Экологический кризис, его причины и возможности преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Объектом контрольно-курсовой работы является экологический кризис, а предметом – его особенности.
Цель данной работы – изучить проблему экологического кризиса сегодня. Для достижения цели был поставлен ряд задач: во-первых, выяснить, что представляет собой экологический кризис; во-вторых, выявить причины экологического кризиса; в-третьих, найти возможные пути преодоления экологических проблем и, в-четвертых, охарактеризовать экологическую обстановку в РФ.
При написании данной работы использовались следующие методы: метод анализа литературных источников, дедуктивный и индуктивный методы, исторический, сравнительный.

Оглавление

Введение
Понятие и сущность экологического кризиса………………………. .4.
Причины экологического кризиса …………………………………...12.
Возможные пути преодоления экологического кризиса …………..14.
Экологическая обстановка в РФ……………………………………....17.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

сделанная ккр экология.docx

— 63.90 Кб (Скачать)

Землепользователи должны проводить эффективные меры по повышению плодородия почв, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эрозии почв, не допускать засоления, заболачивания, загрязнения земель, зарастания их сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние почв.

Промышленные и строительные предприятия, организации, учреждения обязаны не допускать загрязнения сельскохозяйственных и других земель производственными и другими отходами, а также сточными водами.

Немаловажное значение для  охраны окружающей среды имеет выбор  территории для строительства новых и расширения существующих городов и других населенных пунктов. Следует выбирать территории на землях несельхозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства. Первоочередному освоению подлежат свободные от застройки земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этого города или другого населенного пункта19.

Несмотря на перечисленные  меры, несомненно, важнейшим направлением решения стоящих перед цивилизацией экологических проблем все-таки стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что искореняет главный экологический конфликт – конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира.

Нужно сделать так, чтобы  люди сами искренне пожелали оберегать  окружающую среду. А это возможно только в одном случае - если охрана природы станет делом выгодным, не будет противоречить материальной заинтересованности самого человека.

Требуется создание единого  международного Координирующего Органа, который успешно заменил бы существующие ныне, но не несущие никакой ответственности  более двух сотен координирующих организаций по вопросам охраны окружающей среды. Такой орган, ответственно взявшись за дело, не просто объединит воедино  разрозненные усилия для спасения неделимого целого, но сумеет вовлечь в этот процесс практически всех людей  Земли, используя для этой цели могущество материальной заинтересованности. Как  для отдельных граждан, так и  для государственных образований  в целом. Тогда отпадет надобность заставлять  людей беречь и защищать среду своего обитания. Люди сами будут  искренне заинтересованы в этом процессе. Ведь совпадут все движущие силы - материальная заинтересованность, здравомыслие, инстинкты  самосохранения и сохранения рода 20.

Экологическая обстановка в РФ

Основной закон нашего государства – Конституция Российской Федерации (ст. 42) утверждает, что «каждый  имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением».

В Совете безопасности РФ создана  Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности, для которой определен конкретный перечень задач. Однако на сегодняшний  день не выделены элементы понятия  «экологическая безопасность», ее составляющие, то есть не определены механизмы и методы обеспечения экологической безопасности.

В России сегодня принято  уже более 30 законодательных актов  природоохранной направленности, однако, поскольку все они являются рамочными, их применение не приводит к улучшению качества окружающей среды.

Главная причина отсутствия в России национальной системы экологической  безопасности заключается в том, что на сегодняшний день нет настоящего понимания опасности деградации окружающей среды и тех последствий, которые могут быть вызваны этими  процессами.

В настоящее время возникла необходимость создания пятой ветви  власти – экологической, основной целью  которой является гармонизация антропогенного воздействия на окружающую среду  на основе познания фундаментальных  закономерностей эволюции.

В России предпринимаются  шаги по разработке методологии экологической  безопасности. В 2002 г. в Государственную  думу был представлен проект Федерального закона «Об экологической безопасности», однако в связи с тем, что юристам  не удалось «выделить критерии экологической  безопасности из критериев охраны окружающей среды», этот закон не был подписан Президентом Российской Федерации21.

Таким образом, выход из экологического кризиса обусловлен выработкой четких критериев экологической безопасности.

С позиций системного подхода  система экологической безопасности должна иметь многоуровневый характер – от источника воздействия на окружающую среду до общегосударственного.

На каждом уровне организации  система экологической безопасности функционально состоит из трех стандартных  модулей, логически дополняющих  друг друга и только в своем  единстве составляющих систему, это: комплексная  экологическая оценка территории; экологический мониторинг; управленческие решения (экологическая политика).

Комплексная экологическая  оценка территории представляет собой  выявление и оценку количественных и качественных параметров комплекса  факторов экологической опасности, которые потенциально могут проявиться на оцениваемой территории.

Проявление факторов экологической  опасности должно быть зафиксировано  и оценено количественно (по возможности). Результаты оценки проявления факторов экологической опасности оформляются  в виде комплекта карт, без данных и кадастров.

Экологический мониторинг служит основой для разработки второго  модуля экологической безопасности, что позволяет получить знания природных  свойств компонентов окружающей среды, особенностей антропогенной  нагрузки и ее влияния на качество и состояние окружающей среды.

При этом по экологическим  мониторингом подразумевается подсистема регулярного прогноза параметров состояния  компонентов окружающей среды и  источников воздействия на окружающую среду.

Экологическая политика в  виде управленческих решений, которые  принимаются соответствующими контролирующими  и управляющими государственными органами, базируется на природоохранном законодательстве и является движущей силой системы  экологической безопасности территории 22.

Что касается непосредственно  состояния окружающей среды в Российской Федерации, то необходимо отметить, что несмотря на спад производства и осуществление ряда природоохранных мер как на федеральном, так и на региональном уровне, экологическая обстановка в наиболее населенных и промышленно развитых районах нашей страны остается неблагополучной, а загрязнение природной среды – высоким.

Среднегодовые уровни загрязнения  атмосферного воздуха во многих городах  и поселках превышают санитарные нормы. Не отвечает нормативным требованиям  качество воды в большинстве водных объектов. Усиливаются масштабы эрозии и утраты плодородия почв, деградации полезащитных лесонасаждений, сокращается  численность и исчезают популяции редких видов растений и животных, беднеют ландшафты 23.

Использование как невозобновляемых, так и возобновляемых природных  ресурсов недостаточно регулируется государством, хищническая эксплуатация природных  ресурсов ведет к деградации целых  природных комплексов, в том числе  к деградации и уничтожению территорий традиционного природопользования.

Усугубляются экологические  проблемы городов – территорий, на которых проживает большая  часть населения России. В результате строительства в водоохранных и  лесопарковых зонах ухудшается качество питьевой воды и санитарное состояние  пригородных территорий, сокращаются  возможности массовой рекреации.

Значительные территории России опасно загрязнены в результате чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий. Растет или остается на неприемлемо высоком уровне заболеваемость населения, обусловленная загрязнением окружающей среды, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, в местах интенсивного развития промышленности и химизации сельского хозяйства  растет число новорожденных с  врожденными дефектами.

В результате несвоевременно принимаемых (и постоянно сокращаемых  в объемах) противопожарных мер, лесные пожары остаются основным фактором, снижающим эколого-ресурсный потенциал  лесов России. Увеличиваются площади  лесов, погибающих от промышленных выбросов. Органы государственной власти не принимают  мер, обеспечивающих в необходимом  объеме лесовосстановительные работы.

При организации работ  по ликвидации накопленных опасных  видов вооружений (химического и  ядерного) проблемы обеспечения экологической  безопасности не привлекают должного внимания на государственном уровне. Выведенные из строя атомные подводные  лодки, ракетно-космические системы  и ракетное топливо, места хранения, уничтожения и объекты по производству химического оружия создают в  ряде случаев неприемлемый риск для  населения и экосистем.

Нерешенной и чрезвычайно  острой остается проблема переработки  бытовых и промышленных отходов. Предпринимаются попытки ввоза  в Россию опасных отходов, не пригодных  для употребления продуктов питания  и товаров, переноса на территорию России экологически грязных и опасных  технологий из других стран.

Растет число техногенных  аварий с неблагоприятными экологическими последствиями в промышленности, на транспорте и строительстве. Многие гидротехнические сооружения оказались  бесхозными, технически устарели или  эксплуатируются без соблюдения норм безопасности; растет число разрывов трубопроводов с опасными последствиями  для окружающей среды.

Значительная часть основных производственных фондов не отвечает требованиям экологической безопасности. Доля экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и на транспорте превышает 90 %.

Нередко проекты и программы  принимаются и осуществляются без  требуемой законом государственной  экологической экспертизы, а в  проектах отсутствует раздел «Оценки воздействия на состояние окружающей среды».

Неэффективны экономические  механизмы обеспечения неистощающего  и рационального природопользования, защиты окружающей среды и связанного с ней здоровья населения. Заниженная исходная стоимость природных ресурсов не стимулирует их бережного использования. В ходе приватизации и разгосударствления остались нерешенными вопросы компенсации  ущерба, нанесенного прошлой хозяйственной  деятельностью.

За последние годы произошла  деэкологизация государственного управления: сократилась государственная поддержка  природоохранной деятельности, перманентные реорганизации (сопровождавшиеся снижением  статуса и сокращением штатной  численности и объемов бюджетного финансирования) поставили государственную  систему охраны природы в критическое  положение.

Лишь в малой степени  финансируются уже принятые на федеральном  уровне целевые экологически ориентированные  программы; слабеют и оказываются  недостаточными системы государственного экологического, санитарно-эпидемиологического  и радиационного контроля и мониторинга; неоправданно затянулось принятие государственной  стратегии устойчивого развития.

Нарушаются законные права  граждан на благоприятную окружающую среду, компенсацию ущерба в результате ее ухудшения, на объективную и своевременную  информацию о состоянии окружающей среды, право на непосредственное участие  граждан в принятии решений, влияющих на состояние окружающей среды.

Не в полной мере реализуются  возможности решения экологических  проблем на уровне субъектов федерации. Органы местного самоуправления часто  устраняются от участия в решении  экологических проблем территорий.

Правоохранительные органы недостаточно активно способствуют укреплению экологического правопорядка, защите прав граждан и решению  проблем охраны природы; рассмотрение природоохранных дел часто затягивается или необоснованно прекращается; принятые судебные решения не выполняются  или выполняются не в полном объеме.

Средства массовой информации не уделяют должного внимания экологическим  проблемам, не дают полной и объективной  информации по проблемам охраны окружающей среды.

Не получает должной государственной  поддержки система экологического образования и просвещения 24.

Важно отметить, что к  очагам острого экологического неблагополучия в России относятся: территории, пострадавшие от чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; зоны опасного промышленного загрязнения – Кемеровская, Оренбургская, Томская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Иркутская, Омская, Вологодская области, Красноярский край и др.; территории варварского разграбления природных ресурсов – Приморский и Хабаровский края, Сахалин, Амурская и Камчатская области, республики Карелия, Калмыкия и Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий НО 25.

 

 

Заключение

Современная экологическая  ситуация показывает, что влияние  природы на человека зависит от объективных  закономерностей ее развития, и это  заставляет обращать пристальное внимание на изучение механизмов ее целостного функционирования. Так как в природе  «все связано со всем», невозможно воздействие  на часть системы без последствия  для всей системы (для биосферы, как  и для отдельного организма). Отсутствие или повреждение нескольких связей система может компенсировать, но если их будет нарушено много или  будут затронуты наиболее существенные из них, система прекращает существование. Чем она сложнее, тем больше у  нее скомпенсированных связей, что  и позволяет ее долго, безнаказанно разрушать. Но потом, когда пройден  порог адаптации, наступают необратимые  изменения, что и происходит с  биосферой в наше время.

Информация о работе Экологический кризис, его причины и возможности преодоления