  глава. В ней очень подробно  изложены экологические требования  к ведению разведки и добычи  на море, проектированию и строительству  нефте- и газопроводов, береговых баз снабжения и иной инфраструктуры, консервации и ликвидации скважин, в том числе во время нереста осетровых видов рыб. Хотелось бы сказать, что такие требования не содержатся в экологических законодательствах других прикаспийских стран (Российская Федерация, Азербайджанская Республика), несмотря на то, что проблема Каспия требует незамедлительного решения. В результате повышения уровня Каспия оказались затопленными более 200 скважин и месторождений нефти, что является угрозой не только биологическому разнообразию (в Каспии сосредоточены 90% мировых запасов осетровых рыб, большое количество видов орнитофауны, каспийский тюлень), но и всей экосистеме Каспийского моря. За последние 10 лет улов промысловых рыб сократился в 10 раз.  

 Хотелось бы  добавить, что нормы экологического  кодекса – это только первый  шаг в совершенствовании экологического  законодательства Республики Казахстан.  Реформирование законодательства  будет продолжаться в течение  нескольких лет.  В начале 2009 года  планируется ввести экологические  налоги с учетом международного  опыта[3]. Замена платежей на экологические  налоги – это наиболее прогрессивная  практика, на которую только-только  переходят развитые государства.  «Зеленый» налог будет взиматься  за негативное воздействие на  окружающую среду. Примеры таких  налогов – налог на очень  ограниченный перечень эмиссий,  налог на потребляемую энергию.  Налог на потребляемое топливо,  налог на потребление воды, транспортный  налог на старые автомобили. Во  всем мире неукоснительно действует  принцип: чем больше природопользователь загрязняет окружающую среду, тем больше он должен платить. Однако сегодня в Казахстане этот верный принцип нарушен. Платежи включаются в тарифы на выпускаемую природопользователем продукцию, и получается, что особых забот это ему не доставляет, так как в результате платит потребитель. Данные налоги не только взимаются с производителей и включаются в тарифы, но и носят стимулирующий характер по экономии ресурсов, что в конечном итоге ведет к сокращению эмиссий в окружающую среду.  

 Большое внимание  уделяется научным разработкам  в области охраны окружающей  среды Республики Казахстан. Создан  трехтомный национальный Экологический  атлас Республики Казахстан (I Том – Природно-ресурсные условия  формирования экологической обстановки; Том II – Социально- экономические  условия формирования экологической  обстановки; Том III – Экологическое  состояние природно-хозяйственных  систем). Экологический атлас прежде всего ориентирован на информационно-аналитическое обеспечение государственных, региональных и местных программ природопользования. Проводятся исследования на военно-испытательных полигонах и космодроме «Байконур», изучаются проблемы взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья населения, в Северном и Восточном Казахстане обследуется радиационная обстановка. Ежегодно издаются национальные отчеты о состоянии окружающей среды. Выпускаются еженедельная газета «Эколог» и ежеквартальный журнал «Вода и устойчивое развитие». Действуют постоянные экологические рубрики на телевизионных каналах. В прошлом году издан и распространен по всей республике первый в странах СНГ «Экологический букварь»[4].  В Экологическом букваре к каждой из 42 букв алфавита казахского языка даны красочные картинки, короткие стихотворения и пояснения, раскрывающие важность элементов окружающей среды и суть возникающих экологических проблем, адаптированные к детскому пониманию. «Экологический букварь» рекомендован Министерством образования и науки в качестве дополнительного материала к дошкольному и начальному школьному образованию. Разработчики уверены в том, что книга сыграет большую роль в привитии детям любви и бережного отношения к природе. 

Литература:

Экологический кодекс РК от 9.01.2007 // Казахстанская правда. – 2007. – 23 янв. - № 12 (25257).

Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому  развитию на 2007-2024 годы // Академия Тринитаризма. – 2006. – 30 дек. - М., эл. № 77-6567, публ. 14119.

www.akorda.kz – Официальный сайт Президента Республики Казахстан.

www.egov.kz – Электронное Правительство Республики Казахстан.

www.zakon.kz – Официальный Казахстанский юридический портал.

Информация о работе Особенности охраны окружающей среды в Республике Казахстан