Основные проблемы экологического воспитания в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:46, реферат

Краткое описание

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (15).docx

— 20.20 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Челябинский  государственный педагогический университет»

 

Факультет Психологии

 

 

Реферат

Тема:

«Основные проблемы экологического воспитания в современной  школе»

 

 

Выполнила: Некрасова  Н.А.

201 гр.

 

Проверила: Попова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2013г

Проблема  экологического воспитания является в  настоящее время актуальной. Экологические  проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает  особую остроту. Главная причина  этого - тотальная экологическая  безответственность. В связи с  этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с  первых лет воспитания детей.

 

  • Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

 

 В настоящее  время необходимо говорить о  формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного  качества личности.

 

 Экологическая  культура:

 

- утверждение  в сознании и деятельности  людей принципов природопользования;

 

- формирование  навыков и умений решать те  или иные хозяйственно-экологические  задачи без ущерба для окружающей  среды и здоровья человека.

 

 Она выступает  одним из целостных свойств  личности, которое обуславливает  направленность ее жизнедеятельности,  накладывает свой отпечаток на  мировоззрение. Экологическая культура  проявляется в ответственном  отношении к природе как к  всеобщему условию и предпосылки  материального производства, к объекту  и предмету труда, естественной  среде жизнедеятельности человека.

 

 Экологическая  культура включает:

 

- культуру  познавательной деятельности учащихся  по освоению опыта человечества  в отношении к природе как  к источнику материальных ценностей,  основе экологических условий  жизни, объекту эмоциональных,  в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой  деятельности обусловлена развитием  нравственных черт личности по  отношению к природной среде  на основе формирования умений  принимать альтернативные решения;

 

- культуру  труда, формирующуюся в процессе  трудовой деятельности. При этом  учитываются экологические, эстетические  и социальные критерии при  выполнении конкретных дел в  различных областях природопользования;

 

- культуру  духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические  эмоции, умение оценивать эстетические  достоинства как естественной, так  и преобразованной природной  сферы. 

 

 

 

 

 

 Экологическая  культура включает следующие  основные компоненты:

 

  • интерес к природе;

 

  • знания о природе и ее охране;

 

  • эстетические и нравственные чувства к природе;

 

  • позитивная деятельность в природе;

 

  • мотивы, определяющие поступки детей в природе.

 

 Экологическая  культура как качество личности  должна формироваться в системе  непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими  существенное влияние на ребенка  в школьном возрасте, являются:

 

  • семья;

 

  • детские дошкольные учреждения;

 

  • школа;

 

  • внешкольные воспитательные учреждения;

 

  • средства массовой информации;

 

  • самовоспитание.

 

 Важнейшая  идея, заложенная в содержание  экологического образования и  воспитания в школе - идея целостности  природы. Знания о связях в  природе важны как для формирования  правильного миропонимания, так  и для воспитания ответственного  отношения к сохранению объектов  природы, находящихся в сложных  взаимосвязях друг с другом.

 

В содержании экологического образования должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой. В процессе работы на занятиях необходимо подводить школьников к  выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать  эстетические, экологические, санитарно-гигиенические  качества окружающей среды — значит заботиться о здоровье человека, его  нормальной жизнедеятельности. Необходимо формировать у школьников правила  и формы поведения, направленные на бережное отношение к природе  и её охране. Ведь какое представление  о реальной жизни получает ребёнок, если он видит в лесу несанкционированные  свалки и вырубки деревьев, а по телевидению систематически показывают самовольно возводимые постройки на берегах рек и водоёмов? Нельзя пускать на самотёк экологическое  воспитание школьников и осознание  ими ответственности за использование  и сохранение природных богатств.

 

 

Формирование  ответственного отношения к природной  среде связано с решением ряда образовательных и воспитательных задач. Последние предполагают формирование потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; формирование установок и мотивов деятельности, направленных на осознание универсальной ценности природы; формирование убеждений в необходимости сбережения природы, потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей, заботы о сохранении своего здоровья и здоровья других людей как общественной ценности.

 

Различные формы  экологического воспитания можно классифицировать на:

 

 а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

 

 Основными  критериями эффективности массовых  форм является широкое участие  школьников в природоохранной  деятельности, дисциплина и порядок,  степень активности. Их можно  выявить путем систематических  наблюдений, накопления материала.  Массовые: работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, праздники «Всё живое надо беречь», «Птицы зимой», «Первоцвет», «Праздник осени», «Весёлая ромашка», «День здоровья» и т.д.; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке: поливка, уборка школьного двора.

 

 Критерий  эффективности групповых форм  экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава  детей, достижение коллективных  успехов. Здесь многое определяет  содержание и методика занятий;  важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг  окружающими. К групповым – клубные «Весёлые старты», туристические походы по изучению природы; экологический практикум, экскурсии (например: экскурсия в природу, к водоёму, в парк) секционные занятия юных друзей природы.

 

 Об эффективности  индивидуальных форм экологического  воспитания свидетельствует повышение  интереса учащихся к изучению  биологических дисциплин и охране  природы, а также целенаправленное  использование знаний и умений  природоохранной деятельности. Индивидуальная  форма предполагает деятельность  учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями (посещение кружка); изготовление поделок, фотографирование, рисование.

 

Проблема  экологического воспитания и образования  существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок  получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются  особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже  и не останутся незамеченными. Показателями воспитанной личности служат: экологические  знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит  дальнейшее развитие, которое сыграет  немаловажную роль в воспитании школьников.


Информация о работе Основные проблемы экологического воспитания в современной школе