Мониторинг территории, ограниченной пр. Ленина, ул. Новикова – Прибоя и ул. Переходникова

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексный анализ состояния участка территории городской среды.
При этом ставятся следующие задачи:
- определение архитектурно-планировочной ситуации исследуемой территории;
- определение социально-градостроительных условий проживания населения;
- определение экологической ситуации исследуемой территории;
- выявление источников загрязнения;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….………...3
1. Общие положения и исходные данные……………………………………………………….…….4
2. Характеристика природно-климатических условий исследуемой территории…………….…....6
2.1 Общее описание климата Нижнего Новгорода…………………………………….….….6
2.2 Характеристика климата исследуемой территории……………………………….……...7
2.3 Гидравлическая характеристика р. Ока……………………………………………….…..8
3. Характеристика социально-градостроительных условий…………………………………..……..9
3.1 Оценка планировочной ситуации……………………………………………………..…...9
3.2 Оценка социально-градостроительных условий проживания населения………….…..10
3.3 Оценка инженерной и транспортной инфраструктуры территории………………..…..11
4. Мониторинг хозяйственного использования территории…………………………………..……12
4.1 Оценка влияния промышленного предприятия и расположение санитарно-защитной зоны.………………………………………………………………………………………..……….…..12
4.2 Влияния окида азота и диоксида углерода на исследуемую территорию ………….….13
4.3 Оценка влияния автотранспорта. Шумовое загрязнение………………………………..15
4.4 Риски для здоровья населения, связанные с качеством атмосферного воздуха………...16
4.5 Использование программы Z о n e…………………………………………………..….17
4.5.1 Общие сведения………………………………………………….…………………17
4.5.2 Общий порядок работы…………………………………………………………….19
4.5.3 Просмотр результатов вычислений………………………………………………….20
5. Мероприятия по охране городской среды…………………………………………………….…...21
Заключение……………………………………………………………………………….…….22
Библиографический список………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК(ГРУЗДЕВА).docx

— 97.07 Кб (Скачать)
  • предприятия первого класса - 1000 метров;
  • предприятия второго класса - 500 метров;
  • предприятия третьего класса - 300 метров;
  • предприятия четвертого класса - 100 метров;
  • предприятия пятого класса - 50 метров.
 
 

       С учетом нормативных разрывов и "розы ветров" для каждого предприятия  определяется реальный разрыв санитарно-защитной зоны по формуле:

           L = L0*P/Po,

                  где L - размер санитарно-защитной зоны,

             L0 - нормативный разрыв санитарно-защитной зоны,

             Р - средняя повторяемость  направлений ветра,

             Ро - средняя для восьмирумбового повторяемость направления

             ветра; (Pо=12,5)

             L = L0*P/12,5

       На  исследуемой территории находится  производственно – конструкторское объединение «Теплообменник». Это предприятие 4 класса и санитарно-защитная зона должна составлять 100 м. Предприятие располагается между улицами Переходникова и Новикова – Прибоя.

       Результаты  вычисления размеров санитарно - защитных зон для предприятий сводятся в таблицу 4.1.1

Таблица 4.1.1 - Размер санитарно-защитных зон промышленных предприятий 

    
Размер  санитарно - защитных зон, м Направления ветра
  С СВ В ЮВ Ю ЮЗ 3 СЗ
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Средняя повторяемость направления ветра 12 6 7,5 11,5 19 15,5 17 11,5
Санитарно - защитная зона 100 м 96 48 60 92 152 124 136 60
 

       Санитарно защитная зона этого предприятия  соответствует СанПиН 2.2.1/2.1.1 1031 - 01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация  предприятий, сооружений и иных объектов».  Санитарно защитная зона, которая была рассчитана с учётом ветра (таблица 4.1.1)  не соответствует тому же СанПиНу, т.к. на рассчитанную санитарно-защитную зону попадают жилые дома. Карта размещения промышленных предприятий и их санитарно-защитных зон представлена в приложенииВ.

       4.2 Влияния окида азота и диоксида углерода на исследуемую территорию

       Отрицательное воздействие выхлопных газов  на организм человека очень велико.

       Так, окись углерода (угарный газ), образующийся в результате неполного сгорания углерода в топливе, при вдыхании связывается с гемоглобином крови, вытесняя из нее кислород, и вызывает кислородное голодание. Высокая  концентрация оксида углерода даже при  кратковременном воздействии может  привести к смерти; небольшие дозы вызывают головокружение, головную боль, чувство усталости.

       Токсичны  и углеводороды — несгоревшие  химические составляющие топлива. Выбросы  этих веществ на перекрестках и у  светофоров в несколько раз больше, чем при движении на магистрали. Это причина многих хронических  заболеваний. Наиболее опасным считается  бензапирен, обладающий крайне опасными канцерогенными свойствами.

       Оксиды  азота, образующиеся при сгорании любых  видов топлива — природного газа, угля, бензина или мазута – также  очень опасны. Наибольшую опасность  представляет диоксид азота, который  в присутствии водяных паров  образует азотистую и азотную  кислоты. Поступая в верхние слои атмосферы, диоксид азота способствует появлению кислотосодержащих облаков  и кислотных осадков. Воздействие  окислов азота нельзя ослабить никакими нейтрализующими средствами. В соединении с углеводородами они образуют токсичные  нитроолефины.

     Однако  помимо вышеназванных нормируемых  компонентов в отработавших газах  имеются и другие токсичные составляющие: диоксид углерода (углекислый газ), сернистый газ, альдегиды, сажа, свинцовые  соединения.

     Опасность отравления соединениями свинца усугубляется тем, что они, как и канцерогенные  вещества, не удаляются из организма, а задерживаются в нем до опасных  концентраций. Вблизи автомагистралей  свинец накапливается в почве  и растениях. Техногенные свинцовые  аномалии почвы отмечаются на расстоянии до 100 метров от автомобильных магистралей, при этом свинец не нейтрализуется в почвах из-за его слабой способности к миграции. Его высокое содержание в крови вызывает замедление роста, расстройства слуха и интеллектуальную деградацию, поскольку разрушает химические соединения в мозге человека.

     Причинами  загрязнения воздуха от автотранспорта являются:

  1. плохое техническое обслуживание автомобилей,
  2. низкое качество применяемого топлива,
  3. наличие свинцовых добавок в бензине,
  4. низкий процент использования экологически чистых видов транспорта.

     Загрязнение воздуха выбросами автотранспорта представляет серьезную угрозу здоровью населения, способствует снижению качества жизни. Воздействие токсичных веществ  вызывает такие заболевания как  рак, лейкемия, астма, эндокринные заболевания, различные виды респираторных заболевания, аллергии, сердечно-сосудистые заболевания, болезни печени, болезни желчного пузыря, болезни органов чувств.

     Карта влияния оксида углерода и карта влияния диоксида азота представлены в приложениях Д и Е соответственно.

       В результате исследований было обнаружено, что в зоне действия выбросов оксида углерода, составляющих 30-100 % от ПДКс.с. находятся 8 жилых домов, 7 из которых расположены по ул. Ленина и один по ул. Новикова – Прибоя. Все эти жилые дома располагаются вдоль дорог.   

       В зоне рассеивания диоксида азота  находится практически вся исследуемая в данной работе территория. Наибольшая концентрация диоксида азота (от 500% до 1000% ПДКс.с.) наблюдается вблизи автомагистралей - ул.Переходникова, пр. Ленина и ул.Новикова – Прибоя по мере удаления концентрация уменьшается и составляет от 10% до 100% от ПДКс.с. Территория до которой рассеивание диоксида азота не доходит находится в западной части исследуемой территории и принадлежит промышленной зоне.

       Расчеты показателей влияния диоксида азота  и оксида углерода на данной территории производились с помощью программы Zone, порядок работы в которой представлен ниже. 

       4.3 Оценка влияния автотранспорта. Шумовое загрязнение

     Шум - один из ведущих факторов окружающей среды, неблагоприятно воздействующих на здоровье населения. Постоянное воздействие на организм человека шумов увеличивает нервное напряжение, приводит к ухудшению условий отдыха, снижению умственной работоспособности, повышенной раздражительности, нарушению сна и способствует возникновению ряда заболеваний сердечнососудистой и нервной системы, болезней желудочно-кишечного тракта, оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность.  Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему.

     Источником  шума на исследуемой территории являются автомагистрали городского и районного значения – пр.Ленина, ул.Новикова – Прибоя, ул.Переходникова.

     Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах (дБ). Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.

       Допустимые  уровни шума для жилых и общественных зданий и прилегающих к ним  территорий, а также шумовые характеристики основных источников внешнего шума принимаются в соответствии со  СНиП II — 12-77 «Защита от шума».

       Расчетный уровень шума от автомагистралей городского и районного значения (пр.Ленина, ул.Новикова – Прибоя, ул.Переходникова) получен в результате расчетов в программном комплексе Zone и составляет 70 дБ непосредственно на проезжей части. В целом по территории распространён шум в 50-65 дБ. Что бы снизить уровень шума до безвредного 20-30 дБ можно использовать следующие мероприятия:

         — снижение уровня шума за счет расстояния;

         — снижение уровня шума за счет экранирующих сооружений;

         — снижение уровня шума за  счет озеленения;

         — снижение уровня шума за счет конструкций окон.

         Шумовое загрязнение, как и  химическое оказывает негативное влияние на здоровье человека. Он приводит к развитию неврозов, депрессий, нарушению слуха и нарушению сердечнососудистой системы и пищеварительного тракта.

              Наиболее важным источником  загрязнения   является  автотранспорт.  Уровень  шумового  загрязнения на территории  зависят от многих факторов. Он  снижается при создании защитных  насаждений,  экранирующих конструкций  и установлении пластиковых окон.

     При определении степени воздействия  шума и выхлопных газов была использована программа  Z о n e , основанная на данных, полученных опытным путем. Наблюдения велись на местности, в пятницу в 3 часа дня, на пересечении улиц в течении часа. Данные для расчета влияния шума  представлены в таблице 4.3.1

     Таблица 4.3.1 – Данные для расчёта шума

№ точки Легковые  автомобили Грузовые  автомобили Автобусы
Бензиновые дизельные Бензиновые дизельные
  1. Ленина
3927 169 39 372 49
  1. Новикова - Прибоя
2238 202 151 24 15
  1. Переходникова
1934 344 59 263 11
  1. Ленина
2449 129 63 369 24
  1. Новикова - Прибоя
1639 159 129 129 21

     Схема размещения точек представлена в  приложении В. Карта влияния шума представлена в приложении Г. 

       4.4 Риски для здоровья населения, связанные с качеством атмосферного воздуха.

       В качестве основного загрязнителя атмосферного воздуха в г. Н.Новгороде выделяется автомобильный транспорт, так как его вклад в загрязнение составляет уже более 80% и количество автотранспортных средств постоянно увеличивается (в среднем примерно на 4 % в год). В качестве критерия оценки экологического состояния атмосферного воздуха выбрана величина комбинированного риска здоровью населения от выбрасываемых автотранспортом веществ. Риск на уровне менее 1,6 % считается приемлемым. Он соответствует 16 случаям возникновения хронических заболеваний на 1000 жителей. Жилые зоны с уровнем риска, не превышающим приемлемый риск, считаются благоприятными. Для таких зон можно планировать отдельные малозатратные и профилактические мероприятия с учетом прогнозируемого изменения выбросов. 

Информация о работе Мониторинг территории, ограниченной пр. Ленина, ул. Новикова – Прибоя и ул. Переходникова