Экологический аудит месторождений углеводородного сырья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:10, реферат

Краткое описание

Освоение месторождений углеводородного сырья сопровождается геологоразведочными, буровыми и строительными работами, прокладкой трубопроводов, дорог, ростом городов и поселков, развитием местной промышленности. Практически все технологические процессы нефтегазодобычи и сопутствующая ей деятельность являются потенциальными источниками загрязнения окружающей среды. Это связано с наличием в добываемом сырье и используемых материалах, в отводимых водах, выбросах, отходах различных поллютантов.

Оглавление

Введение…………………………………….………………………………….….………….….3
Мониторинг состояния недр……………………………………………….……………4
Особенности мониторинга месторождений углеводородов……….…………….……5
Государственный стандарты…………………………………………….………………6
Программа мониторинга месторождений углеводородов………....……..………….10
Разработка месторождений и антропогенное воздействие………..…………………10
Выбор параметров мониторинговых наблюдений……………………………….…..12
Словарь терминов и определений……………………………………………...……...12
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Литература……………………………………………………

Файлы: 1 файл

4. Экологический аудит месторождений УВ сырья.docx

— 48.15 Кб (Скачать)

Требования, устанавливаемые  государственными стандартами для  обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической  и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также  иные требования: устанавливаемые законодательством  Российской Федерации, являются обязательными  для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной  деятельности. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"(с изменениями от 9 мая 2005 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) ст. 5140.

Прямое отношение задачам  обеспечения режима безопасности работ  по нефтедобыче имеют системы  государственных стандартов по безопасности труда, охране природы, безопасности в  чрезвычайных ситуациях. Общее число  действующих государственных (ГОСТ РФ) и межгосударственных (в рамках СНГ) стандартов, в этих предметных областях, составляет более 100.

3.8 Отраслевые стандарты,  ведомственные нормы, руководства,  регламенты

В настоящее время к  проблемной области проектирования и строительства объектов нефтедобычи  России могут быть отнесены около  тысячи нормативно-технических документов, которые используются в отрасли  добычи, транспорта и хранения нефти  и газа на суше, а также нормативные  документы бывших союзных министерств  энергетики, транспортного строительства, водного хозяйства и других ведомств бывшего СССР.

Значительная доля документов ориентирована на нормативное регулирование  порядка разработки, проведения научно-исследовательских  и опытно- конструкторских работ, проектов организации строительства, оформления и согласования проектно-конструкторской  и технологической документации на разработку месторождений, их обустройство, строительство промысловых и  других объектов.

Система нормативных документов в области норм проектирования, расчетов и конструкторских норм, стандартов по пожарной безопасности, расчету  оснований и фундаментов технических  сооружений, надежности конструкций, инженерному  оборудованию зданий и сооружений, проектированию промысловых объектов, систем сбора и подготовки нефти  и газа содержит более 250 документов.

В области охраны окружающей среды имеется несколько десятков ведомственных нормативных документов, регламентирующих отдельные технологические  процессы в области нефтедобычи  в отношении воздействия на окружающую среду.

3.9 Международные стандарты

Международные стандарты, принимаемые Международной организацией по стандартизации (ИСО) и Международной  электротехнической комиссией (МЭК), региональные (европейские) стандарты, национальные стандарты других стран применяются  в Российской Федерации на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих региональных организаций  и национальных органов по стандартизации, если требования этих стандартов удовлетворяют  потребностям народного хозяйства.

В соответствии с положениями  Государственной системы стандартизации (ГСС) Российской Федерации, международные  и региональные стандарты (при условии  присоединения к ним Российской Федерации), а также национальные стандарты других стран (при наличии  соответствующих соглашений с этими  странами) применяются на территории Российской Федерации в качестве государственных стандартов.

Если международный, региональный или национальный стандарт другой страны, подлежащий применению, содержит ссылки на стандарты, не примененные в Российской Федерации, и при этом отсутствуют  государственные стандарты, необходимо до его применения решить вопрос о  применении этих стандартов.

Международные, региональные стандарты, национальные стандарты  других стран могут применяться  в качестве стандартов отраслей, стандартов предприятий, до их принятия в качестве государственных стандартов.

3.10 Федеральные стандарты

В настоящее время нефтепромысловые объекты, магистральные и промысловые  трубопроводы проектируются, строятся и эксплуатируются по федеральным (бывшим союзным) стандартам и нормам, утвержденным Госстандартом и Госстроем  России (СССР) и целой системой отраслевых норм, согласованных Госстроем России (СССР) и утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации (бывшими Миннефтепромом, Мингазпромом и Миннефтегазстроем  СССР).

Федеральную систему норм составляют нормы на проектирование (СНиП 2.05.06-85 "Строительные нормы  и правила. Магистральные трубопроводы") и производство работ (СНиП Ш-42-80 "Строительные нормы и правила. Правила производства и приемки работ. Магистральные  трубопроводы"), ГОСТ 25812-83 "Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии", а также  отраслевые нормативные документы (ВНТП 2-86 "Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов" и 3-85 "Нормы технологического проектирования объектов сбора, транспорта, подготовки нефти, газа и воды нефтяных месторождений", ВСН 51-3-8. ВСН 2-38-85 "Нормы проектирования промысловых стальных трубопроводов"), согласно которым нефтепроводы относятся  к объектам с безотходным технологическим  процессом.

Нормативные документы, касающиеся непосредственно учета аварийных  ситуаций на нефтепромысловых объектах и нефтепроводах, выпущены Госгортехнадзором, бывшей Госкомэкологией и Минэнерго  Российской Федерации.

Госкомэкологией России (ныне Министерство охраны окружающей среды  и природных ресурсов) был определен "Временный порядок оценки и  возмещения вреда окружающей среде  в результате аварии" (27.06.94 № 200) и  разработаны "Инструкция по идентификации  источника загрязнения водного  объекта нефтью" (02.08.94 № 241), "Методика определения размеров ущербов от деградации почв и земель" (11.07.94), "Таксы для исчисления размера  взыскания за ущерб, причиненный  юридическими и физическими лицами за уничтожение растений, грибов, млекопитающих, птиц и животных" (утверждено Минприродой, по согласованию с Минфином России, зарегистрированы в Минюсте России № 592 от 06.06.95), "Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба" (утверждено Госкомэкологией  России в 1999 г.).

Расчет ущерба и платы  за загрязнение атмосферного воздуха  и поверхностных вод вследствие разлива нефти при авариях  нефтепроводов производится в соответствии с положениями Постановления  правительства Российской Федерации  № 632 от 28.08.92 г. "Об утверждении порядка  определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов  и другие виды вредного воздействия".

Комплексная оценка земель, изъятых в постоянное или временное  пользование, загрязненных нефтепродуктами  или другими веществами, производится по различным методикам. Так экономическая  оценка земель Ханты-Мансийского АО проводится на основе "Инструкции по внедрению комплексной экономической  оценки природных ресурсов в качестве нормативов платежей при нецелевом использовании земель в административных районах ХМАО (Нефтеюганский район)", разработанной Институтом экономики УО РАН.

Методология экономической  оценки включает в себя оценку земельных, лесных и охотничьих ресурсов с ресурсами  побочного и второстепенного  пользования. Методика базируется на выделении  ключевых кварталов лесных угодий. Под ключевыми кварталами понимаются наиболее типичные для данной экологической  группы лесные угодья, болотистые и  обводненные территории с характерным  набором лесных, дикоросных и охотничьих ресурсов.

Экономическая оценка запасов  древостоя учитывает класс бонитета, полноту стояния, запас леса и  шкалу рентных надбавок на деловую  древесину. На продукцию побочного  использования учитываются лишь затраты на их заготовку. При экономической  оценке охотохозяйственных ресурсов отторгаемая  площадь увеличивается за счет фактора  беспокойства - действующего на расстоянии до 2 км от места проведения работ (буровые, вертолетные площадки, дороги и др.).

К особым условиям, дополнительно  повышающим экономическую оценку земель, относится транспортная доступность  средозащитная и социальная ценность территории. Учет особых условий производится на договорной основе между предприятиями  и органами местной власти с помощью  удорожающих коэффициентов.

Расчет ущерба, причиненного рыбному хозяйству, производится органами рыбоохраны в соответствии с "Временной  методикой оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкциии расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных  водоемах", утвержденных Госкомприродой и Минрыбхозом СССР (1990).

В развитие нормативного документа Госкомэкологии "Временный  порядок оценки и возмещения вреда  окружающей среде в результате аварии" в 1995 году Минтопэнерго РФ разработана  и утверждена "Методика определения  ущерба окружающей природной среде  при авариях на магистральных  нефтепроводах".

Анализ современного состояния  нормативно-правовой базы регулирования  промышленной и экологической безопасности процессов необходим при анализе, оценке и выборе вариантов обеспечения  безопасности. Решение указанных  задач с приемлемым качеством  и разумные сроки требует активной и хорошо скоординированной нормотворческой  работы, постановка которой в стране в последнее время подвергается справедливой критике.

Таким образом, существующая система нормативно-правового регулирования  имеет ряд недостатков:

многие законодательные  акты носят непрямой характер и нуждаются  в подкреплений соответствующими подзаконными актами;

не в полной мере урегулированы  правовые отношения операторов работ  с органами власти федерального, регионального  и местного уровней;

существует множество  контрольных и надзорных органов  и соответственно не согласованных  между собой процедур разрешительного  характера в области лицензирования различных видов деятельности, экспертизы и т.д.;

недостаточно проработаны  правовые механизмы экономического регулирования промышленной и экологической  безопасности.

  1. Программа мониторинга месторождений углеводородов

Первоосновой организации  и ведения объектного мониторинга  состояния недр является составление  и согласование  Программы работ, разрабатываемой для каждого  объекта с учетом его геоэкологической и технологической специфики.  Согласование Программы мониторинга должно проводиться  с территориальными  органами Федерального агентства РФ,  а для нефтегазодобывающих предприятий и с органами Ростехтехнадзора. Кроме того, для проектируемых или расположенных на территории месторождений углеводородного сырья или объектах нефтяного загрязнения водозаборов питьевого и технического водоснабжения, согласование выполняется с органами Роспотребнадзора.

Программа мониторинга состояния  недр на объектах нефтепродуктового  загрязнения является неотъемлемой частью Проекта разработки месторождения, входящего  в лицензионное соглашение.

Программа мониторинга МУ должна явиться одним из главных  по значимости документов в составе  Проекта разработки месторождений  УВС, поскольку именно на  основе информации ММУ необходимо принимать решения по обеспечению управления добычи углеводородного сырья, оценке натуральных показателей для назначения величины компенсационных выплат, обеспечению условий полноты выемки запасов углеводородов, предотвращению аварийных ситуаций, снижению негативных последствий эксплуатационных работ на окружающую природную среду. В этой связи представляется, что разработку Программ ММУ, а также крупных объектов нефтепродуктового загрязнения  (коридоры трасс газо- и нефтепроводов, территории НПЗ и др.) недропользователю следует поручать геологическим предприятиям, специализирующихся на решении научно-методических проблем мониторинга состояния недр (геологической среды).

 

  1. Разработка месторождений и антропогенное воздействие

При проведении ММУ следует  различать виды и источники антропогенного воздействия. К источникам антропогенного воздействия, связанным непосредственно  с добычей углеводородного сырья, относятся:

  • добывающие скважины и сооружения по сбору и транспорту нефти и газа (выкидные трубопроводы-шлейфы, групповые замерные установки и газосборные пункты, дожимные насосные и компрессорные станции, установки предварительного сброса попутных вод, напорные трубопроводы, сборные пункты и др.);
  • нагнетательные скважины системы ППД, трубопроводы (подводящие и разводящие), кустовые насосные станции, очистные сооружения;
  • поглощающие скважины, трубопроводы, насосные станции для закачки попутнодобываемых пластовых вод в непродуктивные поглощающие горизонты;
  • наблюдательные и  законсервированные скважины;
  • технологические площадки скважин, земляные шламовые амбары при бурении, капитальном и текущем ремонте скважин;
  • строительный и эксплуатационный периоды;
  • участки рекультивации земель;
  • водозаборы подземных вод, расположенные на площади месторождения, используемые для целей ППД и других технических нужд.

Информация о работе Экологический аудит месторождений углеводородного сырья