Демографический взрыв

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть современную демографическую ситуацию в мире как глобальную проблему, а также роль отдельных государств и мирового сообщества в решении демографической проблемы.

Оглавление

Введение
1. Демографический взрыв. Последствия демографического взрыва…..4
1.2. Пути решения демографической проблемы. Теория Мальтуса……8
2. Экологический и экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами………………………………………………13
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Глобальные экономические проблемы.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

1.2. Пути решения демографической проблемы. 

    Первая попытка оценить динамику численности населения и ответить на вопрос, может ли Земля прокормить всех на ней живущих связана с именем Томаса Мальтуса, который в быстром росте населения усматривал губительные экологические последствия.

     Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834)- один из самых известных ученых своего времени, пропагандировавший идею о том, что быстрый рост населения - естественная и главная причина бедности трудового народа. Изучая работы философов и экономистов предшествующих эпох, он натолкнулся на мысль, что люди размножаются быстрее, чем растут средства существования, и что если рост населения ничем не сдерживается, то каждые 25-30 лет население будет удваиваться. Развивая эти идеи, он пришел к очевидному, на первый взгляд выводу, что плодовитость бедняков - главная причина их жалкого положения в обществе. Свои взгляды он анонимно опубликовал в 1798 году в работе "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества". Всего при жизни вышло 6 изданий его книги. В 1805 г. он получил кафедру профессора современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании.

     Т. Мальтус утверждал, что численность  населения возрастает в геометрической прогрессии, в то время как пищевые  ресурсы, необходимые для пропитания этого населения - в арифметической. Таким образом, рано или поздно, как бы медленно население ни росло, линия его роста пересечется с прямой пищевых ресурсов - арифметической прогрессией (на графике - точка Х). Когда численность населения достигнет этой точки, затормозить его рост могут только войны, нищета, болезни и пороки (необходимо отметить, что к этим способам борьбы с увеличивающимся населением он никогда не призывал, о чем довольно часто пишут трактователи его теории). В других изданиях своей книги Мальтус предлагал другие способы "торможения" роста численности населения: безбрачие, вдовство, поздние браки. Перенаселение в концепции Мальтуса - не только беда человечества, но определенное благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудиться за невысокую плату.

        Теория Мальтуса  с момента выхода книги стала  предметом острых дискуссий - одни критиковали автора за  негуманность идеи, другие стали  его приверженцами, увидев в  ней закон, действительный для любой эпохи. Последователи Мальтуса в 20 в. – мальтузианцы и неомальтузианцы объясняют бедность населения не уровнем развития производительных сил, а "естественным законом природы", а социально-экономическую отсталость развивающихся стран не экономической ситуацией в стране и мире, а исключительно чрезмерным ростом населения. В действительности, замеченная тенденция, что рост средств существования вызывает немедленный рост рождаемости, на некотором этапе переходит в прямо противоположную - повышение уровня жизни ведет к снижению рождаемости и не только к стабилизации численности населения, а даже к абсолютному его снижению.

     Важность  и значимость глобальной демографической  проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.

     Осознанно, что решение всех этих проблем  возможно лишь при совместных усилиях  всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда  ООН для деятельности в области народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.

       Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико  и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные  документы в этой области.

         Важное отличие этих конференций  от других научных  и   практических форумов состояло  в том, что они проходили  на высоком правительственном  уровне в отличие от предыдущих  конференций по проблемам народонаселения,  на которых эксперты выступали только от своего собственного имени.

           Одним из таких основных документов  стал Всемирный план действий  в области народонаселения, принятый  в  Бухаресте в 1997  году  на 20 лет.

     В плане было подчеркнуто, что основой  для действительного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико  состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги  Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.

     В 1994 году в Каире прошла третья  Всемирная конференция по народонаселению  и развитию, которой приняло участие  уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции – 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения.

     В программе было подчеркнуто, что  все больше государств осознают необходимость  расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.

     В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание на проблемы  «оттока населения» из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.

     В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью.

     В Программе рассматривается значение разработки и осуществления правительственных  программ действий, направленных на решение  проблем народонаселения и развития.

     Многие  государства стали регулировать рост населения. Правительство самой  многолюдной страны – КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.

     По  китайскому пути решила последовать  и многонаселенная Индия. Здесь был выдвинут лозунг: «Одна семья – два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по численности выйдет на первое место в мире.

     Политику  государственного ограничения рождаемости  проводили Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где  престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более  была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки. Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно достигнет 20%.

     Наиболее  высокими темпами растет население  Мозамбика (4,6% в год) и Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину  здесь приходится 8-10 детей.

     В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

     В России официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось. Правительство Российской Федерации только наметило меры по изучению перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения. Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система семейных пособий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Экономический и экологический разрыв между развитыми и развивающимися странами.
 

     Сегодня страны мира больше объединены, чем  разъединены, и сеть общественных связей настолько плотна, что современные  события отражаются во всем мире. Соответственно, не только резко возрастает влияние и значение глобальных проблем, но и серьезно усугубляются их разрушительные и чрезвычайно опасные последствия. 

     Судя  по многим признакам, в XXI в. мир вступил  в период заметного осложнения ситуации в экономике. Был отмечен существенный экономический спад, начавшийся в области "высоких технологий", или "новой экономики", а затем распространившийся на отрасли производства, которые ныне принято называть традиционными.   
Несмотря на недавние оптимистические прогнозы на ближайшую перспективу, реальное положение дел во многих странах пока не дает оснований говорить о том, что мировая экономика переходит в фазу подъема. Скорее можно констатировать появление тенденций к стагнации или отсутствию реальной динамики в экономическом развитии.  
Отражением данной тенденции может служить сохранение на крайне низком уровне учетных ставок центральных банков в ряде развитых стран мира.  
Другим примечательным явлением в последнее время можно считать существенный рост цены на золото на мировых товарных рынках. Опыт прошлого подсказывает, что спрос на золото возрастает во время экономических трудностей и неурядиц.

         Он указывает, прежде всего,  на падение доверия к наличному  денежному обращению и финансовым  институтам в целом.  
Однако нужно отметить, что стагнация в экономическом развитии в настоящее время отмечается именно в группе наиболее развитых стран мира - Соединенных Штатах, государствах Западной Европы, Японии.   
С другой стороны, имеется группа развивающихся стран, где продолжает наблюдаться значительно более высокий темп роста экономики. В первую очередь в числе таких стран следует назвать Китай, страны Юго-Восточной Азии, Индию и некоторые другие государства.  
Можно отметить существенную разницу в уровне экономического развития между США и Китаем. При этом обычно приводится довод о том, что по мере роста масштабов экономики любой страны и степени ее "зрелости" темп ее развития естественным образом замедляется (правило "убывающего роста").  
Однако в случае с Китаем данный аргумент не подтверждается реальной ситуацией. Поэтому дело, скорее всего, заключается не в упомянутом обстоятельстве, то есть не в том, что в США экономика "зрелая", а в Китае "развивающаяся".  
Применительно к ситуации в США и Китае определяющую роль, очевидно, играет различие в используемой в этих двух странах модели экономического развития.  

       В Китае в результате проведенных  на протяжении двух последних десятилетий  ХХ столетия реформ сложилась "конвергенционная" модель экономического развития. Во многом сходная модель экономического развития, разумеется, с поправками на существующие в данном регионе национально-государственные различия, успешно применяется также в странах Юго-Восточной Азии, среди которых в первую очередь следует назвать Малайзию, Сингапур и некоторые другие государства этого района мира.  

       Существо  указанной модели сводится к следующим  основным характеристикам. Эта модель подразумевает активное применение государственного регулирования, включая  использование программно-целевого планирования, в сфере производства продукции общественного назначения. Вмешательство государства ставит своей первоочередной целью обеспечение сбалансированной поступательной динамики в экономике. Государственное планирование и регулирование сочетается с использованием рыночных механизмов, прежде всего в сфере производства предметов потребления, с широко масштабным привлечением иностранных инвестиций в свою страну для развития ориентированных на экспорт производств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Демографический взрыв