Городская среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:23, реферат

Краткое описание

Городская среда - это совокупность огромного числа объектов, которые и создают городское пространство. Городская среда влияет не только на ежедневное поведение и мироощущение горожан, но и на фундаментальные процессы становления гражданского общества.
(Лев Гумилев -> Этногенез -> Градогенез )
Понятие «развитие» применительно к городской среде вовсе не означает исключительно строительство больших помпезных зданий из стекла и бетона. Город – это сложный организм, на который влияет и политическая, и социально-экономическая обстановка. Глядя на архитектуру того или иного города, можно понять, какие социально-экономические процессы там осуществлялись, какие события происходили.

Оглавление

-Городское пространство

-Урбанизация городской среды

-Городская среда и человек

-Адаптация человека к среде обитания

Файлы: 1 файл

Город.среда.docx

— 28.78 Кб (Скачать)

План:

 

-Городское пространство

 

-Урбанизация городской среды

 

-Городская среда и человек

 

-Адаптация человека к среде обитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Городское пространство

Городская среда - это  совокупность огромного числа объектов, которые и создают городское  пространство. Городская среда влияет не только на ежедневное поведение  и мироощущение горожан, но и на фундаментальные  процессы становления гражданского общества.  
(Лев Гумилев -> Этногенез -> Градогенез )

Понятие «развитие» применительно  к городской среде  вовсе не означает исключительно строительство больших помпезных  зданий из стекла и бетона. Город – это сложный организм, на который влияет и политическая, и социально-экономическая  обстановка. Глядя на  архитектуру того или иного города, можно понять,  какие социально-экономические процессы там осуществлялись, какие события происходили. Все это очень важно для развития городской среды.

Вопросы создания оптимальной  среды для проживания, отдыха, досуга упираются в несколько связанных  между собой аспектов. Первое –  это устаревшие генеральные планы  городов. Обычный человек живет  в масштабе один к одному, а воспринимает максимум – один к пятистам. 
Генплан выполняется в масштабе один к десяти тысячам. Для этого проектировщику, образно говоря,  надо взлететь на самолете на три тысячи метров и оттуда посмотреть на город. В таком масштабе должен мыслить градостроитель. В этом смысле генплан – очень сложный документ, с которым сможет работать только грамотный архитектор.  К сожалению, у нас таких людей в стране в целом не очень много. Итак необходимы доступные версии генплана и образовательные программы для городских управленцев.

Сегодня необходимо понимать, что именно город, а не предприятие диктует какому типу производства и где располагаться. Стоимость городской территории, но не земли, как принято говорить, играет ключевую роль в том, какой  тип предпринимательской деятельности может и должен (именно должен) располагаться  в пространстве города. Подземный  переход в центре города создает  больше рабочих мест, чем современное  сборочное предприятие .

Недооцененным явлением по-прежнему остается агломерация, которая, по утверждению градостроителей  и экспертов, способна из набора отсталых городов сделать современный  развитый мегаполис. В агломерациях наблюдается особый способ организации  экономической деятельности, за счет разнообразия экономической жизни  и синергии городского пространства в т.ч. экономического. В агломерации  сектор экономической деятельности, где господствует либерализм, максимален. Агломерация позволяет экономическим  агентам быть свободными от произвола  коллег, более экономически сильных, от произвола власти любых уровней, от произвола криминала, наконец. Малый  город или, даже крупный, но с моноструктурой экономики не дает той свободы, которую  можно получить в агломерации, где  разнообразие городского пространства превосходит или совпадает с разнообразием форм предпринимательской деятельности и форм социальной мобильности.  

Также для  развития городской среды необходимо совершенствовать  законодательство в области охраны памятников архитектуры и смены их статуса в связи с проведением  реконструкции.

Вдохнуть новую  жизнь в старую форму - это сложная  градостроительная  и архитектурная задача. Поэтому,  с одной стороны, должен быть  вкус и желание сохранить исторически ценное,  и,  в то же время, нельзя быть снобами и консерваторами настолько,  чтобы не давать  возможности развиваться новому. Эта правовая неурегулированность превращается в проблему для многих городов, куда не добралась война. Именно там 100-200летние деревянные дома тысячами единиц «запирают» развитие территорий. А перенести их нельзя.

Урбанизация городской среды.

Социокультурные среды  в крупном городе, характеризующиеся  определенным соотношением созданных  людьми и природных объектов, располагает  по шкале «урбанизированно-природное».

 

1. Урбанизированная  среда включает:

деловые части города, характеризующиеся значительной насыщенностью  техноструктурами, где природные  объекты относительно немногочисленны;

торговые части  города, где пребывание людей относительно недолговременно, но зато людские потоки значительны, что и обусловливает  возможный характер организации  среды: развитые пешеходные маршруты, кафе-«экспресс», миниатюрные зоны отдыха. Что касается природных объектов, то они также немногочисленны;

историческое ядро города — символ его самобытности. В этих пределах можно проложить  специальные прогулочные, в т.ч. туристические, маршруты с музеями, театрами, историческими  памятниками, сделать цвет или ландшафт центром культурно значимой ситуации. Природные объекты здесь не играют значительной роли, они чисто декоративны.

2. Урбанизованная  среда со специальным включением  природных объектов:

в первую очередь, это  дворы с рядом специально выделенных функциональных зон: спортивно-игровые  площадки, беседки и открытые площадки для общения и т.п. Природные  объекты во дворах разнообразны;

прогулочные зоны для  проведения свободного времени. Их урбанизированными  центрами становятся кафе, рестораны, кинотеатры и т.п. Природные объекты  здесь представляют собой своеобразные острова окультуренной природы в городе с выполнением ими эстетической функции — вызывать приятные ощущения, служить украшением города;

парк с аттракционами  служит местом развлечения жителей  и гостей города, где расположены  концертные и танцевальные площадки, павильоны, летние кинотеатры и кафе. Рекреационная функция, которую  они выполняют, подразумевает насыщенность их природными объектами.

3. Преимущественно  природная среда в городе:

 городской сад представляет собой место прогулок и отдыха в условиях города, со специальной плакировкой пешеходных дорожек, беседок, парковых скульптур, рассчитанных на то, чтобы люди могли гулять в приятной обстановке. Театр, кинотеатр, летняя эстрада — места, предназначенные для совместного развлечения, но в основном здесь присутствуют природные объекты и небольшие декоративные водоемы;

экологический парк объединяет природные зеленые массивы  города в фиксированные территории и предназначен для выполнения большинства  функций, которые сегодня связываются  с загородными поездками. Здесь  предусматриваются зоны для различных  видов рекреационной деятельности: специальные велосипедные и пешеходные дорожки; пляжи и лодочные станции; игровые площадки; предприятия общественного  питания и т.п. Планировка такого парка свободная, естественная, хотя и скорректированная проектировщиками.

Городская среда и человек

Сегодня городская  среда во многом агрессивна по отношению  к человеку. Помимо очевидного вредного влияния на наше здоровье загрязненного  воздуха и питьевой воды горожанин  оказывается еще и в зоне воздействия  целого ряда факторов, влияющих на наши органы чувств и нервную систему, а через них (а зачастую – и  непосредственно) – на общее состояние организма.

Очень существенным фактором является шум. Один из основных его источников в городе – автомобильный  транспорт. На магистральных улицах уровень шума достигает 95 дБ (по шкале  А шумомера). В выходящих окнами на проезжую часть квартирах домов  при открытых окнах уровень шума только на 10–15 дБ ниже. Не меньшее негативное воздействие на наш организм оказывает  шум, производимый трамваями, поездами метро.

Шум отвлекает нас, мешает сосредоточиться, вызывает изменения  функционального состояния центральной  нервной и сердечно-сосудистой систем. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая  болезнь, повышение содержания холестерина  в крови встречаются чаще у  людей, проживающих в шумных районах. Под воздействием шума нарушается сон, после пробуждения люди чувствуют  усталость, головную боль. Со временем это приводит к переутомлению, снижению работоспособности, болезням.

Снижению шума способствовало бы строительство автодорог в  туннелях или экранирование их спецнадстройками. При проектировании застройки жилых  районов надо обращать внимание на расположение домов относительно автомобильных  и железных дорог, создавать санитарно-защитные зоны. Окна по возможности не должны выходить на проезжую часть улицы  – хотя это и не спасает от шума, но наличие экранирующих объектов или зеленых насаждений уменьшает  его интенсивность. Полезно использовать звукоизолирующие оконные конструкции  – хорошие образцы имеют коэффициент  звукоизоляции свыше 50 дБ.

В автомобилях звукопоглощающими  материалами покрывают стенки, днище, багажник и место расположения двигателя. При этом шум уменьшается не только в салоне, но и снаружи.

Помимо звуковых волн, воспринимаемых нами как шум, существует еще и инфразвук –  неслышимые человеческих ухом низкочастотные колебания. Есть природные источники  инфразвука – морские волны, ветер, грозовые разряды, но есть и антропогенные  – взрывы, орудийные выстрелы, многие работающие механизмы, трансформаторы и пр. Предполагается, что колебания  частотой 6 Гц совпадают с альфа-ритмом головного мозга – под их воздействием возникает ощущение морской болезни, усталости, они могут привести к  потере зрения и даже к смерти. Инфразвук  с частотой 7 Гц еще более опасен для человека – он может привести к остановке сердца.

На психику человека подавляюще воздействуют и  ритмические  сигналы, поступающие от равномерно работающих механизмов – конвейерных  линий фабрик и заводов, эскалаторов  и транспортеров, станков и т.п. Не в меньшей степени утомляет зрение и нервную систему и  вид равномерно перемещающейся ленты  транспортера или множества сходных  движущихся объектов, например машин  или пешеходов.

Агрессивность визуальной городской среды проявляется  также в ее однообразии. Утомляют одинаковые современные многоэтажные здания, интерьеры помещений, станций  метро, ряды гаражей-ракушек...

Замечено, что в  городских условиях близорукость встречается  в 1,5–2 раза чаще, чем в сельской местности. Вынужденный постоянно рассматривать  однообразные близкие объекты, горожанин  перенапрягает зрение. Возможно, однообразие  пейзажей некоторых районов страны, например тундры, где большую часть  года лежит снег, влияет на то, что  и в северных районах частота  близорукости достигает 32,5%, в то время  как в южных районах – 3,7–5,3%.

Воздушная среда  городов насыщена агрессивными  запахами. Это запахи различных масел, бензина, выхлопных газов автомобилей, красок и лаков, свежего асфальта и новой мебели из ДСП, запах гари и резины. Это и более приятные, но не менее опасные для здоровья запахи дезодорантов, одеколонов, духов, косметики, стиральных порошков, способные  вызвать мгновенную аллергическую реакцию. А запахи доминирующих в городе или районе производств?! Почти каждый город имеет свой специфический запах. По запаху легко можно узнать города-металлурги, города-химики, города-текстильщики, города с рыбоконсервной промышленностью, шахтерские города и т.д. Во многих случаях выбрасываемые в воздух вещества не только оказывают раздражающее влияние на наше обоняние и нервную систему, но и, попадая в организм, наносят прямой вред здоровью.

Еще одна сторона  жизни современных крупных городов  – образование и накапливание огромного количества твердых, жидких и газообразных отходов как промышленного, так и бытового происхождения. Жидкие отходы просачиваются в грунт  и загрязняют источники питьевой воды и грунтовые воды, газообразные – вызывают смог, отравляя все живое  своими ядовитыми парами.

Огромную проблему создают твердые отходы. На сегодняшний  день в городах и поселках страны накопилось 55 млн т бытовых отходов  – и то только на зарегистрированных свалках.

Основную массу  твердых отходов (до 74%) составляют бумага и пищевые отходы, но немало и  долго не разрушающихся пластмасс  и синтетических материалов. Сжигать  их нельзя, так как при этом выделяются многочисленные токсичные вещества (диоксин, фтористые соединения и  др.).

Часть бывших свалок, оказавшихся в черте городов, застраивается жилыми кварталами. Однако продолжающий выделяться там биогаз – результат разложения органических веществ – создает взрыво- и  пожароопасную ситуацию.

На свалках в  больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками  различных инфекционных заболеваний.

Свалки бытовых  отходов загрязняют окружающую природную  среду, создавая эпидемиологическую и  токсикологическую опасность: страдают атмосферный воздух (от выделяющихся метана, сернистого газа, растворителей  и пр.). Почвы и грунтовые воды (от тяжелых металлов, растворителей, полихлорбифенилов-диоксинов, инсектицидов и др.) – почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок.

Систематическое использование  загрязненной воды приводит к резкому  снижению иммунитета и развитию лейкозоподобных  заболеваний у человека и домашних животных. Наиболее опасным является фильтрат – результат просачивания дождевой и талой воды через слой твердых отходов. Сроки его выхода могут составлять от 1 года (для песков) до 25 лет (для глин) после захоронения  отходов.

 

А надо было бы складировать отходы на специальных полигонах  в котлованы на противофильтрационный  экран, защищающий от загрязнений грунтовые  воды. Таким экраном могут быть мощные глинистые толщи. При достижении свалкой определенной высоты над  поверхностью все засыпается полуметровым слоем земли, покрывается дерном и засаживается растениями!

Вблизи городских  свалок в почве и грунтовых  водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля. Каждый выброшенный свинцовый аккумулятор  для автомобилей содержит до 9,5 кг свинца. Рост потребности в люминесцентных и дугоразрядных лампах увеличивает  опасность заражения окружающей среды ртутью.

Информация о работе Городская среда