Экономические проблемы водных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:46, доклад

Краткое описание

Все природные воды на Земле находятся в непрерывном круговороте. Круговорот воды в природе происходит под воздействием солнечной энергии и силы тяжести. Подсчитано, что на его осуществление расходуется около 23% всей достигающей Землю солнечной энергии. Распределение вод Мирового океана и суши неравномерно (в северном полушарии суша занимает 39, в южном – только 19% его поверхности), и количество поступающей в различные районы Земли солнечной энергии изменяется по сезонам года, что приводит к фазовым переходам воды (ее замерзанию, таянию, конденсации водяных паров и испарению).

Оглавление

Введение.................................................................................................................................................3

1.Основные направления водных ресурсов.........................................................................................4

2.Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов....................6

3.Управление водными ресурсами, правовое и экономическое регулирование их использования.8

Вывод......................................................................................................................................................12

список использованной литературы.....................................................................................................12

Файлы: 1 файл

д.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

В региональном аспекте выделяется центральная  часть, где потребляется 35,3 % всего объема используемых вод, что в основном совпадает с экономическим потенциалом данного региона. Современный период знаменуется укреплением позиций новой отрасли экономики страны — водного хозяйства.

Водное  хозяйство формируется как отрасль  народного хозяйства, занимающаяся изучением, учетом, планированием | прогнозированием комплексного использования водных ресур. сов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту потребления. Основная задача водного хозяйства — обеспечение всех отраслей и видов хозяйственной деятельности водой в необходимом количестве и соответствующего качества.

По характеру  использования водных ресурсов отрасли  народного хозяйства делят на водопотребителей и водопользователей.

При водопотреблении вода изымается из ее источников (рек, водоемов, водоносных пластов) и используется в промышленности, сельском хозяйстве, для коммунально-бытовых нужд; она входит в состав выпускаемой продукции, подвергается загрязнению и испарению. С точки зрения использования водных ресурсов различают возвратное (возвращаемое к источнику) и безвозвратное (потери) водопотребление.

Водопользование связано с процессами, когда используют не воду как таковую, а ее энергию  или водную среду. На такой основе развиваются гидроэнергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство, система отдыха и спорта и др.

Отрасли народного хозяйства предъявляют  к водным ресурсам разные требования, поэтому водохозяйственное строительство  наиболее целесообразно вести комплексно, учитывая особенности каждой отрасли, а также изменения в режиме подземных и поверхностных вод, возникающие при строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений, которые нарушают экологические системы. Комплексное использование водных ресурсов позволяет наиболее рационально удовлетворять потребности в воде каждой отрасли народного хозяйства, оптимально сочетать интересы всех водопотребителей и водопользователей, экономить средства на строительство водохозяйственных сооружений.

2.Основные  направления охраны  и рационального использования водных ресурсов

Проблемы  охраны и рационального использования  водных ресурсов решаются, как правило, путем государственного регулирования  и в первую очередь — через  систему прогнозирования и планирования.

Основная  задача — поддержание водных ресурсов в пригодном для потребителя состоянии и их воспроизводство в целях полного удовлетворения нужд народного хозяйства и населения в воде.

Исходной  базой прогнозирования и планирования использования водных ресурсов являются данные водного кадастра и учета расходования вод по системе водохозяйственных балансов, бассейновых (территориальных) схем комплексного использования и охраны вод, а также проекты перераспределения вод между водопотребителями по бассейнам рек.

Водный  кадастр — это систематизированный сбор сведений о водных ресурсах и качестве вод, а также о водопользователях и водопотребителях, объемах потребляемых ими вод.

Прогноз использования водных ресурсов основывается на расчете водохозяйственного баланса, который содержит ресурсную и расходную части. Ресурсная (приходная) часть учитывает все виды вод, которые могут быть потреблены (естест венный сток, поступление из водохранилищ, подземные воды объем возвратных вод). На начало 1990-х гг. приходная часть водохозяйственного баланса составляла 23,7 км3, и по прогнозу на 2010—2015 гг. предполагается ее увеличение до 24,0 км3 за счет расширения забора подземных вод. Расходная часть водохозяйственного баланса определяет потребность в воде в разрезе отраслей народного хозяйства с учетом сохранения в реках транзитного стока, соответствующего экологическим требованиям и необходимого для поддержания санитарно-гигиенического состояния водоемов. Результатом балансового расчета является установление ожидаемого резерва (или дефицита) стока, объема, характера, а также сроков осуществления мероприятий по обеспечению водой народного хозяйства в рамках программы его развития на прогнозируемый период. При этом учитываются показатели, характеризующие сокращение забора свежей воды из поверхностных и подземных водных источников за счет совершенствования и внедрения безводных технологических процессов, развития систем повторно-последовательного использования воды, совершенствования схем водоснабжения и других аналогичных мероприятий.

Прогнозирование водопотребления на перспективный период основывается на расчетах водообеспечения населения, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Объем водопотребления на хозяйственно-питьевые и коммунальные нужды определяется численностью городского населения и нормами хозяйственно-питьевого водопотребления на одного жителя. На период до 2020 г. прогнозируется обеспечение всего населения питьевой водой нормативного качества в количестве 170 л/сут. Потребности промышленности определяются на основе расчета объема производства и норм водопотребления; потребности отдельных предприятий (объединений), а также лимиты отпуска воды — исходя из индивидуальных норм и нормативов. В прогнозируемый объем водопотребления на нужды сельскохозяйственного водоснабжения включаются потребности в воде сельского населения и животноводства, хозяйственные нужды сельхозпредприятий и производств по переработке сельскохозяйственного сырья. В долгосрочных прогнозах объемы водопотребления рассчитываются

по перспективным  нормам, учитывающим возможность совершенствования технологических процессов и внедрения безводных технологий, использование современного оборудования, развитие оборотных и бессточных систем водоснабжения и другие достижения научно-технического прогресса.

В современных  условиях водохозяйственные балансы основных бассейнов рек являются положительными. Водозабор на бытовые и хозяйственные цели не превышает в среднем 5—7 % ежегодно возобновляемых ресурсов. Таким образом, собственных водных ресурсов (без учета транзитного стока) вполне достаточно для удовлетворения потребностей в воде, лишь в засушливые периоды маловодного года возможен дефицит воды в бассейнах Припяти, Западного Буга и Днепра.

Рациональное  использование водных ресурсов предполагает проведение различных организационных и технических мероприятий, а также контроль над такими показателями, как отношение объема водоотведения к объему полученной свежей воды; кратность использования воды (т.е. отношение валового водопотребления к объему потребления свежей воды); соотношение предприятий, прекращающих сброс неочищенных и не- обезвреженных сточных вод, и общего количества предприятий. Особо важное значение имеют уменьшение абсолютного объема водопотребления за счет сокращения безвозвратных потерь и соблюдение научно обоснованных норм и лимитов водопотребления.

Для того чтобы предотвратить истощение  водных ресурсов и улучшить качество поверхностных и подземных вод, проводятся организационно-технические  мероприятия, в частности, очистка  сточных вод механическими, биологическими (биохимическими) и физико-химическими способами.

Механический  способ (наиболее доступный) состоит  в простом отстаивании сточной  жидкости для удаления из нее нерас- творенных и коллоидных частиц органического  или минерального происхождения. К  приспособлениям механической очистки относятся песколовки (задерживают частицы минерального происхождения) и отстойники (задерживают примеси органического происхождения, находящиеся во взвешенном состоянии). Они позволяют выделить из бытовых и производственных сточных вод до 60 и 95 % нерастворенных примесей соответственно. Очистка считается оконченной, если по местным условиям и согласно санитарным нормам сточные воды можно после дезинфекции спустить в водоем. Но, как правило, механическая очистка является предварительной стадией передбиологической (биохимической) очисткой.

Биологические (а точнее биохимические) способы  очистки основаны на использовании  микроорганизмов-минерализаторов, которые, размножаясь, перерабатывают и тем  самым преобразуют сложные органические соединения в простые, безвредные минеральные вещества. Таким образом удается практически полностью освободиться от органических загрязнителей, остающихся в воде после механической очистки. Соответствующие сооружения можно разделить на два основных типа: обеспечивающие биологическую очистку в условиях, близких к естественным (биологические пруды, поля фильтрации, поля орошения); осуществляющие очистку стоков в искусственно созданных условиях (биологические фильтры, аэротенки - специальные емкости).

К физико-химическим способам очистки сточных вод относятся: электрохимическая обработка в электрических полях, электрокоагуляция, электрофлотация, ионный обмен, кристаллизация и др.

Очистка сточных вод данными способами  имеет две конечные цели:

  1. регенерацию — извлечение из сточных вод ценных веществ;
  2. деструкцию — разрушение загрязняющих веществ и удаление продуктов распада из воды.

Для ликвидации бактериального загрязнения применяется  обеззараживание сточных вод (дезинфекция).

Наиболее  перспективными являются технологические схемы, позволяющие исключить сброс сточных вод.

Эффективным методом борьбы с загрязнением водоемов признано внедрение повторно-последовательного  и оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях. При оборотном водоснабжении  вода, забираемая из природного источника, рециркулирует затем в рамках применяемых технологий (охлаждаясь или очищаясь) без сброса в водоем или канализацию. В настоящее время объем оборотного и последовательного использования воды достигает 90 % общего объема водопотребления на производственные нужды.

3.Управление  водными ресурсами,  правовое и экономическое  регулирование их  использования

Водные  ресурсы используются и охраняются мировым сообществом как важнейший  компонент природной среды, основа жизнедеятельности человека и условие функционирования экологических систем. Мировые водные системы разделены национальными границами, следовательно, требуют справедливого и устойчивого управления, способного реагировать и на процессы в гидросфере, и на изменения социально-экономических потребностей, обусловленные политической ситуацией и сменой общественных ценностей. В настоящее время происходит переход от традиционного, фрагментарного (разделенного на части) управления водными ресурсами к интегрированному управлению.

В научной  литературе интегрированное управление водными ресурсами рассматривается как процесс, который способствует согласованному использованию воды и управлению ею во взаимосвязи с земельными и другими ресурсами посредством приемлемых для всех водопользователей способов с целью достижения экономического и социального благосостояния, и при этом не ставит под угрозу устойчивость жизненно важных экосистем.

Сторонники  данной концепции в качестве единицы  управления рассматривают бассейн  реки, в пределах которого поверхностные и подземные воды количественно и качественно тесно связаны как между собой, так и с территорией. Каждой такой единице управления требуются приемлемая структура управления, ясное и устойчивое распределение воды, четкие критерии оценки качества и справедливое распределение всех благ.

Управление  водными ресурсами обусловливается  государственной политикой в  области использования и охраны вод. Она ориентирована на следующие  направления:

  • обеспечение безопасного и бесперебойного снабжения водой населения, промышленности и сельского хозяйства с соблюдением интересов других водопользователей, сохранением водноресурсного потенциала и биоразнообразия;
  • совершенствование организационных, правовых и экономических механизмов управления использованием и охраной вод;
  • проведение мероприятий по более глубокой очистке сточных вод, снижению выноса загрязняющих веществ, внедрению безводных и малоотходных технологий.

Разработка  и реализация водохозяйственых и  водоохранных мероприятий координируются государственным органом управления. В настоящее время эти функции выполняет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое разрабатывает проекты законодательных актов и стандарты, выдает разрешения на использование воды в различных сферах экономики. В существующей системе управления использованием и охраной вод немалую роль играет Министерство здравоохранения: оно устанавливает стандарты качества питьевой воды и проводит соответствующий мониторинг. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства возложена обязанность по планированию, строительству и эксплуатации систем водоснабжения и канализации, установок по очистке воды. Государственное предприятие, отвечающее за водоснабжение и установки по очистке сточных вод, — организация «Водоканал». Необходимым элементом управления водными ресурсами являются разрешения на специальное водопользование, регламентирующие объем забора свежей воды и сброса сточных вод, а также концентрацию загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых промышленными, коммунальными и сельскохозяйственными предприятиями.

Правовую  основу управления водными ресурсами  составляют Водный кодекс (1998 в редакции 2009 г.), Закон «О питьевом водоснабжении» (1999 в редакции 2008 г.) и другие нормативные  правовые акты. В задачу водного  законодательства входит регулирование отношений в сфере использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах, предотвращения загрязнения, засорения и исчерпания вод, предупреждения и ликвидации вредного воздействия сточных вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов.

Информация о работе Экономические проблемы водных ресурсов