Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 18:35, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть современную демографическую ситуацию в мире как глобальную проблему, а также роль отдельных государств и мирового сообщества в решении демографической проблемы.
Введение
1. Демографический взрыв. Последствия демографического взрыва…..4
1.2. Пути решения демографической проблемы. Теория Мальтуса……8
2. Экологический и экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами………………………………………………13
Заключение
Список литературы
1.2. Пути решения
демографической проблемы.
Первая попытка оценить динамику численности населения и ответить на вопрос, может ли Земля прокормить всех на ней живущих связана с именем Томаса Мальтуса, который в быстром росте населения усматривал губительные экологические последствия.
Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834)- один из самых известных ученых своего времени, пропагандировавший идею о том, что быстрый рост населения - естественная и главная причина бедности трудового народа. Изучая работы философов и экономистов предшествующих эпох, он натолкнулся на мысль, что люди размножаются быстрее, чем растут средства существования, и что если рост населения ничем не сдерживается, то каждые 25-30 лет население будет удваиваться. Развивая эти идеи, он пришел к очевидному, на первый взгляд выводу, что плодовитость бедняков - главная причина их жалкого положения в обществе. Свои взгляды он анонимно опубликовал в 1798 году в работе "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества". Всего при жизни вышло 6 изданий его книги. В 1805 г. он получил кафедру профессора современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании.
Т. Мальтус утверждал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, в то время как пищевые ресурсы, необходимые для пропитания этого населения - в арифметической. Таким образом, рано или поздно, как бы медленно население ни росло, линия его роста пересечется с прямой пищевых ресурсов - арифметической прогрессией (на графике - точка Х). Когда численность населения достигнет этой точки, затормозить его рост могут только войны, нищета, болезни и пороки (необходимо отметить, что к этим способам борьбы с увеличивающимся населением он никогда не призывал, о чем довольно часто пишут трактователи его теории). В других изданиях своей книги Мальтус предлагал другие способы "торможения" роста численности населения: безбрачие, вдовство, поздние браки. Перенаселение в концепции Мальтуса - не только беда человечества, но определенное благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудиться за невысокую плату.
Теория Мальтуса с момента выхода книги стала предметом острых дискуссий - одни критиковали автора за негуманность идеи, другие стали его приверженцами, увидев в ней закон, действительный для любой эпохи. Последователи Мальтуса в 20 в. – мальтузианцы и неомальтузианцы объясняют бедность населения не уровнем развития производительных сил, а "естественным законом природы", а социально-экономическую отсталость развивающихся стран не экономической ситуацией в стране и мире, а исключительно чрезмерным ростом населения. В действительности, замеченная тенденция, что рост средств существования вызывает немедленный рост рождаемости, на некотором этапе переходит в прямо противоположную - повышение уровня жизни ведет к снижению рождаемости и не только к стабилизации численности населения, а даже к абсолютному его снижению.
Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.
Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.
Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой области.
Важное отличие этих
Одним из таких основных
В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.
В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции – 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения.
В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.
В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание на проблемы «оттока населения» из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.
В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью.
В
Программе рассматривается
Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны – КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.
По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия. Здесь был выдвинут лозунг: «Одна семья – два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по численности выйдет на первое место в мире.
Политику
государственного ограничения рождаемости
проводили Бангладеш, Индонезия, Иран,
Пакистан, но в странах ислама, где
престиж главы семейства
Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10 детей.
В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.
В
России официальных заявлений по
поводу целей демографической политики
не делалось. Правительство Российской
Федерации только наметило меры по изучению
перспектив демографического развития,
решения неотложных проблем населения.
Проводится политика социальной защиты
семей с детьми, действует система семейных
пособий.
Сегодня
страны мира больше объединены, чем
разъединены, и сеть общественных связей
настолько плотна, что современные
события отражаются во всем мире. Соответственно,
не только резко возрастает влияние и
значение глобальных проблем, но и серьезно
усугубляются их разрушительные и чрезвычайно
опасные последствия.
Судя
по многим признакам, в XXI в. мир вступил
в период заметного осложнения ситуации
в экономике. Был отмечен существенный
экономический спад, начавшийся в области
"высоких технологий", или "новой
экономики", а затем распространившийся
на отрасли производства, которые ныне
принято называть традиционными.
Несмотря на недавние оптимистические
прогнозы на ближайшую перспективу, реальное
положение дел во многих странах пока
не дает оснований говорить о том, что
мировая экономика переходит в фазу подъема.
Скорее можно констатировать появление
тенденций к стагнации или отсутствию
реальной динамики в экономическом развитии.
Отражением данной тенденции может служить
сохранение на крайне низком уровне учетных
ставок центральных банков в ряде развитых
стран мира.
Другим примечательным явлением в последнее
время можно считать существенный рост
цены на золото на мировых товарных рынках.
Опыт прошлого подсказывает, что спрос
на золото возрастает во время экономических
трудностей и неурядиц.
Он указывает, прежде всего,
на падение доверия к
Однако нужно отметить, что стагнация
в экономическом развитии в настоящее
время отмечается именно в группе наиболее
развитых стран мира - Соединенных Штатах,
государствах Западной Европы, Японии.
С другой стороны, имеется группа развивающихся
стран, где продолжает наблюдаться значительно
более высокий темп роста экономики. В
первую очередь в числе таких стран следует
назвать Китай, страны Юго-Восточной Азии,
Индию и некоторые другие государства.
Можно отметить существенную разницу
в уровне экономического развития между
США и Китаем. При этом обычно приводится
довод о том, что по мере роста масштабов
экономики любой страны и степени ее "зрелости"
темп ее развития естественным образом
замедляется (правило "убывающего роста").
Однако в случае с Китаем данный аргумент
не подтверждается реальной ситуацией.
Поэтому дело, скорее всего, заключается
не в упомянутом обстоятельстве, то есть
не в том, что в США экономика "зрелая",
а в Китае "развивающаяся".
Применительно к ситуации в США и Китае
определяющую роль, очевидно, играет различие
в используемой в этих двух странах модели
экономического развития.
В
Китае в результате проведенных
на протяжении двух последних десятилетий
ХХ столетия реформ сложилась "конвергенционная"
модель экономического развития. Во многом
сходная модель экономического развития,
разумеется, с поправками на существующие
в данном регионе национально-государственные
различия, успешно применяется также в
странах Юго-Восточной Азии, среди которых
в первую очередь следует назвать Малайзию,
Сингапур и некоторые другие государства
этого района мира.
Существо
указанной модели сводится к следующим
основным характеристикам. Эта модель
подразумевает активное применение
государственного регулирования, включая
использование программно-