Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:34, реферат
Слово « экология» образовано то греческого «oikos», что означает дом (жилище, местообитание, убежище), и «logos» - наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах « у себя дома». Наука , в которой особое внимание уделяется « совокупности или характеру связей между организмами и окружающей средой». В настоящее время исследователи считают, что экология – это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука , изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.
Биосфера
Еще
в начале 19 века в естествознании
утвердился термин биосфера – сфера
жизни. Она включает в себя все
области нашей планеты, освоенные
жизнью. Это и атмосфера, и океан,
и все части земной поверхности,
где утвердилась жизнь в любых
ее формах.Учение о живой природе
было создано и развито многими
выдающимися натуралистами
4.Международная
биологическая программа.
Алармизм. Современность.
Взаимосвязи
в живой природе, с которыми приходится
сталкиваться ученым, чрезвычайно широки
и многообразны. Поэтому идеальный
эколог, если только таковой существует,
должен быть чуть ли не энциклопедистом,
обладающим комплексом знаний, концентрированных
во многих научных и общественных
дисциплинах. Естественно, таких людей
нет, и поэтому для успешного
решения реальных экологических
задач необходима совместная междисциплинарная
работа исследовательских групп, каждая
из которых представляет различные
отрасли наук.Необходимость
В процессе реализации работ по МБП становилось ясно, что изучение взаимодействий между экосистемами столь же важно, как и изучение процессов, протекающих внутри экосистем.Разработка МБП пришлась на то время, когда перед человечеством впервые остро встала проблема кризиса окружающей среды. Появилось новое осознание ограниченности природных ресурсов и опасностей, угрожающей всей планете в целом.В этой атмосфере экология как наука была неожиданно вытолкнута на арену общественной жизни в качестве политической платформы и средства давления.
Алармизм
В это время в общественном движении Запада возникло новое направление – алармизм (от англ. Alarm – тревога). Возникли так называемые партии «зеленых», которые на определенном этапе получили довольно мощную поддержку населения. Достаточно вспомнить фракцию «зеленых», получившую в свое время несколько мест в немецком парламенте.Призывы «зеленых» были подчас истеричны. Они требовали полностью пересмотреть взгляды на промышленное, а значит, прогрессивное развитие человечества. Выступления их состояли из категоричных лозунгов отказа: « Не трогать реку, прекратить стройку на ее берегах», «Не рубить лес», « Не убивать пушных зверей», « Не строить химический завод», «Закрыть электростанцию».Справедливости ради сказать, что «зеленые» сделали немало для защиты окружающей среды. Движениям экологистов иногда удавалось прямо или косвенно убедить правительства необходимости больше учитывать экологические аспекты развития. Социальная ответственность ученого-эколога в этой связи возрастала и можно только приветствовать тенденцию рассматривать экологию как «науку для каждого и на каждый день».Однако новые времена продиктовали и новые экологические лозунги. Теперь в экологическом лексиконе главным стало не слово «страшно», а слово «трудно». Прагматически настроенные серьезные люди на Западе поняли, что безудержному экологическому романтизму пришел конец, поскольку для дальнейшего повышения уровня жизни необходимо неуклонное развитие промышленности и техники. Поэтому «неозеленым» пришлось сменить лозунг «Назад – к природе!» на другой: « Вперед – к природе!». Вперед – через развитие науки и техники, дающие новые способы экологически чистого производства и новые способы получения экологически чистых продуктов. Началось создание замкнутых циклов производства и эффективных систем отчистки. Лозунги типа « Закрыть завод лекарственных препаратов, загрязняющий среду» стали архаичными.
Современность
Современный
этап развития экологической науки
характеризуется признанием того, что
проблемы окружающей среды затрагивают
все страны мира. Определились приоритетные
проблемы глобального характера, такие
как изменения, в озоновом слое атмосферы,
повышенное накопление углекислого
газа, загрязнение океана, которые
не имеет политических границ и решение,
которых возможно только при объединении
усилий ученых многих стран. В современных
условиях ученые-экологи вновь обратились
к научному наследию В. И. Вернадского.
Именно он указывал еще в далекие 20е годы
о мощном воздействии человека на окружающую
среду и преобразовании современной биосферы.
Для уже измененной биосферы, всецело
находящейся под контролем разума человека,
он предложил термин «ноосфера» - сфера
разума. Ученый подчеркивал, что центральным
звеном в биосфере, играющим доминирующую
преобразующую роль, является человек.
В этом историческом контексте в рамках
новых концептуальных задач в ноябре 1971
года было начато проведение новой международной
межправительственной программы « Человек
и биосфера» - МАБ. По сути, программа МАБ
стала интегрированным подходом к исследованиям,
подготовке специалистов и деятельности,
цель которой – улучшение взаимоотношения
человека с окружающей средой. Отправным
пунктом программы было исследование
человека « со стороны», т.е. изучение воздействия
его деятельности на различные экосистемы.
Постепенно человек в исследованиях МАБ
стал рассматриваться как органическая
составная часть экосистемы и биосфера
и оказался фактически центральным элементом
исследований.Такая постановка вопроса,
при которой человек из стороннего и чужеродного
элемента превращается в органичное составляющее
биосферы, его ядро, означает переворот
в его концепциях и методах современной
экологии.
Заключение
Итак,
мы проследили исторические этапы развития
экологии: естественную описательную
историю, изучение отдельных видов,
сообществ и экосистем, биосферы,
и, наконец, человека в биосфере. Последний
этап наиболее органичен и естественен
для человека, поскольку он замыкает
эволюционный цикл и восстанавливает
природную роль и значение человека,
а именно его органическую неразрывную
связь с биоферой.
Список литератуы:
«Экосистема.
Общее представление об экологии»
- Михаренко М.И 2001г.
Содержание.
Введение.
а) первый этап развития;
б) второй этап развития;
в) третий этап развития.
2. Аутоэкология и синоэкология. Биоценоз.
3. Экосистема, как еденица изучения. Биосфера.
4. Биологическая программа. Алармизм. Современность.
Заключение.
Список
литературы.