Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, принципы или основные начала предопределяют характер всего права. Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.

Оглавление

1. Общепризнанные принципы международного
права окружаю¬щей среды……………………………………………… 3
2. Принципы международной охраны окружающей
среды по Сток¬гольмской декларации 1972 г……………………..…. 5
3. Новейшее понимание принципов международной
охраны окру¬жающей среды по Декларации
Рио-де-Жанейро 1992 г. ………………………………………..…..…14
Задача 1 ………………………………………………………………..24
Задача 2 ………………………………………………………………..25
Список литературы ……………………………………………….… 27

Файлы: 1 файл

Экологическое право - контрольная-2.docx

— 48.62 Кб (Скачать)

 

  1. Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности, и компенсации такого ущерба. Государства обеспечивают оперативное и более решительное сотрудничество в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикций.

 

  1. Государства должны эффективно сотрудничать с целью противодействовать или воспрепятствовать перемещению и передаче в другие государства деятельности и веществ, которые наносят серьезный ущерб экологической среде или считаются вредными для здоровья человека.

 

  1. В целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

 

  1. Национальные власти должны стремиться обеспечить интернализацию экологических издержек и использование экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, нести расходы, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

 

  1. Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предлагаемых видов деятельности, которые, вероятно, окажут значительное негативное влияние на окружающую среду и которые должны утверждаться решением компетентного национального органа.

 

  1. Государства незамедлительно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые способны привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.

 

  1. Государства направляют потенциально пострадавшим государствам предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о мероприятиях, которые могут иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.

 

  1. Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие крайне необходимо для достижения устойчивого развития.

 

  1. Созидательные способности, идеалы и мужество молодежи мира следует мобилизовать в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить более светлое будущее для всех.

 

  1. Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды с учетом их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.

 

  1. Следует обеспечивать защиту среды обитания и природных ресурсов народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации.

 

  1. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивая защиту окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов, и сотрудничать при необходимости в деле его дальнейшего развития.

 

  1. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

 

  1. Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

 

  1. Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, провозглашенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

 

Результаты работы конференции  .

Спустя двадцать лет после  Стокгольма, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро  состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Форум собрал рекордное число участников: 179 государств направили в Бразилию в общей  сложности 8 тыс. делегатов. В его  работе приняли участие также 3 тыс. представителей неправительственных  международных организаций. Знаменательно, что параллельно с межправительственной конференцией в пригороде Рио-де-Жанейро  прошел Глобальный форум, который посетили более 20 тыс. частных лиц. Значение, которое высокопоставленные чиновники  и рядовые представители общественности, собравшиеся в Рио-де-Жанейро, придавали  решению экологических проблем, проявилось в девизе конференции: "Наш  последний шанс спасти планету".

 

Одним из результатов работы конференции явилось принятие Декларации по окружающей среде и развитию и  амбициозной программы действий под названием "Повестка дня на XXI век". Декларация представляет собой свод 27 принципов, которые во многом перекликаются с положениями Стокгольмской предшественницы. В то же время в Декларации Рио-де-Жанейро нашли отражение кардинальные изменения, произошедшие в мире в 80-е гг. Так, красной нитью через весь текст Декларации проходит идея устойчивого развития, концептуальные основы которой были заложены в 1987 г. в знаменитом докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Принцип 3 Декларации, раскрывающий содержание концепции, гласит: "Право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы адекватно удовлетворять потребностям нынешнего и будущего поколений в областях развития и окружающей среды". Важно также отметить, что в Декларации предпринята попытка наметить общие контуры новой модели международного сотрудничества — "глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли" (принцип 7).

 

На конференции в Рио-де-Жанейро  были также открыты для подписания два важнейших глобальных соглашения: Рамочная конвенция об изменении  климата и Конвенция о биологическом  разнообразии. Конвенции направлены соответственно на достижение стабилизации содержания в атмосфере парниковых газов и обеспечение устойчивого  использования генетических ресурсов планеты. Оба документа, хотя и имеют  огромное значение, составляют лишь фундамент  для последующего развития правового  регулирования в данных областях. Предполагается, что для реализации целей, определенных в конвенциях, государства  должны разрабатывать национальные планы, принимать соответствующие  законы и заключать международные  соглашения, уточняя тем самым  обязательства, взятые на себя в Рио.

 

Как и документы, одобренные в Стокгольме, решения конференции  в Рио-де-Жанейро (прежде всего, план мероприятий "Повестка дня на XXI век") имели определенные организационные последствия, главным из которых стало создание Комиссии по устойчивому развитию (КУР). КУР является вспомогательным органом ЭКОСОС, призванным поощрять и анализировать прогресс в осуществлении "Повестки дня на XXI век" на национальном, региональном и глобальном уровнях и содействовать комплексному и рациональному регулированию развития и охраны окружающей среды. Многие авторы расценивают учреждение КУР как едва ли не самый значительный итог конференции в Рио, однако, думается, подобные оценки несколько преувеличены. Дело в том, что ее полномочия носят весьма скромный характер. В компетенцию Комиссии не входит принятие каких-либо юридически обязательных решений. Более того, государства не обязаны, а лишь вправе предоставлять КУР свои доклады, что существенно ограничивает ее надзорные функции. Таким образом, Комиссия является чем-то вроде дискуссионного клуба, основная задача которого состоит в мобилизации политической воли государств. Вряд ли на современном этапе можно считать большой победой создание еще одной бюрократической структуры, имеющей перед собой наполеоновские планы, но не обладающей какими-либо властными рычагами.

 

В целом итоги конференции  в Рио-де-Жанейро вызывают неоднозначную  реакцию. С одной стороны, она  по праву может считаться исторической вехой в развитии международного природоохранного сотрудничества. Во-первых, собрав беспрецедентное число государственных  деятелей высшего ранга, форум в  Рио-де-Жанейро ознаменовал переход  экологических проблем из периферийной области международной политики в разряд главных приоритетов. Во-вторых, конференция, с ее акцентом на идее устойчивого развития, указала на необходимость комплексного подхода  к решению экологических проблем. В-третьих, помимо официальных делегаций  в Рио-де-Жанейро съехалось множество  представителей неправительственных  организаций и заинтересованных частных лиц, что придало межправительственной по статусу конференции достаточно демократичный характер, создав полезный прецедент на будущее.

 

С другой стороны, основанием для скепсиса может служить тот  факт, что в Рио выпукло проявились разногласия, существующие между промышленно  развитыми и развивающимися странами. Так, из-за противодействия стран "третьего мира" участникам форума не удалось  выработать соглашение по одной из самых животрепещущих проблем — тотальному уничтожению тропических лесов. Вместо договора на свет появился туманный документ под названием "Не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов". Более того, определенный раскол наметился и в рядах развитых стран: обструкции была подвергнута позиция Соединенных Штатов, вследствие чего в Конвенцию об изменении климата не вошли конкретные обязательства государств по объемам и темпам сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов. США отказались подписать Конвенцию о биологическом разнообразии, ссылаясь на то, что в ней адекватно не отражены права, связанные с интеллектуальной собственностью.

 

 

Задача 1.

Гражданин Гинейко на территории городского зоопарка г. Королев поймал лебедя и при попытке вывезти  тушу битой им птицы был задержан охраной зоопарка.

Дайте правовую квалификацию действий гражданина Гинейко.

 

Решение.

В данном случае имеет место  совершения преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ - жестокое обращение с  животными, повлекшее их гибель или  увечье, если это деяние совершено  из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением  садистских методов, или в присутствии  малолетних.

 

Субъект преступления –  вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.

 

Субъективная сторона  выразилась в форме прямого умысла, на убийство животного из корыстных  целей.

 

Объект – общественная нравственность

 

Объективная сторона –  причинение смерти лебедю из корыстных  побуждений.

 

 

Задача 2

На приусадебном участке  Иванова имелись запасы песка  и глины, которыми он пользовался  для своих хозяйственных нужд. Узнав об этом, знакомый Иванова  Сидоров обратился к нему с  просьбой о выделении необходимого количества песка и глины для  строительства жилого дома. Иванов дал согласие о добыче ископаемых на его участке при условии, что  Сидоров уплатит за это 500 рублей. Сделка состоялась.

Какие нормы действующего законодательства нарушены?

Каким образом  должны быть разрешены данные правоотношения?

 

Решение.

 

В данном случае был нарушен  абзац 1 статьи 1. 2 Закона РФ ""О  недрах"":

 

Статья 1. 2. Собственность  на недра

 

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное  пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной  собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами  находятся в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации.

 

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться  в иной форме. Права пользования  недрами могут отчуждаться или  переходить от одного лица к другому  в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

 

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной  государственной собственности, собственности  субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Информация о работе Экологическое право