Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:39, контрольная работа
В работе представлен обзор смешанного метода оценки природных ресурсов, возможности его применения при экономическом механизме природопользования, экологической экспертизы, ее содержания, целей и видов, а также представлено возможное использование вторичных энергетических ресурсов.
2010 г.
1. Смешанный метод оценки природных ресурсов (дифференциальная рента плюс затраты на освоение). Возможность его применения при экономическом механизме природопользования.
2. Экологическая экспертиза, ее содержание (определение), цель, виды.
3. Возможное использование вторичных энергетических ресурсов.
Задачи
Литература
Министерства образования Республики Беларусь
Белорусский
государственный университет
Факультет
заочного, вечернего и дистанционного
обучения
Контрольная работа
по дисциплине
«Основы
экологии и энергосбережения»
Студентки Финкевич Светланы Николаевны
Группы 602301, 5 курса
№ зачетной книжки 602301-24
Вариант
32
Минск,
2010
Содержание:
План | 3 |
22.
Смешанный метод оценки |
4 |
41. Экологическая экспертиза, ее содержание (определение), цель, виды. | 8 |
68.
Возможное использование |
11 |
Задачи | 14 |
Литература | 17 |
План:
22.
Смешанный метод оценки
41. Экологическая экспертиза, ее содержание (определение), цель, виды.
68.
Возможное использование
22.
Смешанный метод
оценки природных
ресурсов (дифференциальная
рента плюс затраты
на освоение). Возможность
его применения при
экономическом механизме
природопользования
Экономическая оценка природных ресурсов, базирующаяся на ренте, довольно хорошо проработана в теории экономики природопользования. Для рентного подхода важен прежде всего факт лимитированности и уникальности ресурсов. Обычно под экономической рентой понимается среда (или арендная плата) за пользование природными ресурсами, количества которых ограничены. Другими словами, рента имеет место при ограниченности, неэластичности совокупного предложения природных ресурсов. В этом случае спрос вступает единственным действенным фактором, определяющим ренту при пассивном предложении.
В теории также выделяется дифференциальная рента, получаемая благодаря разному качеству природных ресурсов. Ресурс лучшего качества (более плодородная земля, качественная нефть, порода с высоким содержанием руды и пр.) позволяет при прочих равных условиях (квалификация кадров, оборудование и технологии) получать гораздо лучшие экономические результаты по сравнению с более бедными природными ресурсами.
Аналогичный эффект дают местоположение и транспортный фактор. Местоположение и транспортная близость определяют высокую цену сельскохозяйственных земель, расположенных вблизи городов, даже в случаях их невысокого плодородия. Одинакового качества месторождения газа и нефти могут иметь различный доступ к трубопроводам, транспортную инфраструктуру, находиться на различном расстоянии от мест потребления и переработки.
Разница в получаемых результатах при различном качестве природных благ и их местоположении составляет основу дифференциальной ренты и определяет её величину.
Рентная
оценка конкретного ресурса
где RГ — величина годовой ренты; Z и S — соответственно замыкающие затраты и затраты на оцениваемом участке на единицу продукции; ni — объем i-гo вида продукции; i (l ... m) — количество видов продукции, получаемой с использованием данного ресурса.
Необходимым этапом оценивания природных ресурсов является определение полного народнохозяйственного эффекта, приносимого объектом природопользования за весь возможный срок его эксплуатации. На основе такой оценки природные ресурсы включаются в состав национального богатства. Чаще всего экономическую оценку ресурса за весь период его возможного использования определяют как сумму годовых рентных оценок с учетом фактора времени. Проблема учета фактора времени в практике оценки природных ресурсов недостаточно разработана, однако наиболее распространенным является способ определения экономической оценки единицы природного ресурса за весь период эксплуатации методом сложного процентирования с помощью формулы «капитализации» годовой ренты
где R — экономическая оценка природного ресурса с учетом фактора времени; r — нормативный коэффициент дисконтирования; t — срок эксплуатации природного ресурса.
Нормативный коэффициент дисконтирования (для приведения разновременных величин дифференциальной ренты ко времени осуществления оценки) в рыночной экономике принимают равным банковскому (или ссудному) проценту.
При неограниченном сроке эксплуатации природного ресурса (земельные, водные ресурсы ) при t → ∞ формула преобразуется к виду
R = RГ/r
Таким образом, величину экономической оценки природного ресурса можно сравнить с денежным капиталом, равным ренте, который, будучи помещенным в банк, приносит ежегодный доход в размере ссудного процента.
Один
из существенных методических недостатков
рентной оценки на базе замыкающих
затрат, по мнению критиков этого подхода,
состоит в том, что оценка объектов
природопользования, подхода к экономической
оценке, смешанного, или синтетического
подхода. Для того чтобы дать положительную
оценку худшим из оцениваемых природных
объектов, авторы его предложили к дифференциальной
ренте прибавлять затраты освоения. Представляется,
что эти подхода не являются альтернативными
в экономической оценке природных ресурсов.
Каждый их них функционален в создании
экономического механизма природопользования
в условиях становления рыночных отношений:
рентная — для экономической оценки природного
ресурса, смешанный подход — для определения
цены и установления платы за его использование.
В соответствии с принципами ценообразования
цена должна отражать общественно необходимые
затраты труда на производство продукции
(в нашем случае — на включение природных
ресурсов в производственный цикл). Другая
часть цены должна соответствовать тому
эффекту, добавочной прибыли, которую
получает предприятие-
Ц = R + З,
где Ц — цена ресурса, размер платы за него; R — экономическая оценка на базе дифференциальной ренты; З — затраты на освоение и воспроизводство ресурса.
В условиях рыночной экономики, когда процесс ценообразования зависит от баланса спроса и предложения на товар, эта схема не утрачивает своего смысла, поскольку и в основе рыночной цены лежит цена производства, позволяющая возмещать издержки производства и обеспечивать среднюю прибыль.
Анализ ресурсооценочных работ приводит к заключению о том, что современная теория экономической оценки природных ресурсов и объектов природопользования в основном сложилась.
41.
Экологическая экспертиза,
ее содержание (определение),
цель, виды.
Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы. Экологическая экспертиза проводится на строительство новых, реконструкцию действующих заводов, фабрик, шахт, рудников, машин, оборудования, а также материалов, приборов, оказание услуг и т.п., использование которых ведет к загрязнению окружающей среды и разрушению экосистем, нерациональному использованию природных ресурсов, наносит вред здоровью населения, растительному и животному миру.
Требования
к качеству и обоснованности проведения
экологических экспертиз
Теория экологической экспертизы включает цели, задачи (основные функции), принципы, типизацию объектов и субъектов, вносящую различия в процедуру (ЭО) и экологическим аудитом (ЭА) представляют собой комплекс экспертных мероприятий, охватывающих основные этапы процесса непрерывного учета экологического фактора при переходе к устойчивому развитию. Данный процесс предложено называть экологическим сопровождением хозяйственной деятельности (ЭСЩ) (точнее - экологическое регулирование хозяйственной деятельности - ЭРХД), которое должно осуществляться на всех её стадиях - от возникновения идеи через обоснование и реализацию замысла, до реабилитации и достижения приемлемого качества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этого замысла.
Цели экологической экспертизы заключаются в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы, а также в обеспечении реализации конституционных прав граждан на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.
Организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических и экологических последствий.
Виды и типы экологической экспертизы в законодательстве Республики Беларусь определены как два вида экологической экспертизы - государственная и общественная. Что касается типов ЭЭ, то в Республике Беларусь они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Существуют и специфические типы ЭЭ (при приватизации, страховании, инвестиционной деятельности и т.д.).
Можно выделить 3 основных группы «по типу объекта»: ЭЭ предплановых, предпроектных и проектных материалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводить экспертизу, приводит к отраслевому рассмотрению и ведомственному согласованию как предварительному этапу экспертизы. Учитывая, что по законодательству таких ведомств и служб, имеющих) отношение к экологической экспертизе и частным оценкам в данной области, насчитывается около десяти, следует отметить, что и типов ЭЭ в этом случае оказывается также довольно много. Однако «ведомственный» подход, оправданный при анализе отдельных видов ресурсов или воздействий на ОС, не вполне приемлем в случае комплексной экологической экспертизы. Отнесение типа ЭЭ к этапам хозяйственной деятельности ещё более сложно, т.к. таких этапов может быть около шестиста (планирование, проектирование, строительство, выпуск оборудования, штатное или аварийное осуществление деятельности и, наконец, её прекращение или ликвидация материальной структуры этой деятельности). Типизация экспертиз усложнена тем, что на каждом этапе деятельности одновременно или последовательно могут проводиться несколько мероприятий, несущих сегодня в себе экспертные функции: экомониторинг и предварительный экоаудит, экологическое обоснование, ОВОС и собственно ЭЭ (государственная и/или общественная). В итоге получается матрица «парных» типов ЭЭ, например, «ОВОС проекта», или «ГЭЭ программы ликвидации (перепрофилирования и т.д.) предприятия», или «экоаудит документации по приватизации предприятия» и т.д.
Информация о работе Контрольная работа по <<Основам экологии и энергосбережения>>