Занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, анализ рынков труда России. Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
проанализировать работу государственной службы занятости;
раскрыть основные проблемы российского рынка труда;
провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в стране.

Оглавление

Введение
1. Теория занятости населения и безработицы
1.1 Понятия и формы занятости
1.2 Показатели, виды и причины возникновения безработицы
1.3 Социально-экономические последствия безработицы
1.4 Государственное регулирование занятости
2.Особенности безработицы в России
3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда. Направления политики занятости в РФ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курс.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

2. Относительно низкий  организационный и технико-технологический  уровень производства;

3. Спад производства, вызвавший всплеск безработицы;

4. Приток беженцев и вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья, обостривший ситуацию с занятостью.

За последние годы подготовка квалифицированной рабочей  силы практически прекратилась: в 1998 году из 30 млн. рабочих 29 млн. были обучены  непосредственно на производстве8. Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны. Население России будет продолжать уменьшаться, несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократился с 25,1 млн. человек в 1995 году до 21,4 млн. человек в 2008 году (с 23,7% до 15,4%)9. Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40%10 и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи. Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах, безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.

3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда. Направления политики занятости в РФ

Как показал анализ ситуации в сфере занятости России, безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются.

Суть в том, что действенная  политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий  характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы  и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
  3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Решениями проблемы молодежной безработицы могут стать:

  • раннее привлечение подростков к труду;
  • механизма как квотирование рабочих мест для выпускников;
  • трудоустройства для рядовых запаса российской армии;
  • введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов;
  • предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала;
  • специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии;
  • создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам занятости населения – молодежных бирж труда.

Расширение занятости  в будущем зависит и от иностранных  инвестиций. В целом инвестиции в  реконструкцию и технологическое  переоборудование предприятий будут  иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в  городе находится 1-2 предприятия, будет  осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может  быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди  реального развития рынка труда  и устранять те препятствия, которые  могут подхлестнуть безработицу.

Современная политика российского  государства в области занятости  осуществляется по следующим направлениям:

1. Развитие трудовых  ресурсов;

2. Обеспечение равных  возможностей граждан в реализации  права на добровольный труд  и свободный выбор профессии  независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,  политических убеждений и отношения к религии;

3. Поддержка трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  закона;

4. Обеспечение социальной  защиты в области занятости,  особенно для граждан, нуждающихся  в этом: инвалидов, молодёжи, лиц  предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, освобождённых из мест лишения свободы, многодетных родителей;

5. Поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места;

6. Предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;

7.Осуществление программ содействия занятости, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение расходов, предупреждение инфляции;

8.Координация деятельности государственных органов, профсоюзов и иных представительных органов работодателей и работников;

9.Международное сотрудничество в решении проблем занятости и др.

Российское государство  гарантирует своим гражданам  свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного  увольнения или отказа в приёме на работу.В целях регулирования занятости государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики,направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер. Для осуществления политики занятости государство создаёт координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профсоюзов, органов работодателей, служб занятости и др.

Универсального рецепта сокращения безработицы нет.Ясно одно: осуществить политику продуктивной занятости можно только при условии сочетания взвешенных экономических реформ и адекватной социальной политики.

 

 

Заключение

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. В работе были детально рассмотрены концепции анализа безработицы различными экономическими школами, что помогло сделать вывод о том, что она вызывается не только микроэкономическими причинами, (несовершенство рынка труда) но и макроэкономическими (дефицит агрегированного спроса).

Рассмотрение причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых  имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.

К сожалению, безработица  приводит не только к сокращению объёмов  национального производства, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием. К тому же, увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны.

Использование материалов периодической прессы позволило  выявить определённую динамику занятости и безработицы в России. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик.

Государство оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.Исследование позволило сделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер по её ликвидации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Бреев Б.Д. Безработица в современной России [Текст] / Б.Д. Бреев. - М. : Наука, 2007. - 386 с.

2. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник [Текст] / А.Г Войтов. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 686 с.

3.Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории [Текст] / Т.Г. Тальнишних. - М. : Изд. «Инфра–М». 2009. – 256 с.

4. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы. Человек и труд [Текст] / Г. Гендлер, М. Гильдингерш // Человек и труд. - 2009. - № 3.

5. Иванов В.П. Социально-экономические последствия безработицы [Текст] / В.П. Иванов. // Экономика и жизнь. -2008. - № 14.

6. Костин Л.А. Занятость, зароботная плата и инфляция [Текст] / Л.А. Костин. // Человек и труд. – 2009. - № 3.

7. Ржаницына Л.К. Безработица в России: причины, особенности, пути сокращения [Текст] / Л.К. Ржаницына. // Экономист. – 2008. - №4.

8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] /- М. –Режим доступа : http://www.gks.ru.

9.Экономика.info [Электронный ресурс] /- М. –Режим доступа : http://www.economika.info.

10. Википедея [Электронный ресурс] /- М. –Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/.

11. Экономика и социология труда [Электронный ресурс] /- М. –Режим доступа : http://portal.rea.ru/e/Stat.nsf/Materials.

12. Газета «Экономика и жизнь» [Электронный ресурс] /- М. –Режим доступа : http://www.eg-online.ru.

13. Минздравсоцразвития [Электронный ресурс] /- М. –Режим доступа : http://www.minzdravsoc.ru.

14. Агентство «Рейтер» [Электронный ресурс] / –Режим доступа :  http://ru.reuters.com.

1 - “Общая теория занятости, процента и денег” Дж.-М. Кейнс, Москва, 2000г.

2 Ржаницына Л.К. «Безработица в России: причины, особенности, пути сокращения» // Экономист. -2008. -№4.

3 Журнал «Человек и труд», -2009. -№3.

4 Там же.

5 Журнал «Человек и труд», -2009. -№3

6 Материал Экономической экспертной группы

7 Газета «Экономика и жизнь», -2008. -№14.

8 Журнал «Человек и труд», -2009. -№3

9 Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории  / Т.Г. Тальнишних. - М. : Изд. «Инфра–М». 2009. – 256 с.

10 Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории  / Т.Г. Тальнишних. - М. : Изд. «Инфра–М». 2009. – 256 с.




Информация о работе Занятость и безработица