Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 15:00, доклад
Обрастание — это нарост, образуемый на погруженных в воду искусственных предметах поселениями организмов (бактерий, водорослей, беспозвоночных животных) и минеральными частицами. По размерам организмы обрастания делят на микрообрастателей (бактерии, одноклеточные организмы) и макрообрастателей (беспозвоночные и водоросли). Более 1700 видов морских организмов могут участвовать в обрастании, создавая локальную экосистему.
Обрастание — это нарост, образуемый на погруженных
в воду искусственных предметах поселениями
организмов (бактерий, водорослей, беспозв
Коррозия, ускоренная обрастанием
Наиболее распространённой
причиной обрастания искусственных поверхностей
(дно корабля, нефтяная платформа и т. п.) являются колонии ракообразных, таких как морские уточки. Они крепко прикрепляются
к находящимся в воде предметам, удалить
их можно только путём механического соскребания.
Обрастание могут образовывать и более
крупные беспозвоночные, например мшанки, которые создают веерообразные
структуры. Гидроиды, асцидии,
Раковины прикрепляются к подводным поверхностям путём выделения вяжущего вещества («клей морской уточки»). Это вещество образуется рядами парных желез на поверхности морской раковины и затвердевает в воде за 10—15 минут. Лабораторные исследования показали, что слой клея морской уточки толщиной в один микрон обладает модулем сдвига в 5 мегапаскалей, что соответствует хорошим образцам современных клеев. Обрастатели живут в солёной морской воде, если морское судно достаточно долго находится в пресных водоёмах, то морские организмы гибнут. Однако, вопреки распространённому заблуждению, они не отваливаются, а напротив, при выходе в открытое море создают хорошую основу для нового обрастания.
Интенсивность морского обрастания зависит от температуры воды — в тропических широтах обрастание идёт быстрее. За полгода днище судна может покрыться наростом толщиной до 7 сантиметров и весом в сотню тонн, особенно если были продолжительные стоянки в портах. Сильное обрастание может вызвать уменьшение скорости судна до двух узлов и увеличить расход топлива до 40 процентов.
С проблемой обрастания столкнулись ещё мореплаватели древнего мира. Первые упоминания об этой проблеме можно встретить у Плутарха. С XVIII века для защиты от обрастания подводные конструкции (в основном, днища судов) обшивали медными листами. Медь обладает токсическими свойствами, и беспозвоночные-обрастатели на ней гибнут К 1783 году весь английский военный флот имел медную обшивку, к началу XIX века примеру Великобритании последовали Испания и Франция.
В настоящее время для профилактики
обрастания используются специальные
покрытия, содержащие в своём составе
медь или другие токсические вещества
(биоциды), обладающие большей
токсичностью и большим сроком службы.
Во второй половине XX века были популярны оловоорганические соединения — в это время до 70 процентов
судов в мире обрабатывалось трибутилоловом