Изменение реакций на факторы окружающей среды и социального взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:23, реферат

Краткое описание

Наиболее очевидные признаки неадекватного поведения старой собаки проявляются во взаимодействиях ее с людьми и другими собаками. Владельцев больше всего огорчает изменение взаимоотношений с питомцем, в приветствии которого уже нет прежней радости и рвения. Эти признаки, наряду с сокращением времени, проводимого в играх и дружеском общении, служат сигналом развития слабоумия. Во многих случаях такие собаки начинают медленнее и не так стабильно реагировать на команды, что владельцы обычно принимают за упрямство.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.23 Кб (Скачать)

  13.Изменение  реакций на факторы  окружающей среды  и социального  взаимодействия 

  Наиболее  очевидные признаки неадекватного  поведения старой собаки проявляются  во взаимодействиях ее с людьми и  другими собаками. Владельцев больше всего огорчает изменение взаимоотношений  с питомцем, в приветствии которого уже нет прежней радости и  рвения. Эти признаки, наряду с  сокращением времени, проводимого  в играх и дружеском общении, служат сигналом развития слабоумия. Во многих случаях такие собаки начинают медленнее и не так стабильно реагировать на команды, что владельцы обычно принимают за упрямство.

Нередко наблюдается защитная агрессия со стороны  престарелого животного  в отношении собак, живущих с ним в одном доме. Очень может быть, что агрессором в подобной ситуации назовут  молодую собаку, хотя на самом деле именно старческое поведение  послужило причиной напряженности и конфронтации. В случае агрессии между собаками, живущими под одной крышей, необходимо принимать во внимание их возраст и обращать внимание на  признаки когнитивной дисфункции, чтобы не упустить из виду возрастную проблему (см. гл. 20). Страдающие слабоумием собаки становятся  более раздражительными. Владельцы нередко отмечают  у них возрастание агрессивности, наряду с ослаблением желания общаться и играть с другими собаками на прогулке.

Категория Основные  поведенческие изменения  Диагностические особенности 
Дезориентация Задержка в  узнавании людей, мест и предметов Обычно это  первый замеченный владельцем признак. Вначале может быть неустойчивым. Приводит к проявлению нечистоплотности, т.к. собака часто ждет, чтобы ее выпустили  на улицу, совсем не у той двери.
Изменения реакций на факторы окружающей среды  и социального взаимодействия  Уменьшение  радости при встрече с хозяевами

Понижение активности в играх  с людьми или собаками

Усиление раздражительности

Замедление скорости выполнения команд

Ухудшение социальных взаимодействий, неспособность доводить их до завершения

Вначале отмечается нарушение реакции на членов семьи, что очень огорчает хозяев.

Возможна агрессивность, но только в сочетании  с другими клиническими признаками слабоумия.

Изменение иерархического места среди других собак, живущих  в доме, способствует развитию поведенческих  симптомов.

Возможна враждебная реакция на появление новых членов семьи.

Изменения цикла сон/бодрствование  Увеличение  продолжительности дневного сна 

Кратковременный ночной сон 

Прерывистый сон

Указанные клинические  признаки – самые распространенные. Ночная активность может остаться незамеченной, если собака не спит в одной комнате  с хозяином.

На увеличение продолжительности дневного сна  могут не обратить внимания, считая его  нормальным признаком старения.

Нарушение правил поведения в доме Нарушение правил поведения в доме, неукоснительно соблюдавшихся ранее Нечистоплотное  поведение в доме связано с  проблемами дезориентации и утраты условных рефлексов.

При отсутствии других симптомов слабоумия оно  не является признаком когнитивной  дисфункции у собак.

  Фиг.12.2. Характерные диагностические признаки основных поведенческих изменений, связанных с когнитивной дисфункцией

  Изменение цикла сон/бодрствование 

  Нарушение цикла сон/бодрствование характерно для когнитивной дисфункции у  собак, но этот симптом может остаться незамеченным, если  собака не прерывает сна владельца. Когда собака скулит или лает ночью, большинство владельцев выводят питомца на улицу, полагая, что ему нужно оправиться. Однако ночное беспокойство страдающих слабоумием собак редко обусловлено потребностью в естественных отправлениях. Иногда они все-таки совершают их, оказавшись на улице, но по возвращении домой долго успокаиваются, а вскоре опять начинают лаять и скулить.

Другая  распространенная особенность —  локомоторное поведение. Владельцы  жалуются, что их питомцы обнаруживают признаки тревожного возбуждения и  беспокойства по ночам, ходят из угла в угол, подают голосовые сигналы.

  Пробуждение среди ночи — ещё один классический симптом слабоумия, а поскольку  собаки  дезориентированы и растеряны, они, проснувшись, ищут своих владельцев. Если собаку  на ночь  изолируют, она скребется в дверь, и этот признак нередко путают с тревогой, вызванной одиночеством (см. гл. 16).

  Изменяется  дневной  цикл сон/бодрствование. В течение дня собаки, страдающие слабоумием, много спят. На этот симптом владельцы, как правило, не обращают внимания, считая его нормальным изменением  поведения стареющей собаки

  Нарушения правил поведения  в доме  

  Правила поведения в доме нарушаются страдающей слабоумием собакой по двум причинам.     

 Во-первых, связанная со слабоумием дезориентация  приводит, например, к тому, что  собака сидит около межкомнатной двери, ожидая, что ее выпустят в сад, а хозяин слишком поздно обращает на это внимание. Некоторые владельцы отмечают также, что животное смотрит не на дверную ручку, а на петли, которыми дверь крепится к косяку. В подобных случаях они воспринимают поведение питомца как чудное, а не как сигнал выпустить его на улицу.

Во-вторых, у животного может нарушиться связь между актом естественного  отправления и подходящим для  этого субстратом. Постепенное разрушение подобных ассоциаций приводит к отправлению  естественных надобностей в самых  разных неподходящих местах. Часто  собака начинает с того, что не всегда выгуливается на траве, как она делала это в прошлом, а по ошибке пристраивается во внутреннем дворике, на клумбах и, в конце концов, на ковровых покрытиях  в доме. Во многих случаях это  проблемное поведение формируется  постепенно, и только когда собака несколько раз совершит естественные отправления в запрещенных местах, владелец понимает, что у нее сложилась  устойчивая схема нечистоплотного  поведения в доме.

14. Классификация психического  дизонтогенеза В.В. Лебединского

Классификация психического дизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:

· Общее психическое  недоразвитие;

· Задержанное психическое  развитие;

· Поврежденное психическое  развитие;

· Дефицитарное психическое развитие;

· Искаженное психическое  развитие;

· Дисгармоничное психическое  развитие.

Общее психическое недоразвитие - общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения (от греч. «olygos» - малый, «phren» - ум) - особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. По образному выражению французского психиатра Жанна Э.-Д. Эскироля, олигофрен - бедняк от рождения, в то время как дементный - это разорившийся богач.

В зависимости от степени  интеллектуальной недостаточности  у детей -олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая - идиотия, менее тяжелая - имбецильность и относительно легкая - дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная) степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке, то легкая степень недоразвития - дебильность - позволяет обучать такого ребенка по программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу и профессиональную подготовку по несложным видам труда. По окончании вспомогательной школы подавляющее большинство умственно отсталых детей в дальнейшем относительно благополучно адаптируются в социальной среде. В то время как субъекты с такой же или меньшей степенью интеллектуального снижения, не прошедшие специального обучения и воспитания имеют плохую социальную адаптацию.

Помимо дифференциации олигофрений по степени снижения интеллекта, приведенной выше, существуют и другие. В частности клинико-физиологическая классификация олигофрений, представленные в работах С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева (1965) и Д. Е. Мелехова (1965). В педагогическом плане наиболее приемлемой является классификация олигофрений по М. С. Певзнер, предложенная в 1959-м году и доработанная к 1979-му году. Автор (М. С. Певзнер, 1979) выделяет пять основных форм состояния:

· неосложненная форма олигофрении;

· олигофрения, осложненная  нарушениями нейродинамики;

· олигофрении с  нарушением различных анализаторов;

· олигофрении с  психопатоподобными формами поведения;

· олигофрении с  выраженной лобной недостаточностью.

Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример - инфантилизм). Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.

Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности  общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.

Различают ЗПР конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни  ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. ЗПР  следует отличать от олигофрении  и педагогической запущенности. Необходимо отметить, что автор приведенной  выше этиологической типологии ЗПР  К. С. Лебединская, считает, что ЗПР психогенного происхождения лишь условно можно относить к группе ЗПР. Эту форму ЗПР трудно дифференцировать с педагогической запущенностью.

Согласно исследованиям  Л. И. Переслени и Л. Ф. Чупрова, в психологической картине ЗПР выявляется два базисных синдрома:

- нарушение регуляции  психической деятельности, реализуемой  посредством произвольного внимания;

- нерезкое недоразвитие  познавательной деятельности.

Если при психофизическом  инфантилизме на первый план выступают  недостатки регуляции поведения  и деятельности, то при ЗПР церебрально-органического  генеза - признаки неполноценности  познавательной деятельности.

ЗПР имеет относительно благоприятную динамику в плане  обучения и воспитания такой категории  детей. Многие из них при адекватном индивидуальном подходе способны удовлетворительно  осваивать программу обучения массовой школы. Однако большая часть детей  с ЗПР обучаются по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) по коррекционным программам в стенах массовой общеобразовательной школы. Обычно данное состояние диагностируется только в пределах до подросткового возраста. В более старшем возрасте эти состояния не диагностируются или переходят в другой вид пограничных состояний. «Благоприятный исход бывает не всегда: у части больных (20%) признаки грубой незрелости эмоционально-волевой сферы сохраняются, а позже проявляются в виде психопатий».

Поврежденное  психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с олигофренией имеют принципиальное значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до периода перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).

Характерной моделью  поврежденного психического развития является органическая деменция. Структура  дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличие  от клинико-психологической структуры  олигофрении, отражающей явления недоразвития. Здесь нет тотальности, нет иерархичности  нарушения психических функций, характерных для олигофрении. Наоборот, на первый план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. п.), недостаточность которых иногда выражена более чем неспособность к отвлечению и обобщению. Так, нарушения памяти, в особенности механической, более характерны для деменции, обусловленной черепно-мозговой травмой, перенесенной ребенком в возрасте после 3-4 лет.

Б. В. Зейгарник (1962) выделяет три преимущественных нарушения мышления при органической деменции у взрослых больных:

· снижение функции  обобщения;

· нарушение логического  строя мышления;

· нарушения критичности  и целенаправленности.

Информация о работе Изменение реакций на факторы окружающей среды и социального взаимодействия