Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Челябинский
государственный педагогический университет»
Факультет Психологии
Реферат
Тема:
«Основные проблемы
экологического воспитания в современной
школе»
Выполнила: Некрасова
Н.А.
201 гр.
Проверила: Попова
Е.В.
Челябинск, 2013г
Проблема
экологического воспитания является в
настоящее время актуальной. Экологические
проблемы носят глобальный характер
и затрагивают все человечество.
На современном этапе развития общества
вопрос экологического воспитания приобретает
особую остроту. Главная причина
этого - тотальная экологическая
безответственность. В связи с
этим необходимо усилить и больше
уделять внимания экологическому воспитанию
в современной школе уже с
первых лет воспитания детей.
- Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
В настоящее
время необходимо говорить о
формировании экологической культуры,
как социально необходимого нравственного
качества личности.
Экологическая
культура:
- утверждение
в сознании и деятельности
людей принципов природопользования;
- формирование
навыков и умений решать те
или иные хозяйственно-экологические
задачи без ущерба для окружающей
среды и здоровья человека.
Она выступает
одним из целостных свойств
личности, которое обуславливает
направленность ее жизнедеятельности,
накладывает свой отпечаток на
мировоззрение. Экологическая культура
проявляется в ответственном
отношении к природе как к
всеобщему условию и предпосылки
материального производства, к объекту
и предмету труда, естественной
среде жизнедеятельности человека.
Экологическая
культура включает:
- культуру
познавательной деятельности учащихся
по освоению опыта человечества
в отношении к природе как
к источнику материальных ценностей,
основе экологических условий
жизни, объекту эмоциональных,
в том числе и эстетических,
переживаний. Успешность этой
деятельности обусловлена развитием
нравственных черт личности по
отношению к природной среде
на основе формирования умений
принимать альтернативные решения;
- культуру
труда, формирующуюся в процессе
трудовой деятельности. При этом
учитываются экологические, эстетические
и социальные критерии при
выполнении конкретных дел в
различных областях природопользования;
- культуру
духовного общения с природой.
Здесь важно развивать эстетические
эмоции, умение оценивать эстетические
достоинства как естественной, так
и преобразованной природной
сферы.
Экологическая
культура включает следующие
основные компоненты:
- знания о природе и ее охране;
- эстетические и нравственные чувства к природе;
- позитивная деятельность в природе;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая
культура как качество личности
должна формироваться в системе
непрерывного экологического воспитания,
основными звеньями которой, оказывающими
существенное влияние на ребенка
в школьном возрасте, являются:
- детские дошкольные учреждения;
- внешкольные воспитательные учреждения;
- средства массовой информации;
Важнейшая
идея, заложенная в содержание
экологического образования и
воспитания в школе - идея целостности
природы. Знания о связях в
природе важны как для формирования
правильного миропонимания, так
и для воспитания ответственного
отношения к сохранению объектов
природы, находящихся в сложных
взаимосвязях друг с другом.
В содержании
экологического образования должны
быть представлены знания о человеке
и обществе и их связях с окружающей
средой. В процессе работы на занятиях
необходимо подводить школьников к
выводу, что от состояния окружающей
среды зависит состояние здоровья
человека, а поэтому оберегать
эстетические, экологические, санитарно-гигиенические
качества окружающей среды — значит
заботиться о здоровье человека, его
нормальной жизнедеятельности. Необходимо
формировать у школьников правила
и формы поведения, направленные
на бережное отношение к природе
и её охране. Ведь какое представление
о реальной жизни получает ребёнок,
если он видит в лесу несанкционированные
свалки и вырубки деревьев, а по
телевидению систематически показывают
самовольно возводимые постройки на
берегах рек и водоёмов? Нельзя
пускать на самотёк экологическое
воспитание школьников и осознание
ими ответственности за использование
и сохранение природных богатств.
Формирование
ответственного отношения к природной
среде связано с решением ряда
образовательных и воспитательных
задач. Последние предполагают формирование
потребности общения с живой природой,
интереса к познанию ее законов; формирование
установок и мотивов деятельности, направленных
на осознание универсальной ценности
природы; формирование убеждений в необходимости
сбережения природы, потребности участия
в труде по изучению и охране природы,
пропаганде экологических идей, заботы
о сохранении своего здоровья и здоровья
других людей как общественной ценности.
Различные формы
экологического воспитания можно классифицировать
на:
а) массовые,
б) групповые, в) индивидуальные.
Основными
критериями эффективности массовых
форм является широкое участие
школьников в природоохранной
деятельности, дисциплина и порядок,
степень активности. Их можно
выявить путем систематических
наблюдений, накопления материала.
Массовые: работа учащихся по благоустройству
и озеленению помещений и территории школы,
праздники «Всё живое надо беречь», «Птицы
зимой», «Первоцвет», «Праздник осени»,
«Весёлая ромашка», «День здоровья» и
т.д.; экологические фестивали, ролевые
игры, работы на пришкольном участке: поливка,
уборка школьного двора.
Критерий
эффективности групповых форм
экологического воспитания является,
прежде всего, стабильность состава
детей, достижение коллективных
успехов. Здесь многое определяет
содержание и методика занятий;
важен при этом и успех коллектива,
общественное признание его заслуг
окружающими. К групповым – клубные
«Весёлые старты», туристические походы
по изучению природы; экологический практикум,
экскурсии (например: экскурсия в природу,
к водоёму, в парк) секционные занятия
юных друзей природы.
Об эффективности
индивидуальных форм экологического
воспитания свидетельствует повышение
интереса учащихся к изучению
биологических дисциплин и охране
природы, а также целенаправленное
использование знаний и умений
природоохранной деятельности. Индивидуальная
форма предполагает деятельность
учащихся по подготовке докладов,
бесед, лекций, наблюдения за животными
и растениями (посещение кружка); изготовление
поделок, фотографирование, рисование.
Проблема
экологического воспитания и образования
существовала, и будет существовать
на протяжении развития общества. Правильное
экологическое воспитание позволит
в дальнейшем предотвратить многие
экологические проблемы человечества.
Именно в школьном возрасте ребенок
получает основы систематических знаний;
здесь формируются и развиваются
особенности его характера, воли,
нравственного облика. Если в воспитании
детей упущено что-то существенное,
то эти пробелы появятся позже
и не останутся незамеченными. Показателями
воспитанной личности служат: экологические
знания, умения, практические результаты,
которые выражаются в выполнении
учащимися общественно-полезной работы
по охране природы. Хочется надеяться,
что экологическое воспитание получит
дальнейшее развитие, которое сыграет
немаловажную роль в воспитании школьников.