Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:21, контрольная работа
Цель нормирования — государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС, га¬рантирующего сохранение благоприятной ОС при соблю¬дении социальных и экономических интересов общества.
Разработка нормативов в области охраны ОС включает в себя:
• установление оснований для разработки или пересмотра нормативов;
• научно-исследовательские работы по обоснованию нор¬мативов;
Введение 3
1. Критерии качества окружающей среды 5
2. Нормирование качества атмосферного воздуха 7
2.1. Раздельное нормирование содержания вредных веществ в воздухе 7
2.2. Эффект суммации вредного действия атмосферных загрязнений на организм 10
3. Контроль за качеством окружающей среды 12
3.1. Контроль качества атмосферного воздуха 14
Заключение 16
Список литературы 17
где С1, С2, ....Сn - концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, обладающих эффектом суммации. [2, с.51]
Эффектом суммации обладают следующие сочетания вредных веществ:
• ацетон, акролеин, фталевый ангидрид;
• ацетон, ацетофенон;
• ацетон и фенол;
• ацетон, фурфурол, формальдегид и фенол;
• ацетальдегид и винилацетат;
• озон, двуокись азота, формальдегид, гексен;
• сернистый ангидрид и аэрозоль серной кислоты;
• сернистый ангидрид и сероводород;
• сернистый ангидрид и двуокись азота;
• сернистый ангидрид и фтористый водород;
• серный и сернистый ангидриды, аммиак и окислы азота;
• сильные кислоты (серная, азотная, соляная и др.).
3
Эффективное управление качеством окружающей среды природоохранных мероприятий может быть обеспечено лишь при наличии полной, достоверной, сопоставимой и своевременной информации о состоянии, динамике изменения природной среды и факторов антропогенного воздействия на нее. Для обеспечения получения такой информации в Российской Федерации создана Единая республиканская система (ЕРС) наблюдения и контроля за состоянием природной среды, в состав которой входят:
• система государственного инспекционного экологического контроля загрязнения природной среды;
• ведомственные системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду;
• система оперативного обнаружения, анализа и прогноза последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды.
• сеть государственного мониторинга природных ресурсов и загрязнения, в том числе радиационного загрязнения природной среды, расположенная на территории России.
Система государственного инспекционного экологического контроля является основным инструментом оперативного контроля за охраной и использованием природных ресурсов, в том числе:
• состоянием воспроизводства и оздоровления природной среды и природных ресурсов;
• соблюдением экологических нормативов источниками загрязнения;
• выполнением требований по охране окружающей среды и природопользованием при различных видах хозяйственной деятельности;
• соблюдением природоохранного законодательства и др. [2, с.104]
Ведомственные системы контроля воздействия на окружающую природную среду являются источниками информации о выбросах и сбросах загрязняющих веществ конкретными природопользователями и одновременно инструментом оперативного управления этими вредными воздействиями. Они служат основным инструментом получения первичных данных об антропогенном воздействии на природную среду. [2, с.105]
Система оперативного обнаружения, анализа причин и прогноза последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды образована в связи с возросшей за послезнее время вероятностью возникновения аварий и катастроф техногенного характера с тяжелыми последствиями как для природной среды, так и непосредственно для населения. Эта система, основываясь на совокупности других звеньев ЕРС, строится и функционирует по специально разработанной методологии и имеет собственную организационную структуру в рамках Комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды функционирует в нашей стране с 1973 г. Она осуществляет наблюдения за состоянием загрязнения атмосферы, почвы, водных объектов, как пресноводных, так и морских, по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям. В задачу службы входят также оценка распространения загрязняющих веществ во времени и пространстве, определение существующего и оценка будущего состояния загрязнения природной среды и выявление его источников, обеспечение заинтересованных организаций вышеназванной информацией.
Основными принципами организации наблюдений за состоянием загрязнения в каждом пункте являются их систематичность и комплексность, так как одновременно с регулярными наблюдениями за загрязнением воздуха, воды и почвы проводятся сопутствующие наблюдения - метеорологические, гидрологические и другие, позволяющие судить о распространении процессов загрязнения.
Общегосударственная служба наблюдений и контроля загрязнения природной среды включает ряд подсистем:
• контроль загрязнения атмосферного воздуха,
• контроль загрязнения вод суши,
• контроль загрязнения морей,
• контроль загрязнения почв,
• фоновый мониторинг.
В 1978 году Совет Министров СССР принял Постановление о дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов. В нем на Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды была возложена ответственность за организацию и деятельность государственной системы наблюдения и контроля за состоянием приводной среды, регулирование использования воздушного бассейна городов и промышленных центров и осуществление государственного контроля за источниками его загрязнения. В соответствии с этим постановлением в стране была создана общегосударственная служба наблюдений и контроля за загрязнением атмосферы, в основу которой положена комплексность наблюдений за химическим составом воздуха, метеорологическими параметрами и вредными выбросами в атмосферу. Важнейшими задачами этой службы являются контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) в атмосфере, выявление источников загрязнения воздуха и оценка эффективности мероприятий по защите воздушного бассейна от загрязнения. [2, с.107]
Наблюдения за метеорологическими параметрами и загрязнением атмосферы проводятся стационарными, маршрутными и передвижными (подфакельными) постами. Стационарные посты служат для систематических и длительных наблюдений. Они представляют собой специальные павильоны с приборами и аппаратурой для отбора проб воздуха и непрерывной регистрации содержания вредных примесей в атмосфере, а также метеорологических параметров. На стационарных постах проводятся: отбор проб воздуха для последующего химического анализа на содержание вредных примесей, регистрация загрязнения атмосферы аналитическими автоматическими газоанализаторами, метеорологические наблюдения - определяются скорость и направление ветра, температура и влажность воздуха, наблюдения за дымовыми факелами. Месторасположение стационарных постов выбирается совместно гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической службами и согласовывается с главным архитектором города. Ведомственные промышленные лаборатории согласовывают места отбора проб воздуха с указанными службами. Выбранные места должны располагаться на открытых, проветриваемых со всех сторон площадках с непылящим покрытием (газоне, асфальте, твердом грунте), отражать характерное состояние воздушной среды города с учетом различных районов исследуемой территории. [2, с.108]
Маршрутные посты также предназначены для систематических наблюдений. Отбор проб воздуха и метеорологические измерения проводятся на этих постах с помощью передвижных лабораторий, оборудованных на автомашинах.
Передвижные (подфакельные посты) служат для разовых наблюдений в зонах непосредственного влияния промышленных выбросов. Их месторасположение выбирается каждый раз под дымовыми и газовыми факелами промышленных предприятий в зависимости от поставленной задачи и метеорологических условий.
3
Итак, нормативы качества окружающей среды едины и обязательны для всех природопользователей, независимо от формы собственности и подчиненности на всей территории России. При этом Федеральный закон «Об охране ОС» от 10.01.02 № 7-ФЗ (ст. 22, п. 2) предусматривает, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества ОС с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Не случайно для таких особо охраняемых природных территорий, как заповедники, заказники, национальные и природные парки, а также для курортных и рекреационных зон установлены более строгие нормативы допустимого воздействия.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране ОС» нормативы и нормативные документы разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов.
Предельно допустимые концентрации химических (включая радиоактивные) и биологических веществ и микроорганизмов в атмосфере, воде и почве являются в настоящее время главными нормативами качества окружающей среды.
1. Николайкин Н.И. Экология: Учеб. для вузов / Н.И.Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2003. – 624 с.
2. Солодов Г.А., Ушаков Г.В. Экология. Нормирование, управление, контроль качества окружающей природной среды: Учеб. пособие / Кузбасс.гос.техн.ун-т. – Кемерово, 2000. – 123 с.
3. Экология: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Денисова.- 2-е изд., исправленное и дополненное.- Москва: ИКЦ «Мар Т», Ростов – на – Дону, 2004.- 672 с.
3
Информация о работе Нормирование и контроль вредных веществ в биосфере