Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть основы установления заработной платы, выявить ее основные источники, рассмотреть формы, так же обозначить роль правительства и профсоюзов в регулировании заработной платы и освятить явление социального партнерства.
Зработ = Сработ / Вробщ * Врлич
Коллективно-сдельная система
Коллективно-сдельная
система оплаты труда. При ней
заработок каждого работника по
Применяются два
основных метода распределения коллективного
заработка между членами
Первый метод заключается в том, что заработок распределяется между членами коллектива пропорционально тарифным ставкам и отработанному времени.
Второй - с помощью “коэффициента трудового участия”, где сумма заработной платы одного работника может рассчитываться по такой схеме:
,
где КТУ - коэффициент трудового участия.
Фонд заработной платы определяется ежемесячно по результатам работы всего трудового коллектива.
Размер коэффициентов устанавливается на общем собрании работников и утверждается в Положении об оплате труда либо в приказе руководителя организации
Повременная система оплаты труда
При повременной системе оплаты труда работникам оплачивается то время, которое они фактически отработали.
При этом труд работников может оплачиваться:
· по часовым тарифным ставкам;
· по дневным тарифным ставкам;
· исходя из установленного оклада.
Простая повременная система оплаты труда.
При простой повременной системе оплаты труда организация оплачивает работникам фактически отработанное время.
Если работнику установлена часовая ставка, то заработная плата начисляется за то количество часов, которое он фактически отработал в конкретном месяце:
Зпов = Тч * Кч
Где:
Тч- часовая тарифная ставка рабочего, руб.; Кч - количество часов, отработанных рабочим, ч.
Если работнику установлена дневная ставка, то заработная плата начисляется за то количество дней, которое он фактически отработал в конкретном месяце. Расчет идет аналогично почасовой тарификации.
Работнику может быть установлен месячный оклад. Если все дни в месяце отработаны работником полностью, размер его заработной платы не зависит от количества рабочих часов или дней в конкретном месяце. Оклад начисляется в полном размере:
Зпов = Мокл * Дфакт / Дмес,
Где:
Мокл - оклад рабочего в месяц, руб.; Дфакт - количество рабочих дней, фактически отработанных рабочим; Дмес - количество рабочих дней в месяц.
Если работник отработал не весь месяц, то заработная плата начисляется только за те дни, которые фактически отработаны.
Повременно-премиальная система оплаты труда
При повременно-премиальной оплате труда вместе с заработной платой могут начисляться премии. Премии могут устанавливаться как в твердых суммах, так и в процентах от оклада.
Заработная
плата при повременно-
Сумма
премии прибавляется к заработной плате
работника и выплачивается
3.3 Тарифная система оплаты труда
Тарифная система
- это совокупность нормативов, при
помощи которых осуществляется дифференциация
и регулирование уровня заработной
платы различных групп и
Тарифная система позволяет качественно оценить труд, служит основой организации заработной платы рабочих, строится в зависимости от условий труда, квалификации рабочих и формы оплаты труда. Тарифная система включает:
тарифную ставку, определяющую размер оплаты труда в час или за день;
тарифную сетку, показывающую соотношение в оплате труда между различными разрядами работ и рабочих;
тарифно-квалификационные справочники, с помощью которых можно определить разряд работы и рабочих в соответствии с тарифной сеткой.
Тарифная ставка (оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности за единицу рабочего времени.
Тарифная сетка - это шкала соотношения разрядов и присвоенных им тарифных коэффициентов. Это сделано для того, чтобы работники, выполняющие единые работы и имеющие единые профессии получали равную оплату за свой труд.
4. Роль правительства и профсоюзов в регулировании заработной платы и доходов
4.1 Роль правительства
в регулировании заработной
В деятельности по установлению оплаты труда предприятию редко предоставляется полная самостоятельность. Обычно оплата труда регулируется и контролируется компетентными государственными органами. Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров. Система государственного регулирования заработной платы на территории страны включает:
- повышение
уровня реального содержания
заработной платы (уровня
- законодательное
установление и изменение
- установление районных коэффициентов и процентов надбавок.
Государство осуществляет меры по регулированию заработной платы на двух уровнях:
- определяет
государственные гарантии, обеспечивающие
взаимодействие всех
- непосредственно
реализует государственные
К сожалению, действия государства по регулированию минимальной заработной платы, поддержанию реального уровня заработной платы, в течение всего периода реформирования не заслуживают высокой оценки. Тем не менее работодатели и работники внебюджетного сектора экономики смогли, несмотря на все трудности, выработать условия оплаты труда, способствующие в целом постепенному выходу основных его отраслей из экономического кризиса. В бюджетном же секторе ситуация только ухудшалась, что привело к его значительному ослаблению.
Основным принципом политики регулирования ставок и расценок является принцип справедливости в оплате труда, мировой опыт свидетельствует, что данную проблему не в силах решить никакие научные дисциплины, так как справедливость оплаты труда относится к числу этических ценностей. Поэтому для нас поиск ответов на этот вопрос связан с необходимостью исследования, на примере развитых в рыночном отношении стран, соотношения рыночного и социально - политических факторов в механизме установления достойной заработной платы. В качестве примера в таблице 1 приведена достаточно успешно функционирующая немецкая система регулирования труда.
Еще одним крайне важным направлением государственного регулирования является минимальная заработная плата. Это государственная гарантия, устанавливаемая одновременно на всей территории Российской Федерации Законом РФ. Она не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Этот государственный норматив обязателен для всех организаций и предприятий независимо от формы собственности, отраслей, территорий. И в коммерческой, и в бюджетной организации месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).
Государство при этом осуществляет правовое регулирование заработной платы в условиях рынка труда весьма специфически. За исключением бюджетной сферы, оно не вмешивается в процесс установления конкретного размера заработной платы: это область договорных отношений работника и работодателя. Однако оно вынуждено исправлять издержки хозяйственной власти работодателя в установлении оплаты труда и не допускать чрезмерной эксплуатации работников. Для этого оно установило в законодательном порядке систему государственных гарантий по оплате труда.
Важным средством
повышения минимальной
Формирование системы оплаты сегодня проводится только по одному непреложному закону - в соответствии с трудовым законодательством РФ. Оно не может быть хуже установленных норм, а только лучше. Насколько лучше - устанавливается в совместном трудовом договоре (индивидуальном или коллективном), причем работодатель не может в одностороннем порядке нарушить договоренность с работником об оплате труда. Исходя из технологических, организационных и экономических условий деятельности предприятия, а также сложившихся в обществе научно обоснованных представлений о социальных и физиологических требованиях к интенсивности труда работников, до каждого из них должны быть, доведены нормы трудовой деятельности (трудовые обязанности), устанавливающие конкретные количественные и качественные ее параметры.
4.2 Роль профсоюза
в регулировании заработной
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Часть 2 ст. 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» гласит, что, профсоюзы защищают право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Частью 3 ст. 11 того же закона предусмотрено, что системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.
В соответствии с частью 1 ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Согласно ч. 2 ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.
Положения ч. 2 ст. 8 находят свое продолжение в ст. 372 "Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права" ТК РФ, в которой раскрывается процедура учета мнения представительного органа работников, но не всякого, а только выборного профсоюзного органа, который представляет интересы всех или большинства работников данной организации.
В различных статьях ТК РФ перечислены локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, которые должен принять работодатель, большинство из которых должны быть приняты с учетом мнения представительного органа работников, каковым, как правило, является профсоюзный комитет.
Часть 1 ст. 29 ТК
РФ декларирует общее правило
представления интересов
В части 2 ст. 29 речь идет только об одном уровне социального партнерства - организации (юридическом лице), в которой заключается коллективный договор. Здесь, исходя из общего правила, установленного ч. 1 ст. 29, представителем работников может быть профсоюзный комитет или иной представительный орган.
Естественно возникает вопрос, в каких случаях первичная профсоюзная организация уступает свои представительские права иным представителям, избираемым работниками. Это может произойти только в случаях, предусмотренных ст. 31 "Иные представители работников" ТК РФ: при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации или иному представителю. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.
Информация о работе Заработная плата, ее динамика, источники и формы