Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:52, контрольная работа
Основным звеном и своеобразным стержнем регионалистики является районирование - учение о районах. Районирование - это метод членения исследуемой территории (акватории) на такие таксоны, которые отвечали бы, по крайней мере, двум критериям - критерию специфики выделяемых территориальных ячеек и критерию взаимосвязанности насыщающих их элементов.
15. Роль экономического районирования в современных условиях
Основным звеном и своеобразным стержнем регионалистики является районирование - учение о районах. Районирование - это метод членения исследуемой территории (акватории) на такие таксоны, которые отвечали бы, по крайней мере, двум критериям - критерию специфики выделяемых территориальных ячеек и критерию взаимосвязанности насыщающих их элементов.
В нашей стране создана конструктивная теория, методология и практика экономического районирования, получившие мировое признание.
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ.
Экономическое районирование служит
предпосылкой совершенствования
Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.
Экономическое районирование - это
процесс разделения страны на целостные
территориальные части
Концепция территориального экономического деления страны должна основываться на следующих базовых критериях:
Национальный фактор характеризует национальный состав населения.
Он означает следующее: границы
экономических районов не должны
пересекать границ субъектов федерации.
«Единство административно-
Рассмотрим эти положения
Специализация территории возникает в том случае, если:
- стоимость производимой здесь продукции ниже, чем в других районах страны;
- эта продукция может выпускаться в больших объемах, чем необходимо данному району;
- выпуск данной продукции обеспечен ресурсами;
- выпускаемая продукция необходима народному хозяйству страны.
Специализация территорий складывается исторически. Показатель специализации определяется по формуле К=П/Н, где П - доля продукции района в общем производстве страны; Н - доля населения района в населении страны. Отрасль считается отраслью специализации, если коэффициент К больше или равен 1 [3., с.68].
Среди многообразия условий, определяющих
территориальную организацию
Естественно, что социалистический строй характеризовался преимуществами и достоинствами, вытекающими из его природы: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации большинства меньшинством, распределение продуктов общественного труда в интересах всего общества, планомерность развития экономики позволяют рационализировать географию народного хозяйства, постоянно управлять его территориальным развитием, а значит, и добиться его равномерного развития. Поэтому считалось, что построение социалистического общества в Советском Союзе - решающий комплексный фактор, определяющий характер территориальной организации страны и ее народного хозяйства. На практике выяснилось, что и социалистическая, и капиталистическая экономики обладают примерно одинаковыми «родимыми пятнами» в области размещения.
Важнейшим условием, влияющим на развитие
народного хозяйства и его
территориальную организацию, является
хозяйственный механизм - совокупность
методов и форм планирования и
управления народным хозяйством. Предполагалось,
что территориальное
С 1990-1991 гг. в общественное сознание внедрялись стереотипы прямо противоположного характера. Весь опыт территориального планирования и управления, вся методология экономического районирования подвергалась вульгарной критике. Как это часто бывает, серьезные просчеты, связанные с организацией регионального развития и экономического управления, посчитали достаточным основанием для разрушения системы государственного регулирования вообще. Система территориального планирования и управления за семьдесят лет своего существования «приспособила» размещение производства и расселения под свои требования. В свою очередь, изменение системы управления не могло не стать дополнительным фактором разрушения государства.
Изменения экономики, в том числе глубокие перемены под влиянием перехода к рынку, вызывали потребность в существенной перестройке хозяйственного механизма. В этих условиях главными задачами становятся: совершенствование территориального управления экономики, проведение нового комплексного экономического районирования.
В целях комплексного районирования
выделяются следующие факторы, воздействующие
на территориальную структуру
Как уже отмечалось выше, территориальная
организация народного
Для размещения многих промышленных предприятий разных отраслей оказываются удачными одни и те же районы. Но ресурсы многоцелевого назначения (водные, энергетические, трудовые и т. д.) могут иметь ограниченные масштабы, что лимитирует возможность размещения в районе всех производств (Центрально-Черноземный и Уральский районы в настоящее время). В то же время открытие новых крупных месторождений может стать решающим фактором дополнительного размещения производств в районе. Поэтому можно говорить о факторах ограничения и факторах активизации размещения в зависимости от масштаба ресурсов и характера условий района. Таким образом, в каждом районе, на каждой конкретной территории складываются определенные условия размещения производств [4., с. 29].
50. Управление развитием малого предпринимательства в регионе
Развитие малого предпринимательства
становится важнейшим фактором роста
эффективности российской экономики.
Обеспечение необходимых
Малое предпринимательство - базовая структура
регионального рыночного хозяйства, активный
субъект присущей ему конкурентной среды.
Этот предпринимательский уклад придает
экономике региона должную гибкость, мобилизует
крупные финансовые и производственные
ресурсы территории, несет в себе мощный
антимонопольный потенциал, служит важным
фактором структурной перестройки экономики.
Формирование эффективной
системы управления развитием малого
предпринимательства
Внимание к малому предпринимательству
со стороны официальной власти, экономистов
и научной общественности в нашей
стране стало увеличиваться с
переходом к формированию рыночных
отношений. Ранее обсуждение этой проблемы
носило теоретический характер. Достаточно
отметить, что выборочное наблюдение
Госкомстатом РФ за деловой активностью
малых предприятий и
Развитие малого предпринимательства
стало первым шагом, с которого начался
путь России в рыночную экономику. Можно
утверждать, что высокий уровень
предпринимательской
Обеспечение более высокой степени гибкости региональных и местных экономик может быть достигнуто только за счет изменения принципов управления такими приближенными к потребителю отраслями, как пищевая и легкая промышленность, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, производство строительных материалов, строительство, торговля, общественное питание, потребительская кооперация. А как показывает международный опыт, именно в этих сферах хозяйственной деятельности объективно доминируют малые предприятия, гибко реагирующие на спрос населения [6., с.45].
Малый бизнес является важным элементом
рыночной экономики. Вопросы развития
малого предпринимательства постоянно
находятся в центре внимания и
обсуждаются на самых различных
уровнях власти. 14 июня 1995 г. был принят
Федеральный закон N 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации". Также
были разработаны две федеральные
программы: "Федеральная программа
государственной поддержки