Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:39, реферат
Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) – чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.
Введение 3
1. Принципы классификации ЧС. 5
2. Классификация ЧС по масштабам. 7
3. Классификация ЧС по характеру источника. 10
3.1. Природные чрезвычайные ситуации. 10
3.2. Техногенные чрезвычайные ситуации. 11
3.3. Антропогенные чрезвычайные ситуации. 14
4. Биологическая опасность. 16
Заключение. 21
Литература.
Вопросам безопасной эксплуатации объектов, использующих в своей деятельности патогенные биологические агенты (ПБА), всегда уделялось повышенное внимание.
Непредсказуемость биотеррористических атак по времени, мотивам, объекту (мишени) и используемому биологическому агенту в качестве БО выдвигает сегодня данную проблему на первый план в рассматриваемом аспекте ББ России с учетом социально-политической нестабильности внутри страны и в окружающем многополярном мире. Случаи применения биологических агентов в террористических целях, с точки зрения нынешней трактовки терроризма, единичны.
В
настоящее время ни одна страна (включая
Россию) не может быть признана адекватно
готовой к противодействию
В
России значительная часть научно-организационных
мер противодействия
Основные задачи этой системы:
После событий осени 2001 г. еще очевиднее стала необходимость усиления международного сотрудничества в деле |борьбы с угрозой биотерроризма. Консолидация усилий государств в этой борьбе ведется на различных уровнях.
В ноябре 2001 г. президенты России и США приняли совместное заявление, в котором отмечается, что обе страны будут вести совместную работу по противодействию угрозе биотерроризма. В ноябре 2001 г. США и шесть других стран присоединились к Оттавскому плану, предусматривающему усиление международного сотрудничества в предупреждении биологических терактов. Страны договорились налаживать совместное сотрудничество в обеспечении вакцинами и антибиотиками; участвовать в конструктивном диалоге по унификации нормативно-правовой базы создания вакцин, в частности вакцин против оспы; оказывать дальнейшую поддержку существующей сети ВОЗ по наблюдению за заболеваниями и ее усилиям по выработке согласованной стратегии сдерживания вспышек заболеваний. Предполагается обмениваться планами подготовки к чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий; рассматривать возможности совместной подготовки кадров; организовать обмен данными наблюдений национальных медицинских лабораторий и информацией о реальном или грозящем заражении продовольствия, стратегиями безопасного продовольственного снабжения.
В мире имеются ресурсы для борьбы с инфекционными болезнями, и эти ресурсы могут быть использованы для противодействия биотерроризму. В 1997 г. на базе национальных центров и лабораторий, сотрудничающих с ВОЗ, была создана международная сеть по сбору данных и контролю за вспышками наиболее опасных заболеваний. Действуют сотни центров ВОЗ, специализирующихся по отдельным инфекциям, сеть лабораторий Панамериканской организации здравоохранения, Международная сеть клинической эпидемиологии, сеть институтов Пастера, сеть исследовательских центров Национального института здравоохранения США, в которую вовлечены и университеты. Существующие системы государственного эпидемиологического надзора и борьбы с инфекционными болезнями должны быть способны выявлять, локализовать и ликвидировать вспышку инфекционного заболевания независимо от того, следствие ли она естественного проявления природного патогена или результат его преднамеренного использования. Основные разделы плана: профилактика; надзор; диагностика биологических и химических агентов; принятие мер по ликвидации инцидента; система оповещения и информационного обеспечения. Предполагается обучение персонала, эффективный санитарно-эпидемиологический надзор и обеспечение готовности всех участников к обнаружению и ликвидации последствий возможного применения химических и биологических агентов. Ключевым моментом плана является создание в США многоуровневой сети диагностических лабораторий для быстрого обнаружения, идентификации и оповещения служб здравоохранения территорий, штатов, районов и городов о выявленных агентах биологической и химической природы. План ориентирован на модернизацию существующих структур по борьбе с инфекционными болезнями, прежде всего на местном уровне.
Медики должны хорошо представлять текущую эпидемическую ситуацию, знать потенциальные биологические агенты и симптоматику инфекционных заболеваний, нередко отличающуюся от естественно возникающих заболеваний. Они должны овладеть средствами лечения и способами предотвращения эпидемий.
Возрастание угрозы применения биологического оружия террористами и масштабы возможного воздействия биологических агентов на гражданское население заставили прави-тельства разных стран и международные организации разрабатывать планы ответных мер, находить способы пресечения биотеррора. Особое внимание в этих планах уделено созданию системы мониторинга за необычными случаями заболеваний.
В наши дни большое внимание уделяется созданию автоматизированных систем эпидемического обнаружения и реагирования. Разработана автоматизированная система для учета информации, полученной при амбулаторном посещении больных и во время телефонных разговоров.
Существенную
помощь в анализе различных
В России уже функционирует уникальная система, предназначенная для борьбы и надзора за инфекционными заболеваниями, которой нет нигде в мире, – Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, которая, к сожалению, в наши дни утрачивает свою уникальность.
В
заключение необходимо еще раз подчеркнуть,
что способность противодействовать чрезвычайным
ситуациям, как одному из факторов риска
появления и распространения инфекционных
заболеваний — определяется состоянием
и подготовленностью системы здравоохранения
к обнаружению, локализации и ликвидации
вспышек инфекций независимо от происхождения
вызвавших их патогенов; уровнем проводимых
фундаментальных и прикладных исследований,
направленных как на молекулярно-эпидемиологическое
изучение патогенов, так и на создание
средств диагностики, профилактики и лечения,
требуемых для предотвращения вспышек
заболеваний или их ликвидации.
Заключение
Основными причинами возникновения ЧС являются:
ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:
Анализ причин и хода развития ЧС различного характера выявил их общую черту – стадийность. Можно выделить пять стадий (периодов) развития ЧС:
В
РФ действует много крупных
Принятый еще в 1997 г. закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает, что предприятие (учреждение) – источник повышенной опасности обязано обеспечить меры по защите населения и окружающей среды от опасных воздействий. Однако в последние годы в России сохраняется высокая опасность возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе разного рода аварий. Положение обостряется также участившимися фактами проявления терроризма.
Сегодня специалисты выделяют три основные группы причин роста числа и масштабов аварий:
К последней группе следует добавить также отсутствие реальных экономических механизмов обеспечения и целостной детально проработанной методической базы в различных областях безопасности. Все сказанное имеет непосредственное отношение к вопросам ББ, более того, биологические аварии имеют ряд особенностей, которые необходимо отдельно квалифицировать и учитывать на этапах оценки риска возникновения и прогноза последствий негативных событий
Потенциальную угрозу национальной безопасности представляет преднамеренное использование террористами природных или искусственно созданных (генно-инженерных или трансгенных) биологических агентов (опасных бактерий и вирусов или токсинов бактериального и растительного происхождения) для поражения людей, животных и растений с целью подрыва экономики, вывода из строя воинских подразделений, оказания давления на видных политических и государственных деятелей, провоцирования паники в обществе.
Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место в России за последние годы, позволил выделить причины аварийности и травматизма:
В настоящее время заметно возрос удельный вес аварий, происходящих из-за неправильных действий обслуживающего технического персонала (более 50%). Часто это связано с недостаточностью профессионализма, а также неумением принимать оптимальные решения в сложной критической обстановке в условиях дефицита времени.
Аварии и катастрофы в РФ нередко являются следствием ведомственно-технократической стратегии, приводящей к сооружению объектов с заведомо отсталой технологией, и экономии средств на обеспечение необходимой безопасности. Довольно часто такая стратегия предопределяет строительство предприятий в местах, уязвимых в социально-экономическом отношении (например, близость населенных пунктов, особая хрупкость экосистем).
В
итоге РФ ежегодно тратит на ликвидацию
последствий различного рода ЧС 1–2
% валового продукта. В будущем эта доля
может вырасти до
4–5%, что превысит такие статьи расходов,
как здравоохранение и охрана окружающей
среды, вместе взятые.
Информация о работе Чрезвычайные ситуации как объект мероприятий по санитарной охране территории