Нормирование и контроль вредных веществ в биосфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель нормирования — государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС, га¬рантирующего сохранение благоприятной ОС при соблю¬дении социальных и экономических интересов общества.
Разработка нормативов в области охраны ОС включает в себя:
• установление оснований для разработки или пересмотра нормативов;
• научно-исследовательские работы по обоснованию нор¬мативов;

Оглавление

Введение 3
1. Критерии качества окружающей среды 5
2. Нормирование качества атмосферного воздуха 7
2.1. Раздельное нормирование содержания вредных веществ в воздухе 7
2.2. Эффект суммации вредного действия атмосферных загрязнений на организм 10
3. Контроль за качеством окружающей среды 12
3.1. Контроль качества атмосферного воздуха 14
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Экология нормир_450р_алена.doc

— 377.41 Кб (Скачать)

где С1, С2, ....Сn   - концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, обладающих эффектом суммации. [2, с.51]

Эффектом суммации обладают следующие сочетания вредных ве­ществ:

•    ацетон, акролеин, фталевый ангидрид;

•    ацетон, ацетофенон;

•    ацетон и фенол;

•    ацетон, фурфурол, формальдегид и фенол;

•    ацетальдегид и винилацетат;

•    озон, двуокись азота, формальдегид, гексен;

•    сернистый ангидрид и аэрозоль серной кислоты;

•    сернистый ангидрид и сероводород;

•    сернистый ангидрид и двуокись азота;

•    сернистый ангидрид и фтористый водород;

•    серный и сернистый ангидриды, аммиак и окислы азота;

•    сильные кислоты (серная, азотная, соляная и др.).

 

3

 



3. Контроль за качеством окружающей среды

 

Эффективное управление качеством окружающей среды природо­охранных мероприятий может быть обеспечено лишь при наличии пол­ной, достоверной, сопоставимой и своевременной информации о со­стоянии, динамике изменения природной среды и факторов антропо­генного воздействия на нее. Для обеспечения получения такой инфор­мации в Российской Федерации создана Единая республиканская сис­тема (ЕРС) наблюдения и контроля за состоянием природной среды, в состав которой входят:

•   система государственного инспекционного экологического кон­троля загрязнения природной среды;

•   ведомственные системы контроля выбросов и сбросов загряз­няющих веществ в природную среду;

•   система оперативного обнаружения, анализа и прогноза послед­ствий чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды.

•   сеть государственного мониторинга природных ресурсов и за­грязнения, в том числе радиационного загрязнения природной среды, расположенная на территории России.

Система государственного инспекционного экологического кон­троля является основным инструментом оперативного контроля за охраной и использованием природных ресурсов, в том числе:

•    состоянием воспроизводства и оздоровления природной среды и природных ресурсов;

•    соблюдением экологических нормативов источниками загрязне­ния;

•    выполнением требований по охране окружающей среды и при­родопользованием при различных видах хозяйственной деятельности;

•              соблюдением природоохранного законодательства и др. [2, с.104]

Ведомственные системы контроля воздействия на окружающую природную среду являются источниками информации о выбросах и сбросах загрязняющих веществ конкретными природопользователями и одновременно инструментом оперативного управления этими вредны­ми воздействиями. Они служат основным инструментом получения первичных данных об антропогенном воздействии на природную среду. [2, с.105]

Система оперативного обнаружения, анализа причин и прогноза последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды образована в связи с возросшей за послезнее время вероятностью возникновения аварий и катастроф техногенного характера с тяжелыми последствиями как для природной среды, так и непосредственно для населения. Эта система, основываясь на совокуп­ности других звеньев ЕРС, строится и функционирует по специально разработанной методологии и имеет собственную организационную структуру в рамках Комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды функционирует в нашей стране с 1973 г. Она осуществляет наблюдения за состоянием загрязнения атмосферы, почвы, водных объектов, как пресноводных, так и морских, по физиче­ским, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) пока­зателям. В задачу службы входят также оценка распространения за­грязняющих веществ во времени и пространстве, определение сущест­вующего и оценка будущего состояния загрязнения природной среды и выявление его источников, обеспечение заинтересованных организаций вышеназванной информацией.

Основными принципами организации наблюдений за состоянием загрязнения в каждом пункте являются их систематичность и ком­плексность, так как одновременно с регулярными наблюдениями за за­грязнением воздуха, воды и почвы проводятся сопутствующие наблю­дения - метеорологические, гидрологические и другие, позволяющие судить о распространении процессов загрязнения.

Общегосударственная служба наблюдений и контроля загрязнения природной среды включает ряд подсистем:

•     контроль загрязнения атмосферного воздуха,

•     контроль загрязнения вод суши,

•     контроль загрязнения морей,

•     контроль загрязнения почв,

•     фоновый мониторинг.

 

3.1. Контроль качества атмосферного воздуха

 

В 1978 году Совет Министров СССР принял Постановление о до­полнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению ис­пользования природных ресурсов. В нем на Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды была возложена ответственность за организацию и деятельность государственной системы наблюдения и контроля за состоянием приводной среды, регулирование использования воздушного бассейна городов и про­мышленных центров и осуществление государственного контроля за источниками его загрязнения. В соответствии с этим постановлением в стране была создана общегосударственная служба наблюдений и кон­троля за загрязнением атмосферы, в основу которой положена ком­плексность наблюдений за химическим составом воздуха, метеороло­гическими параметрами и вредными выбросами в атмосферу. Важней­шими задачами этой службы являются контроль за соблюдением нор­мативов предельно допустимых концентраций (ПДК) в атмосфере, вы­явление источников загрязнения воздуха и оценка эффективности ме­роприятий по защите воздушного бассейна от загрязнения. [2, с.107]

Наблюдения за метеорологическими параметрами и загрязнением атмосферы проводятся стационарными, маршрутными и передвижными (подфакельными) постами. Стационарные посты служат для системати­ческих и длительных наблюдений. Они представляют собой специальные павильоны с приборами и аппаратурой для отбора проб воздуха и непрерывной регистрации содержания вредных примесей в атмосфере, а также метеорологических параметров. На стационарных постах прово­дятся: отбор проб воздуха для последующего химического анализа на содержание вредных примесей, регистрация загрязнения атмосферы аналитическими автоматическими газоанализаторами, метеорологиче­ские наблюдения - определяются скорость и направление ветра, темпе­ратура и влажность воздуха, наблюдения за дымовыми факелами. Ме­сторасположение стационарных постов выбирается совместно гидроме­теорологической и санитарно-эпидемиологической службами и согласо­вывается с главным архитектором города. Ведомственные промышлен­ные лаборатории согласовывают места отбора проб воздуха с указанны­ми службами. Выбранные места должны располагаться на открытых, проветриваемых со всех сторон площадках с непылящим покрытием (газоне, асфальте, твердом грунте), отражать характерное состояние воздушной среды города с учетом различных районов исследуемой территории. [2, с.108]

Маршрутные посты также предназначены для систематических на­блюдений. Отбор проб воздуха и метеорологические измерения проводятся на этих постах с помощью передвижных лабораторий, оборудованных на автомашинах.

Передвижные (подфакельные посты) служат для разовых наблюдений в зонах непосредственного влияния промышленных выбросов. Их месторасположение выбирается каждый раз под дымовыми и газовыми факелами промышленных предприятий в зависимости от поставленной задачи и метеорологических условий.

 

3

 



Заключение

 

Итак, нормативы качества окружающей среды едины и обяза­тельны для всех природопользователей, независимо от формы собственности и подчиненности на всей территории России. При этом Федеральный закон «Об охране ОС» от 10.01.02 № 7-ФЗ (ст. 22, п. 2) предусматривает, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать со­блюдение нормативов качества ОС с учетом природных особен­ностей территорий и акваторий. Не случайно для таких особо охраняемых природных территорий, как заповедники, заказ­ники, национальные и природные парки, а также для курорт­ных и рекреационных зон установлены более строгие нормати­вы допустимого воздействия.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охра­не ОС» нормативы и нормативные документы разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современ­ных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов.

Предельно допустимые концентрации химических (включая радиоактивные) и биологических веществ и микроорганизмов в атмосфере, воде и почве являются в настоящее время глав­ными нормативами качества окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Николайкин Н.И. Экология: Учеб. для вузов / Н.И.Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2003. – 624 с.

2.      Солодов Г.А., Ушаков Г.В. Экология. Нормирование, управление, контроль качества окружающей природной среды: Учеб. пособие / Кузбасс.гос.техн.ун-т. – Кемерово, 2000. – 123 с.

3.      Экология: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Денисова.- 2-е изд., исправленное и дополненное.- Москва: ИКЦ «Мар Т», Ростов – на – Дону, 2004.- 672 с.

 

 

3

 



Информация о работе Нормирование и контроль вредных веществ в биосфере