Экологическая характеристика Республики Бурятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 18:24, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить экологическую характеристику Республики Бурятия.
Задачи работы:
Изучить общую характеристику состояния экологии в Республике Бурятия;
Исследовать основные тенденции и проблемы современного состояния экологии и использования природных ресурсов в Республике Бурятия;

Файлы: 1 файл

Экология Бурятии.docx

— 47.36 Кб (Скачать)

Особо охраняемые природные территории. Проблемы современного состояния функционирования особо охраняемых природных территорий обусловлены резко недостаточным финансированием и слабым материально-техническим обеспечением.

Рекреационные ресурсы. К основным проблемам современного состояния использования рекреационных ресурсов относятся слабое развитие инфраструктуры рекреационной деятельности и незначительное использование рекреационного потенциала в связи с низким платежеспособным спросом основной массы населения. В большинстве случаев в рекреационных зонах региона не предоставляются платные услуги (автостоянки, туалеты, места для кострищ и т.п.)2.

 

 

  1. Основные направления охраны и рационального использования природных ресурсов в Республике Бурятия

 

Лесные ресурсы.

В качестве цели принимается восстановление, сохранение средообразующих и средозащитных функций лесов и улучшение использования их ресурсного потенциала - расчетной лесосеки на принципах эколого-безопасного лесопользования.

Особенностью лесопользования в перспективный период являются значительные ограничения в центральной экологической зоне. С учетом этих ограничений предусматриваются следующие направления охраны и использования лесных ресурсов:

  • охрана, защита и воспроизводство лесных ресурсов;
  • экологизация лесопромышленного производства;
  • совершенствование хозяйственного механизма лесопользования.

К первоочередным задачам лесопользования по рассмотренным выше его основным направлениям следует отнести усиление правового регулирования лесопользования, в том числе активизацию борьбы с незаконными рубками на экономически доступных участках расчетной лесосеки, ресурсы которых находятся под угрозой истощения и необратимых изменений.

Растительные ресурсы.

Цель состоит в сохранении естественного потенциала растительных ресурсов лекарственного, пищевого, технического, кормового и другого назначения и улучшение его использования.

К основным направлениям относятся:

  • проведение исследований по оценке естественного потенциала растительных ресурсов;
  • создание системы учета и контроля состояния и использования растительных ресурсов и включение ее в единую систему мониторинга и информационного обеспечения БПТ;
  • формирование механизма, стимулирующего сбор, заготовку и переработку растительных ресурсов.

Водные ресурсы.

Цель - обеспечить на комплексной и рациональной основе сбалансированные потребности отраслей экономики и населения республики в водных ресурсах, а также восстановление и охрану водных объектов как важнейшего фактора функционирования уникальной экосистемы оз. Байкал.

Достижение этой цели предполагает, прежде всего, осуществление экологически обусловленных водосберегающих и водоохранных мероприятий, учет интересов всех субъектов водопользования, а также усиление регулирующей роли механизма водопользования. В связи с этим в качестве основных направлений охраны и использования водных ресурсов принимаются:

  • рационализация водопользования и экономия воды в отраслях материального производства и жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • уменьшение антропогенного воздействия на водные ресурсы;
  • предотвращение вредного воздействия вод;
  • совершенствование экономического механизма водопользования;
  • повышение изученности и развитие Государственного водного кадастра;
  • регулирование трансграничного воздействия на бассейн р. Селенга.

 

 

Охотничье-промысловые ресурсы.

Цель - сохранение естественных популяций основных видов охотничье-промысловых ресурсов на территориях охотничьего пользования и их добыча в пределах устанавливаемых лимитов.

В качестве основных направлений принимаются:

  • поддержка естественного воспроизводства охотничье-промысловых ресурсов;
  • укрепление материально-технической базы охотничьего хозяйства;
  • совершенствование хозяйственного механизма;
  • совершенствование нормативно-правовой базы.

Водные биологические ресурсы.

Цель определяется как сохранение популяций байкальского омуля, нерпы и других эндемичных видов водных ресурсов на основе оптимального сочетания естественного и искусственного воспроизводства ценных видов рыб, возможности вылова (добычи) которых лимитируются научно обоснованными объемами допустимых уловов.

Направления охраны и использования водных биологических ресурсов предусматривают:

  • улучшение организации и повышение эффективности воспроизводства байкальского омуля и других ценных видов рыб;
  • совершенствование хозяйственного механизма.

Атмосферный воздух.

Цель - снижение загрязнения атмосферного воздуха до экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и уменьшение выпадения загрязняющих веществ на акваторию озера Байкал.

Основные направления охраны атмосферного воздуха включают:

  • реализацию экологического эффекта перестройки структуры экономики и ее отраслей;
  • повышение эффективности, реконструкция действующих и строительство новых установок очистки и обезвреживания отходящих газов;
  • переход на альтернативные источники энергии и топлива;
  • совершенствование хозяйственного механизма.

Охрана здоровья населения республики.

Цель - снижение уровня заболеваемости взрослого и детского населения, обеспечение санитарно-гигиенической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо:

1. Проведение комплексных  экологических и санитарно-гигиенических  работ в проблемных территориях  республики;

2. Совершенствование систем  комплексного мониторинга объектов  окружающей среды с позиций  обеспечения экологической безопасности  населения;

3. Пересмотр и расширение  программ наблюдения и контроля  на основе создания банка потенциально  опасных химических и биологических  веществ (ПОХиБВ), обращающихся на территории республики.

4. Проведение работ  по координации ведомственных  лабораторий и созданию системы  единого комплексного экологического  и социально-гигиенического мониторинга.

5. Проведение работ  по внедрению международной методологии  оценки и управления риском  здоровью населения от воздействия  факторов окружающей среды.

6. Проведение работы  по анализу эффективности мероприятий  по охране атмосферного воздуха  г. Улан-Удэ на основе расчета затрат на сокращение риска заболеваемости и смертности.

7. Совершенствование регионального  природоохранного и санитарного  законодательства на основе методологии  оценки риска как основы управленческих  решений.

 

Отходы производства и потребления.

Цель - предотвращение и ликвидация негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду и здоровье населения, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот.

Основные направления деятельности в сфере обращения с отходами в перспективный период включают:

  • снижение объемов образования промышленных и непроизводственных отходов;
  • развитие инфраструктуры обращения с отходами производства и потребления;
  • совершенствование системы государственного регулирования в области обращения с отходами.

Рекреационные ресурсы.

Цель - обеспечение растущего спроса на услуги рекреационного комплекса при соблюдении экологических ограничений на использование рекреационных ресурсов.

Основные направления развития рекреационного комплекса предусматривают:

  • развитие инфраструктуры рекреационной деятельности;
  • охрана окружающей среды;
  • совершенствование хозяйственного механизма.

Экологическое образование, просвещение и воспитание.

Цель - способствовать решению проблемы сохранения экологического равновесия в окружающей среде путем формирования и развития общественного экологического мировоззрения и сознания.

Задачи:

1. Принятие Закона РБ "Об экологическом образовании  и воспитании";

2. Разработка скоординированных  мероприятий непрерывного экологического  образования и воспитания всех  слоев населения.

3. Организация (создание) активной целенаправленной информационно-образовательной  среды для формирования общественного  экологического сознания и мировоззрения (мироощущения).

4. Организация экологической  подготовки и переподготовки  различных категорий природопользователей.

5. Разработка в соответствии  с требованиями государственного  стандарта системы учебных планов, соответствующих различным уровням  аттестации.

6. Повышение информированности  населения в области сохранения  экосистемы оз. Байкал3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нормативно-правовая база охраны и использования природных ресурсов Республики Бурятия

 

Формирование системы правового регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов базируется на идее единого правового пространства на всей БПТ и включать следующие взаимосвязанные и согласованные группы нормативных актов:

  • Конституция РФ и основополагающие федеральные Конституционные Законы и основополагающие Законы и иные нормативные акты РФ, в том числе по отдельным видам природных сред, а также по экологическому страхованию;
  • Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об охране озера Байкал";
  • Постановление Правительства РФ от 21.08.2012 №847 Федеральной целевой программой «Охрана оз.Байкал и социально-экономическое развития Байкальской природной территории на 2012-2020»;
  • Приказ от 31 января 2014 г. N 47 «О внесении изменений в методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87», (В Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Бурятия, и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору включены 314 объектов);
  • Положение об Управлении Росприроднадзора по Республике Бурятия, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.06.2011 № 4264.

Заключение

 

Для РБ для периода 1991-2013 гг. в целом характерно существенное отставание темпов снижения антропогенной нагрузки на все компоненты окружающей среды от динамики спада объемов производства и усиление нерационального использования природных ресурсов. В конце 90-х гг. в условиях начала экономического роста проявляется тенденция улучшения ситуации в этом отношении. Однако уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду, остается достаточно высоким, и сохраняются угрозы для уникальной экосистемы оз. Байкал.

В последнее десятилетие осуществлен комплекс мер, направленных на обеспечение охраны окружающей среды в республике. Однако экологическая ситуация остается сложной5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Экологическая характеристика Республики Бурятии