Экология человека как антропологическая перспектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:42, научная работа

Краткое описание

Глобальный кризис современной техногенной цивилизации в определяющей мере обусловлен драматическим состоянием экологии человеческих душ. Именно поэтому вопросы нравственного оздоровления общества, формирования духовных ориентиров являются сегодня наиболее актуальными.
Первым зафиксированным в истории научным текстом, затрагивающем проблему экологии человека была книга Гиппократа «О воздухах, водах и местностях», в которой описывалось влияние климата, рельефа, воды и времен года на здоровье жителей различных местностей.

Файлы: 1 файл

экология человека.docx

— 26.67 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Сибирский государственный  индустриальный университет

Институт экономики и  менеджмента

Кафедра философии

 

 

 

Работа для конференции  на тему:

Экология человека как антропологическая перспектива

 

 

Выполнили: студенты гр. ЭСР-10

Килина М.С , Катцына Е.А, Сербаева П.О

Научный руководитель: к.н.ф., доцент

Ковыршина С.В.

 

 

 

 

 

Новокузнецк

2013г.

Глобальный кризис современной  техногенной цивилизации в  определяющей мере  обусловлен драматическим состоянием экологии человеческих душ. Именно поэтому вопросы нравственного оздоровления общества, формирования духовных ориентиров являются сегодня наиболее актуальными.

Первым зафиксированным в истории  научным текстом, затрагивающем  проблему экологии человека была книга  Гиппократа «О воздухах, водах и  местностях», в которой описывалось  влияние климата, рельефа, воды и  времен года на здоровье жителей различных  местностей. Проведя сравнительную  характеристику народов, населяющих европейское, азиатское и африканское побережье  Средиземного моря Гиппократ сделал заключение, что именно факторы внешней  среды оказывают определяющее влияние  на формирование телесных и душевных свойств человека.

О зависимости путей развития человеческого  общества и природы говорил и  Геродот. Особенностями ландшафта, климата и плодородия почв он объяснял черты характера населяющих местность  людей и происходящие политические события. Схожих взглядов придерживались Платон и Аристотель, указывая в  своих сочинениях на зависимость  характера людей и политических событий от природных условий.

В период средневековья все особенности  исторического развития народов  и их биологические отличия объяснялись  божественным предопределением. Основным путем развития научной мысли  являлись разнообразные теории теологов. И лишь в эпоху Возрождения  вернулись идеи взаимосвязи исторического  развития цивилизаций с климатогеографическими особенностями территорий.

Одной из важнейших предшественниц экологии человека явилась так называемая географическая школа в социологии, возникшая во второй половине ХVII века, итальянский врач Бернардино Рамаццини положил начало еще одной науки - медицинской географии, изучающей влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей.

Спустя несколько десятилетий  после возникновения медицинской  географии, французский просветитель и философ Шарль Луи Монтескье  небольшим тиражом выпустил книгу  «О Духе законов». В отличие от авторов  тяжеловесных и догматичных трактатов  по вопросам права, его сочинение  приглашало читателя на экзотические прогулки по странам и эпохам, которые  позволяли увидеть все разнообразие человеческих обычаев и общественных установлений. Прослеживая зависимость  политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в гуманитарное знание естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии.

Родоначальник социологии Огюст Конт так же признавал участие таких  факторов как климат, раса, народонаселение  и ландшафт в развитии общества, считая их при этом второстепенными  и значимыми лишь на «теологической»  стадии развития человеческой цивилизации, каковой, по его мнению, соответствовала  древность, античность и раннее средневековье. Американский ученый Дж. Бьюс отмечает, что линия «география человека - экология человека - социология», зародившаяся в трудах Огюста Конта, в дальнейшем была развита Д.-С. Милем и Г. Спенсером. Под названием «биология человека» это направление широко развивалось, в том числе и в трудах отечественных ученых. Определенный вклад в научное осмысление взаимоотношений человека и природы внес и Карл Маркс. Он понимал человека как природно-общественное существо и предлагал рассматривать историю с двух сторон, как историю природы и историю людей, с учетом того, что история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга.

Особый интерес к проблеме экологического благополучия возник с началом промышленной революции. В 1848 году в Англии был  принят закон о предупреждении заболеваний  и устранении вредных влияний  на производстве. В этот же период английские врачи, а несколько позднее и  врачи других стран, начали составлять таблицы смертности, которые помогали выяснить влияние профессиональных условий на длительность жизни работников. В крупных европейских странах  в этот период врачи активно выступали  за создание государственных учреждений, контролирующих воздействие окружающей среды на человека. Так во Франции  в 1822 году при Министерстве внутренних дел был создан Высший медицинский  совет, который решал вопросы  санитарного благоустройства, осуществлял  контроль за санитарным состоянием территорий и проведением противоэпидемических мероприятий.

В России первые сочинения, в которых  обсуждались вопросы взаимоотношений  природы и общества, принадлежали Юрию Крижаничу (1618-1683). В своем труде «Политика» он впервые дал оценку природных ресурсов России того времени и поставил вопрос о рациональном размещении производства вблизи источников сырья. Идеи Крижанича продолжил В.Н. Татищев, который утверждал, что при развитии государства необходимо более полно учитывать особенности географической обстановки той или иной территории. К концу ХVIII века в России появляются научные идеи, которые затрагивают не только проблемы зависимости человека от природы, но и его воздействие на нее. В работах Н.Е. Черепанова и И.Н. Болтина признавался факт того, что «люди могут превращать через свой образ жизни плодородные страны в пустыни».

Спустя сто лет русский врач А.А. Остроумов в «Клинических лекциях», опубликованных в 1895 году, писал: «Предметом нашего изучения служит больной человек, нормальная жизнь которого нарушена условиями его существования». Он отмечал, что «цель клинического исследования - изучить условия существования  человеческого организма в среде».

Постепенно связь между качеством  окружающей среды и жизнедеятельностью людей попала в сферу интересов  широкого круга специалистов - географов, социологов, биологов, экономистов, врачей.

В нашей стране экология человека в качестве специального научного направления  долгое время не выделялась. Более  того, до начала 1970-х годов она  подвергалась активным атакам со стороны  критиков, которые на базе марксистско-ленинской  философии доказывали, что экология человека - «буржуазная лженаука», наряду с генетикой и кибернетикой, что  она базируется на ложных концепциях, что представляет собой вариант  социал-дарвинизма и не учитывает  значения общественного строя как  главного фактора влияния на организм человека.

И только начиная с 1990-х годов  антропоэкология прочно утверждается в системе российского образования и науки.

Французский философ П. Тейяр  де Шарден ввел понятие «экологии человека» [1]. Он писал: «Внезапный водопад разумной деятельности, это вторжение нового вида животного, который постепенно подчиняет себе все другие формы жизни, этот неудержимый поток полей, фабрик, заводов, это огромное растущее материальное и духовное созидание — все это возвещает перемену в жизни на Земле, перемену планетарного значения» («Феномен человека», 1948). Предметом «экологии человека» является исследование процесса взаимодействия природы и общества в планетарном масштабе с целью установить законы взаимодействия и взаимопроникновения их элементов и создать теорию управления этими процессами.

У Д.С.Лихачева экология — это прежде всего экология человека, экология, учитывающая человека как важнейший элемент системы, и учитывающая человека именно как человека, с его культурой, с его надприродными особенностями и потребностями, со всей его «надорганикой» — не как некоторым «пороком», влияние которого в природе надо свести к минимуму, но как неотъемлемым элементом «общего дома»[2]. В экологии, конструируемой Д.С.Лихачевым, человек рассматривается как личность, как свободное, ответственное и творчески активное существо, воспринимающее мир в этических и эстетических категориях[2]. Для Д.С.Лихачева, и для говорящей через ученого многовековой культурной традиции, гармония человека и природы — не в возвращении человека в «докультурное» состояние, «назад к природе», а напротив, в возделывании, окультуривании самой природы на разумных началах — можно сказать, на «культурных» или даже «экологических началах», так как сама «разумность» подхода к природе понимается ученым шире, чем просто «рациональность»: это и эстетическое, и этическое, это глубоко творческое преобразование природы[2].

Экология человека как  наука появилась стараниями многих ученых. ЕЁ можно рассматривать в качестве широкой экологической проблемы, как это делал, например, С. С. Шварц (1974), или как самостоятельную дисциплину в рамках общей науки об окружающей среде[4]. В.П. Казначеев (1986) характеризует экологию человека как комплексную науку, призванную “изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека. [5]

На сегодня экологии человека - это комплексная биосоциально-духовная стремительно развивающаяся отрасль науки. Она включает в себя огромное количество тем и проблем, органически связанных с природой, с общей экологией, а планетарный и космический результаты деятельности человека делают из неё одну из актуальнейших, если не актуальнейшую область знаний и практического приложения к нашей очень разбалансированной жизни. [3]

Конечные задачи и цели экологии человека - способствование  созданию гармоничного общества и формированию личности, живущего в гармонии с  самим собой и с природой. Рассмотрение человека только с точки зрения телесной, биологической, физиологической, что  характерно для многих исследований в области экологии человека, принципиально  неверно. Рассматривать и решать проблемы экологии природы человека и экологии природы, можно только после того как уяснили зависимость  этих проблем от культурных и духовных моментов.

В последние годы отмечается возросший научный интерес к  антропологии: организуются соответствующие  кафедры, появляются публикации в научных  журналах и т. д. Существующие вполне сложившиеся отдельные направления  этой науки – физическая антропология, включающая в себя учение о биологическом  антропогенезе и морфологии человека, философская антропология, а также  развивающиеся сегодня социальная и культурная антропология – должны быть интегрированы путем синтеза  их достижений в единые концептуально  оформленные линии.

Антропологические познания, безусловно, необходимы. Они позволяют углубить знания о биологической сущности человека и в то же время подчеркивают его особенности, выделяющие человека из системы животного мира, – прежде всего его духовность, психическую деятельность, социальные качества, культурологические аспекты его бытия. А  целостность человека при ведущей роли духовно-нравственных устремлений может стать гарантом оздоровления экологической, политической, социальной  обстановки, и экология человека, следовательно, становится важнейшей стадией формирования современного гуманизма. Необходимость обратить внимание на все эти проблемы очевидна.

Экология человека как антропологическая перспектива должна развиваться и дальше. Эта наука изучает закономерности взаимодействия людей с окружающей средой , проблемы развития «качества» народонаселения , сохранения и развития здоровья , совершенствования психофизических возможностей человека С помощью неё изучаются закономерности   сохранения и развития здоровья населения, участвующего в производственно – экономическом целевом освоении регионов Земли , прежде мало охваченных деятельностью человека и , как правило, экстремальных по экологическим условиям, а также  развивается сам человек как личность. Основные направления экологии человека строятся в соответствии с социально-целевым принципом , из которого вытекает , что объективное содержание этой науки есть изучение взаимодействия человека , направленное на благо человека.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Библиография

1. Тейяр де Шарден П.  Феномен человека [Текст]: / П. Тейяр де Шарден — М.: Наука, 1987

2. Лихачев Д.С. Русская культура [Текст]: / Д.С.Лихачев - М.: «Искусство», 2000 — 440 с.  

3. Экология человека . Основные проблемы. Издательство «Наука» .Москва 1988г.

4. Шварц С. С., Проблемы экологии человека, 'Вопросы философии', 1974, №9;

5.Казначеев В. П, Современные аспекты адаптации, Новосиб., 1980.

Информация о работе Экология человека как антропологическая перспектива