Наследие великого российского ученого Владимира Ивановича Вернадского

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

Из самых строгих расчетов мы сегодня уже знаем, что никакие безотходные технологии и иные природоохранительные действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимоотношения Человека и Природы. Нужно гораздо больше. При нынешней несбалансированности производства и потребления с естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь выиграть некоторое время для более радикальной перестройки, которой, может быть, придется затронуть и структуру самих биосферных циклов. А к такой перестройке нельзя приступить без достаточно целостной всеобъемлющей концепции того, что мы называем местом Человека во Вселенной.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»

 

"Наследие  великого российского ученого  Владимира Ивановича Вернадского"

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса 

группы «ЗМ 106 п»

Петров Алексей Вячеславович

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012

Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Из самых строгих расчетов мы сегодня уже знаем, что никакие  безотходные технологии и иные природоохранительные действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости сами по себе не способны решить проблему спасительного  взаимоотношения   Человека   и Природы. Нужно гораздо больше. При нынешней несбалансированности производства и потребления с естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь выиграть некоторое время для более радикальной перестройки, которой, может быть, придется затронуть и структуру самих биосферных циклов. А к такой перестройке нельзя приступить без достаточно целостной всеобъемлющей концепции того, что мы называем местом Человека во Вселенной.

Этот философский вопрос оборачивается  самой что ни на есть прагматической проблемой - проблемой выбора стратегии человеческой деятельности. Эта связь, разумеется, достаточно опосредована. Ее разглядеть непросто, ибо она затрагивает глубочайшие тайны, как говорилось в былые времена, «человеческих душ», например, каким образом у людей формируются представления о том, что хорошо, а что плохо. Ведь именно такие критерии в конечном счете и определяют тот выбор поведения, который предстоит сделать Человеку в нынешнее время.

Человек должен переоценить свою роль в жизни планеты, понять и пережить то, что он является отнюдь  не  венцом или вершиной эволюции (в плане разума  да, но и то не всегда и не везде), а одной из составных частей биосферы. Человек должен изменить  свое отношение к Природе, окружающему миру и т.п. и чем быстрее  это  будет сделано, тем больше  удастся  сохранить  из  биоразнообразия  планеты.

  В работе  рассмотрены вопросы  перехода биосферы в ноосферу которыми и занимался В. И. Вернадский.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение понятия «ноосфера». Роль Вернадского

 

Несмотря на появление представлений о единстве Природы и Человека и их взаимообусловленности, мир неживой материи и живого вещества и мир Человека и общества, им созданного, в XIX веке еще не были взаимосвязанными в сознании ученых. Научные дисциплины в этих трех сферах жили еще долгое время самостоятельной жизнью. А эмпирического материала было недостаточно, чтобы воспроизвести единую цельную картину мира. Таким связующим звеном оказалось учение о ноосфере, которое начало формироваться В. И. Вернадским в начале нынешнего столетия. Но путь к нему был далеко не прост и потребовал объединения огромного эмпирического материала.

В. И. Вернадский родился в 1863 году и после окончания университета занялся минералогией и геохимией, наукой, которая делала тогда свои первые шаги. Занятия геохимией и изучение эволюции земной коры привели его к проблемам изучения роли живого вещества в эволюции земной оболочки и биосферы. Он был, вероятно, первым (или одним из первых), кто понял, что весь лик Земли, ее ландшафты, химизм океана, структура атмосферы - все это порождение жизни. К 1900 году В. Вернадским был подытожен многолетний опыт исследований. В результате возникла новая научная дисциплина - биогеохимия. В книге с таким же названием он развернул широкую программу эволюции биосферы с момента ее возникновения и до настоящего времени.

В. И. Вернадский полагал жизнь космическим явлением. Из всего учения Вернадского следует, что феномен жизни, возникновение живого вещества он считал естественным этапом развития материи. Гипотеза о том, что жизнь явление космическое, имеет очевидное подтверждение: жизнь существует на космическом теле - планете Земля.

Сегодня подобные воззрения о возникновении живого вещества как естественного этапа  мирового космического эволюционного процесса имеют многочисленные подтверждения.

Таким образом, по Вернадскому, наша планета и космос представляются ныне как единая система, в которой жизнь, живое вещество связывают в единое целое процессы, протекающие на Земле, с процессами космического происхождения. На протяжении всей истории Земли количество живого вещества в биосфере согласно оценкам В. Вернадского было практически постоянным. За счет энергии Солнца возникли так называемые геохимические циклы, или круговорот веществ в природе, в который вовлекались все новые и новые массы первичной материи. Начали возникать толщи осадочных пород, которые преобразовывались затем геологическими и геохимическими процессами.

Эта грандиозная  картина общепланетарного развития включала в себя и появление человека – носителя Разума, который еще раз многократно ускорил все процессы, протекающие на планете. Породив Человека, Природа «избрала» еще один могучий катализатор мирового процесса развития.

Создание биогеохимии  естественно поставило новый  вопрос - вопрос о месте Человека в этой картине общепланетарного развития. И В. Вернадский дал на него ответ. Уже в первые годы XX века он начал говорить о том, что воздействие Человека на окружающую Природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И, как следствие, он необходимо должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие Природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума - в ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным - направляемым   силой Разума!

С термином «ноосфера» не все просто: однозначное толкование его отсутствует. Широко распространено наиболее простое его толкование - сфера Разума. Так принято называть часть биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им. Вернадский не раз писал о том, что согласованное с Природой развитие общества, ответственность и за Природу, и за ее будущее потребуют специальной организации общества, создания специальных структур, которые будут способны обеспечить это совместное согласованное развитие. Значит, ноосфера – это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах Человека, его будущего.

Биосфера существовала до появления  на Земле человека, может существовать и без него. Но человек вне биосферы существовать не может – это аксиома. Во всяком случае, в обозримом будущем. Значит, выполнение принципа совместного развития, обеспечение коэволюции биосферы и общества потребуют от человечества известной регламентации в своих действиях, определенных ограничений.

Способно ли будет наше общество поставить свое развитие в определенные рамки, подчинить его тем или  иным условиям «экологического императива»? Ответ на этот вопрос сможет дать только история.

 

4. Экологические проблемы биосферы и их видение В. И. Вернадским

 

Переход в эпоху ноосферы потребует коренной перестройки всего нашего бытия, смену стандартов и идеалов.

Эта проблема является центральной  проблемой, стоящей сегодня перед человечеством: как должно быть организовано общество, чтобы обеспечить коэволюцию биосферы и Человека, обеспечить дальнейшее развитие цивилизации.

Вернадский считал,  что нам необходимо научиться описывать и анализировать конфликты между людьми, между Человеком и окружающей средой. Надо научиться обнажать противоречия, которые всегда существуют в обществе, и создавать методы отыскания коллективных решений, которые всегда будут некоторыми компромиссами. Должно возникнуть ясное понимание того факта, что в наш век «экологического императива» и ядерного оружия без компромиссов, без «институтов согласия» дальнейшее развитие общества перспектив не имеет.

Главные  усилия должны быть направлены на изучение основ бытия человечества - спектра его интересов и тех  возможностей, которые еще не используются для управления процессами, протекающими в биосфере и человеческом обществе.

Обеспечение коэволюции, совместного  гармоничного развития Природы и  Общества, и есть центральная проблема теории развития ноосферы Вернадского. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей своей целью ее обеспечение  предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому придется чем-то поступиться ради общих целей. По существу все собственно экологические проблемы сводятся к соизмерению своих действий с возможностями окружающей среды. Именно  этот вопрос поднял В. И. Вернадский  еще в 20 годы  прошлого века.

Адаптация общества к новым условиям жизни всегда требует и организационных перестроек, то есть изменения характера общественных организаций, моральных и нравственных основ общества. А это самые консервативные составляющие человеческого бытия, и их перестройка, понуждаемая внешней необходимостью, носит, как правило, стихийный и болезненный характер.

 

 

ВЫВОДЫ

 

Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование, противоречия между условиями бытия и сознанием, несоответствие форм общественной жизни, ее организационных структур, ее моральной основы изменяющимся условиям жизни могут оказаться гибельными. Пути преодоления этого противоречия выдвинул В. И. Вернадский. Он предложил:

Первое - целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента.

Второе - ограничение характера  развития производительных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объемы производства товаров, энергии и т. д. Речь идет о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобятся изменения характера потребностей людей, изменения их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть только следствием существенного изменения образа жизни, в том числе и пищевых рационов.

Потребности общества в условиях современных экологических трудностей будут определяться не только произведенным продуктом, но и тем, как он был произведен, то есть выбором технологий и созданием новых, экологически безопасных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеенко В.А. Жизнедеятельность и биосфера. М.: Логос, 2005. – 234 с.
  2. Вернадский В. И., Избранные сочинения, т. 5, М., 1960
  3. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения, М., 1965
  4. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-Пресс, 2004. – 576 с.
  5. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 2000.
  6. Ковда В. А., Современное учение о биосфере, "Журнал общей биологии", 1969, т. 30, № 1
  7. Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  8. Концепции современного естествознания / Самыгин С.И. и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
  9. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов на Дону: Феникс, 2000.
  10. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. – М.:  Мол. Гвардия, 1990 – 351 с.
  11. Христофорова Н.К. Основы экологии. – Владивосток: Дальнаука, 1999.
  12. Силантьева, М.М. Основы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: учебное пособие / М.М. Силантьева, Н.В. Карлова, О.Н. Мироненко; под ред. В.В. Невинского. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 340 с.
  13. Гальперин М. В. Экологические основы природопользования: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 256 с.
  14. Блок М. Апология истории или ремесло историка. - М.: Наука, 1973. 232 с.
  15. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: В 3 т. — М.: Изд. группа «Прогресс»: Пангея, 1993.



Информация о работе Наследие великого российского ученого Владимира Ивановича Вернадского