Эффективность мероприятий по охране земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 16:17, реферат

Краткое описание

Земельный фонд страны - земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, которая несет ответственность перед обществом за состояние, использование и охрану земель. Анализируя данный вопрос нужно учитывать, что в основе государственного управления лежит принцип устойчивого развития - предоставление широких правомочий в вопросах осуществления земельной политики субъектам Российской Федерации, региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления.

Оглавление

Введение
1. Понятие, цели и содержание охраны земель………….…………………….5
2. Мероприятия по охране земель………………….…………………………..9
3. Земельные ресурсы России………………………………………………….13
3.1Землепользование…………………..………………………………………13
4.Антропогенное воздействие на почву……………………………………....18
4.1 Загрязнение почв токсинами промышленного происхождения………...18
5. Законодательство по природопользованию………………………………..19
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат по охране земель.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

8. гидротехнические сооружения

С помощью гидротехнических сооружений производится задержание, отвод и безопасный сброс той части атмосферных осадков, которую не удается задержать на прилегающих к оврагам полях агротехническими и лесомелиоративными приемами.

По назначению гидротехнические сооружения подразделяются на три группы: задерживающие стекающие в овраг стоковые воды на приовражной полосе; осуществляющие безопасный сброс поверхностных вод в овраги; укрепляющие дно и откосы оврага от дальнейшего размыва и разрушения.

Воды на приовражной полосе задерживают, устраивая систему водозадерживающих валов, которые перехватывают у самого оврага ту часть поверхностных вод, что не была задержана на водосборе. Водозадерживающие валы сооружают параллельно горизонталям поверхности на расстоянии не менее 15 м от вершины растущего оврага или эродируемого склона, чтобы предотвратить сброс всей воды при одиночном прорыве. Через 50--150 м под прямым углом к оси вала строят перемычки, а для сброса незадержанного стока -- водосливы. Для сооружения водозадерживающих валов и перемычек более пригодны суглинистые грунты. Чтобы сбрасываемые в овраг воды не размывали его дно, в русле оврага устанавливают систему поперечных стенок, разбивающих продольный профиль дна на ряд террас. Деревянные и плетневые запруды применяются только в небольших оврагах, так как срок их действия не превышает двух-трех лет. Закрепленные овраги, превращенные в задерненную балку, используют в сельском хозяйстве. Богатое илистыми отложениями дно отводят под искусственные луга, а откосы -- под древесные насаждения или под ягодники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Земельные ресурсы России

Землепользование

     

Земля - универсальный природный ресурс, так как используется во всех отраслях хозяйства. Кроме того, земля - это «арена» жизни людей и место размещения всей наземной природы нашей планеты. Поэтому по своему значению она может рассматриваться как:

Территория жизни людей, размещения их хозяйства и систем расселения. В этом качестве она исчерпаема, т.к. имеет конечные (ограниченные сушей) размеры и невозобновима.

Средство производства в сельском, лесном, промысловом хозяйствах. В этом качестве земля возобновима, т.к. может сохранять и даже увеличивать (при рациональном хозяйстве) свою продуктивность, но и исчерпаема и невозобновима, т.к. её плодородие может быть разрушено неумерной эксплуатацией.

Место размещения природных ландшафтов, массивов нетронутой природы, популяцией диких животных и растений. В этом качестве земля исчерпаема, т.к. её слабо освоенные пространства под влиянием человека сокращаются и невозобновима, поскольку ей дикая природа может быть разрушена человеком, и утратить свою способность к самосохранению и саморазвитию.

Поэтому разумное сочетание разных видов землепользования - одна из главных проблем рационализации этой сферы природопользования и сохранения земель как возобновимого ресурса.

Оценка размера земельных ресурсов опирается на следующие показатели:

Общий размер данного вида земельных угодий - кв. км, га;

Продуктивность - размер полезной продукции, получаемой за год с единицы угодья (т/га, м.куб./га)

Качество - состояние земель, пригодность для данного вида использования. Например: равнинность рельефа и прочность грунтов для застройки и прокладки дорог; красота и ненарушенность ландшафта для организации отдыха; целостность природного комплекса - для организации заповедников;

Обеспеченность земельными угодьями - размер земельных угодий (общих и по видам) на 1 человека и в соответствии с потребностями страны, региона.

Россия относится к числу стран с высокой землеобеспеченностью: как самое большое по площади государство мира (17,1 млн. кв. км.) со слабым заселением (8,7 чел./кв. км.) она по обеспеченности землёй - более 10 га/чел. - уступает лишь самым слабозаселённым странам - Австралии и Канаде. Она располагает самым крупным в мире массивом продуктивных земель. В их числе лесные земли, третьим по величине массивом пахотных и кормовых угодий, более 10 млн.кв.км. пригодны для организации охотничьего промысла.

Массивы земель непродуктивного использования существенно меньше - это более 20 млн.га застроенных земель, занятых городами и промышленностью. Около 20 млн.га занято заповедниками и национальными парками, сохраняющими живую природу.

Между главными землепользователями земли распределены примерно следующим образом:

Земельный фонд России - 100%;

Земли сельского хозяйства - 38,1%;

Земли лесного хозяйства - 51,4%;

Земли промышленности, транспорта, связи, обороны, т.е. земли под застройкой - 1,2%;

Земли заповедников и национальных парков - 1,2%;

Земли водного хозяйства - 1,0%;

Земли государственного резерва - 6,9%.

Эти земли размещаются по территории России неравномерно - более 70% сельскохозяйственных и застроенных земель сосредоточены в Европейской её части, главные лесные массивы (80%) и крупные заповедные земли - в Сибири и на Дальнем Востоке.

Сельскохозяйственные земли - это лучшие по качеству земли страны. Среди них наиболее ценны обрабатываемые пахотные земли, величина которых составляет около 120 млн.га. К наиболее продуктивным землям с устойчивым тепловым и водным обеспечением относится ? пахотных земель, расположенных в чернозёмных степях Европейской части России. Остальные земли, расположенные в лесных и сухостепных районах страны, имеют недостаточно питательных веществ в почве или недостаточное обеспечение тепла и влаги. Они относятся к средне- и малопродуктивным и нуждаются в мелиорации. Многие из них утратили природные запасы гумуса. Главная экологическая проблема пахотных земель России состоит в их нарушенности водной и ветровой эрозией, которой были подвержены издавна более половины их площадей, особенно сильной в степных районах страны. Противоэрозийные меры несколько ослабляют разрушение земель от смыва и выдувания почв, но не ликвидируют их полностью. Многие земли России нуждаются в проведении мер по снижению их кислотности и засоленности, в орошении и осушении; необходимо повысить внесение удобрений в почвы, которое за годы экономического кризиса сильно упало. В районах с малой долей лесных территорий нужна посадка полезащитных лесонасаждений.

Земли под застройкой хотя и занимают сравнительно немного площади, но это наиболее нарушенные земли, лишённые естественного растительного покрова. В прошлом, когда земля считалась общегосударственной собственностью и не имела рыночной стоимости, она щедро выделялась под застройку. В первую очередь на эти цели шли наиболее хорошо обработанные земли около городов. По оценкам, ежегодно для промышленности, городов и транспорта выделялось до 1 млн.га земель, в т.ч. по 100-500 млн.га пашни. При этом расход земли на одного городского жителя страны превышал норму почти в 2 раза - 600-700 м.кв., вместо 350-400 м.кв. Около 1 млн.га земли нарушено горными выработками, а рекультивируется менее 100 тыс.га в год. Большие потери земель идут при развитии нефтедобычи, где нормы отведения превышаются в 2-3 раза. Поэтому требуется ограничение размеров земель в непродуктивном использовании.

Земли природоохранного и социального назначения. В структуре землепользования всё больше выделяется группа угодий, имеющих внехозяйственное назначение. Они могут входить в состав сельскохозяйственных, лесохозяйственных, городских земель, но используются для социальных целей; например, для организации отдыха, туризма, оздоровления людей, любительских промыслов, для охраны природных объектов, диких животных или растений, для охраны обрабатываемых земель и водоёмов. В настоящее время выделяется несколько категорий таких земель. Среди них:

-Природоохранные леса

-Резервные леса

-Леса ограниченного использования

-Промысловые - кедровые, ягодные, грибные леса

-Поле- почвозащитные и водоохранные леса

-Уникальные природные объекты и памятники природы

-Зелёные и санитарные зоны  больших городов и крупных предприятий

-Земли курортов, зон отдыха, парки и сады

-Земли дачных посёлков, садовых и огородных участков

-Заказники и заповедники

В сумме эти земли занимают достаточно большую территорию. Но основную их площадь составляют природоохранные и резервные леса на севере и северо-востоке страны, в слабо заселённых районах. Остальные земли невелики по площади и размещаются в виде островов среди массивов активно используемых земель. Таких земель ещё мало, их размеры надо увеличивать, т.к. они помогают сохранять живую природу. Улучшение землепользования связано с сокращением непродуктивного расходования земель, восстановлением нарушенных участков и улучшением структуры землепользования в регионах. Разработка для каждого региона нужного сочетания земельных угодий разного типа является основой формирования оптимального ландшафта. Это способствует не только лучшему использованию каждого участка земли, но и улучшению эколого-ресурсной ситуации в целом. Рациональное использование земель это не только ресурсо-хозяйственная, но и экологическая проблема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антропогенное воздействие на почву

Загрязнение почв токсинами промышленного происхождения

     

Настоящим бедствием для  страны  являются  отходы. Общее  количество накопленных в стране отходов - около50 млрд.т, ежегодно образуется более  4.5 млдр т, под складирование занято 250 тыс га. За  год  образуется более   50 млн т. Токсичных промышленных отходов, всего их накоплено более 1,6 млрд  т. Огромное   количество   токсичных   отходов  хранится  и  захоранивается  в совершенно не приспособленных для   этого  местах.  Основной  объем  отходов размещается на свалках, в  отвалах  и полигонах.  В  России  нет  ни  одного предприятия (полигона) по обезвреживанию и захоронению  токсичных   отходов, отвечающего  современным требованиям. В стране отсутствует  государственная статистическая отчетность по отходам.

 Почвы вокруг больших городов и  крупных  предприятий  цветной  и   черной  металлургии,  химической  и   нефтехимической   промышленности,    машиностроения  на  расстоянии  в  несколько  десятков  километров    загрязнены тяжелыми  металлами,  нефтепродуктами,  соединениями   фтора    и    другими токсичными  веществами.  Из  обследованных  85   городов   РФ    наибольшему загрязнению  подвержены  почвы  вблизи  г.  Рудная  Пристань,  Ревда,   Свирск, Владивосток, Иркутск, Черемхово.За  15  лет  исследований   на   территории   России   выявлены   три города, которые по суммарному показателю загрязнения почвы в городе и  в   радиусе от него до 5 км относятся к чрезвычайно  опасно  загрязненным. Это Мончегорск на Кольском п-ве, Ревда в Уральском регионе и  Белово в   Кемеровской   области.

                       

 

 

 

Законодательство по природопользованию

 

В связи с привлечением внимания общества к проблемам рационального природопользования сформировалась ветвь права - экологическое законодательство. Оно включает десятки законов и подзаконных актов, сотни Постановлений и указов в которых устанавливаются правовые отношения природопользователей к природным ресурсам и окружающей среде. Разработаны отраслевые законодательства по использованию основных видов природных ресурсов. Среди них земельное законодательство, которое включает «Земельный кодекс РФ», и постановления о порядке использования и выделения земель, об охране земель, об установлении границ между землепользователями, об улучшении и рекультивации нарушенных земель, положения о мониторинге земель и кадастре земельных угодий. Остановимся на некоторых нормативных документах.

В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию земельных платежей, которое предполагает установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц, расчет ставок земельного налога в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель, выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель, ужесточение контроля за сбором земельных платежей и их перечислением в соответствующие уровни бюджетов, завершение инвентаризации земель, проведение их оценки, учета и государственной регистрации, существенное сокращение льгот по земельному налогу. Следует отметить, что вышеперечисленные требования, предъявляемые к нормам земельного законодательства, нашли свое отражение в новом Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ, Кодекс).

Основные принципы земельного законодательства

Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

- учет значения земли как  основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как, о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы. Природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в с/х и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

- приоритет охраны жизни и  здоровья человека, согласно которому  при осуществлении деятельности  по использованию и охране  земель должны быть приняты  такие решения и осуществлены  такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

- участие граждан и общественных  организаций (объединений) в решении  вопросов, касающихся их прав на землю;

- приоритет сохранения особо  ценных земель и земель, особо  охраняемых территорий, для иных  целей ограничивается или запрещается  в порядке, установленном федеральными  законами. Установление данного  принципа не должно толковаться  как отрицание или умаление значения земель других категорий;

Информация о работе Эффективность мероприятий по охране земель