Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:49, курсовая работа
Целью данной работы является комплексный анализ состояния участка территории городской среды.
При этом ставятся следующие задачи:
- определение архитектурно-планировочной ситуации исследуемой территории;
- определение социально-градостроительных условий проживания населения;
- определение экологической ситуации исследуемой территории;
- выявление источников загрязнения;
Введение……………………………………………………………………………….………...3
1. Общие положения и исходные данные……………………………………………………….…….4
2. Характеристика природно-климатических условий исследуемой территории…………….…....6
2.1 Общее описание климата Нижнего Новгорода…………………………………….….….6
2.2 Характеристика климата исследуемой территории……………………………….……...7
2.3 Гидравлическая характеристика р. Ока……………………………………………….…..8
3. Характеристика социально-градостроительных условий…………………………………..……..9
3.1 Оценка планировочной ситуации……………………………………………………..…...9
3.2 Оценка социально-градостроительных условий проживания населения………….…..10
3.3 Оценка инженерной и транспортной инфраструктуры территории………………..…..11
4. Мониторинг хозяйственного использования территории…………………………………..……12
4.1 Оценка влияния промышленного предприятия и расположение санитарно-защитной зоны.………………………………………………………………………………………..……….…..12
4.2 Влияния окида азота и диоксида углерода на исследуемую территорию ………….….13
4.3 Оценка влияния автотранспорта. Шумовое загрязнение………………………………..15
4.4 Риски для здоровья населения, связанные с качеством атмосферного воздуха………...16
4.5 Использование программы Z о n e…………………………………………………..….17
4.5.1 Общие сведения………………………………………………….…………………17
4.5.2 Общий порядок работы…………………………………………………………….19
4.5.3 Просмотр результатов вычислений………………………………………………….20
5. Мероприятия по охране городской среды…………………………………………………….…...21
Заключение……………………………………………………………………………….…….22
Библиографический список………………………………………………………………….23
С учетом нормативных разрывов и "розы ветров" для каждого предприятия определяется реальный разрыв санитарно-защитной зоны по формуле:
L = L0*P/Po,
где L - размер санитарно-защитной зоны,
L0 - нормативный разрыв санитарно-защитной зоны,
Р - средняя повторяемость направлений ветра,
Ро - средняя для восьмирумбового повторяемость направления
ветра; (Pо=12,5)
L = L0*P/12,5
На исследуемой территории находится производственно – конструкторское объединение «Теплообменник». Это предприятие 4 класса и санитарно-защитная зона должна составлять 100 м. Предприятие располагается между улицами Переходникова и Новикова – Прибоя.
Результаты вычисления размеров санитарно - защитных зон для предприятий сводятся в таблицу 4.1.1
Таблица
4.1.1 - Размер санитарно-защитных зон промышленных
предприятий
|
Санитарно защитная зона этого предприятия соответствует СанПиН 2.2.1/2.1.1 1031 - 01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Санитарно защитная зона, которая была рассчитана с учётом ветра (таблица 4.1.1) не соответствует тому же СанПиНу, т.к. на рассчитанную санитарно-защитную зону попадают жилые дома. Карта размещения промышленных предприятий и их санитарно-защитных зон представлена в приложенииВ.
4.2 Влияния окида азота и диоксида углерода на исследуемую территорию
Отрицательное воздействие выхлопных газов на организм человека очень велико.
Так,
окись углерода (угарный газ), образующийся
в результате неполного сгорания
углерода в топливе, при вдыхании
связывается с гемоглобином крови,
вытесняя из нее кислород, и вызывает
кислородное голодание. Высокая
концентрация оксида углерода даже при
кратковременном воздействии
Токсичны и углеводороды — несгоревшие химические составляющие топлива. Выбросы этих веществ на перекрестках и у светофоров в несколько раз больше, чем при движении на магистрали. Это причина многих хронических заболеваний. Наиболее опасным считается бензапирен, обладающий крайне опасными канцерогенными свойствами.
Оксиды
азота, образующиеся при сгорании любых
видов топлива — природного газа,
угля, бензина или мазута – также
очень опасны. Наибольшую опасность
представляет диоксид азота, который
в присутствии водяных паров
образует азотистую и азотную
кислоты. Поступая в верхние слои
атмосферы, диоксид азота способствует
появлению кислотосодержащих
Однако помимо вышеназванных нормируемых компонентов в отработавших газах имеются и другие токсичные составляющие: диоксид углерода (углекислый газ), сернистый газ, альдегиды, сажа, свинцовые соединения.
Опасность отравления соединениями свинца усугубляется тем, что они, как и канцерогенные вещества, не удаляются из организма, а задерживаются в нем до опасных концентраций. Вблизи автомагистралей свинец накапливается в почве и растениях. Техногенные свинцовые аномалии почвы отмечаются на расстоянии до 100 метров от автомобильных магистралей, при этом свинец не нейтрализуется в почвах из-за его слабой способности к миграции. Его высокое содержание в крови вызывает замедление роста, расстройства слуха и интеллектуальную деградацию, поскольку разрушает химические соединения в мозге человека.
Причинами загрязнения воздуха от автотранспорта являются:
Загрязнение
воздуха выбросами
Карта влияния оксида углерода и карта влияния диоксида азота представлены в приложениях Д и Е соответственно.
В
результате исследований было обнаружено,
что в зоне действия выбросов оксида
углерода, составляющих 30-100 % от ПДКс.с.
находятся 8 жилых домов, 7 из которых расположены
по ул. Ленина и один по ул. Новикова –
Прибоя. Все эти жилые дома располагаются
вдоль дорог.
В зоне рассеивания диоксида азота находится практически вся исследуемая в данной работе территория. Наибольшая концентрация диоксида азота (от 500% до 1000% ПДКс.с.) наблюдается вблизи автомагистралей - ул.Переходникова, пр. Ленина и ул.Новикова – Прибоя по мере удаления концентрация уменьшается и составляет от 10% до 100% от ПДКс.с. Территория до которой рассеивание диоксида азота не доходит находится в западной части исследуемой территории и принадлежит промышленной зоне.
Расчеты
показателей влияния диоксида азота
и оксида углерода на данной территории
производились с помощью
4.3 Оценка влияния автотранспорта. Шумовое загрязнение
Шум - один из ведущих факторов окружающей среды, неблагоприятно воздействующих на здоровье населения. Постоянное воздействие на организм человека шумов увеличивает нервное напряжение, приводит к ухудшению условий отдыха, снижению умственной работоспособности, повышенной раздражительности, нарушению сна и способствует возникновению ряда заболеваний сердечнососудистой и нервной системы, болезней желудочно-кишечного тракта, оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность. Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему.
Источником шума на исследуемой территории являются автомагистрали городского и районного значения – пр.Ленина, ул.Новикова – Прибоя, ул.Переходникова.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах (дБ). Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.
Допустимые уровни шума для жилых и общественных зданий и прилегающих к ним территорий, а также шумовые характеристики основных источников внешнего шума принимаются в соответствии со СНиП II — 12-77 «Защита от шума».
Расчетный уровень шума от автомагистралей городского и районного значения (пр.Ленина, ул.Новикова – Прибоя, ул.Переходникова) получен в результате расчетов в программном комплексе Zone и составляет 70 дБ непосредственно на проезжей части. В целом по территории распространён шум в 50-65 дБ. Что бы снизить уровень шума до безвредного 20-30 дБ можно использовать следующие мероприятия:
— снижение уровня шума за счет расстояния;
— снижение уровня шума за счет экранирующих сооружений;
— снижение уровня шума за счет озеленения;
— снижение уровня шума за счет конструкций окон.
Шумовое загрязнение, как и химическое оказывает негативное влияние на здоровье человека. Он приводит к развитию неврозов, депрессий, нарушению слуха и нарушению сердечнососудистой системы и пищеварительного тракта.
Наиболее важным источником загрязнения
является автотранспорт. Уровень
шумового загрязнения на территории
зависят от многих факторов. Он
снижается при создании
При
определении степени
Таблица 4.3.1 – Данные для расчёта шума
№ точки | Легковые автомобили | Грузовые автомобили | Автобусы | ||
Бензиновые | дизельные | Бензиновые | дизельные | ||
|
3927 | 169 | 39 | 372 | 49 |
|
2238 | 202 | 151 | 24 | 15 |
|
1934 | 344 | 59 | 263 | 11 |
|
2449 | 129 | 63 | 369 | 24 |
|
1639 | 159 | 129 | 129 | 21 |
Схема
размещения точек представлена в
приложении В. Карта влияния шума
представлена в приложении Г.
4.4 Риски для здоровья населения, связанные с качеством атмосферного воздуха.
В
качестве основного загрязнителя атмосферного
воздуха в г. Н.Новгороде выделяется
автомобильный транспорт, так как его
вклад в загрязнение составляет уже более
80% и количество автотранспортных средств
постоянно увеличивается (в среднем примерно
на 4 % в год). В качестве критерия оценки
экологического состояния атмосферного
воздуха выбрана величина комбинированного
риска здоровью населения от выбрасываемых
автотранспортом веществ. Риск на уровне
менее 1,6 % считается приемлемым. Он соответствует
16 случаям возникновения хронических
заболеваний на 1000 жителей. Жилые зоны
с уровнем риска, не превышающим приемлемый
риск, считаются благоприятными. Для таких
зон можно планировать отдельные малозатратные
и профилактические мероприятия с учетом
прогнозируемого изменения выбросов.