Экономика и экология в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:40, реферат

Краткое описание

Пустынная земля без единой травинки, безлюдные города, вода, кишащая отходами, температура воздуха 451градус по Фаренгейту... Нет, это не страшный сон, а всего лишь картина из фантастического будущего. Тем не менее, она в любой момент может стать реальностью.
Причины? Их множество: индустриализация, урбанизация, интенсификация и множество других умных слов, оканчивающихся на "ция".

Оглавление

Введение. 3
ГЛАВА I. Экономическое развитие и его влияние на экологию. 4
1.1. Противоречие экономического и экологического развития. 4
1.2. Современные масштабы экологической катастрофы. 5
1.3. Понятие экономического роста. Аргументы "за" и "против". 6
ГЛАВА II. На пути к взаимодействию. 9
2.1. Рациональное использование природных ресурсов: реалии и проблемы. 9
2.2. Основные принципы концепции устойчивого развития. 13
2.3. Решение некоторых экологических проблем на примере Китая. 15
ГЛАВА III. Экологичная экономика (анализ законопроектов). 17
Заключение. 20
Список используемых источников: 21

Файлы: 1 файл

Экономика и экология - реф.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

 Масштабность  экологических проблем сделала  в наше время необходимой консолидацию  сил и подходов для их решения.  На протяжении всего 20 века  создаются международные организации  и комиссии по охране окружающей  среды, появляются политические партии "зеленых", проводятся международные конференции. Одним из результатов их деятельности стала разработка общих путей решения экологических проблем. В последнее десятилетие была сфоримулирована концепция устойчивого развития7 как альтернатива экономическому росту.

 Устойчивое  развитие - социо-экономическая модель, направленная на сохранение мира  на всей планете, разумное удовлетворение  потребностей людей при одновременном  улучшении качества жизни поколений,  бережном использовании ресурсов  Планеты и сохранении природных богатств.

 Эта концепция  подразумевает следующие принципы  экологического развития:

* Экологизацию  экономики

* Признание  единства и многообразия вариантов  социально-экономического и экологического  развития разных стран и народов.

* Утверждение  примата гармонии в отношении  системы "общество - природа"

* Политика оптимально  эффективного использования природных  ресурсов, бережного отношения к  биосфере, сочетающаяся с заботой  о будущих поколениях.

* Утверждение  в качестве основы социально-экономического развития свободы, а не насилия, гуманизма, а не вражды.

 Экологическое  развитие - многофакторный процесс,  определяющий эволюцию общества, его духовную и материальную  культуру, уровень и качество  жизни людей. Факторами экологического  развития должны стать экологическая безопасность, преобладание экологических потребности в интересах людей.

* Принцип экологической  безопасности: обеспечение безопасной  среды обитания, где соблюдается  защищенность интересов общества, сохранение ресурсов и устойчивого функционирования экологических систем.

 К экономическим  аспектам устойчивого развития  относятся:

* Переход к  экотехнологиям и экотехнике.

* Поиск такого  пути развития, который бы минимизировал  затраты на экологическое развитие

* Замена системы "затраты-выгоды" (основанной на анализе прибылей и убытков от загрязнения окружающей среды) принципом "затраты -эффективность" (необходимость расходов для обеспечения эффективности экологического производства и воспроизводства)

* Экологическое  прогнозирование и мониторинг: наблюдение за состоянием природных ресурсов и предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человека.

 В конечном  итоге, для решения экологических  проблем необходим синтез социально-экономических возможностей, изменение социальной политики и сознания людей.

 Глобальное  экологическое будущее зависит  от того, насколько все принимаемые  меры будут осуществляться на  практике, как будут сочетаться  общие экономические решения со спецификой экологической ситуации в отдельной стране. Примером может служить Китай, который, будучи не самой развитой страной, достиг положительных результатов в экологическом развитии за относительно короткий срок. 

  2.3. Решение некоторых экологических проблем на примере Китая.8

 Уже были  приведены масштабы современной  экологической ситуации. Теперь  представляется необходимым уделить  особое внимание конкретным действиям  на пути преодоления экологического кризиса.

 В Китае  во время правления "Великого Мао" экологические проблемы фактически игнорировались.

 Лишь в  80-х годах политика была пересмотрена  и направлена в сторону экологии. Вот что удалось достичь Китаю  за последние 20 лет.

1. Программа "Экологичное сельское хозяйство" - сочетание сельскохозяйственного производства с улучшением среды обитания.

* В целях  предотвращения эрозии почв практикуется  строительство ровных террас  на пологих склонах;

* Создание "зеленых  оазисов" - восстановление естественной  флоры распаханных территорий;

* "Сельское  хозяйство, экономящее воду" - применение системы дождевого питания для орошения полей;

* Сочетание  методов дренажа и орошения: заливка,  а затем осушение земель)

* Отказ от  традиционных методов орошения (под напором воды) и введение влагосберегающих методов полива: капельное орошение, разбрызгивание. Результат- сокращение расходов воды на единицу площади примерно в 2 раза.

2. Программа  охраны лесных угодий.

* Компенсация  уничтожения природных угодий  искусственными насаждениями. Был  создан целый "зеленый пояс" на севере страны, высажено более 1.5 млрд. деревьев.

3. Охрана водных  ресурсов.

* В конце  80-х гг. Была произведена массовая  очистка озер, рек во всей стране (346 рек и 35 озер в 7 провинциях)

* Контроль (Система  выдачи разрешений) за выбросами  и стоками.

4. В начале 90-х  гг. Всемирный Банк выделил Китаю  кредит в размере $125 млн. Почти  вся сумма($124,2) была направлена на программу улучшения экологической обстановки в Пекине и других крупных городах: сокращение загрязнения вод, строительство новых канализационных систем, предотвращение загрязнения среды промышленными объектами, поддержание санитарного состояния городов.

5. В последнее  время Китай развивает сотрудничество  в области экологической политики. В 93г. Он присоединился к  50 международным конвенциям и соглашениям по защите окружающей среды. Действует также неправительственный комитет по международному сотрудничеству, в задачи которого входит привлечение средств и технологической помощи других государств.

 И последнее:  в 1995 г. Капиталовложения на улучшение экологии составили почти 4 млн. юаней.

 Конечно,  все это не означает, что все  экологические проблемы в Китае  решены, наравне с преимуществами  существуют и недостатки. В наши задачи не входит их анализ, отметим только, что опыт Китая заслуживает внимания и может быть использован при решении аналогичных проблем в других странах.  

ГЛАВА III. Экологичная экономика (анализ законопроектов).

    На  международной конференции, посвященной  вопросам экологии, проходившей  в рамках проекта «Санкт-Петербург – морская столица России», была ясно обозначена необходимость правового прорыва в области охраны окружающей среды. На форуме отмечалось, что за последние два года возросло внимание государства к сфере охраны окружающей среды, был сделан ряд последовательных шагов по детальной корректировке экологической политики России.  

  В 2010 году  в рамках встречи «Большой  двадцатки» Президент РФ Дмитрий  МЕДВЕДЕВ выступил с инициативой  усилить международный правовой  режим регулирования шельфовой  добычи нефти, отвечая таким образом на вызовы техногенных катастроф. А в послании президента Федеральному Собранию было обозначено, что «экология должна учитываться при оценке деятельности органов власти». На уровне президиума Госсовета обсуждалось состояние госуправления в области охраны окружающей среды, защита морских биологических ресурсов.

   Была  намечена новая государственная  стратегия «экологизации» российской  экономики. 

    В  марте 2011 года вышло постановление  правительства, согласно которому  в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ был включен раздел «Охрана окружающей среды».

 Рабочая группа  Государственного совета РФ начала  подготовку вопроса «О мерах  по обеспечению экологической  безопасности при реализации крупных инфраструктурных проектов и ликвидации накопленного экологического ущерба».  

  Не загрязняйте  море нефтью!

   Выступая 17 марта 2011 года на конференции,  член комитета Госдумы по природным  ресурсам, природопользованию и  экологии Виктор ЗУБАРЕВ сообщил, что до июня этого года планируется внести в нижнюю палату парламента РФ закон о предотвращении загрязнения морей нефтью.

   Существует  два варианта законопроекта, один  разработан Министерством природных  ресурсов РФ, другой – депутатами  Госдумы совместно с экологами. В проекте закона от Минприроды ужесточаются экологические требования и определяются необходимые меры по предупреждению разливов нефти при проведении работ на нефтяных платформах. Но они не распространяются на случаи загрязнения моря нефтью с нефтеналивных танкеров.

   В законопроекте  депутатов и экологов прописаны  требования к морским терминалам  и судам, осуществляющим транспортировку  нефти и нефтепродуктов. А также  ко всем процессам, связанным  с безопасностью нефтедобычи  на шельфе – от проектирования объектов нефтедобычи до вывода их из эксплуатации.

   Два варианта  закона отличаются и по подходам  к созданию фондов ликвидации  нефтеразливов на основе государственно-частного  партнерства. Документ Минприроды  обязывает нефтяные компании до начала работ иметь утвержденный план мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти с обеспечением компенсаций возможного вреда окружающей среде. Предусматриваются три варианта обеспечения компенсации: банковская гарантия, договор страхования, создание в самой компании резервного фонда. Объем резервного фонда для каждой компании будет определяться исходя из плана работ, прогноза стоимости аварийных работ, суммы средств, необходимых для возмещения вреда, рассчитанной по методике, утверждаемой Минприроды.  

   Законопроект  Госдумы и экологов для финансирования  работ по предотвращению и  ликвидации последствий разлива  нефти предполагает создание  специального фонда. Он должен  формироваться за счет отчислений  нефтяных компаний (размер взноса определяется в процентах от страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца объекта нефтедобычи), за счет средств федерального бюджета, экологических штрафов и др.

   Сейчас  предпринимаются попытки объединить  эти два документа. Действие закона затронет моря и континентальный шельф РФ, но не коснется рек. Ожидается, что в закон будут включены аспекты защиты морей от нефти и других вредных для морской среды веществ.  

 Нужна экологическая экспертиза.

   Чтобы  экономика стала экологичной, – утверждал на конференции директор по природоохранной политике WWF России Евгений ШВАРЦ, – необходимо восстановление государственной экологической экспертизы особо опасных объектов, закрепление требований по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в законодательстве и урегулирование их с требованиями международных финансовых институтов.

  ОВОС –  важный элемент, который учитывается  при принятии кредитных и инвестиционных  решений. Но проблема в том,  что ОВОС не всегда соответствует техническому заданию. Евгений Шварц сослался на президента РФ, который предложил развивать добровольные механизмы экологической ответственности бизнеса с участием третьей независимой стороны в качестве аудитора. То есть сделать аудит обязательным для госкорпораций и компаний со 100%-й госсобственностью.  

   Проекты  по освоению шельфа и северных  морей встречают обоснованные  опасения, если нет экологической  оценки последствий их реализации. По мнению Евгения Шварца, напряжение  снимет ратификация Россией подписанной СССР конвенции Эспоо, и это может случиться в ближайшее время.

  Это позволит  использовать Киотский протокол  с процедурой стратегической  экологической оценки (СЭО) и не  создавать российскую нормативную  базу СЭО с нуля.  

 Комплексное управление ресурсами.

   Тему  возмещения вреда, нанесенного  окружающей среде, затронул в  своем докладе советник руководителя  Федерального агентства по рыболовству  Александр БЕЛОУСОВ. Для России  «становится былью» тот факт, что нефтедобыча исчезнет из  районов, где происходит нерест рыб. Это обеспечит устойчивость российского рыболовства. Участники конференции не раз отмечали, что в вопросе управления биоресурсами необходима устойчивость, а «комплексность» должна доминировать над «ведомственностью». Это требует качественного управления, учета интересов транспортников, нефтяников и рыбаков.

Информация о работе Экономика и экология в современном мире