Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:42, научная работа
Глобальный кризис современной техногенной цивилизации в определяющей мере обусловлен драматическим состоянием экологии человеческих душ. Именно поэтому вопросы нравственного оздоровления общества, формирования духовных ориентиров являются сегодня наиболее актуальными.
Первым зафиксированным в истории научным текстом, затрагивающем проблему экологии человека была книга Гиппократа «О воздухах, водах и местностях», в которой описывалось влияние климата, рельефа, воды и времен года на здоровье жителей различных местностей.
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Сибирский государственный индустриальный университет
Институт экономики и менеджмента
Кафедра философии
Работа для конференции на тему:
Экология человека
как антропологическая
Выполнили: студенты гр. ЭСР-10
Килина М.С , Катцына Е.А, Сербаева П.О
Научный руководитель: к.н.ф., доцент
Ковыршина С.В.
Новокузнецк
2013г.
Глобальный кризис современной техногенной цивилизации в определяющей мере обусловлен драматическим состоянием экологии человеческих душ. Именно поэтому вопросы нравственного оздоровления общества, формирования духовных ориентиров являются сегодня наиболее актуальными.
Первым зафиксированным в
О зависимости путей развития человеческого общества и природы говорил и Геродот. Особенностями ландшафта, климата и плодородия почв он объяснял черты характера населяющих местность людей и происходящие политические события. Схожих взглядов придерживались Платон и Аристотель, указывая в своих сочинениях на зависимость характера людей и политических событий от природных условий.
В период средневековья все особенности
исторического развития народов
и их биологические отличия
Одной из важнейших предшественниц экологии человека явилась так называемая географическая школа в социологии, возникшая во второй половине ХVII века, итальянский врач Бернардино Рамаццини положил начало еще одной науки - медицинской географии, изучающей влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей.
Спустя несколько десятилетий
после возникновения
Родоначальник социологии Огюст Конт так же признавал участие таких факторов как климат, раса, народонаселение и ландшафт в развитии общества, считая их при этом второстепенными и значимыми лишь на «теологической» стадии развития человеческой цивилизации, каковой, по его мнению, соответствовала древность, античность и раннее средневековье. Американский ученый Дж. Бьюс отмечает, что линия «география человека - экология человека - социология», зародившаяся в трудах Огюста Конта, в дальнейшем была развита Д.-С. Милем и Г. Спенсером. Под названием «биология человека» это направление широко развивалось, в том числе и в трудах отечественных ученых. Определенный вклад в научное осмысление взаимоотношений человека и природы внес и Карл Маркс. Он понимал человека как природно-общественное существо и предлагал рассматривать историю с двух сторон, как историю природы и историю людей, с учетом того, что история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга.
Особый интерес к проблеме экологического
благополучия возник с началом промышленной
революции. В 1848 году в Англии был
принят закон о предупреждении заболеваний
и устранении вредных влияний
на производстве. В этот же период английские
врачи, а несколько позднее и
врачи других стран, начали составлять
таблицы смертности, которые помогали
выяснить влияние профессиональных
условий на длительность жизни работников.
В крупных европейских странах
в этот период врачи активно выступали
за создание государственных учреждений,
контролирующих воздействие окружающей
среды на человека. Так во Франции
в 1822 году при Министерстве внутренних
дел был создан Высший медицинский
совет, который решал вопросы
санитарного благоустройства, осуществлял
контроль за санитарным состоянием территорий
и проведением
В России первые сочинения, в которых
обсуждались вопросы
Спустя сто лет русский врач
А.А. Остроумов в «Клинических лекциях»,
опубликованных в 1895 году, писал: «Предметом
нашего изучения служит больной человек,
нормальная жизнь которого нарушена
условиями его существования». Он
отмечал, что «цель клинического
исследования - изучить условия существования
человеческого организма в
Постепенно связь между
В нашей стране экология человека в качестве специального научного направления долгое время не выделялась. Более того, до начала 1970-х годов она подвергалась активным атакам со стороны критиков, которые на базе марксистско-ленинской философии доказывали, что экология человека - «буржуазная лженаука», наряду с генетикой и кибернетикой, что она базируется на ложных концепциях, что представляет собой вариант социал-дарвинизма и не учитывает значения общественного строя как главного фактора влияния на организм человека.
И только начиная с 1990-х годов антропоэкология прочно утверждается в системе российского образования и науки.
Французский философ П. Тейяр де Шарден ввел понятие «экологии человека» [1]. Он писал: «Внезапный водопад разумной деятельности, это вторжение нового вида животного, который постепенно подчиняет себе все другие формы жизни, этот неудержимый поток полей, фабрик, заводов, это огромное растущее материальное и духовное созидание — все это возвещает перемену в жизни на Земле, перемену планетарного значения» («Феномен человека», 1948). Предметом «экологии человека» является исследование процесса взаимодействия природы и общества в планетарном масштабе с целью установить законы взаимодействия и взаимопроникновения их элементов и создать теорию управления этими процессами.
У Д.С.Лихачева экология — это прежде всего экология человека, экология, учитывающая человека как важнейший элемент системы, и учитывающая человека именно как человека, с его культурой, с его надприродными особенностями и потребностями, со всей его «надорганикой» — не как некоторым «пороком», влияние которого в природе надо свести к минимуму, но как неотъемлемым элементом «общего дома»[2]. В экологии, конструируемой Д.С.Лихачевым, человек рассматривается как личность, как свободное, ответственное и творчески активное существо, воспринимающее мир в этических и эстетических категориях[2]. Для Д.С.Лихачева, и для говорящей через ученого многовековой культурной традиции, гармония человека и природы — не в возвращении человека в «докультурное» состояние, «назад к природе», а напротив, в возделывании, окультуривании самой природы на разумных началах — можно сказать, на «культурных» или даже «экологических началах», так как сама «разумность» подхода к природе понимается ученым шире, чем просто «рациональность»: это и эстетическое, и этическое, это глубоко творческое преобразование природы[2].
Экология человека как наука появилась стараниями многих ученых. ЕЁ можно рассматривать в качестве широкой экологической проблемы, как это делал, например, С. С. Шварц (1974), или как самостоятельную дисциплину в рамках общей науки об окружающей среде[4]. В.П. Казначеев (1986) характеризует экологию человека как комплексную науку, призванную “изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека. [5]
На сегодня экологии человека
- это комплексная биосоциально-
Конечные задачи и цели экологии человека - способствование созданию гармоничного общества и формированию личности, живущего в гармонии с самим собой и с природой. Рассмотрение человека только с точки зрения телесной, биологической, физиологической, что характерно для многих исследований в области экологии человека, принципиально неверно. Рассматривать и решать проблемы экологии природы человека и экологии природы, можно только после того как уяснили зависимость этих проблем от культурных и духовных моментов.
В последние годы отмечается
возросший научный интерес к
антропологии: организуются соответствующие
кафедры, появляются публикации в научных
журналах и т. д. Существующие вполне
сложившиеся отдельные
Антропологические познания, безусловно, необходимы. Они позволяют углубить знания о биологической сущности человека и в то же время подчеркивают его особенности, выделяющие человека из системы животного мира, – прежде всего его духовность, психическую деятельность, социальные качества, культурологические аспекты его бытия. А целостность человека при ведущей роли духовно-нравственных устремлений может стать гарантом оздоровления экологической, политической, социальной обстановки, и экология человека, следовательно, становится важнейшей стадией формирования современного гуманизма. Необходимость обратить внимание на все эти проблемы очевидна.
Экология человека как антропологическая перспектива должна развиваться и дальше. Эта наука изучает закономерности взаимодействия людей с окружающей средой , проблемы развития «качества» народонаселения , сохранения и развития здоровья , совершенствования психофизических возможностей человека С помощью неё изучаются закономерности сохранения и развития здоровья населения, участвующего в производственно – экономическом целевом освоении регионов Земли , прежде мало охваченных деятельностью человека и , как правило, экстремальных по экологическим условиям, а также развивается сам человек как личность. Основные направления экологии человека строятся в соответствии с социально-целевым принципом , из которого вытекает , что объективное содержание этой науки есть изучение взаимодействия человека , направленное на благо человека.
Библиография
1. Тейяр де Шарден П. Феномен человека [Текст]: / П. Тейяр де Шарден — М.: Наука, 1987
2. Лихачев Д.С. Русская культура [Текст]: / Д.С.Лихачев - М.: «Искусство», 2000 — 440 с.
3. Экология человека . Основные проблемы. Издательство «Наука» .Москва 1988г.
4. Шварц С. С., Проблемы экологии человека, 'Вопросы философии', 1974, №9;
5.Казначеев В. П, Современные аспекты адаптации, Новосиб., 1980.
Информация о работе Экология человека как антропологическая перспектива