Экология человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:19, реферат

Краткое описание

Вот круг проблем экологии человека, к осмыслению которых невольно приходит каждый, кому по долгу службы или по интересам приходится заниматься экологическими, социальными, демографическими или медицинскими вопросами, исполнением решений, направленных к совершенствованию и обустройству нашего общего дома – Земли, ее национальных и региональных его квартир.

Оглавление

Экология человека: общие положения и определения (введение).
Человек и его окружение.
Человек – личность.
Психологические особенности личности.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

экология человека.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РТ  
КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н. ТУПОЛЕВА  
ОТДЕЛЕНИЕ СПО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ ПО ЭКОЛОГИИ НА ТЕМУ: 
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 
(общие положения и определения).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр. Л-310 
 Гатауллина Римма.

Проверил: Кулиев Ш.Т. 

2011 г.

Содержание 

    1. Экология человека: общие положения и определения (введение).
    2. Человек и его окружение.
    3. Человек – личность.
    4. Психологические особенности личности.

      Список литературы. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

  1. Экология  человека: общие положения  и определения (введение).
 

    "Человек  есть мера всем  вещам – существованию 

    существующих  и несуществованию  несуществующих".

    Быть  или не быть? Этот вопрос, который  в XVI веке поставил перед человечеством Шекспир устами принца Гамлета, встает сейчас со всей остротой перед людьми планеты Земля. Быть или не быть человеку? И если быть, то каким? И, в частности:

    -как выжить в условиях непрерывно и резко ухудшающейся экологической, а для россиян - экономической и социальной обстановки.

    -как сохранить свой генетический фонд, иммунитет и здоровье под прессом урбанизации, алкоголизации, наркотизации.

    -как противостоять развивающейся ВИЧ-инфекции и других опасных для здоровья и жизни заболеваний?

    -как сохранить свои этнические и культурные традиции под давлением современных информационных систем, возможностей интернета, массовой субкультуры, всевозможных сектантских притязаний на наши деньги, души и тела?

    Вот круг проблем экологии человека, к осмыслению которых невольно приходит каждый, кому по долгу службы или по интересам приходится заниматься экологическими, социальными, демографическими или медицинскими вопросами, исполнением решений, направленных к совершенствованию и обустройству нашего общего дома – Земли, ее национальных и региональных его квартир.

    Иногда  полезно вернуться в прошлое. Опустимся по лестнице времен в третий век до нашей эры, и прочтем  в трудах Аристотеля, что "... растения существуют ради живых существ, животные - ради человека, домашние животные служат человеку как для потребностей домашнего обихода, так и для пищи и других надобностей, чтобы получить от них одежду и другие необходимые предметы. Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создает все упомянутое ради людей". Нечто подобное усматриваем мы и в ветхом завете, когда после сотворения Человека, мужчины и женщины "И благословил их Бог и сказал им Бог: Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными и над всякими животными пресмыкающимися по земле" (Бытие 1.28)

    И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву сеющую семя, как есть на всей земле и всякое дерево у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу. (Бытие, 1.29).

    Из  этих древнейших и множества других текстов религиозного и научного содержания однозначно следует особое положение человека во вселенной. А  необходимость удовлетворения желаний, потребностей каждого человека и должно было быть главной заботой правительственных и иных чиновников. После этого необходимого вступления, определимся с содержанием термина "ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА"? СЭС определил экологию человека как "Область знаний, которая изучает влияние природной среды на человеческое общество и особенности урбанизированных биоценозов".

    Это определение не охватывает всего  человеческого окружения, поскольку  помимо природной среды любого человека окружает еще среда социальная, производственная, также оказывающие на него влияние. Кроме того в этом определении отсутствует сам человек, как личность, как единый живой организм, а также обратная связь между человеком и средой его обитания, на которую он активно воздействует.

    Согласно  Казначееву, экология человека есть "... новая синтезирующая наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психических и физических возможностей человека. Раскрытие закономерностей производственно-экономического целевого освоения регионов Земли в процессе их преобразования деятельностью человека".

    Подобная  трактовка экологии человека охватывает ряд смежных, достаточно самостоятельных  научных направлений, включая демографию, экономику, социологию, экономическую географию и корреспондирует с определением Б.Б.Прохорова, рассматривающего ее как ассоциацию медико-биологических, географических, исторических и общественных наук, которые в рамках экологии человека изучают взаимодействие групп населения с окружающей средой и географическими подразделениями.

    С ним согласна и ректор медицинского института ЯГУ П.Г.Петрова, которая  полагает, что "Сегодня мы с полным основанием можем сказать, что экология человека - это междисциплинарная  область знаний. Это конгломерат наук. Это наука о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Решение глобальных человеческих проблем, в том числе, и прежде всего - экологических, возможно лишь на основе синтеза знаний и коллективных усилий, направленных к решению этих проблем".

    (Позволю  напомнить, что конгломератом  называют горную породу, состоящую  из прочно сцементированных между  собой галечек обычно различных  по своему составу). Сказанное  позволяет рассматривать экологию  человека как науку о человеке, синтезирующую, в конечном итоге, все знания о нем.

    Тогда "экологию человека" можно определить как комплексную медико-эколого-социально-экономическую  отрасль знания, где здоровье людей, социальные, экономические и природные  условия рассматриваются как  взаимосвязанные составляющие среды и жизни человека.

    Отсюда  вытекает и основное назначение экологии человека как науки: обеспечить гармонизацию процессов взаимодействия людей  между собой и с внешней  средой, имея стратегическую цель - обеспечение  условий устойчивого развития общества в благоприятных для этого социальных, ресурсных и экологических условиях.

    И так, составными частями системы  знаний, которую можно определить как экология человека есть человек  и окружающая среда его обитания. Продолжим рассмотрение вопроса характеристикой человека.  
 

  1. Человек и его окружение.
 

   Не  вызывает сомнения существование взаимосвязи  здоровья человека с окружающей его  природной средой, в том числе - средой измененной воздействием на нее  человека. Однако, окружающая человека природная среда - это мощный, но не единственный фактор, определяющий наше здоровье: физическое и психическое состояние, работоспособность и возможности адаптации к изменению внешних условий. Оценить последствия взаимодействия человека со средой возможно с использованием системного анализа, позволяющего, пусть и с некоторой долей условности, рассмотреть всю совокупность факторов взаимодействия человека со средой. Попробуем построить такую систему взаимодействий на антропоцентрическом подходе, т.е. принимая условие, что центром происходящих в системе взаимодействий между ее компонентами является человек.

    Анализируя  структуру воздействующих на человеческую личность факторов - компонентов антропоцентрической  системы, и представив ее в форме  круга (или сферы), в центре которого пребывает человек, представляется возможным вычленить сегментов (или зон) взаимопроникающих друг в друга и, одновременно достаточно дифференцированных по своим свойствам и по последствиям воздействия на человека. Эти сегменты: Производственная сфера, в узком смысле слова - технологическая, обеспечивающая реализацию социальных и материальных, биологических потребностей человека, в первую очередь.

    Социальная, обнимающая социальные институты человеческих обществ (популяций, формаций), призванная обеспечить социальные потребности человека как одного из разумных членов общества:

    Информационная, проникающая во все сферы окружающей человека среды, но имеющая важнейшее  самостоятельное значение в формировании личности человека, его жизненных  ориентиров;

    Духовная, обеспечивающая духовные, культурные, интеллектуальные потребности человека, определяющая уровень его культуры, интеллекта;

    Природные, включая ее измененные, человеком, категории окружающей среды.

    Каждая  из этих сфер способна оказать внешние влияния на человека. Однако, не трудно показать, что последствия их воздействия на него будут определяться еще и внутренним содержанием человека, его психической устойчивостью и физическим состоянием. Порой нескромный взгляд приводит к выяснению отношений с самыми неблагоприятными последствиями для личностей, их выясняющих, а в другом обществе подобная неловкость может лишь вызвать снисходительную улыбку.

    Понятно также, что вычленение приведенных  выше сфер в системе факторов взаимодействующих  с человеком достаточно условно. Действительно, никакое производство не осуществимо без каждой из обозначенных здесь зон - природной, из которой черпаются природные ресурсы, информационной, несущей в себе представления об этих ресурсах, а также технологиях, которые могут быть использованы для их добычи и переработки, социальной, которая объединяет интересы работающих людей. И, тем не менее, правомерен и дифференцированный подход к анализу взаимодействия обозначенных зон с человеком в системе Человек « Окружающая среда. Однако, прежде чем обратиться к вопросам взаимодействия человека с компонентами окружающей его среды, необходимо коснуться и самого человека, рассмотреть природу возможных его реакций на эти воздействия.  
 

  1. Человек – личность.
 

    Согласно  ак. И.Т.Фролову: человек - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.

    В соответствии с представлениями  В.И.Вернадского, человек - составная  часть живого вещества Земли определенного  эволюционного типа, неразрывно связанная  в своем развитии и существовании со всей биосферой нашей планеты. Одновременно только он, человек обладает возможностями воздействия на окружающую его природу энергетическими категориями, недоступными никаким другим живым существам. Одновременно человек - это личность, то есть элемент определенных социальных структур. В настоящем разделе внимание сосредоточено именно на личностных характеристиках человека, а не на его биологической сущности.

    Человек как личность представляет собой  относительно устойчивую целостную  систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств, выраженных в его сознании и деятельности. Иначе, личность человека - есть устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как индивида, как члена общества или человеческой общности.

    Следовательно, личность - это всегда достаточно сложное  целое, в котором можно вычленить  три основные части или, как говорят  психологи - основных блока.

    1-й  блок - отражает направленность личности, систему ее отношений к окружающему  миру. Он раскрывается через мотивы поведения человека (т.е. причины, побуждающие его к деятельности или действиям, адекватным ситуациям), через потребности человека, его чувства, эмоции.

    2-й  блок объединяет возможности  личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности в той или иной области. В частности - это воля, способности, интересы.

    3-й  блок характеризует стиль поведения  личности и объединяет такие  черты, как характер и темперамент. 

    Анализ  всех этих признаков, в их сочетании, позволяют понять, а при необходимости - спрогнозировать, предвидеть те или иные действия человека, объяснить почему он поступил именно так, а не иначе. Остановимся подробнее на содержании этих трех блоков, начав их анализ с характеристики потребностей человека.

Информация о работе Экология человека