Методы и технологические схемы транспортировки отходов. Направления совершенствования законодательной базы обращения с отходами

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Управление (менеджмент) бытовыми отходами - сложный процесс со многими привлеченными сторонами, которые включают в себя как технические вопросы, так и экономические, а также вопросы финансового управления, долгосрочного развития, психологические, социальные и другие вопросы. Если бы было так легко организовать сбор отходов и транспортировку их на свалку, то многие территории не были бы загрязнены вследствие несоответствующего управления отходами.

Файлы: 1 файл

контрольная УТМО.docx

— 46.39 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

Управление (менеджмент) бытовыми отходами - сложный процесс  со многими привлеченными сторонами, которые включают в себя как технические вопросы, так и экономические, а также вопросы финансового управления, долгосрочного развития, психологические, социальные и другие вопросы.  Если бы было так легко организовать сбор отходов и транспортировку их на свалку, то многие территории не были бы загрязнены вследствие несоответствующего управления отходами.

Управление отходами включает в себя не только непосредственные действия с отходами, но также обеспечение  и организацию работы сотрудников, а также активную работу с общественными, государственными учреждениями, самоуправлениями и бизнес - организациями. В управление отходами вовлечены многие участники. При управлении отходами нужно решить всевозможные вопросы - как создать систему управления отходами; как её финансировать; какое оборудование использовать и т.д..

Социальные нормы  часто влияют на то, каким образом  будет проведено управление отходами. В привлечении населения в  управление отходами большую роль играет психология. Таким образом, в образовании  и руководстве системы управления отходами необходимы знания всевозможных дисциплин и опыт, а также глубокое знание местных условий.

Важный фактор в формировании успешного управления отходами -отношение и осведомленность общественности. Это обуславливает готовность населения сортировать отходы дома, доставлять их до общего контейнера отходов, а также влияет на частоту сбора отходов с населения, на количество выброшенных на улицу или в лес отходов, на готовность общественности платить за услуги управления отходами, на нежелание разместить на своей территории полигон захоронения отходов, а также на оборудование переработки; на то, из каких социальных групп придут работники в систему управления отходами.

В управлении отходами, конечно, нужно учитывать государственное

законодательство  и требования государственных учреждений. Стандарты и

ограничения могут  повлиять на введение конкретных технологий. Законы

обуславливают публичное и частное сотрудничество, выполнение закупок и другие вопросы.

Во многих государствах за управление отходами отвечают самоуправления,

однако часто  им не хватает всесторонних знаний в этой области, особенно, как привести в порядок и уравновесить экономические  аспекты, финансовые аспекты, аспекты  окружающей среды и здоровья. Поэтому  важно осознать и понять сложность  управления отходами. 
 
 

1.Направления совершенствования российской законодательной базы в сфере обращения с отходами 

Проведенное в  табличной форме (таблица 1) сопоставление действующего

законодательства  в России и странах ЕС в сфере  обращения с отходами позволяет выявить пробелы, которые необходимо ликвидировать. Расположение законов в таблице осуществляется исходя из авторской оценки важности их принятия и внедрения в существующую практику. 

Таблица 1.

Сопоставление законов России и стран ЕС в  сфере обращения с отходами 

Законы  и законодательные  акты Европейского

Сообщества

Законы  и законодательные  акты Российской

Федерации

Директива ЕС № 75/442/ЕЕС от 15.07.75 об

обращении с  отходами

Закон РФ „Об  отходах производства и потребления” от 10.06.98
Директива ЕС № 91/689/ЕЕС от 12.12.91 об

обращении с  опасными отходами

Постановление Правительства РФ „О государственном  регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов” № 766 от 01.07.96
Директива ЕС № 1999/31/ЕС от 16.07.99

относительно  захоронения отходов на полигонах

Санитарные  правила СП 2.1.7.1038-01 „Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов” (действуют с 30.05.2001)
Директива ЕС № 94/62/ЕС от 20.12.94 об упаковке

и упаковочных  отходах

Находится в  стадии разработки
Директива ЕС № 75/439/ЕЕС от 16.06.75 об

обращении с  отработанными нефтепродуктами

„Временное  положение об организации сбора  и

рационального использования отработанных нефте-

продуктов”, введенное  в действие Приказом Минэнерго России от 28.04.94

Директива ЕС № 93/86/ЕЕС от 04.10.93 об

обращении с  батареями и аккумуляторами

Нет
Директива ЕС № 96/59/ЕС от 16.09.96 об

обращении с  отходами, содержащими

полихлорбифенилы (ПХБ) и полихлортрифенилы

(ПХТ)

Нет
Директива ЕС № 2000/53/ЕС от 18.09.2000 об

обращении с  отслужившими свой срок

транспортными средствами

Нет
Директива ЕС № 2000/76/ЕС от 04.12.2000 о

сжигании отходов

Нет
Директива ЕС № 86/278/ЕЕС от 12.06.86 о защите

окружающей среды, особенно почвы, при использо-

вании илового  осадка сточной жидкости в сельском

хозяйстве

Нет
Инструкция  № 259/93 от 01.02.93 о наблюдении и

контроле за ввозом, вывозом отходов и их

перевозкой в  пределах Европейского Сообщества.

Постановление Правительства РФ

„О государственном  регулировании

и контроле трансграничных перевозок опасных отходов” № 766 от 01.06.96.

 
 

1.1.Достижение единства законодательной базы и оптимизация законодательных актов 

Региональная  законодательная база в сфере  обращения с отходами должна соответствовать общегосударственной и отражать при этом территориальные особенности региона, в частности - степень антропогенной нагрузки на его природную среду. Существование особых региональных стандартов, санитарных или строительных правил и норм привело бы либо к противоречиям между федеральными и местными законами, либо к бесполезному повторению в местных документах общегосударственных требований.

В последние  годы в России на различных уровнях  было принято довольно много законов и законодательных актов, отражающих отдельные аспекты обращения с отходами. В некоторых законах это лишь единичные статьи, другие полностью посвящены данному вопросу. Это приводит к тому, что многие участники процесса обращения с отходами не знают всей совокупности принятых законов, а иногда сознательно нарушают одни законы, ссылаясь на другие.

Конкретизация содержания законодательных  актов.

Целесообразно установить уровень снижения загрязняющих веществ в выбросах мусоросжигательных заводов и отходящей жидкости полигонов по захоронению отходов, запрещение к определенному году функционирования ненадлежащим образом оборудованных полигонов и мусороперерабатывающих заводов и т. п.

При разработке системы законов в области  обращения с отходами необходимо

сразу определить систему приоритетов и стратегические цели, чтобы не возникало потребности в постоянном пересмотре законодательства. Частые трансформации законодательной базы создают препятствия для привлечения инвестиций в эту сферу, для расширения производства и развития предпринимательства. 

1.2. Законодательное закрепление принципа «производитель отходов платит» 

Руководствуясь  этим принципом, основные затраты на сбор и переработку отходов следует перенести на их производителей. Бюджет должен оплачивать лишь ту часть средств, которую нельзя собрать с малоимущего населения. В настоящее время в России с физических и юридических лиц взимается плата за сбор и вывоз бытовых отходов, а почти все расходы за их переработку оплачивает бюджет. Ситуация должна меняться таким образом, чтобы производители отходов оплачивали все расходы по сбору, транспортировке и утилизации отходов и, таким образом, были заинтересованы в уменьшении их количества. 

2.Методы  и технологические схемы транспортировки отходов

2.1.Схемы управления отходами и их элементы 

Тот, кто собирает отходы, часто определяет их дальнейшую обработку. Если все отходы, не отсортировав, собирают вместе в одном контейнере, скорее всего, что их захоронят на полигоне или на свалке, или же сожгут. Если отходы сортируют по фракциям уже на месте их появления – в домашних хозяйствах, в учреждениях и на предприятиях - тогда, скорее всего, их будут перерабатывать, используя как вторичное сырье. Чем лучше отходы отсортируют на месте их появления, тем экономичнее и легче передать их на переработку. Общая схема управления бытовыми отходами (создание

отходов, сбор, переработка  или захоронение) показана на рисунке  1. На рисунке также показаны возможные продукты переработки отходов, которые можно использовать как вторичные материалы, энергию или почвенное удобрение. 
 

Производители бытовых отходов

(домашние  хозяйства и схожие  с ними производители)

 
Несортированные

отходы

Перерабатыва-

емые

Кухонные

и зелёные

Раздельный  сбор и

сортировка

Сжигание
Полигон
Переработка
Биол.переработка
Энергия
Материалы
Компост,

биогаз

 

 

ПРОИЗВОДСТВО 

 

СОРТИРОВКА 

 
 

ОБРАБОТКА 

 
 

ПРОДАЖА 
 

Рисунок 1. Элементы системы управления отходами. 

Технические решения  управления отходами формируют существенную часть

расходов. При  планировании системы управления отходами, нужно рассмотреть два главных вопроса: 1) какие методы переработки или захоронения отходов будут использованы, 2) какая плотность населения и доминирующие виды жилищ (многоэтажная застройка или частные дома). Ответы на эти вопросы определят технологические решения сбора отходов, виды контейнеров и машин, логистику транспорта и т.д..

У несортированных  бытовых отходов ограниченные возможности  переработки. Традиционно их или отправляют на свалки или полигоны, или сжигают. Европейская Комиссия эти методы все больше ограничивает. Захоронение отходов часто вызывает недоброжелательное отношение окрестного населения, в то же время, качественное сжигание считается сравнительно дорогим методом. Это значит, что долгосрочные альтернативные методы, такие как переработка материалов и биологические методы обработки, считаются лучшими. Они дают возможность получить доходы от переработки и уменьшают количество захороняемых отходов.

Чтобы внедрить эти методы в жизнь, необходим  качественный сбор и сортировка отходов, которую могут частично выполнять в домашних хозяйствах, а также операторы обработки отходов. Качественная сортировка отходов имеет большое значение при определении расходов при переработке отходов в однородных потоках материалов. Материалы, приспособленные к переработке, с большой экономической стоимостью, это: бумага, картон, алюминиевая тара, стекло, пластмассовая упаковка и биологически разлагающиеся отходы. Сортировка отходов может быть организована централизованно, сортируя отходы на станциях центральной сортировки, или это делают сами домашние хозяйства. У обеих систем есть как плюсы, так и минусы. Часто для получения чистого материала сортированные отходы от домашних хозяйств нужно еще раз пересортировать на линиях сортировки.

Отсортировка  биологически разлагающихся органических отходов от остальных отходов уже в источнике их появления способствует более качественной сортировке и переработке остальных отходов. В данном случае они более чистые и содержат меньше влажности, поэтому их легче переработать. Захоронение отходов- все еще главный метод обработки отходов. Почти половина из произведенного объема отходов (48,8%) в Европейских государствах, по данным 2003 года, были захоронены.Однако тенденция - захоронять отходы - уменьшается, потому что увеличивается их вторичная переработка, а также все более популярным методом становится сжигание (с или без возвращения энергии). В 2003 году сожгли примерно 17 % (41.9 миллионов тонн) от обработанных отходов. 

Информация о работе Методы и технологические схемы транспортировки отходов. Направления совершенствования законодательной базы обращения с отходами