Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:27, реферат
Проблема защиты окружающей среды – одна из важнейших задач современности. Среди различных составляющих экологиче-ского кризиса (истощение сырьевых ресурсов, нехватка чистой пресной воды, возможные климатические катастрофы) наиболее угрожающий характер приняла проблема загрязнения незамени- мых природных ресурсов – воздуха, воды и почвы – отходами промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Промыш- ленность Российской Федерации, включающая более 20 тыс. про-
изводственных предприятий с довольно развитыми и разнообразными технологиями производства, играет заметную роль как в загрязнении среды, так и в решении природоохранных проблем.
Введение. 3
1.Химическое загрязнение окружающей среды. 4
2.Влияние на окружающую среду химических и нефтехимических продуктов при их транспортировки. 9
3. Воздействие нефтяной промышленности на окружающую среду. 11
3.1 Влияние нефтяной промышленности на атмосферу 14
Список использованной литературы 25
Проблема
контролирования выброса в
Приоритет в области разработки предельно допустимых концентраций в воздухе принадлежит СССР. ПДК - такие концентрации, которые на человека и его потомство прямого или косвенного воздействия, не ухудшают их работоспособности, самочувствия, а также санитарно-бытовых условий жизни людей.
Обобщение
всей информации по ПДК, получаемой всеми
ведомствами, осуществляется в ГГО
(Главной Геофизической
Огромное
количество продуктов химического
и нефтехимического комплекса перевозится
до пунктов потребления на значительные
расстояния – это историческая реальность
нашей страны. Вопрос заключается
в том, как обеспечить доставку, не
нанеся ущерба окружающей среде.
Продукты,
перевозимые в цистернах, взаимодействуя
с окружающей средой, вызывают её загрязнение
токсичными химическими веществами.
Контакт с окружающей средой в
процессе перевозки может происходить
из-за течи или выбросов части продукта.
При сливе и наливе продукта, последний
контактирует с атмосферой через испарения,
химические реакции с кислородом воздуха
и т. п. Наиболее сложной проблемой является
защита окружающей среды при чистке и
мойке цистерн, которая связана с использованием
воды и химических растворов и ведёт к
выбросам в виде остатков продукта и отработанных
моечных растворов. Выбросы в атмосферу
производятся при продувке и вентиляции
цистерн, при проведении ремонта, например,
при резке и сварке. Чтобы исключить или
существенно снизить вредные воздействия
на окружающую среду, за её состоянием
установлен государственный надзор.
Для
осуществления контроля промышленных
выбросов химических веществ пользуются
различными регламентирующими параметрами,
в том числе:
ПДК – предельно допустимая концентрация;
ДОК – допустимое остаточное количество;
ОБУВ – ориентировочный безопасный уровень воздействия;
ОДК – ориентировочная допустимая концентрация;
ВДК – временная допустимая концентрация;
ПДВ
– предельно допустимые выбросы.
Параметр
ПДК утверждается соответствующими
санитарными органами и носит
законодательный характер. Остальные
параметрические ограничения
Таблица 1. Особенности воздействия на окружающую среду грузов, перевозимых в цистернах.
Перевозимые грузы | Воздействие на окружающую среду |
Этиллированный бензин | Ядовит, отравляющее действие на человека, проникает при вдыхании паров и через кожу |
Сжиженные газы | Большинство из сжиженных газов ядовиты и опасны для человека и окружающей среды |
Кислоты азотная, муравьиная (формалин), серная | При попадании на кожу вызывают тяжёлые ожоги; при вдыхании их паров возникают заболевания дыхательных путей, бронхов и лёгких |
Олеум | |
Соляная кислота | |
Уксусная кислота | |
Метанол | Попадание внутрь даже в небольшом количестве вызывает отравление с тяжёлыми последствиями – потеря зрения до полной слепоты и часто со смертельным исходом |
Спирты: амиловый, бутиловый, пропиловый, этиловый(этанол) | Вызывают раздражение глаз, горла и носа, при длительном воздействии – заболевания нервной системы |
Жёлтый фосфор | Сильно ядовитое, огнеопасное вещество, при горении выделяет густой ядовитый дым белого цвета |
Этиловая жидкость | Чрезвычайно ядовита и огнеопасна; отравляющее действие проявляется не сразу |
Нефть и нефтепродукты | Вредное действие на организм оказывают пары содержащихся в нефти сернистых соединений и ароматических углеводородов. Возможны поражения кожи при попадании нефти и нефтепродуктов |
Продукты перегонки каменного угля: концентрированная аммиачная вода, чистый каменноугольный бензол, ксилол, сероуглерод, каменноугольная смола, креолин, | Оказывают вредное воздействие на организмы человека и животных как при вдыхании паров, так и при попадании на кожу |
Анилин (анилиновое масло) | Сильный яд, опасен при вдыхании, попадании внутрь, попадании на кожу |
Ацетальдегид | Оказывает удушающее действие |
Ацетон | С воздухом образует взрывчатые смеси при содержании по объёму более 0,2% |
Вначале человек не задумывался о том, что таит в себе интенсивная добыча нефти и газа. Главным было выкачать их как можно больше. Так и поступали. Но вот в начале 40-х гг. текущего столетия появились первые настораживающие симптомы.
Это случилось на нефтяном месторождении Уилмингтон (Калифорния, США). Месторождение протягивается через юго-западные районы города Лос-Анджелеса и через залив Лонг-Бич доходит до прибрежных кварталов одноименного курортного города. Площадь нефтегазоносности 54 км2. Месторождение было открыто в 1936 г., а уже в 1938 г. стало центром нефтедобычи Калифорнии. К 1968 г. из недр было выкачано почти 160 млн. т нефти и 24 млрд. м3 газа, всего же надеются получить здесь более 400 млн. т нефти.
Расположение
месторождения в центре высокоиндустриальной
и густонаселенной области
В
1939 г. жители городов Лос-Анджелес и
Лонг-Бич почувствовали
К 1954 г. было доказано, что наиболее эффективным средством борьбы с проседанием является закачка в пласт воды. Это сулило также увеличение коэффициента нефтеотдачи. Первый этап работы по заводнению был начат в 1958 г., когда на южном крыле структуры стали закачивать в продуктивный пласт без малого 60 тыс.м3 воды в сутки. Через десять лет интенсивность закачки уже возросла до 122 тыс.м3/сут. Проседание практически прекратилось. В настоящее время в центре чаши оно не превышает 5 см/год, а по некоторым районам зафиксирован даже подъем поверхности на 15 см. Месторождение вновь вступило в эксплуатацию, при этом на каждую тонну отобранной нефти нагнетают около 1600 л воды. Поддержание пластового давления дает в настоящее время на старых участках Уилмингтона до 70 % суточной добычи нефти. Всего на месторождении добывают 13700 т/сут нефти.
В
последнее время появились
Проседание грунта и землетрясения происходят и в старых нефтедобывающих районах России. Особенно это сильно чувствуется на Старогрозненском месторождении. Слабые землетрясения, как результат интенсивного отбора нефти из недр, ощущались здесь в 1971 г., когда произошло землетрясение интенсивностью 7 баллов в эпицентре, который был расположен в 16 км от г. Грозного. В результате пострадали жилые и административные здания не только поселка нефтяников на месторождении, но и самого города. На старых месторождениях Азербайджана - Балаханы, Сабунчи, Романы (в пригородах г. Баку) происходит оседание поверхности, что ведет к горизонтальным подвижкам. В свою очередь, это является причиной смятия и поломки обсадных труб эксплуатационных нефтяных скважин.
Совсем недавние отголоски интенсивных нефтяных разработок произошли в Татарии, где в апреле 1989 г. было зарегистрировано землетрясение силой до 6 баллов (г. Менделеевск). По мнению местных специалистов, существует прямая зависимость между усилением откачки нефти из недр и активизацией мелких землетрясений. Зафиксированы случаи обрыва стволов скважин, смятие колонн. Подземные толчки в этом районе особенно настораживают, ведь здесь сооружается Татарская АЭС. Во всех этих случаях одной из действенных мер также является нагнетание в продуктивный пласт воды, компенсирующей отбор нефти.
Начав эксплуатацию месторождений нефти и газа, человек, сам того не подозревая, выпустил джина из бутылки. Поначалу казалось, что нефть приносит людям только выгоду, но постепенно выяснилось, что использование ее имеет и оборотную сторону. Чего же больше приносит нефть, пользы или вреда? Каковы последствия ее применения? Не окажутся ли они роковыми для человечества?
Гораздо большую опасность таит в себе использование нефти и газа в качестве топлива. При сгорании этих продуктов в атмосферу выделяются в больших количествах углекислый газ, различные сернистые соединения, оксид азота и т.д. От сжигания всех видов топлива, в том числе и каменного угля, за последние полвека содержание диоксида углерода в атмосфере увеличилось почти на 288 млрд.т, а израсходовано, по подсчетам академика Ф.Ф. Давитая, более 300 млрд.т кислорода. Таким образом, с момента первых костров первобытного человека атмосфера потеряла около 0,02 % кислорода, а приобрела до 12 % углекислого газа. В настоящее время ежегодно человечество сжигает 7 млрд.т топлива, на что потребляется более 10 млрд.т кислорода, а прибавка диоксида углерода в атмосфере доходит до 14 млрд.т. В ближайшие же годы эти цифры будут расти в связи с общим увеличением добычи горючих полезных ископаемых и их сжиганием. По мнению Ф.Ф. Давитая, к 2020 г. в атмосфере исчезнет около 12 000 млрд.т кислорода (0,77 %). Таким образом, через 100 лет состав атмосферы существенно изменится и, надо полагать, в худшую сторону.
Уменьшение количества кислорода и рост содержания углекислого газа, в свою очередь, будут влиять на изменение климата. Молекулы диоксида углерода позволяют коротковолновому солнечному излучению проникать сквозь атмосферу Земли и задерживают инфракрасное излучение, испускаемое земной поверхностью. Возникает так называемый „парниковый эффект", и среднепланетная температура повышается. Предполагают, что потепление с 1880 г. по 1940 г. в значительной степени следует отнести за этот счет. Казалось бы, в дальнейшем потепление должно прогрессивно нарастать. Однако другое воздействие человека на атмосферу нейтрализует "парниковый эффект".
Человечество выделяет огромное количество пыли и других микрочастиц, экранирующих солнечные лучи и сводящих на нет нагревательное действие углекислого газа. По сведениям американского специалиста К. Фрейзера, над Вашингтоном помутнение атмосферы с 1905 г. по 1964 г. составило 57 %, а над одним из швейцарских городов - 88 %. Над Тихим океаном прозрачность атмосферы снизилась на 30 % всего за десять лет - с 1957 г. по 1967 г.
Загрязнение атмосферы таит в себе и другую опасность - оно снижает количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. По данным Национального управления США по изучению океана и атмосферы над территорией этой страны в период с 1950 г. по 1972 г. солнечная радиация уменьшалась осенью на 8 %, а весной увеличивалась на 3 %. В среднем с 1964 г. она упала на 1,3 %, что эквивалентно потере примерно 10 мин солнечного дня в сутки. Эта, казалось бы, мелочь может иметь серьезные климатологические последствия.
Загрязнение атмосферы над Соединенными Штатами привело в 1975 г. к совсем уже неожиданному явлению. В районе Бостона (штат Массачусетс) было установлено резкое увеличение количества озона в атмосфере - 0,127 части на миллион, тогда как установленный федеральными властями США предел безопасности составляет 0,08 части на миллион. Известно, что озон образуется в атмосфере при взаимодействии углеводородов с кислородом воздуха и в больших количествах он более ядовит, чем угарный газ. 10 августа 1975 г. управление здравоохранения штата объявило „озон-тревогу", которая продлилась до 14 августа. Это была уже вторая тревога за год.
Большая роль в загрязнении атмосферы принадлежит реактивным самолетам, машинам, заводам и фабрикам. Чтобы пересечь Атлантический океан, современный реактивный лайнер поглощает 35 т кислорода и оставляет инверсионные следы, увеличивающие облачность. Значительно загрязняют атмосферу и автомашины, которых уже сейчас насчитывается более 500 млн. По подсчетам специалистов, машины „размножаются" в 7 раз быстрее людей. Именно им принадлежит половинная доля участия в отравлении Америки. Как заявил в 1976 г. сенатор Э. Маски, в США каждый год от заболеваний, вызванных загрязнением воздуха, умирает 15 тыс. человек. Американцев это не на шутку тревожит. Появляются различные проекты создания двигателей, работающих на других видах топлива. Электромобили уже не новость, во многих странах мира есть опытные образцы, но пока их широкое внедрение в жизнь сдерживается из-за малой мощности аккумуляторов.
Информация о работе Нефтехимическая промышленность и её воздействие на окружающую среду