Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:37, контрольная работа

Краткое описание

Охрана окружающей среды является значительной проблемой в настоящее время. Это связано с тем, что на сегодняшний день в России, как и в мире в целом, существуют тенденция к глобальной экологической проблеме – катастрофе. А это, в первую очередь, происходит вследствие неправильного, а зачастую незаконного обращения с окружающей средой.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
§1. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов…………………………………………………………………………..4
§2. Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды…………………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Экология готовая.docx

— 44.11 Кб (Скачать)

     – специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

     – органом государственного энергетического надзора;

     – специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. 1 февраля 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномочена осуществлять государственный строительный надзор.

     Задачи  государственного строительного надзора  – предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. 

    §2. Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды 

     Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую федеральными законами и законами субъектов РФ, уставом муниципального образования и договорами совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности.

     Классификация природоохранных полномочий органов местного самоуправления выглядит следующим образом.

     Во-первых, по видам нормативных правовых актов  можно выделить полномочия по охране окружающей среды, определяемые законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее субъектов, а также закрепляемые в нормативных правовых актах муниципальных образований.

     Во-вторых, по видам муниципальных органов  власти можно выделить полномочия представительных органов, исполнительных органов и  главы муниципального образования, а также полномочия органов местного самоуправления специальной компетенции. В силу различия структур органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании существует свой набор таких органов. Распределение полномочий между этими органами также индивидуально.

     В-третьих, по порядку закрепления полномочия органов местного самоуправления в природоохранной сфере можно разделить на собственные полномочия, государственные полномочия, которые переданы путем делегирования или наделения, а также полномочия, возникшие в результате заключения специальных договоров. При закреплении за органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в законодательстве субъектов Российской Федерации в ряде случаев отсутствуют нормы, закрепляющие необходимость финансирования соответствующих полномочий.

     В-четвертых, по своему характеру экологические  полномочия органов местного самоуправления можно разделить на общие и  специальные.

     Общие полномочия определяются правовыми  актами трех видов:

     а) Конституцией Российской Федерации  и конституциями (уставами) ее субъектов;

     б) законами РФ и ее субъектов о местном самоуправлении;

     в) уставами и иными нормативными правовыми  актами муниципальных образований.

     Особенность общих полномочий в том, что они  могут реализовываться не только в природоохранной деятельности муниципальных органов, но и применительно к иным сферам деятельности (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета и т.д.). Некоторые из перечисленных правомочий органов местного самоуправления, являясь общими, часто могут выступать одновременно условием и средством реализации специальных природоохранных полномочий.

     Общие полномочия муниципальных органов  конкретизируются в перечне специальных  экологических полномочий непосредственно  в процессе осуществления природоохранной деятельности. Специальные полномочия фиксируются как законодательством о местном самоуправлении, так и законодательством об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира, о земле, о недрах, лесным, водным законодательством.

     В-пятых, по предмету природоохранной деятельности органов местного самоуправления их полномочия можно разделить на четыре группы. В первую включаются полномочия по охране окружающей природной среды в целом (как комплексного объекта). Во вторую – по охране отдельных видов природных объектов. Третья группа включает полномочия по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения. Четвертая группа включает полномочия по охране окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности (в сельском хозяйстве, градостроительстве, при обращении с бытовыми отходами и т.д.).

     Общие положения о полномочиях органов  местного самоуправления в области  охраны окружающей среды как комплексного объекта закреплены в Федеральном  законе от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а также в соответствующих законах субъектов РФ.

     В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления призваны осуществлять непосредственную природоохранительную деятельность на своей территории.

     Ст. 10 Закона «Об охране окружающей среды» определяет, что «управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

     Не  перечисляя полномочий органов местного самоуправления в отдельной статье, указанный Закон все же закрепляет ряд обязанностей этих органов: принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ч. 1 ст. 55); учитывать мнение населения или результаты референдума при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде (ч. 2 ст. 13); оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды и др.

 

Заключение

     Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования является частью социального управления и  должно рассматриваться как одна из функций Российской Федерации.

     Управление  выражается через законотворческую деятельность в области охраны окружающей среды, в разработке мероприятий  по охране окружающей среды (программ), контроле над исполнением норм в области охраны окружающей среды, нормативных актов всех уровней.

     Только  государственное управление из всех возможных является реальным инструментом, осуществляющим реализацию правоустанавливающих, правореализующих и контролирующих функций в области охраны окружающей среды на территории РФ.

     Производственный  экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию  и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством  в области охраны окружающей среды.

     Охрана  окружающей среды является одним  из важнейших вопросов современности. Экология - составная часть прогрессивного развития человечества. Приоритетные задачи по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды - это акцентирование внимания на экологических проблемах, контроль над рациональным использованием природных ресурсов, охрана окружающей среды и защита природы и человека.

 

      Список использованной литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №118-ФЗ).
  3. Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. №370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации».
  5. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 10 августа 2004 г. №608 «О структуре Министерства природных ресурсов РФ».
  6. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 10 мая 2006 г. №108 
    «О внесении изменений в структуру Министерства природных ресурсов Российской Федерации».
  7. Боголюбов С.А. Экологическое право России. – М., 2004.
  8. Бринчук Н.Н. Экологическое право России. – М., 2004.
  9. Дубовик О.Л. Экологическое право России. – М., 2006.
  10. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М., 2005.
  11. Иванов О.П. Основные направления реформирования современной природно-ресурсной политики России // Использование и охрана природных ресурсов в России, №3, 2006 г., с. 40–45.
  12. Лексин В.П. Административная реформа: федеральный, региональный и местный уровни. Статья 2. Идеология административной реформы и первый этап ее реализации // РЭЖ. №3, 2006, стр. 3–22.
  13. Честин И.Е. Структура и функции федеральных органов исполнительной власти в сфере использования природных ресурсов и в области охраны окружающей среды: итоги 2004–2005 гг. (Аналитическая записка) – М., 2005.

Информация о работе Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции