Экологическая безопасность граждан Смоленской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на то что в России за последние годы наблюдается определённый экономический рост, экологическая ситуация в стране постоянно ухудшается. В выступлениях Владимира Путина и Дмитрия Медведева на заседании Совета безопасности 30 января 2008 года по вопросу обеспечения экологической безопасности России отмечалось, что загрязнение окружающей среды относится к числу ключевых проблем, положение в которых складывается самым тревожным образом. Ухудшающее качество среды обитания негативно влияет на развитие демографического потенциала и здоровье нации, что в конечном итоге свидетельствует об отношении к будущему нашей страны, к сегодняшнему и последующим поколениям.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.49 Кб (Скачать)

 

Государственный контроль за геологическим изучением, охраной  и рациональным использованием недр осуществляют органы Росприроднадзора и лицензирующий орган (в пределах своих полномочий).  

 

 

 

Экологическая экспертиза

 

С июня 2007 года Департаменту переданы полномочия по организации  и проведению государственной экологической  экспертизы объектов регионального  уровня. До 31 декабря 2007 года организовано и проведено 30 государственных экологических  экспертиз (далее - ГЭЭ). В текущем  году проведено 11 ГЭЭ, приняты и находятся  на рассмотрении еще 6 материалов.

 

Требования к составу  и качеству представляемых заказчиком материалов позволяют производить  комплексную оценку воздействия  на окружающую природную среду хозяйственной  и иной деятельности и его последствий, с обязательным учетом требований экологической  безопасности.

 

Копии заключений экспертных комиссий передаются государственным  инспекторам по охране природы Департамента для контроля за исполнением предложений  комиссий и соблюдением законодательства об экологической экспертизе при  осуществлении хозяйственной деятельности.

 

 

 

Атмосферный воздух

 

            Современная практика охраны  окружающей природной среды и  воздушного бассейна в частности  включает следующие подходы: 

 

разработку соответствующих  законодательных актов;

 

экологизацию технологических  процессов;

 

организацию санитарно –  защитных зон;

 

очистку выбросных газов  от вредных веществ;

 

меры по снижению выбросов автотранспорта;

 

государственный экологический  контроль за охраной атмосферного воздуха.

 

            Федеральный закон «Об охране  атмосферного воздуха» определил  систему мер по предотвращению  и уменьшению выбросов загрязняющих  веществ в атмосферу, имеющую  целью защитить человека и  окружающую природную среду от  вредных воздействий, снизить  ущерб, наносимый материальным  ценностям.

 

            Основной целью воздухоохранной  деятельности в регионе является  достижение санитарно – гигиенических   и экологических нормативов   качества атмосферного воздуха,  а основными направлениями работы  – нормирование выбросов загрязняющих  веществ, государственный учёт  выбросов, экологический надзор  и контроль, анализ состояния  атмосферного воздуха и планирование  воздухоохранных мероприятий.

 

            Выброс загрязняющих веществ  в атмосферу допускается на  основе разрешения, в котором  определяются предельно допустимые  выбросы  и другие условия.  Департамент осуществляет выдачу  разрешений на выброс вредных  веществ в атмосферный воздух  стационарными источниками с  апреля 2008 года.

 

Основная масса выбросов в атмосферу от стационарных источников приходится на теплоэнергетику –  Дорогобужскую, Смоленскую ГРЭС и две  Смоленские ТЭЦ, химическую промышленность - ОАО «Дорогобуж». Остальные выбросы  дают предприятия машиностроительной, металлообрабатывающей и пищевой  промышленности и производство строительных материалов.

 

В 2006 году объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный  воздух, отходящих от стационарных источников, составил 41, 57  тыс. тонн.

 

Государственный мониторинг за состоянием атмосферного воздуха  проводит ГУ «Смоленский областной  центр по гидрометеорологии и  мониторингу окружающей среды». По его данным – уровень загрязнения  воздуха в Смоленской области  низкий.

 

Концентрации диоксида серы. Средние за год концентрации не превышали  ПДК (предельно допустимые концентрации), а максимальная составила 1 ПДК.

 

Концентрации диоксида/оксида азота. Средние за год концентрации диоксида/оксида азота составили 0,6/0,1 ПДК, максимально разовая концентрация оксида азота составила 0,8 ПДК, а  диоксида азота превысила ПДК  в 2,1 раз.

 

Концентрации взвешенных веществ. Средняя за год концентрация взвешенных веществ составила 1,4 ПДК, максимальная разовая превысила  ПДК в 4,8 раза.

 

Концентрация оксида углерода. Средняя за год концентрация не превышала  ПДК, максимальная концентрация оксида углерода составила 1,1 ПДК.

 

Концентрации специфических  примесей. Концентрации ртути и сульфатов  не превышали ПДК. Средняя концентрация бенз(а)пирена составила 1,8 ПДК, а максимальная 4,2 ПДК. Средние и максимальные концентрации формальдегида не превышали ПДК.

 

 

 

Гидротехнические сооружения

 

Особое значение для экологической  безопасности области приобрели  в последнее время гидротехнические сооружения (ГТС). К ним относятся  плотины,  водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, насосные станции, сооружения, предназначенные  для защиты от наводнений и разрушения берегов водохранилищ, берегов и  дна рек, дамбы, ограждающие хранилища  жидких отходов и др.

 

На значительной части  ГТС отсутствуют службы эксплуатации, из-за финансовых трудностей в полном объёме  не выполняются текущие  и капитальные ремонтно-восстановительные  работы. Разрушение ГТС может привести к катастрофическим затоплениям  обширных территорий, населённых пунктов, объектов экономики, гибели людей, длительному  прекращению сельскохозяйственного  и рыбопромыслового производства.

 

Требования по обеспечению  безопасности ГТС при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации устанавливает  Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с изменениями от 27 декабря 2000 г.)

 

Все ГТС, согласно ст. 7 Закона, подлежат внесению в Российский регистр  гидротехнических сооружений.

 

Собственник ГТС или эксплуатирующая  организация несёт ответственность  за безопасность сооружения, в том  числе возмещает ущерб, нанесенный в результате аварии.

 

За безопасностью ГТС  осуществляется государственный надзор.

 

Из 229 гидротехнических сооружений, расположенных на территории Смоленской области и представляющих наибольшую опасность для населения и  объектов экономики в случае возникновения  чрезвычайных ситуаций, находятся:

 

в удовлетворительном состоянии  – 81;

 

в аварийном и предаварийном  техническом состояниях – 49;

 

в неудовлетворительном  состоянии (требуют ремонта) – 99;

 

не имеют собственников  –165.  

 

В сложившейся обстановке возможны аварии на ГТС, связанные с  материальным ущербом населению  и объектам экономики.

 

В 2008 году совместно со специалистами  территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти, МЧС  обследовано техническое состояние  ГТС прудов и водохранилищ в Краснинском, Шумячском, Хиславичском, Гагаринском, Вяземском, Дорогобужском районах.

 

 На основании постановления  Правительства РФ от 06.07.2006 года  № 353 «Об утверждении правил  предоставления из федерального  бюджета субсидий бюджетам субъектов  РФ на осуществление капитального  ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности  субъектов РФ, муниципальной собственности,  и бесхозных гидротехнических  сооружений», Смоленской области  выделяется субсидия на 2008 год  для капитального ремонта ГТС  в размере 13,0 млн. рублей.

 

Ремонт ГТС будет проводиться  в четырех муниципальных районах  Смоленской области:

 

1.         Краснинский район – 3, 72 млн.  рублей (капитальный ремонт гидротехнических  сооружений пруда на р. Добрая  у д. Павлово).

 

2.         Ельнинский район – 1, 49 млн.  рублей (капитальный ремонт гидротехнического  сооружения (плотины) на реке Десна  в г. Ельня).

 

3.         Глинковский район – 5, 07 млн.  рублей (капитальный ремонт гидротехнических  сооружений пруда на р. Мошна  у д. Иваники).

 

4.         Дорогобужский район – 2, 72 млн.  рублей (капитальный ремонт гидротехнического  сооружения пруда в д. Алексино).

 

Департамент планирует начать финансирование капитального ремонта  ГТС во второй декаде мая после  проведения организационных мероприятий  с муниципальными образованиями, что  позволит увязать сезонный характер работ и освоение финансовых средств  до конца III квартала 2008 года.

 

Для реализации отдельных  полномочий РФ в области водных отношений  Смоленской области выделяется субвенция  на 2008 год в размере  11, 16 млн. рублей.

 

Мероприятия будут проводиться  в четырех муниципальных районах  Смоленской области:

 

1.         Гагаринский район – 1, 67 млн.  рублей (расчистка русла и дноуглубление          р. Гжать).

 

2.         Дорогобужский район –  0,59 млн.  рублей (определение границ водоохранных  зон и прибрежных защитных  полос р. Днепр и его притоков  в г. Дорогобуж и Дорогобужском  районе).

 

3.         Рославльский район – 1, 61 млн.  рублей (разработка рабочего  проекта   «Расчистка  реки Становка в  г. Рославль Смоленской области»).

 

4.         Руднянский район – 7, 30 млн.  рублей (расчистка русла р. Рутовечь  у деревни Заозерье).

 

Освоение федеральной  субвенции планируется Департаментом  с июня  по ноябрь 2008 года.

 

Финансовые средства (субсидия и субвенция) поступят из федерального бюджета в третьей декаде апреля 2008 года.

 

В целях полного освоения выделенных областных и федеральных  субсидий и субвенций на проведение природоохранных мероприятий, капитальный  ремонт гидротехнических сооружений и  мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей  в области водных отношений создана  рабочая группа приказом Департамента от 21.03.2008 № 22.

 

В настоящее время создаётся  рабочая группа по разработке механизма  передачи в собственность муниципальных  образований гидротехнических сооружений, не имеющих собственника, которая  в ближайшее время определит  собственников ГТС, прилежащих к  автомобильным дорогам.

 

           

 

Осуществление надзорных  и контрольных функций

 

            Департамент Смоленской области  по природным ресурсам в   соответствии с федеральным и  областным законодательством, а  также Положением о Департаменте  по природным ресурсам осуществляет  следующие контрольные  функции  на объектах, подлежащих региональному  контролю: государственный контроль  в области охраны окружающей  среды, государственный контроль  за использованием и охраной  водных объектов, государственный  контроль за охраной и рациональным  использованием недр.

 

В 2007 году в целях повышения  эффективности деятельности   Департамента  по реализации возложенных  на него контрольных и надзорных  функций, были предприняты следующие  меры.

 

Разработаны проекты административных регламентов исполнения государственных  функций:

 

1. Осуществление государственного  контроля в сфере охраны окружающей  среды (государственного экологического  контроля) на объектах хозяйственной  и иной деятельности независимо  от форм собственности, находящихся  на территории Смоленской области,  за исключением объектов хозяйственной  и иной деятельности, подлежащих  федеральному государственному  экологическому контролю.

 

2. Осуществление государственного  контроля за использованием и  охраной водных объектов на  территории Смоленской области,  за исключением водных объектов, подлежащих федеральному контролю.

 

3. Осуществление на территории  Смоленской области государственного  контроля за геологическим изучением,  охраной и рациональным использованием  недр.

 

            Между Администрацией Смоленской  области и Федеральной службой  по экологическому, технологическому  и атомному надзору подписано  соглашение по взаимодействию  в сфере охраны окружающей  среды.

 

            В 2007 году при осуществлении  государственного контроля была  проведена 1291 проверка юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, что на 141 проверку больше, чем  в 2006 году.

 

            Выявлено 2066  экологических правонарушений, в том числе: при обращении  с отходами - 949, загрязнение атмосферного  воздуха - 161, несоблюдение экологических  требований при эксплуатации  предприятия - 726, порча земель - 65.

 

            За нарушение природоохранного  законодательства наложено 280 административных  взысканий в виде штрафов на  общую сумму 832,5 тыс. руб., что  на 384,7 тыс. руб. больше, чем в  2006 году. 

 

 

 

            О природном парке «Гагаринский»

 

 

 

Постановлением Администрации  Смоленской области  от 12.04.2007 № 124 создан природный парк «Гагаринский» общей  площадью 55,5 тыс. га на территории муниципального образования «Гагаринский район», включая  земли лесного фонда площадью 23,7 тыс. га, земли водного фонда  площадью 8 тыс. га, земли иных категорий  площадью 23,8 тыс.га, без изъятия земельных  участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд.

 

Функции управления парком возложены  на смоленское областное государственное            учреждение  «Природный парк «Гагаринский», основными задачами которого являются:

 

-   сохранение природной  среды и природных ландшафтов;

 

- создание условий для  отдыха (в том числе массового)  и сохранение рекреационных ресурсов;

 

- разработка и внедрение  эффективных методов охраны природы  и поддержание экологического  баланса в условиях рекреационного  использования территорий природного  парка.

 

Учреждение осуществляет следующие функции:

 

- рассмотрение и согласование  предложений по развитию производств  на территории парка;

 

- обеспечение охраны, воспроизводства  и использования диких животных, восстановление среды обитания  объектов животного мира, их биологического  разнообразия и создания условий  для устойчивого их существования;

Информация о работе Экологическая безопасность граждан Смоленской области