Мировой океан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:29, доклад

Краткое описание

Судя по фотографиям, сделанным из космоса, нашей планете больше подошло бы название “Океан”. Выше уже было сказано, что 70,8 % всей поверхности Земли покрыто водой. Как известно на Земле 3 основных океана - Тихий, Атлантический и Индийский, но антарктические и арктические воды тоже считаются океанами. Причём Тихий океан по своей площади превосходит все материки вместе взятые. Эти 5 океанов представляют собой не обособленные водные бассейны, а единый океанический массив с условными границами.

Файлы: 1 файл

мировой океан.docx

— 30.40 Кб (Скачать)

3. Синтетические поверхностно-активные  вещества

Детергенты (СПАВ) относятся  к обширной группе веществ, понижающих поверхностное натяжение воды. Они  входят в состав синтетических моющих средств (СМС), широко применяемых в  быту и промышленности. Вместе со сточными водами СПАВ, попадают в материковые  воды и морскую среду. СМС содержат полифосфаты натрия, в которых  растворены детергенты, а также ряд  добавочных ингредиентов, токсичных  для водных организмов: ароматизирующие  вещества, отбеливающие реагенты (персульфаты, пербораты), кальцинированная сода, карбоксиметилцеллюлоза, силикаты натрия. В зависимости от природы и структуры гидрофильной части молекулы СПАВ делятся на анионактивные, катионактивные, амфотерные и неионогенные. Последние не образуют ионов в воде. Наиболее распространенными среди СПАВ являются анионактивные вещества. На их долю приходится более 50% всех производимых в мире СПАВ. Присутствие, СПАВ в сточных водах промышленности связано с использованием их в таких процессах, как флотационное обогащение руд, разделение продуктов химических технологий, получение полимеров, улучшение условий бурения нефтяных и газовых скважин, борьба с коррозией оборудования. В сельском хозяйстве, СПАВ, применяется в составе пестицидов.

 

III. Охрана морей  и океанов

Наиболее серьезной  проблемой морей и океанов  в нашем столетии является загрязнение  нефтью, последствия которого губительны для всей жизни на Земле. Поэтому  в 1954 году в Лондоне прошла международная  конференция, ставившаяся целью  выработать согласованные действия по охране морской среды от загрязнения  нефтью. На ней была принята конвенция, определяющая обязанности государств в этой области. Позже в 1958 году в  Женеве были приняты еще четыре документа: об открытом море, о территориальном  море и прилежащей зоне, о континентальном  шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции  юридически закрепили принципы и  нормы морского права. Они обязывали  каждую страну разработать и ввести в действие законы, запрещающие загрязнять морскую среду нефтью, радиоотходами и другими вредными веществами. Прошедшая в 1973 году в Лондоне конференция приняла документы по предотвращению загрязнения с судов. Согласно принятой конвенции, каждое судно должно иметь сертификат - свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая оснастка находятся в исправном положении и не наносят ущерб морю. Соответствие сертификатам проверяется инспекцией при заходе в порт.

Запрещен слив нефтесодержащих  вод с танкеров, все сбросы с  них должны выкачиваться только на береговые приемные пункты. Для очистки  и обеззараживания судовых сточных  вод, в том числе хозяйственно-бытовых, созданы электрохимические установки. Институт океанологии РАН разработал эмульсионный метод очистки морских  танкеров, полностью исключающий  попадание нефти в акваторию. Он заключатся в добавлении к промывной  воде нескольких поверхностно-активных веществ (препарат МЛ), что позволяет  осуществить на самом судне очистку  без сброса загрязненной воды или  остатков нефти, которую можно впоследствии регенерировать для дальнейшего  использования. С каждого танкера  удается отмыть до 300 т нефти.

В целях предотвращения утечек нефти совершенствуются конструкции  нефтеналивных судов. Многие современные  танкеры имеют двойное дно. При  повреждении одного из них нефть  не выльется, ее задержит вторая оболочка.

Капитаны судов обязаны  фиксировать в специальных журналах сведения обо всех грузовых операциях  с нефтью и нефтепродуктами, отмечать место и время сдачи или  слива с судна загрязненных сточных  вод.

Для систематической очистки  акваторий от случайных разливов применяются плавучие нефтесборщики и боковые заграждения. Также в целях предотвращения растекания нефти используются физико-химические методы. Создан препарат пенопластовой группы, который при соприкосновении с нефтяным пятном полностью его обволакивает. После отжима пенопласт может использоваться вторично в качестве сорбента. Такие препараты очень удобны из-за простоты применения и невысокой стоимости, однако их массовое производство пока не налажено. Также существуют сорбирующие средства на основе растительных, минеральных и синтетических веществ. Некоторые из них могут собирать до 90% разлитой нефти. Главное требование, которое к ним предъявляется, - это непотопляемость.

После сбора нефти сорбентами или механическими средствами на поверхности воды всегда остается тонкая пленка, которую можно удалить  путем разбрызгивания разлагающих  ее химических препаратов. Но при этом эти вещества должны быть биологически безопасны.

В Японии создана и апробирована уникальная технология, с помощью  которой можно в короткие сроки  ликвидировать гигантское пятно. Корпорация «Кансай сагге» выпустила реактив ASWW, основной компонент которого - специально обработанная рисовая шелуха. Распыленный по поверхности, препарат в течение получаса всасывает в себя выброс и превращается в густую массу, которую можно стащить простой сетью.

Оригинальный способ очистки  продемонстрирован американскими  учеными в Атлантическом океане. Под нефтяную пленку на определенную глубину опускается керамическая пластинка. К ней подсоединяется акустическая пластинка. Под действием вибрации сначала скапливается толстым слоем  над местом, где установлена пластинка, а затем смешивается с водой  и начинает фонтанировать. Электрический  ток, подведенный к пластинке, поджигает  фонтан, и нефть полностью сгорает.


Информация о работе Мировой океан