Заработная плата как цена на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является создание более полного представления об экономической природе заработной платы. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, рассмотрим заработную плату как цену на рынке труда; во-вторых, дадим характеристику формам и системам оплаты труда; в-третьих, проанализируем динамику заработной платы в РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…………………….…..
Глава 1. Заработная плата как цена на рынке труда………………………..…………….……
Глава 2. Система оплаты труда…………………………………………………………………
Глава 3. Динамика заработной платы в Российской Федерации……………………….…….
Заключение……………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

экономическая природа заработной платы.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

С 2000 г. по 2005 г. численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, сократилась  с 9,8% до 7,1% экономически активного населения. При этом наблюдался рост зарегистрированной безработицы - с 1,4% до 2,5%. То есть реальная безработица сокращалась, а регистрируемая росла. Последнее можно объяснить тремя основными причинами.

Во-первых, реформы в социальной сфере на фоне усиления адресности соответствующих программ (проверка доходов заявителей, претендующих на различные социальные пособия и субсидии) подтолкнули людей к регистрации своего статуса в органах службы занятости.

Во-вторых, в банках данных службы занятости появились вакансии не только с низкой заработной платой, но и с относительно высокой (для  квалифицированных работников), что привлекло дополнительных клиентов.

В-третьих, увеличение зарегистрированной безработицы произошло из-за включения  в статистический учет данных по Чеченской  Республике, где уровень безработицы  в силу объективных обстоятельств был достаточно высок.

Что касается сокращения общего уровня безработицы, то этот процесс происходил на фоне экономического роста и, как  следствие, роста занятости. Подобные тенденции были связаны скорее с  общеэкономической ситуацией и  ростом ВВП, нежели с деятельностью государственных органов, курирующих проблему безработицы. Ни одна из реорганизаций соответствующих служб и министерств не сопровождалась усилением внимания к проблемам занятости населения. Более того, проводившаяся оценка состояния рынка труда концентрировалась на анализе зарегистрированной безработицы, а потребности рынка труда оценивались по тем вакансиям, которые были поданы работодателями. В таких условиях наиболее значительный сегмент рынка труда развивался вне воздействия государственных органов управления.

Согласно последним изменениям, за Федеральной службой по труду  и занятости остаются только функции  нормативно-правового регулирования  в сфере труда и контроль за соблюдением трудового законодательства, а полномочия и финансирование службы занятости передаются с федерального на региональный уровень. Активная политика занятости также исключается из ведения федеральных органов власти. Финансирование переданных полномочий предусматривается в виде субвенций из федерального бюджета и определяется исходя из численности населения. При этом деятельность службы занятости организуется исключительно руководством региона.

Нетрудно предположить, что в  результате такой реорганизации  межрегиональная дифференциация по степени эффективности функционирования служб занятости существенно возрастет. «Богатые» регионы с хорошей наполняемостью бюджетов, вероятно, смогут поддерживать функционирование службы занятости на должном уровне. Однако «бедные» (дотационные) регионы, скорее всего, не смогут этого сделать: из-за недостаточного финансирования здесь возможно свертывание активных программ занятости, возникновение задержек в выплате пособий по безработице и т.д.

Последние преобразования службы занятости, вступившие в силу с января 2007 г., внушают как осторожный оптимизм, так и некоторое опасение. С одной стороны, у региональных властей появилась реальная возможность сосредоточить в своих руках практически весь набор инструментов социальной политики, включая потенциал организационных и кадровых ресурсов службы занятости, а также гармонизировать региональную систему социальной помощи населению и борьбу с безработицей. С другой - в дотационных регионах, постоянно сталкивающихся с проблемой недофинансирования, эффективность функционирования службы занятости может снизиться.

Кроме того, надо учитывать и обострение в ряде регионов проблем, связанных  с дефицитом трудовых ресурсов. Отсюда интерес к дополнительным мерам  по привлечению рабочей силы из соседних регионов и стран, где имеется  ее избыток.

Свое влияние на изменение заработной платы оказывает и трудовая миграция. С массовой миграцией Россия столкнулась в конце 80-х - начале 90-х годов. Изменились масштабы миграционной активности населения, направленность и структура миграционных потоков, а также причины миграции. С началом экономического роста стала очевидной необходимость привлечения трудовых мигрантов.

Уже в 2000-е годы начался интенсивный  отток населения из северных, восточных  и приграничных регионов страны в  южные и центральные районы европейской  части России. В результате на этих территориях численность населения сокращается, его этническая структура меняется. Выбывающие работники частично замещаются трудовыми мигрантами в основном из стран СНГ. Но поскольку они концентрируются главным образом в торговле и сфере услуг, то даже приток мигрантов не решает проблему дефицита трудовых ресурсов, прежде всего квалифицированных рабочих кадров.

При изменении направленности миграционных потоков в России произошел спад внутренней мобильности населения. Наиболее заметно она сократилась в начале 2000-х годов, когда количество переехавших из одной части страны в другую составило всего 1,4% населения. Если до 1989 г. численность переселенцев достигала 4,7 млн. человек, то к 1996 г. она сократилась до 2,9 млн. человек, а в 2004 г. - почти до 2 млн. человек (42,5% куров-ню 1989 г.). Миграционный прирост сошел практически на нет, составив в 2004 г. 1913 человек, или 0,001%.

Одной из основных причин снижения внутренней, в том числе трудовой, мобильности  населения является неразвитость рынка жилья, несбалансированность между оплатой труда и рыночной стоимостью жилого помещения. После передачи объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность практически исчез рынок дешевого съемного жилья, что лишает региональные власти возможности обеспечить предприятия и организации рабочей силой за счет ее территориального перераспределения.

Амортизатором падения трудовой мобильности  стала внешняя миграция. В общей  сложности, по разным оценкам, в Россию из постсоветских государств прибыло от 7 млн. до 8 млн. бывших советских граждан. Большинство переселенцев ехали на постоянное жительство. В 90-е годы внешняя миграция сыграла роль компенсирующего фактора, восполняя численность населения страны (на величину, равную естественной убыли). Но в 2000-х годах поток мигрантов стал постепенно снижаться. В структуре внешней миграции все более заметной группой становились трудовые мигранты. К 2005 г. наиболее крупными экспортерами иностранной рабочей силы в РФ стали Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, КНДР и Киргизия. Доля граждан из СНГ составила более половины всего миграционного потока. Не менее 50% мигрантов работают нелегально. По другим оценкам, на законных основаниях в России сегодня трудятся всего 10-15% общего числа трудовых мигрантов.

Стабилизация экономики после  кризиса 1998 г. вернула России миграционную привлекательность, рост совокупного  числа трудовых мигрантов возобновился на фоне снижения общего притока мигрантов. Правда, о реальных масштабах трудовой миграции судить невозможно, поскольку основная масса приезжающих в Россию на заработки граждан СНГ работает без официального разрешения на трудовую деятельность. Большинство лиц, прибывших в нашу страну на заработки, не попадают в официальную статистику в силу либо особенностей статистического учета, либо нежелания, а часто и невозможности мигранта оформить трудовые отношения с работодателем из-за несовершенства российского миграционного законодательства.

Поскольку основная причина трудовой миграции - невозможность обеспечить выживание семьи не родине, мигранты готовы терпеть все тяготы. Они занимают те ниши на рынке труда, на которые не претендуют российские граждане, и выполняют, как правило, работы, не требующие высокой квалификации, довольствуясь более низкими заработками, хотя, согласно исследованию, проведенному по заказу МОТ летом 2002 г. в Таджикистане и России, 47% респондентов-мигрантов имели высшее и среднее специальное образование. Тем самым опровергнута первоначальная гипотеза о том, что в поисках работы за границу отправляются люди с низким уровнем образования и квалификации.

Примерно 50% опрошенных мигрантов  не имели опыта работы в России. Впервые выехав на заработки, они  выполняли наиболее простые виды работ, не требующие специальной квалификации (земляные и погрузочные работы). Остальные сочетали тяжелую физическую работу с более квалифицированным трудом (отделочники, каменщики, сварщики, электрики и др.).

В сфере трудовых отношений с  мигрантами наблюдается преобладание неформальных и дискриминационных механизмов. Речь идет, прежде всего, об условиях труда и его оплате. Продолжительность рабочего времени существенно превышает законодательно установленные рамки, а зарплата занижена и нередко меньше первоначально оговариваемой при найме.

В 2001 г. была принята Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. Ориентирами в данной области  были объявлены «регулирование миграционных потоков в целях создания действенных  механизмов замещения естественной убыли населения, повышение эффективности использования миграционных потоков», обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения». В качестве приоритетов в области миграции и расселения было признано целесообразным «привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию в первую очередь из стран СНГ, а также Латвии, Литвы, Эстонии», «проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов», а также совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирование миграционных процессов».

Основы законодательного обеспечения  государственной миграционной политики в полном объеме были сформированы в 2003 г. после принятия Концепции  регулирования миграционных процессов в России, внесения дополнений в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» (10 января 2003 г.) и принятия ряда законов, ужесточающих режим пребывания иммигрантов в России.

В итоге вопреки целям, продекларированным в Концепции демографической политики, реальным содержанием новой миграционной политики, к сожалению, стало не решение демографических и социально-экономических проблем страны, в том числе за счет привлечения в страну иммигрантов, а ограничение въезда иностранцев в Россию. При этом установленные законом правила официальной регистрации и получения разрешения на работу для трудовых мигрантов на практике оказались сложно выполнимыми, а сама практика была сведена к контролю потоков миграции, борьбе с нелегалами-мигрантами. Доминантой российской миграционной политики стала ориентация на использование временной трудовой иммиграции и превалирование запретительных и административных мер.

В последние годы проблемы миграции и миграционной политики стали темой широкого общественного дискурса. Несмотря на разнообразие существующих позиций и мнений, ее обсуждение стало вестись в рамках новых, более адекватных параметров, учитывающих всю сложность проблем, стоящих перед страной, прежде всего демографических и этнополитических. Результатом явилось реформирование миграционного законодательства, его либерализация. В октябре 2006 г. были внесены поправки в Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», предусматривающие возможность получения иностранными гражданами, прибывающими в РФ из стран СНГ (кроме Грузии и Туркменистана, с которыми у России установлен визовый режим), разрешения на временное проживание без учета квот, устанавливаемых правительством, а лишь на основании заявления гражданина.

Принятые поправки призваны вывести миграцию из тени. Соответственно вводится уведомительный (взамен существующего разрешительного) порядок регистрации прибывших в Россию иностранцев и прекращается практика их ежегодной перерегистрации. Предполагается, что в будущем им не потребуется разрешения на трудоустройство так же, как и работодателям, - разрешения на их наем.

Робкий либерализм нового миграционного  законодательства нейтрализуется принятыми  в октябре-ноябре 2006 г. ужесточающими  его нормативными актами - поправками в Административный кодекс России. Они предусматривают увеличение штрафов, усиливают ответственность за нарушение порядка привлечения к трудовой Деятельности иностранцев (для работодателей и для работников); вводят систему жесткого квотирования иностранной рабочей силы, в том числе из стран СНГ, на граждан которых квоты ранее не распространялись.

В течение долгого времени внутренняя противоречивость миграционного законодательства провоцировала рост нелегальной  трудовой миграции. Сегодня миграционная политика представляет причудливое сочетание либерализации законодательства с действиями ограничительного характера. Реальная оценка иммиграционной сферы, видимо, потребует времени и новых исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Вот и закончено рассмотрение одного из ключевых аспектов рынка труда - заработная плата. Многое осталось за пределами данной работы, но мы надеемся, что основная часть позволит сформировать основные понятия экономической природы заработной платы и    расширить ваш кругозор в экономической сфере жизни.

Теперь обобщим весь материал, изложенный в курсовой работе. Как было отмечено, от животного мира человека отличает то, что он не ограничивает свое существование  только удовлетворением потребностей, необходимых для воспроизводства  человека как существа биологического. Поэтому вознаграждение за труд предполагает и должно быть достаточным для удовлетворения и биологических, и социальных потребностей самого работника и членов его семьи.

Было доказано, что заработная плата - одна из форм существования более широкого понятия - вознаграждения за труд. Она представляет собой вознаграждение, которое получает работающий по найму, - объем денежных средств, а также натуральных выдач, предназначенных для удовлетворения разнообразных потребностей работника и членов его семьи.

Заработная плата как экономическое  явление возникла на определенной стадии развития товарного производства, когда  появился промышленный капитал, а в  обществе - наемные работники, с одной  стороны, и предприниматели - с другой. Наемного работника от любого другого работника (раба, крестьянина, ремесленника) отличало то, что он будучи свободным, не имел средств производства в собственности, но обладал способностью работать и мог эту способность предлагать в качестве товара на рынке труда.

Информация о работе Заработная плата как цена на рынке труда