Экологические права и обязанности граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 17:30, доклад

Краткое описание

Впервые в российском законодательстве экологические права человека были закреплены в Законе РСФСР от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», а затем - в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г. и Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Файлы: 1 файл

Экологические права и обязанности граждан.docx

— 44.87 Кб (Скачать)

 

 Право на достоверную информацию вообще конкретизировано в Федеральном законе « Об информации, информатизации и защите информации». Так, согласно п. 1 ст. 12 Закона, пользователи (в том числе и граждане) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, за исключением информации с ограниченным доступом, причем доступ физических лиц и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за состоянием экологии. Согласно п. 3 ст. 12 указанного Закона, запрещено относить к информации с ограниченным доступом данные, содержащие экологическую информацию. В соответствии со ст. 13 Закона, на органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций и в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес; отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суде. Согласно ст. 24 Закона, во всех случаях лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, получившее недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

 
Огромное значение в обеспечении граждан правдивой и достоверной информацией о состоянии окружающей среды имеет Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 28.10.2002 г.) «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии со ст. 6 указанного Закона, информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях. Указанная информация, а также информация о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 
Закон РФ от 21.07.1993 г. (в ред. от 06.10.1997 г.) «О государственной тайне» содержит подробный перечень сведений, которые не могут быть засекреченными (ст. 7). В частности, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: 
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; 
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; 
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; 
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

 
Порядок информирования о состоянии окружающей среды установлен в Федеральном законе от 19.07.1998 г. № 113-ФЗ (в ред. от 25.06.2002 г.) «О гидрометеорологической службе». Согласно ст. 14 Закона, информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Информация общего назначения относится к федеральным информационным ресурсам в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

 
Создан Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, который формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Состав и структуру документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, порядок ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядок создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с Положением о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.1999 г. № 1410, основной задачей фонда является накопление и сохранение информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в целях обеспечения такой информацией отраслей экономики, Вооруженных Сил РФ и населения страны. Статья 16 Закона определяет порядок предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять данную информацию в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 
Согласно ст. 17 Закона, информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с указанным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды. Причем информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей), а специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров. Порядок предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении физическим и юридическим лицам иностранных государств устанавливается международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об участии в международном информационном обмене в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
Кроме того, ежегодно Правительство РФ обязано разрабатывать и опубликовывать ряд государственных докладов, в той или иной степени затрагивающих состояние окружающей среды. Это закреплено в следующих документах: 
- Постановление Правительства РФ от 29.04.1995 г. № 444 «О подготовке ежегодного государственного доклада «О состоянии защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; 
- Постановление Правительства РФ от 24.01.1993 г. № 53, утвердившее порядок разработки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды, и др. 

 

 

 

Права общественных и иных некоммерческих экологических объединений

Каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем участия в неформальных группах и объединениях. 
В соответствии со ст. 30 Конституции РФ, каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 
Правовой основой деятельности общественных объединений, в том числе и экологического профиля, являются следующие нормативные правовые акты, наполняющие указанную статью Конституции конкретным содержанием: 
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 (в ред. от 23.12.2003 г.) - статьи 116-123; 
- Федеральный закон от 19.05.1998 г. № 82-ФЗ (в ред. от 08.12.2003г.) «Об общественных объединениях»; 
- Федеральный закон от 12.01.1996г. № 7-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 г.) «О некоммерческих организациях». В частности, выделяют следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация, общественный фонд, общественное учреждение, общественное движение, орган общественной самодеятельности и др. 
Наиболее распространенной формой общественных объединений является общественная организация, которая представляет собой основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях»). 
Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей среды предусмотрены рядом законодательных актов, но наиболее полно они выражены в ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды». 
Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: 
- разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; 
- за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; 
- организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды; 
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан; 
- участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; 
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; 
- организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 
- организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; 
- рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы; 
- подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; 
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; 
- осуществлять другие предусмотренные законодательством права. Согласно ст. 24 Федерального закона «О радиационной безопасности населения», представителям общественных объединений предоставлено право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Кроме того, общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23 Закона). 
Градостроительный кодекс РФ (ст. 18) устанавливает право общественных объединений до утверждения градостроительной документации обсуждать, вносить предложения и участвовать в подготовке решений в области градостроительной деятельности в любой форме: участие в собраниях граждан, в общественных слушаниях и т.д. Помимо этого, граждане и их объединения до утверждения градостроительной документации могут проводить независимые экспертизы указанной документации за счет собственных средств. 
Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить опротестование Российским социальноэкологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации. 
В 1998-1999 гг. общественная организация юристов-экологов «Экоюрис» добилась в Верховном Суде РФ отмены ряда постановлений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы, принятых в период с 31.12.1995 г. по 21.02.1998 г. Указанные постановления были приняты с грубым нарушением экологического законодательства (не была проведена государственная экологическая экспертиза проектов постановлений Правительства РФ), что было отмечено в частном определении Верховного Суда РФ от 12.02.1999 г. 

 

 

Гарантии и защита экологических прав граждан

Наличие механизмов и процедур реализации и защиты экологических прав граждан - необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан. 
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды», органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке. 
Кроме того, при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. 
Существуют два основных способа защиты экологических прав граждан - административный и судебный. 
Административный способ заключается в возможности обращения гражданина с жалобой на неправомерные действия или решения в вышестоящие по отношению к нарушителю органы и организации, в органы местного самоуправления, в специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды или правоохранительные органы, т.е. без обращения в суд. 
Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866 (в ред. от 14.12.1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с Законом гражданин может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса. 
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. 
Помимо обращения в соответствующие природоохранные органы (о них - более подробно в разделе 1.7) граждане имеют право обращаться с заявлениями и в правоохранительные органы, в частности в Прокуратуру РФ. 
В соответствии с Законом РФ от 17.01.1992 г. (в ред. от 30.06. 2003 г.) «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ст. 1). 
Одной из задач Прокуратуры РФ является надзор за соблюдением прав и свобод, в том числе и экологических, человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 
С этой целью в рамках Прокуратуры РФ наряду с территориальными подразделениями созданы специализированные природоохранные прокуратуры по бассейновому или региональному принципам. Эти подразделения целиком заняты надзором за соблюдением экологического законодательства. 
Первые специализированные природоохранные прокуратуры были образованы на территории бывшего СССР в середине 80-х годов, и к 1990 г. их насчитывалось 110, причем две трети в России. 
Первой в России специализированной природоохранной прокуратурой, созданной по бассейновому принципу, является Волжская природоохранная прокуратура, образованная приказом Генерального прокурора СССР А.Я.Сухарева 27.04.1990 г. 
В 1998 году была образована Московская региональная природоохранная прокуратура (Москва и Московская область). Однако эта прокуратура в 2001 году ликвидирована с передачей функций Московской межрайонной прокуратуре, входящей в прокуратуру г. Москвы, и Московской областной - при Прокуратуре Московской области. 
Практика подтвердила правильность создания таких специализированных природоохранных прокуратур. Так, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в 1998-2000 гг. была проведена проверка исполнения законодательства о предотвращении загрязнения Волги и ее притоков затонувшими плавсредствами, т.е. источниками загрязнения реки нефтепродуктами и иными веществами с высокой токсичностью2, 1. 
В ходе проверки в акватории Волги выявлено 1171 затопленное (или полузатопленное) плавсредство, 40% из них - бесхозные. В результате 293 обнаруженных прокуратурой плавсредства извлечено, утилизировано или отремонтировано. В 1999-2000 гг. было выявлено 25 тыс. нарушений экологического законодательства, опротестовано 1468 незаконных правовых актов, более 6,6 тыс. человек привлечены к дисциплинарной, материальной и административной ответственности. Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации (омбудсменом). Институт уполномоченного по правам человека существует более чем в 100 государствах, существенно дополняя контрольные функции парламента по защите прав граждан. Эта должность была учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. 
Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». 
К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. 
Согласно ст. 20 Закона, Уполномоченный, получив жалобу, вправе: 
- принять ее к рассмотрению; 
- разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод; 
- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится ее разрешение по существу; 
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению. 
О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. 
Судебный способ защиты экологических прав граждан 
Конституция РФ наделяет каждого гражданина правом на судебную защиту (ст. 46). Конкретные формы реализации данного права в природоохранной сфере предусмотрены рядом федеральных законов, таких как: «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими нормативными правовыми актами. В частности, согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», граждане вправе предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде. 
Помимо возмещения вреда здоровью и имуществу вследствие ухудшения состояния окружающей среды, которое осуществляется в исковом порядке, граждане могут добиваться судебного обжалования незаконных действий и решений, нарушающих их экологические права и свободы (путем заявления жалобы). 
Порядок судебного обжалования регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г. (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ), а также Гражданским процессуальным кодексом РФ (глава 25). 
Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. В качестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: 
а) нарушены права и свободы гражданина; 
б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; 
в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. 
Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно. 
К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и предоставленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений). 
Обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы заявителя (истца). При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействие, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. 
Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражданина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд - один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же гражданином не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обращения в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы (ст. 5). Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. 
Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы (ст. 7). 
Определенные возможности в защите экологических прав граждан предоставляет ст. 980 Гражданского кодекса РФ: действие в чужом интересе без поручения. В соответствии с этой статьей, «действия без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица в целях предотвращения вреда его личности или имуществу, исполнения его обязательства или в его иных непротивоправных интересах (действия в чужом интересе) должны совершаться исходя из очевидной выгоды или пользы и действительных или вероятных намерений заинтересованного лица и с необходимой по обстоятельствам дела заботливостью и осмотрительностью». 
Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. 
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 15.12.2001 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» допускает запрос о проверке конституционности законов и иных нормативных актов РФ или договоров между органами государственной власти, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за некон- ституционности, либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять эти акты как не соответствующие Конституции РФ (ст. 85). Допускается проверка конституционности нормативного акта субъекта РФ в том случае, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ, природопользование, охрана окружающей среды и законодательство в этих сферах отнесены к предметам совместного ведения. 
Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом, правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в федеральном законе (ст. 96). Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных экологических прав принимается одно из двух решений: о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом. В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке. 
Наконец, после вступления Российской Федерации в Совет Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных прав, в том числе и экологических в Европейский суд по правам человека.  

 

Экологические обязанности граждан

Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. 
Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ. 
В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. 
По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности. 
Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов. 
Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны: 
- сохранять природу и окружающую среду; 
- бережно относиться к природе и природным богатствам; 
- соблюдать иные требования законодательства. 
В соответствии со ст. 10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны: 
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; 
- не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан-природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве. 
Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»). 
Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников - иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. 
Различают два основных вида экологических обязанностей - позитивные и запретительные. 
Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т.д. 
Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др.

Информация о работе Экологические права и обязанности граждан