Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:18, лекция
В соответствии с регламентом об экологической безопасности транспортных средств на территории РФ действуют ограничения в отношении выброса вредных веществ. Эти требования согласованы с европейскими стандартами EN-590, EN-228 и отвечают нормам Евро-2 – Евро-5.
Фактически, данное нормирование показывает необходимость коренных изменений моторного топлива. Относительно содержания в бензине ароматических углеводородов, требования по их концентрация выдерживаются с помощью современной технологической обработки – селективного гидрокрекинга, гидроочистки, термического и каталитического риформинга, которые на данные момент интенсивно внедряются нефтеперерабатывающими компаниями.
Экологические нормы и требования современных ГСМ
В соответствии с регламентом об экологической безопасности транспортных средств на территории РФ действуют ограничения в отношении выброса вредных веществ. Эти требования согласованы с европейскими стандартами EN-590, EN-228 и отвечают нормам Евро-2 – Евро-5. В качестве основных критериев для автомобильных бензинов выделены следующие показатели:
|
Категории | |||
№2 |
№3 |
№4 |
№5 | |
Октановое число, исследовательский метод ед., не менее |
92 |
95 |
95 |
95 |
Ароматические углеводороды, % содержание, не более |
55 |
42 |
35 |
35 |
Бензол, % содержание, не более |
5 |
1 |
1 |
1 |
Олефины, % содержание, не более |
- |
18 |
18 |
14 |
Сера, % содержание, не более |
500 |
150 |
50 |
10 |
Фактически, данное нормирование показывает необходимость коренных изменений моторного топлива. Относительно содержания в бензине ароматических углеводородов, требования по их концентрация выдерживаются с помощью современной технологической обработки – селективного гидрокрекинга, гидроочистки, термического и каталитического риформинга, которые на данные момент интенсивно внедряются нефтеперерабатывающими компаниями. Необходимо отметить, что наряду с этим, существуют показатели, нормализация которых может быть обеспечена только за счет специальных присадок и добавок – это антидетонационные и моющие свойства автомобильных бензинов. Исходя из таблицы, октановое число, начиная с категории №3 (соответствует Евро-3) и выше должно быть не менее 95 ед. Соблюдение этих требования создают трудности с регуляцией содержания ароматических углеводородов, так как они являются источником высокооктановых компонентов. Потеря октановых единиц при нормировании ароматических углеводородов (которая составляет 1 ед. на 5%) может быть скомпенсирована применением антидетонационных присадок.
Нефть и основные способы ее переработкиЗначение нефти и газаТрудно представить Экономически наиболее значимой составной частью топливо-энергетического комплекса ныне является нефтегазовый комплекс. Нефтегазовый комплекс включает нефтегазодобывающую, нефтегазоперерабатывающая, нефтегазохимическая отрасли промышленности, а также различные отрасли транспорта (трубопроводный, железнодорожный, водный, морской и др.) нефти, газового конденсата, природного газа и продуктов их переработки. Нефть и газ — уникальные и исключительно полезные ископаемые. Продукты их переработки применяют практически во всех отраслях промышленности, на всех видах транспорта, в военном и гражданском строительстве, сельском хозяйстве, энергетике, в быту и т. д. Из нефти и газа вырабатывают разнообразные химические материалы, такие как пластмассы, синтетические волокна, каучуки, лаки, краски, дорожные и строительные битумы, моющие средства и мн. др. Ресурсы и месторождения нефтиМировые извлекаемые запасы нефти оцениваются в 141,3 миллиарда тонн. Этих запасов при нынешних объемах добычи нефти хватит на 42 года. Из них 66,4 % расположено в странах Ближнего и Среднего Востока. Для этого региона характерно не только наличие огромных запасов нефти, но и концентрация их преимущественно на уникальных (более 1 миллиарда тонн) и гигантских (от 300 миллионов до 1 миллиарда тонн) месторождениях с исключительно высокой продуктивностью скважин. Среди стран этого региона первое место в мире по этому показателю занимает Саудовская Аравия, где сосредоточено более четверти мировых запасов нефти. Огромными запасами нефти в этом регионе обладают Ирак, Иран, Кувейт и Абу-Даби — арабские страны, каждая из которых владеет почти десятой частью ее мир. Запасов. Второе место среди регионов мира занимает Американский континент — 14,5 % мировых извлекаемых запасов нефти. Наиболее крупными запасами нефти обладают Венесуэла, Мексика, США, Аргентина и Бразилия. Извлекаемые запасы нефти в Африке составляют 6,9 %, в т. ч. в Ливии — 2,9 , Нигерии — 2,3 и Алжире — 0,9 % . В Западной Европе крупные месторождения нефти и газа расположены в акватории Северного моря, главным образом в британских (0,5 млрд т) и норвежских (1,5 млрд т) территориях. В Азиатско-Тихоокеанском Фракционный и углеводородный состав нефти и ее дистиллятных фракцийКак известно из курса химии нефти,
нефть — сложная По химическому составу нефти различных месторождений весьма разнообразны. Эти различия обусловливаются: l) геологическими и 2) возрастом нефти; 3) термобарическими условиями в пласте, глубиной залегания пласта; 4) воздействием на нефть В этой связи речь можно вести
лишь о составе, молекулярном строении
и свойствах «средне- Фракционный состав нефтей. Поскольку нефть представляет собой многокомпонентную непрерывную смесь углеводородов и гетероатомных соединений, то обычными методами перегонки не удается разделить их на индивидуальные соединения со строго определенными физическими константами, в частности температурой кипения при данном давлении Принято разделять нефть и нефтепродукты путем перегонки на отдельные компоненты, каждый из которых является менее сложной смесью. Такие компоненты называют фракциями или дистиллятами. В условиях лабораторной или промышленной перегонки отдельные нефтяные фракции отгоняются при постоянно повышающейся температуре кипения. Следовательно, нефть и ее фракции характеризуются не температурой кипения, а температурными пределами начала кипения и конца кипения. При исследовании качества новых нефтей (т. е. составлении технического паспорта), их фракционный состав определяют на стандартных перегонных аппаратах, снабженных ректификационными колоннами (например, на АРН–2 по ГОСТ 11011–85). Это позволяет значительно улучшить четкость погоноразделения и построить по результам перегонки так называемую кривую истинной температуры кипения в координатах температура — выход фракций в % мас., (или % об.). Кривая истиной температуры кипения показывает потенциальное содержание в нефти отдельных (узких) фракций, являющихся основой для последующей их переработки и получения товарных нефтепродуктов (автобензинных, реактивных, дизельных и энергетических топлив, смазочного масла и др.). Нефти различных месторождений значительно различаются по фракционному составу и, следовательно, по потенциальному содержанию дистиллятов моторного топлива и смазочных масел. Большинство нефтей содержит 10–30 % бензиновых фракций, выкипающих до 200 % и 40–65% керосино-газойлевых фракций, перегоняющихся до 350 °С. Известны месторождения легких нефтей с высоким содержанием светлых (до 350 °С). Так, Самотлорская нефть содержит 58 % светлых, а газо конденсаты большинства месторождений почти полностью (85–90 %) состоят из светлых. Добываются также очень тяжелые нефти, состоящие в основном из высококипящих фракций (например, нефть Ярегского месторождения, добываемая шахтным способом). Углеводный состав нефтей — является наиболее важным показателем их качества, определяющим выбор метода переработки, ассортимент и эксплуатационные свойства получаемых нефтепродуктовтов. В исходных нефтях содержатся в различных соотношениях все классы углеводов, кроме алкенов: алканы, цикланы, арены, а также гетероатомные соединения. Алканы (СnН2n+2) — парафиновые углеводы — составляют значительную часть групповых компонентов нефтей, газо конденсатов и природных газов. Общее содержание их в нефтях составляет 25–75 % маc. и только в некоторых парафинистых нефтях типа Мангышлакской достигает 40–50 %. С повышением молярной фракций нефти содержание в них алканов уменьшается. Попутные нефтяные и природные газы практически полностью, а прямогонные бензины чаще всего на 60–70 % состоят из алканов. В масляных фракциях их содержание снижается до 5–20 % маc. Из алканов в бензинах преобладают 2- и 3-монометилзамещенные, при этом доля изоалканов с четвертичным углеродным атомом меньше, а этил- и пропилзамещенные изоалканы практически отсутствуют. С увеличением числа атомов углерода в молекуле алканов свыше 8 относительное содержание монозамещенных снижается. В газойлевых фракциях (200–350 °С) нефтей содержатся алканы от додекана до эйкозана. Установлено, что среди алканов в них преобладают монометилзамещенные и изопреноидные (с чередованием боковых метильных групп через три углеродных атома в основе углеродной цепи) структуры. В среднем содержание алканов изопреноидного строения составляет около 10–11 %. Циклоалканы (ц. СnН2n) — нафтеновые
углеводы — входят в состав всех
фракций нефтей, кроме газов. В
среднем в нефтях различных типов
они содержатся от 25 до 80 % мас. Бензиновые
и керосиновые фракции Цикланы являются наиболее высококачественной составной частью моторного топлива и смазочных масел. Моноциклические цикланы придают моторному топливу высокие эксплуатационные свойства, являются более качественным сырьем в процессах каталитического реформинга. В составе смазочных масел они обеспечивают малое изменение вязкости от температуры (т. е. высокий индекс). При одинаковом числе углеродных атомов цикланы по сравнению с алканами характеризуются большей плотностью и, что особенно важно, меньшей температурой застывания. Арены (ароматические углеводороды) с эмпирической формулой СnНn+2–2Ка (где Ка — число ареновых колец) — содержатся в нефтях обычно в меньшем количестве (15–50 %), чем алканы и цикланы, и представлены гомологами бензола в бензиновых фракциях. Распределение их по фракцмям различно и зависит от степени ароматизированности нефти, выражающейся в ее плотность. В легких нефтях содержание аренов с повышением температуры кипения фракции, как правило, снижается. Нефти средней плотности цикланового типа характеризуются почти равномерным распределением аренов по фракциям. В тяжелых нефтях содержание их резко возрастает с повышением температуры кипения фракций. Установлена следующая закономерность распределения изомеров аренов в бензиновых фракциях: из C8-аренов больше 1,3-диметилзамещенных, чем этилбензолов; С9-аренов преобладают 1,2,4-триметилзамещенные. Арены являются ценными компонентами в автобензине (с высокими октановым числом), но нежелательными в реактивном топливе и дизельном топливе. Моноциклические арены с длинными боковыми алкильными цепями придают смазочным маслам хорошие вязкостно-температурные свойства. Классификация нефтей, процессов их переработки и товарных нефтепродуктовКлассификация нефтей. Предложено множество научных классификаций нефтей (химическая, генетическая, технологическая и др.), но до сих пор нет единой международной их классификации. Химическая классификация. За ее основу
принято преимущественно В парафино-циклановых нефтях и их фракциях преобладают алканы и циклоалканы, содержание аренов и САВ мало. К ним относят большинство нефтей Урало-Поволжья и Западной Сибири. Для циклановых нефтей характерно высокое (до 60 % и более) содержание циклоалканов во всех фракциях. Они содержат количество твердых парафинов, смол и асфальтенов. К циклановым относят нефти, добываемые в Баку (балаханская и сураханская) и на Эмбе (доссорская и макатская) и др. В парафино-нафтено- Технологическая классификация Нефти подразделяют на: 1) 3 класса (I–III) по содержанию серы
в нефти (малосернистые, 2) 3 типа по потенциальному 3) 4 группы по потенциальному
содержанию базовых масел (М1– 4) 4 подгруппы по качеству базовых масел, оцениваемому индексом вязкости (И1–И4); 5) 3 вида по содержанию парафинов (П1–П3). Из малопарафинистых нефтей вида III можно получать без депарафинизации реактивные и зимние дизельные топлива, а также дистиллятные базовые масла. Из парафинистых нефтей П2 без депарафинизации можно получить реактивное топливо и лишь летнее дизельное топливо. Из высокопарафинистых нефтей П3, содержащих более 6 % парафинов, даже летнее дизельное топливо можно получить только после депарафинизации. Предварительную оценку потенциальных
возможностей нефтяного сырья можно
осуществить по комплексу показателей,
входящих в технологическую Техническая классификация Для оценки товарных качеств подготовленных на промыслах нефтей в 2002 г. был разработан применительно к международным стандартам и принят новый ГОСТ России Р 51858–2002, в соответствии с которым их подразделяют (классифицируют): — по содержанию общей серы на четыре класса (1–4); — по плотности при 20 °С на пять типов (0–4); — по содержанию воды и хлористых солей на 3 группы (1–3); — по содержанию сероводорода и легких меркаптанов на 3 вида (1–3). Кроме того, тип нефти, поставляемой на экспорт, определяется помимо плотности при 15 °С дополнительно по следующим показателям: Условное обозначение марки нефти состоит из четырех цифр, соответствующих обозначениям класса, типа, группы и вида нефти. Например, нефть марки 2,2Э,1,2 означает, что она сернистая, поставляется на экспорт, средней плотности, по качеству промысловой подготовки соответствует 1-й группе и по содержанию сероводорода и легких меркаптанов — 2-му виду. Классификация процессов переработки нефти Технологические процессы нефтеперерабатывающего завода принято классифицировать на следующие две группы: физические и химические. 1. Физическими (массообменными) процессами
достигается разделение нефти
на составляющие компоненты (топливные
и масляные фракции) без 1.1. Гравитационные (Электрообессоливающая утановка). 1.2. Ректификационные (атмосферная
трубчатка (перегонка), атмосферно-вакуумная
трубчатка, 1.3. Экстракционные (деасфальтизация,
селективная очистка, 1.4. Адсорбционные(депарафинизация
цеолитная, контактная очистка) 1.5. Абсорбционные (абсорбционно- 2. В химических процессах 2.1. Термические (термолитические). 2.2. Каталитические. Термические по типу протекающих химических реакций можно подразделить на: 2.1.1. Термодеструктивные (термический
крекинг, висбрекинг, коксование, пиролиз,
пекование, производство 2.1.2. Термоокислительные (производство битума, газификация кокса, углей и др.). В термодеструктивных процессах протекают
преимущественно реакции 2.2.1. Гетеролитические, протекающие
по механизму кислотного 2.2.2. Гомолитические,
протекающие по механизму окислительно- 2.2.3 Гидрокаталитические, Классификация товарных нефтепродуктов Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает исключительно большой ассортимент (более 500 наименований) газообразных, жидких и твердых нефтепродуктов. Требования к ним весьма разнообразны и диктуются постоянно изменяющимися условиями применения или эксплуатации того или иного конкретного нефтепродукта. Поскольку требования как к объему производства, так и к качеству товаров диктуют их потребители, то принято классифицировать нефтепродукты по их назначению, т. е. по направлению их использования в отраслях народного хозяйства. В соответствии с этим различают: 1. Моторные топлива. 2. Энергетические топлива. 3. Нефтяные масла. 4. Углеродные и вяжущие 5. Нефтехимическое сырье. 6. Нефтепродукты специального Моторное топливо в 1.1. Бензины (авиационные и 1.2. Реактивное топливо. 1.3. Дизельное топливо. Энергетические топлива 2.1. Газотурбинные. 2.2. Котельные и судовые. Нефтяные масла подразделяют на смазочные и несмазочные. Смазочные масла подразделяют на: 3.1. Моторные для поршневых и реактивных двигателей. 3.2. Трансмиссионные и осевые, предназначенные для смазки автомобильных и тракторных гипоидных трансмиссий (зубчатых передач различных типов) и шеек осей железнодорожных вагонов и тепловозов. 3.3. Индустриальные масла 3.4. Энергетические масла ( Углеродные и вяжущие 4.1. Нефтяные коксы. 4.2. Битумы. 4.3. Нефтяные пеки (связующие, пропитывающие,
брикетные, волокнообразующие Нефтехимическое сырье. К этой группе можно отнести: 5.1. Арены (бензол, толуол, ксилолы, нафталин и др.). 5.2. Сырье для пиролиза (нефтезаводские
и попутные нефтяные газы, прямогонные
бензиновые фракции, алкен 5.3. Парафины и церезины. Вырабатываются как жидкие (получаемые карбамидной и адсорбционной депарафинизацией нефтяных дистиллятов), так и твердые (получаемые при депарафинизации масел). Жидкие парафины являются сырьем для получения белкововитаминных концентратов, синтетически жирных кислот и поверхностно-активных веществ. Нефтепродукты специального назначения подразделяют на: 6.1. Термогазойль (сырье для производства технического углерода). 6.2. Консистентные смазки (антифрикционные, защитные и уплотнительные). 6.3. Осветительный керосин. 6.4. Присадки к топливам и маслам, деэмульгаторы. 6.5. Элементная сера. 6.6. Водород и др. Теоретические основы и технология процессов первичной переработки нефтиПодготовка нефти к переработке Нефть, извлекаемая из скважин, всегда содержит в себе попутный газ, механические примеси и пластовую воду, в которой растворены различные соли, чаще всего хлориды натрия, кальция и магния, реже — карбонаты и сульфаты. Обычно в начальный период эксплуатации месторождения добывается безводная или малообводненная нефть, но по мере добычи ее обводненность увеличивается и достигает 90…98 %. Очевидно, что такую «грязную» и сырую нефть, содержащую к тому же легколетучие органические (от метана до бутана) и неорганические (H2S, CO2) газовые компоненты, нельзя транспортировать и перерабатывать на нефтеперерабатывающих заводах без тщательной ее промысловой подготовки. Нефть подготавливается к переработке в 2 этапа — на нефтепромысле и на нефтеперерабатывающем заводе с целью отделения от нее попутного газа, механических примесей, воды и минеральных солей. Обессоливание нефтей на нефтеперерабатывающем заводе. В связи с продолжающимся укрупнением комбинированием технологических установок и широким применением каталитических процессов требования к содержанию хлоридов металлов в нефтях, поступающих на переработку, неуклонно повышаются. При снижении содержания хлоридов до 5 мг/л из нефти почти полностью удаляются такие металлы, как железо, кальций, магний, натрий и соединения мышьяка, а содержание ванадия снижается более чем в 2 раза, что исключительно важно с точки зрения качества реактивных и газотурбинных топлив, нефтяных коксов и др. нефтепродуктов. На современном отечественном нефтеперерабатывающем заводе считается вполне достаточным обессоливание нефтей до содержания хлоридов 3...5 мг/л и воды до 0,1 % мас. Чистая нефть, не содержащая неуглеводных примесей, и пресная вода взаимно нерастворимы, и при отстаивании эта смесь легко расслаивается. Однако при наличии в нефти таковых примесей система нефть–вода образует трудноразделимую нефтяную эмульсию. Эмульсии представляют собой дисперсные системы из двух взаимно мало- или нерастворимых жидкостей, в которых одна диспергирована в др. в виде мельчайших капель (глобул). Жидкость, в которой распределены глобулы, является дисперсионной средой, а диспергированная жидкость — дисперсной фазой. Различают два типа нефтяных эмульсий: нефть в воде (Н/В) — гидрофильная и вода в нефти (В/Н) — гидрофобная. В первом случае нефтяные капли образуют дисперсную фазу внутри водной среды, во втором — капли воды образуют дисперсную фазу в нефтяной среде. Образование эмульсий связано с поверхностными явлениями на границе раздела фаз дисперсной системы, прежде всего поверхностным натяжением. Поверхностно-активные вещества обладают способностью понижать поверхностное натяжение. Это свойство обусловлено тем, что добавленное поверхностно-активное вещество избирательно растворяется в одной из фаз дисперсной системы, концентрируется и образует адсорбционный слой — пленку поверхностно-активного вещества на границе раздела фаз. Снижение поверхностного натяжения способствует увеличению дисперсности дисперсной фазы, а образование адсорбционного слоя — своеобразного панциря на поверхности глобул — препятствует и коалесценции при отстаивании. Вещества, способствующие образованию и стабилизации эмульсий, называются эмульгаторами; вещества, разрушающие поверхностную адсорбционную пленку стойких эмульсий, — деэмульгаторами. Эмульгаторами обычно являются полярные вещества нефти, такие как смолы, асфальтены, асфальтеновые катализаты и их ангидриды, соли нафтеновых кислот, а также различные органические примеси. Установлено, что в образовании стойких эмульсий принимают участие также различные твердые углеводы — парафины и церезины нефтей. Тип образующейся эмульсии в значительной степени зависит от свойств эмульгатора: эмульгаторы, обладающие гидрофобными свойствами, образуют эмульсию типа В/Н, т. е. гидрофобную, а эмульгаторы гидрофильные — гидрофильную эмульсию типа Н/В. В промысловой практике чаще всего образуется гидрофобная эмульсия, т. к. эмульгаторами в этом случае являются растворимые в нефти смолисто-асфальтеновые вещества, соли органических кислот, а также тонкоизмельченные частицы глины, окислов металлов и др. Эти вещества, адсорбируясь на поверхности раздела нефть–вода, попадают в поверхностный слой со стороны нефти и создают прочную оболочку вокруг частиц воды. Наоборот, хорошо растворимые в воде и хуже в углеводах гидрофильные эмульгаторы типа щелочных металлов нефтяных кислот (продукт р-ции при щелочной очистке) адсорбируются в поверхностном слое со стороны водной фазы, обволакивают капельки нефти и таким образом способствуют образованию гидрофильной нефтяной эмульсии. Разрушение нефтяных эмульсий применением
деэмульгаторов, представляющих собой
синтетические поверхностно- 1) адсорбционного вытеснения с
поверхности глобул воды 2) образования нестабильных 3) химического растворения В результате на поверхности глобул воды образуется гидрофильный адсорбционный слой со слабой структурно-механической прочностью, т. е. происходит дестабилизация водонефтяной эмульсии. Образовавшиеся из стойких нестойкие эмульсии затем легко коалесцируют в крупные глобулы воды и осаждаются из дисперсионной среды (нефти). Именно стадия дестабилизации является лимитирующей суммарный процесс обезвоживания и обессоливания нефти. На установках обезвоживания и обессоливания нефти (Электрообессоливающая установка (ЭЛОУ) широко применяются водорастворимые, водонефтерастворимые и нефтерастворимые деэмульгаторы. Последние более предпочтительны, поскольку: — они легко смешиваются (даже при слабом перемешивании) с нефтью, в меньшей степени вымываются водой и не загрязняют сточные воды; — их расход практически не зависит от обводненности нефти; — оставаясь в нефти, предупреждают образование стойких эмульсий и их «старение»; — обладают ингибирующими коррозию металлов свойствами; — являются легкоподвижными жидкостями
с низкой температурой и могут
применяться без растворителя, удобны
для транспортирования и В качестве растворителей Водорастворимые деэмульгаторы применяют в виде 1–2 %-х водных растворов. Они частично вымываются дренажной водой, что увеличивает их расход на обессоливание. К современным деэмульгаторам предъявляются следующие основные требования: — они должны обладать максимально
высокой деэмульгирующей — не должны обладать бактерицидной активностью (от которой зависит эффективность биологической очистки сточных вод) и корродировать металлы. Этим требованиям более полно удовлетворяют и потому чаще всего применяются неионогенные деэмульгаторы. Они почти полностью вытеснили ранее широко применявшиеся ионоактивные (в основном анионоактивные) деэмульгаторы, такие как отечественный нейтрализованный черный контакт. Их расход на установках обессоливания нефти составлял десятки кг/т. К тому же они биологически не разлагаются, и применение их приводило к значительным загрязнениям водоемов. Неионогенные поверхностно- В нашей стране широкое применение получили следующие неионогенные деэмульгаторы: — ОЖК — оксиэтилированные жирные кислоты; — ОП-10 — окиэтилированные алкифенолы; — блоксополимеры полиоксиалкиленов следующих типов: 186 и 305 — на основе пропиленгликоля; 157, 385 — на основе этилендиамина (дипроксамин 157); 116 и 226 — на основе синтетических жирных кислот и 145 и 295 — на основе двух-атомных фенолов. Блоксополимеры оксиалкиленов являются более эффективными и универсальными деэмульгаторами, характеризующимися малым расходом (10–30 г/т) в процессах обезвоживания и обессоливания. У нас и за рубежом синтезировано
большое число Промышленный процесс Электрообработка эмульсий заключается в пропускании нефти через электрическое поле, преимущественно переменное промышленной частоты и высокого напряжения (15…44 кВ). В результате индукции электрического поля диспергированные капли воды поляризуются, деформируются (вытягиваются) с разрушением защитных пленок, и при частой смене полярности электродов (50 раз в секунду) увеличивается вероятность их столкновения и укрупнения, и в итоге возрастает скорость осаждения глобул с образованием отдельной фазы. По мере увеличения глубины обезвоживания расстояния между оставшимися каплями увеличиваются и коалесценция замедляется. Поэтому конечное содержание воды в нефти, обработанной в электрическом поле переменного тока, колеблется от следов до 0,1 %. Коалесценцию оставшихся капель воды можно усилить повышением напряженности электрического поля до определенного предела. При дальнейшем повышении напряженности поля ускоряются нежелательные процессы электрического диспергирования капель и коалесценция снова замедляется. Поэтому применительно к конкретному типу эмульсий целесообразно подбирать оптимальные размеры электродов и расстояния между ними. Количество оставшихся в нефтях солей зависит как от содержания остаточной воды, так и от ее засоленности. Поэтому с целью достижения глубокого обессоливания осуществляют промывку солей подачей в нефть оптимального количества промывной (пресной) воды. При чрезмерном увеличении количества промывной воды растут затраты на обессоливание нефти и количество образующихся стоков. В этой связи, с целью экономии пресной воды, на электрообессоливающих установках многих нефтеперерабатывающих заводов успешно применяют двухступенчатые схемы с противоточной подачей промывной воды. Тепловая обработка эмульсий заключается в подогреве до оптимальной для данной нефти температуры (60…150 °С) в зависимости от ее плотности, вязкостно-температурной характеристики, типа эмульсии и давления в электродегидраторе или отстойнике термохимического обезвоживания. Повышение температуры до определенного предела способствует интенсификации всех стадий процесса деэмульгирования: во-первых, дестабилизации эмульсий в результате повышения растворимости природных эмульгаторов в нефти и расплавления бронирующих кристаллов парафинов и асфальтенов и, во-вторых, возрастанию скорости осаждения капель воды в результате снижения вязкости и плотности нефти, тем самым уменьшению требуемого расхода деэмульгатора. Обычно как оптимальную в дегидраторах подбирают такую температуру, при которой вязкость нефти составляет 2…4 сСт. Многие нефти достаточно хорошо обессоливаются при 70…90 °С. При повышении температуры нагрева нефти приходится одновременно повышать и давление, чтобы поддерживать жидкофазное состояние системы и уменьшить потери нефти и пожароопасность. Однако повышение давления вызывает необходимость увеличения толщины стенок аппаратов. Современные модели электродегидраторов рассчитаны на давление до 1,8 МПа. На технико-экономические показатели электрообессоливающей установки влияют также интенсивность и продолжительность перемешивания эмульсионной нефти с раствором деэмульгаторов. Так, для деэмульгаторов с малой поверхностной активностью, особенно когда они плохо растворимы в нефти, требуется более интенсивное и продолжительное перемешивание, но не настолько, чтобы образовалась высокодисперсная система, которая плохо осаждается. Обычно перемешивание нефти с деэмульгатором осуществляют в сырьевом центробежном насосе. Однако лучше иметь такие специальные смесительные устройства, как диафрагмы, клапаны, вращающиеся роторы и т. д. Целесообразно также иметь на электрообессоливающей установке дозировочные насосы малой производительности. Основным аппаратом — более благоприятными условиями для осаждения капель воды, которые можно оценить удельной площадью горизонтального сечения (зеркала отстоя) и линейной скоростью движения нефти; — примерно в 3 раза большей удельной
производительностью при — простотой конструкции, меньшим количеством электрооборудования при большей площади электродов, удобством монтажа, обслуживания и ремонта; — способностью работать при повышенных давлении и температуре. Электродегидратор представляет собой горизонтальный цилиндрический аппарат, внутри которого посередине горизонтально параллельно друг другу на расстоянии 25…40 см установлены 3 пары электродов, между которыми поддерживается напряжение 32…33 кВ. Ввод сырья в электродегидратор и вывод из него осуществляются через расположенные в нижней и верхней частях аппарата трубчатые перфорированные распределители (маточники), обеспечивающие равномерное распределение восходящего потока нефти. В нижней части электродегидратора между распределителем и электродами поддерживается определенный уровень воды, содержащей деэмульгатор, где происходит термохимическая обработка эмульсии и отделение наиболее крупных капель воды. В зоне между зеркалом воды и плоскостью нижнего электрода нефтяная эмульсия подвергается воздействию слабого электрического поля, а в зоне между электродами — воздействию электрического поля высокого напряжения. Технико-экономические В последние годы за рубежом и в нашей стране новые атмосферно-вакуумные трубчатки или комбинированые установки (типа ЛК-6у) строятся только с встроенными горизонтальными электродегидраторами высокой единичной мощности. В настоящее время разработан и внедряется горизонтальный электродегидратор объемом 200 м3 типа 2ЭГ-200 производительностью 560 м3/ч (D = 3,4 м и L = 23,5 м) и разрабатывается перспективная его модель с объемом 450 м3 с улучшенной конструкцией электродов. Смесь сырой нефти, деэмульгатора и содово-щелочного раствора (последний вводится для подавления сероводородной коррозии) нагревается в темплообменнике (в отдельно стоящей электрообессоливающей установке дополнительно в пароподогревателе) до оптимальной температуры, смешивается в инжекторном смесителе промывной водой из электродегидратора второй ступени и подается в два после довательно работающих электродегидраторов ЭГ-1 и ЭГ-2. На входе в ЭГ-2 в поток частично обессоленной нефти подается свежая вода (речная, оборотная или паровой конденсат) в количестве 5…10 % мас. на нефть. После охлаждения в теплообменнике обессоленная и обезвоженная нефть отводится в резервуары подготовленной нефти, а на секции электрообессоливающих комбинированных установок она без охлаждения подается на установки первичной перегонки нефти. Теоретические основы процессов перегонки нефтиС основными закономерностями процессов физической переработки нефти и газов, в частности перегонки и ректификации, а также конструкцией и принципами работы их аппаратов студенты ознакомились в курсе «Процессы и аппараты нефтепереработки». В этой связи ниже будут изложены лишь обобщающие сведения по теоретическим основам процессов, получивших в нефтепереработке наименование первичной (прямой) перегонки (переработки), подразумевая, что продукты этих головных на нефтеперерабатывающем заводе процессов будут подвергаться далее вторичной (физической или химической) переработке с получением товарных нефтепродуктов или их компонентов. Общие сведения о перегонке и ректификации нефти Перегонка (фракционирование) — это процесс физического разделения нефти и газов на фракции (компоненты), отличающиеся друг от друга и от исходной смеси по температурным пределам (или t) кипения. Перегонка с ректификацией — наиболее распространенный в химической и нефтегазовой технологии массообменный процесс, осуществляемый в аппаратах — ректификационных колоннах — путем многократногопротивоточного контактирования паров и жидкости. Контактирование потоков пара и жидкости может производиться либо непрерывно (в насадочных колоннах), либо ступенчато (в тарельчатых ректификационных колоннах). При взаимодействии встречных потоков пара и жидкости на каждой ступени контактирования (тарелке или слое насадки) между ними происходит тепло- и массообмен, обусловленные стремлением системы к состоянию равновесия. В результате каждого контакта компоненты перераспределяются между фазами: пар несколько обогащается низкокипящими, а жидкость — высококипящими компонентами. При достаточно длительном контакте и высокой эффективности контактного устройства пар и жидкость, уходящие из тарелки или слоя насадки, могут достичь состояния равновесия, т. е. температуры потоков станут одинаковыми и при этом их составы будут связаны уравнениями равновесия. Такой контакт жидкости и пара, завершающийся достижением фазового равновесия, принято называть равновесной ступенью, или теоретической тарелкой. Подбирая число контактных ступеней и параметры процесса (температурный режим, давление, соотношение потоков, флегмовое число и др.), можно обеспечить любую требуемую четкость фракционирования нефтяных смесей. Место ввода в ректификационную колонну нагретого перегоняемого сырья называют питательной секцией (зоной), где осуществляется однократное испарение. Часть колонны, расположенная выше питательной секции, служит для ректификации парового потока и называется концентрационной (укрепляющей), а другая — нижняя часть, в которой осуществляется ректификация жидкого потока, — отгонной, или исчерпывающей, секцией. Различают простые и сложные колонны. Простые ректификационные колонны обеспечивают разделение исходной смеси (сырья) на два продукта: ректификат (дистиллят), выводимый с верха колонны в парообразном состоянии, и остаток — нижний жидкий продукт ректификации. Сложные ректификационные колонны разделяют исходную смесь более чем на два продукта. Различают сложные колонны с отбором дополнительных фракций непосредственно из колонны в виде боковых погонов и колонны, у которых дополнительные продукты отбирают из специальных отпарных колонн, именуемых стриппингами. Последний тип колонн нашел широкое применение на установках первичной перегонки нефти. Четкость погоноразделения — основной показатель эффективности работы ректификационной колоны — характеризует их разделительную способность. Она может быть выражена в случае бинарных смесей концентрацией целевого компонента в продукте. Применительно к ректификации нефтяных смесей она обычно характеризуется групповой чистотой отбираемых фракций, т. е. долей компонентов, выкипающих по кривой истинной температуры кипения до заданной температурной границы деления смеси в отобранных фракциях (дистиллятах или остатке), а также отбором фракций от потенциала. Как косвенный показатель четкости (чистоты) разделения на практике часто используют такую характеристику, как налегание температур кипения соседних фракций в продукте. В промышленной практике обычно не предъявляют сверхвысоких требований по отношению к четкости погоноразделения, поскольку для получения сверхчистых компонентов или сверхузких фракций потребуются соответствующие сверхбольшие капитальные и эксплуатационные затраты. В нефтепереработке, например, в качестве критерия достаточно высокой разделительной способности колонн перегонки нефти на топливные фракции считается налегание температур кипения соседних фракций в пределах 10…30 °С. Установлено, что на разделительную способность ректификационной колонны значительно влияние оказывают число контактных ступеней и соотношение потоков жидкой и паровой фаз. Для получения продуктов, отвечающих заданным требованиям, необходимо, наряду с другими параметрами ректификационной колоны (давление, температура, место ввода сырья и т. д.), иметь достаточное число тарелок (или высоту насадки) и соотвествующее флегмовое и паровое числа. Флегмовое число (R) характеризует соотношение жидкого и парового потоков в концентрационной части колонны и рассчитывается как R = L/D, где L и D — количества соответствующей флегмы и ректификата. Паровое число (П) характеризует соотношение контактирующихся потоков пара и жидкости в отгонной секции колонны, рассчитываемое как П = G/W, где G и W — количества соответствующих паров и кубового продукта. Число тарелок (N) колонны (или высота насадки) определяется числом теоретических тарелок (NТ), обеспечивающим заданную четкость разделения при принятом флегмовом (и паровом) числе, а также эффективностью контактного устройства (обычно коэффициент полезного действия реальных тарелок или удельной высотой насадки, соответствующей 1 теоретической тарелке). Очевидно, при увеличении количества орошения будут расти эксплуатационные затраты (связанные с расходом энергии на перекачку, тепла в кипятильнике и холода в конденсаторах), а капитальные затраты вначале будут существенно уменьшаться в результате снижения высоты, а затем расти из-за увеличения диаметра колонны. Особенности нефти как сырья процессов перегонки Нефть и нефтяные смеси как сырье для ректификации характеризуются рядом специфических свойств, обусловливающих некоторые особенности в технологии их переработке. 1. Нефть и особенно ее 2. Нефть — многокомпонентное
сырье с непрерывным — бензиновые начало кипения 140 °С (180 °С); — керосиновые 140 (180)…240 °С; — дизельные 240…350 °С; — вакуумный дистиллят (ВГ) 350…400 °С, 400…450 °С и 450…500 °С; — тяжелый остаток — гудрон >490 °С (>500 °С). Иногда ограничиваются неглубокой атмосферной перегонкой нефти с получением в остатке мазута >350 °С, используемого в качестве котельного топлива. 3. Высококипящие и остаточные фракции нефти содержат значительное количество гетероорганических смолисто-асфальтеновых соединений и металлов, попадание которых при перегонке в дистилляты резко ухудшает их эксплуатационные характеристики и значительно усложняет последующую их переработку. Это обстоятельство обусловливает необходимость организации четкой сепарации фаз в секции питания атмосферной и особенно вакуумной колонн. Эффективная сепарация фаз в секции питания ректификационной колоны достигается установкой специальных сепараторов (отбойных тарелок, насадок и т. д.), улавливающих мельчайшие капли (туман, пена, брызги) кубовой жидкости, а также промывкой потока паров стекающей жидкостью в специальной промывной тарелке. Для этого и с целью повышения разделительной способности нижних тарелок сепарационной секции ректификационной колонны необходимо обеспечить некоторый избыток орошения, называемый избытком однократного испарения, путем незначительного перегрева сырья (но не выше предельно допустимой величины). Доля отгона при однократном испарении в секции питания ректификационной колонны должна быть на 2…5 % больше выхода продуктов, отбираемых в виде дистиллята и боковых погонов. Способы регулирования температурного режима ректификационной колонны Нормальная работа ректификационной колонны и требуемое качество продуктов перегонки обеспечиваются путем регулирования теплового режима — отводом тепла в концентрационной и подводом тепла в отгонной секциях колонн, а также нагревом сырья до оптимальной температуры. В промышленных процессах перегонки нефти применяют следующие способы регулирования температурного режима по высоте ректификационной колонны. Отвод тепла в концентрационной секции путем: а) использования парциального конденсатора; б) организации испаряющегося (холодного) орошения; в) организации неиспаряющегося (циркуляционного) орошения. Подвод тепла в отгонной секции путем: а) нагрева остатка ректификации в кипятильнике с паровым пространством; б) циркуляции части остатка, нагретого в трубчатой печи. На современных установках перегонки нефти чаще применяют комбинированые схемы орошения. Так, сложная ректификационная колонна атмосферной перегонки нефти обычно имеет вверху острое орошение и затем по высоте несколько промежуточных циркуляционных орошений. Из промежуточных орошений чаще применяют циркуляционные орошения, располагаемые обычно под отбором бокового погона или использующие отбор бокового погона для создания циркуляционного ороршения с подачей последнего в колонну выше точки возврата паров из отпарной секции. В концентрационной секции сложных ректификационных колонн вторичной перегонки мазута отвод тепла осуществляется преимущественно посредством циркуляционного орошения. При подводе тепла в низ При подводе тепла в низ колонны трубчатая печь часть кубового продукта прокачивается через трубчатую печь, и подогретая парожидкостная смесь (горячая струя) вновь поступает в низ колонны. Этот способ применяют при необходимости обеспечения сравнительно высокой температуре низа колонны, когда применение обычных теплоносителей (водяной пар и др.) невозможно или нецелесообразно (например, в колоннах отбензинивания нефти). Выбор давления и температурного режима в ректификационной колонне. При принятых значениях флегмового числа, числа и типа тарелок на экономические показатели процессов перегонки наиболее влияние оказывают давление и температурный режим в колонне. Оба эти рабочих параметра тесно взаимосвязаны: нельзя оптимизировать, например, только давление без учета требуемого температурного режима и наоборот. При оптимизации технологических параметров ректификационной колонны целесообразно выбрать такие значения давления и температуры, которые: 1) обеспечивают состояние 2) исключают возможность 3) позволяют использовать По величине давления ректификационные колонны можно подразделить на следедующие типы: а) атмосферные, работающие при давлением
несколько выше атмосферного (0,1…0,2
МПа), применяемые при перегонке
стабилизированных или б) вакуумные (глубоковакуумные), работающие под вакуумом (или глубоким вакуумом) при остаточном давлении в зоне питания (100 и 30 гПа соответственно), предназначенные для фракционирования мазута на вакуумный (глубоковакуумный) газойль или узкие масляные фракции и гудрон; в) колонны, работающие под повышенным давлением (1…4 МПа), применяемые при стабилизации или отбензинивании нефтей, стабилизации газовых бензинов, бензинов перегонки нефти и вторичных процессов и фракционировании нефтезаводских или попутных нефтяных газов. Повышение или понижение давления в ректификационной колонне сопровождается, как правило, соответствующим повышением или понижением температурного режима. Так, для получения в качестве ректификата пропана требуемая температура верха колонны при давлении 0,1 и 1,8 МПа составит соответственно –42 и +55 °С. Предпочтительность второго варианта ректификации очевидна, поскольку повышенное давление позволяет использовать для конденсации паров пропана воду, а не специальные хладоагенты и дорогостоящие низкотемпературные системы охлаждения. Перегонка, например, под вакуумом позволяет осуществить отбор без заметного разложения фракций нефти, выкипающих при температурах, превышающих температуру нагрева сырья более чем на 100…150 °С. Температурный режим, наряду с давлением, является одним из наиболее значимых параметров процесса, изменением которого peгулируется качество продуктов ректификации. Важнейшими точками регулирования является температура поступающего сырья и выводимых из колонны продуктов ректификации. Как показала практика эксплуатации промышленных установок, перегонка нефти при атмосферном давлении осуществляется при температуре в зоне питания ректификационной колонны 320… 360 °С, а вторичная перегонка мазута — при температуре на выходе из печи не выше 430 °С. При перегонке с водяным паром температура кубового остатка обычно ниже температуры нагрева сырья на 20…30 °С, а фракций, уходящих из отпарных колонн, на 10…15 °С по сравнению с температурой, поступающей на отпаривание жидкости. При подводе тепла в низ ректификационной колонны через кипятильник температура кубовой жидкости должна быть на соответствующее число градусов выше температуры поступающей жидкости. Особенности перегонки с водяным
паром. Для подвода дополнительного те При вводе водяного пара в отгонную секцию ректификационной колонны парциальное давление паров снижается и создаются условия, при которых жидкость оказывается как бы перегретой, что вызывает ее испарение (т. е. действие водяного пара аналогично вакууму). При этом теплота, необходимая для отпаривания паров, отнимается от самой жидкости, в связи с чем она охлаждается. Наибольший эффект испаряющего влияния перегретого водяного пара проявляется при его расходе, равном 1,5…2,0 % мас. на исходное сырье. Общий расход водяного пара в атмосферные ректификационные колонны установок перегонки нефти составляет 1,2…3,5, а в вакуумных колоннах для перегонки мазута — 5…8 % мас. на перегоняемое сырье. Необходимо указать на следующие недостатки применения водяного пара в качестве испаряющего агента: — увеличение затрат энергии (тепла и холода) на перегонку и конденсацию; — повышение нагрузки колонн по парам, что приводит к увеличению диаметра аппаратов и уносу жидкости между тарелками; — ухудшение условий регенерации тепла в теплообменниках; — увеличение сопротивления и повышение давления в колонне и др. аппаратах; — обводнение нефтепродуктов и необходимость их последующей сушки; — усиление коррозии нефтеаппаратуры
и образование больших В этой связи в последние годы
в мировой нефтепереработке проявляется
тенденция к существенному Основное оборудование ректификационной колонны Классификация ректификационных колонн и их контактных устройств. Применяемые в нефте и газопереработке ректификационные колонны подразделяются: 1) по назначению: — для атмосферной и вакуумной перегонки нефти и мазута; — вторичной перегонки бензина; — стабилизации нефти, газоконденсатов, нестабильных бензинов; — фракционирования нефтезаводских, нефтей и природных газов; — отгонки растворителей в — разделения
продуктов трубчатой печи и каталитических
процессов переработки 2) по способу
межступенчатой передачи — с переточными устройствами (с одним, двумя или более); — без переточных устройств (провального типа); 3) по способу
организации контакта — тарельчатые; — насадочные; — роторные. По типу применяемых контактных устройств наибольшее распространение получили тарельчатые, а также насадочные ректификационные колонны. В ректификационных колоннах применяются сотни различных конструкций контактных устройств, существенно различающихся по своим характеристикам и технико-экономическим показателям. При этом в эксплуатации находятся, наряду с самыми современными конструкциями, контактные устройства таких типов (например, желобчатые тарелки и др.), которые, хотя и обеспечивают получение целевых продуктов, но не могут быть рекомендованы для современных и перспективных производств. При выборе типа контактного устройства обычно руководствуются следующими показателями: производительностью; гидравлическим сопротивлением; коэффициентом полезного действия; диапазоном рабочих нагрузок; возможностью работы на средах, склонных к образованию смолистых или др. отложений; материалоемкостью; простотой конструкции, удобством изготовления, монтажа и ремонта. Технология атмосферной перегонки нефти Типы промышленных установок. Технологические
установки перегонки нефти В зависимости
от направления использования На установках
атмосферных трубчатых Диапазон мощности отечественных установок перегонки нефти — от 0,5 до 8 млн. т/год. До 1950 г. максимальная мощность наиболее распространенных установок атмосферной трубчатки и атмосферно-вакуумной трубчатки составляла 500…600 тыс. т/год. В 1950–1960 гг. проектировались и строились установки мощностью 1; 1,5; 2 и 3 млн. т/год. В 1967 г. ввели в эксплуатацию высокопроизводительную установку атмосферно-вакуумной трубчатки мощностью 6 млн. т/год. Преимущества установок большой единичной мощности очевидны: высокая производительность труда и низкие капитальные и эксплуатационные затраты по сравнению с установками малой производительности. Еще более
существенные экономические преимущества
достигаются комбинированием Поскольку
в эксплуатации находятся атмосферные
трубчатки и атмосферно- Блок атмосферной перегонки нефти установки ЭЛОУ-АВТ-6. При выборе
технологической схемы и режима
атмосферной перегонки нефти
руководствуются главным Установки такого типа широко применяются на зарубежных нефтеперерабатывающих заводах. Они просты и компактны, благодаря осуществлению совместного испарения легких и тяжелых фракций требуют минимальная температура нагрева нефти для обеспечения заданной доли отгона, характеризуется низкими энергетическими затратами и металлоемкостью. Основные их недостаток — меньшая технологическая гибкость и пониженный (на 2,5…3,0 %) отбор светлых нефтепродуктов, кроме того, по сравнению с 2-колонной схемой, они требуют более качественной подготовки нефти. Для перегонки легких нефтей с высоким содержанием растворимых газов (1,5… 2,2 %) и бензиновых фракций (до 20…30 %) и фракций до 350 °С (50…60 %) целесообразно применять атмосферную перегонку двухкратного испарения, т. е. установки с предварительной отбензинивающей колонной и сложной ректификационной колонной с боковыми отпарными секциями для разделения частично отбензиненной нефти на топливные фракции и мазут. 2-колонные установки атмосферной перенрнки нефти получили в отечественной нефтепереработке наибольшее распространение. Они обладают достаточной технологической гибкостью, универсальностью и способностью перерабатывать нефти различного фракционного состава, т. к. первая колонна, в которой отбирается 50…60 % бензина от потенциала, выполняет функции стабилизатора, сглаживает колебания в фракционном составе нефти и обеспечивает стабильную работу основной ректификационной колонны. Применение отбензинивающей колонны позволяет также снизить давление на сырьевом насосе, предохранить частично сложную колонну от коррозии, разгрузить печь от легких фракций, тем самым несколько уменьшить ее требуемую тепловую мощность. Недостатками 2-колонной атмосферной трубчатки является более высокая температура нагрева отбензиненной нефти, необходимость поддержания температуры низа первой колонны горячей струей, на что требуются затраты дополнительной энергии. Кроме того, установка оборудована дополнительной аппаратурой: колонной, насосами, конденсаторами-холодильниками и т. д. Блок атмосферной перегонки нефти высокопроизводительной, наиболее распространенной в нашей стране установки ЭЛОУ-АВТ-6 функционирует по схеме 2-кратного испарения и 2-кратной ректификации. Технология вакуумной перегонки мазута (установки ЭЛОУ-АВТ-6) Основное назначение установки (блока) вакуумной перегонки мазута топливного профиля — получение вакуумного газойля широкого фракционного состава (350…500 °С), используемого как сырье установок каталитического крекинга, гидрокрекинга или пиролиза и в некоторых случаях — термического крекинга с получением дистиллятного крекинг-остатка, направляемого далее на коксование с целью получения высококачественных нефтяных коксов. О четкости разделения мазута обычно судят по фракционному составу и цвету вакуумного газойля. Последний показатель косвенно характеризует содержание смолисто-асфальтовых веществ, т. е. коксуемость и содержание металлов. Металлы, особенно никель и ванадий, оказывают отрицательное влияние на активность, селективность и срок службы катализаторов процессов гидроочистки и каталитических процессов газойлей. Поэтому при эксплуатации промышленных установок вакуумной трубчатки исключительно важно уменьшить унос жидкости (гудрона) в концентрационную секцию вакуумной колонны в виде брызг, пены, тумана и т. д. В этой связи вакуумные колонны по топливному варианту имеют при небольшом числе тарелок (или невысоком слое насадки) развитую питательную секцию: отбойники из сеток и промывные тарелки, где организуется рециркуляция затемненного продукта. Для предотвращения попадания металлоорганических соединений в вакуумном газойле иногда в сырье в небольших количествах вводят антипенную присадку типа силоксан. В процессах вакуумной перегонки, помимо проблемы уноса жидкости, усиленное внимание уделяется обеспечению благоприятных условий для максимального отбора целевого продукта без заметного его разложения. Многолетним опытом эксплуатации промышленных установок вакуумной трубчатки установлено, что нагрев мазута в печи выше 420…425 °С вызывает интенсивное образование газов разложения, закоксовывание и прогар труб печи, осмоление вакуумного газойля. При этом чем тяжелее нефть, тем более интенсивно идет газообразование и термодеструкция высокомолекулярных соединений сырья. Вследствие этого при нагреве мазута до максимально допустимой температуры уменьшают время его пребывания в печи, устраивая многопоточные змеевики (до 4), применяют печи двустороннего облучения, в змеевик печи подают водяной пар и уменьшают длину трансферного трубопровода (между печью и вакуумной колонной). Для снижения температуры низа колонны организуют рецикл (квенчинг) частично охлажденного гудрона. С целью снижения давления на участке испарения печи концевые змеевики выполняют из труб большего диаметра и уменьшают перепад высоты между вводом мазута в колонну и выходом его из печи. В вакуумных колоннах применяют ограниченное количество тарелок с низким гидравлическим сопротивлением или насадку; используют вакуумсоздающие системы, обеспечивающие достаточно глубокий вакуум. Количество тарелок в отгонной секции также должно быть ограничено, чтобы обеспечить малое время пребывания нагретого гудрона. С этой целью одновременно уменьшают диаметр куба колонн. В процессах вакуумной перегонки мазута по топливному варианту преимущественно используют схему однократного испарения, применяя одну сложную ректификационную колонну с выводом дистилляционных фракций через отпарные колонны или без них. При использовании отпарных колонн по высоте основной вакуумной колонны организуют несколько циркулирующих орошений. Теоретические
основы и технология термолитических
процессов переработки
|
© ООО "Особое конструкторское бюро" (Ростовская обл., г.Волгодонск), → tel: +7(86392)41828, +7(86392)49004, fax: +7(86392)41828, mail: |
Цены на топливо, топливный рынокДанное требование приведет к «новому коллапсу на топливном рынке» и «резкому росту цен на топливо. Переход на автобензины класса «Евро-5» («класс 5» в официальной терминологии) должен состояться 1 января 2015 года. Сопоставив аргументацию автора материалов с обоснованиями Министерства энергетики, которые можно найти в письме заместителя министра энергетики Сергея Кудряшова в адрес участников отрасли ММА, «Рупек» пришел к выводу, что подобное вряд ли возможно, а роль ММА на рынке топлив сильно преувеличена. Ароматические амины в бензине Евро-5Отказ от ароматических
аминов в бензинах класса «Евро-5»
продиктован прогрессивным Виды топливных присадокПопробуем взвесить аргументацию автора статьи и Минэнерго. Мы не будем заниматься перечислением всех фактов за или против тех или иных видов топливных присадок – заинтересованные могут в изобилии найти подобные публикации в сети и в профильных СМИ Из предоставленных материалов можно сделать вывод о том, что Минэнерго решило отказаться от ароматических аминов в бензинах класса «Евро-5» рассмотрев инициативу общественной организации «Зеленая волна», которая давно борется за ограничения применения ММА в бензинах из-за его токсичности. Между тем, в статье содержится ремарка, что «ученые утверждают: до сих пор канцерогенных свойств N-метиланилина не выявлено». Реальная физиологическая активность N-алкилированных анилинов сотрудник кафедры химической энзимологии Химического факультета МГУ Михаил Савельев пояснил: «Его токсическое действие заключается в окислении железа в гемоглобине крови и нарушении функции печени посредством ингибирования микросомальных монооксигеназ». Напомним, что гемоглобин крови участвует в процессах дыхания, а изменение степени окисления железа приводит к нарушениям усвоения организмом кислорода. В свою очередь, системы микросомальных оксигеназ печени человека реализуют важнейшую функцию этого органа и участвуют, например, в таких важных процессах, как биотрансформация посторонних веществ, токсинов и ядов. В статье также прогнозируется
резкое отрицательное влияние Однако в статье говорится,
что, например, риформинг, алкилирование,
изомеризация – дорогие установки,
оснастить которыми свои заводы могут
крупные участники нефтеперераб Минэнерго — применение присадок для кардинального увеличения октановых чисел – не путь: «модернизация нефтеперерабатывающей отрасли в Российской Федерации и увеличение мощностей нефтепереработки, в том числе по выпуску высокооктановых бензинов, могут быть осуществлены нефтяными компания только за счет внедрения на НПЗ набора стандартных технологий, включающих такие процессы, как алкилирование, изомеризация, каталитический рифроминг и каталитический крекинг». Использование ММА бензины класса «Евро-5» мини-НПЗВ письме замминистра, не отражены перспективы запрета на использование ММА в бензинах класса «Евро-5» для мини-НПЗ. Тут можно только согласиться с автором статьи. Однако ничего нового тут нет, такова осознанная политика ведомства, которое в вопросе повышения качества топлива делает ставку только на крупные НПЗ. И это связано, кстати, не с чьими-то личными предпочтениями, а с тем фактом, что по данным Минэнерго доля мини-НПЗ в мощностях первичной нефтепереработки не превышает 4 процентов — это явно не флагман развития отрасли. Мини-НПЗ за счет отсутствия вторичных процессов не могут, как правило, обеспечить приемлемую глубину переработки нефти (55 процентов в 2010 году) и высокий процент выхода светлых нефтепродуктов (6,2 процентов в 2010 году). Для сравнения, на НПЗ ВИНК средняя глубина переработки нефти в 2010 году составляла 71,5 процентов, выход светлых – 48,6 процентов. Светлые нефтепродукты производства мини-НПЗ это, как правило, сырьевые бензины-полуфабрикаты (с октановым числом по исследовательскому методу не выше 60), либо же сырьевые газойли с высоким (за счет отсутствия гидропроцессов) содержанием серы. Так что нам кажется, что оценка доли мини-НПЗ на рынке автобензинов в 30 процентов, приводимая автором статьи, является завышенной именно по той причине, что готовых топливных бензинов современных стандартов такие заводы, как правило, и не производят. Кризис. Мощностей производителей альтернативных присадок (конкретно – метил-трет-бутилового эфира – МТБЭ) не хватит, чтобы удовлетворить потребности всех желающих, а запрет на использование ароматических аминов приведет к уходу с рынка ряда независимых производителей топлив. Ссылаясь на президента Федерации автомобилистов России Сергея Канаева, в статье прогнозируется вызванный запретом ММА дефицит присадок как таковых, и рост цен на бензины на 5-15 процентов. В итоге делается вывод, что «желание Минэнерго поддержать производителей … [других топливных присадок — Рупек] обернется еще одним топливным кризисом». Рынок топлив (или та его часть, где применяются антидетонационные присадки) поделен между приверженцами ММА и адептами МТБЭ, соответственно, запрет применения ММА приведет к уходу первых с рынка. Производство ММА в РоссииСовокупный объем производства ММА в России не превышает 50-60 тыс. тонн в год, причем участников отрасли только двое: «Волжский оргсинтез» и «Пигмент» из г. Тамбов (планы по созданию аналогичных мощностей были еще у 2-3 компаний, но они пока не реализованы). В статье говорится о том, что оптимальной дозой использования ММА в бензинах является 1,3 процентов по объему. Иными словами, в тонне бензина с плотностью по ГОСТ Р 51866-2002 может содержаться 17 кг ММА. Соответственно, текущих объемов производства этой присадки достаточно для компаундирования 3-3,5 млн тонн бензинов, что эквивалентно лишь 8-10 процентов всех бензинов, произведенных в России в 2010 году. Мощности по производству самой популярной топливной присадки – МТБЭ – составляют порядка 1 млн тонн в год. Казалось бы – на порядок больше. Но с учетом нормы применения МТБЭ в топливах на уровне 15 процентов по объему, на каждую тонну автомобильного бензина приходится 148 кг присадки. Соответственно, текущих мощностей производителей МТБЭ достаточно для компаундирования 6,0-6,8 млн тонн бензинов, или 17-19 процентов от объема производства в 2010 году. Тоже не сильно много. Причем, строго говоря, эта оценка является завышенной, так как значимые объемы МТБЭ российскими нефтехимиками экспортируется, например, в Финляндию, Нидерланды, Украину и т. д. Производители МТБЭ и ММА совокупно могут обеспечить продукции для компаундирования менее 30 процентов всех автомобильных бензинов в России. Наличие или отсутствие
каких-то типов топливных присадок
не оказывает решающего Модернизация НПЗ связана с установкой новых крупных мощностей каталитического крекинга, одним из продуктов которой является смесь изомерных бутанов и бутенов. А одним из наиболее эффективных и доступных способов переработки этой продукции является как раз получение трет-бутиловых эфиров, поскольку параллельно в ходе синтеза происходит селективное выделение изобутилена из смесевой фракции С4, а сама реакция реализуется при обычных условиях на несложном оборудовании. Так что есть все основания предполагать, что модернизация НПЗ приведет к росту мощностей по выпуску присадок на основе трет-бутилового эфира. Можно назвать условную цифру дополнительных мощностей, которые позволят закрыть нишу ММА в случае его запрета. Это порядка 350 тыс. тонн в год (при норме применения в бензинах 10 процентов по объему). Очевидно, что к 2015 году заполнить эту нишу более чем реально. Контрафакт Крупными НПЗ с низкой
глубиной переработки топлив и мини-НПЗ
потребителями ММА являются и
производители контрафактной Запрет на применение ММА в бензинах класса «Евро-5»? Логика следующая. Переход на высокие экологические стандарты будет возможен благодаря модернизации НПЗ, когда высокооктановые углеводородные и эфирные компоненты бензинов будут производиться за счет углубления переработки нефти. Это автоматически приведет к сокращению спроса на ММА, что повлечет перетекание этих невостребованных объемов в нелегальную сферу топливного производства, суть которого как раз и заключается в компаундировании дешевых прямогонных фракций октаноповышающими присадками. Именно поэтому Минэнерго настаивает на запрете содержания ММА в бензинах класса «Евро-5» и предлагает рассмотреть возможность перепрофилировать часть избыточных мощностей по производству ММА на другие виды продукции. Главный мотив ведомства проступает в следующей фразе: «в связи с отказом европейских импортеров осуществлять закупку автобензинов с содержанием ММА, применение монометиланилина на территории Республики Беларусь [как члена Таможенного союза и активного экспортера автобензинов – «Рупек»] в настоящее время уже запрещено». Иными словами, Россия может отказаться от ММА просто потому, что в Европе и США это вещество не применяется (к слову сказать, производство ММА впервые было налажено в Советском Союзе для нужд оборонной отрасли, в мире же это вещество особого распространения в топливной промышленности не получило). Логика в этом есть: зачем заведомо снижать экспортную конкурентоспособность российских производителей топлив, тем более, если они смогут обеспечивать аналогичные европейским экологические стандарты? Сырьевые нефтепродукты Мини-
|
Информация о работе Экологические нормы и требования современных ГСМ