Задачи по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:52, контрольная работа

Краткое описание

Основным звеном и своеобразным стержнем регионалистики является районирование - учение о районах. Районирование - это метод членения исследуемой территории (акватории) на такие таксоны, которые отвечали бы, по крайней мере, двум критериям - критерию специфики выделяемых территориальных ячеек и критерию взаимосвязанности насыщающих их элементов.

Файлы: 1 файл

15, 50.docx

— 25.06 Кб (Скачать)

15. Роль экономического районирования в современных условиях

Основным звеном и своеобразным стержнем регионалистики является районирование - учение о районах. Районирование - это метод членения исследуемой территории (акватории) на такие таксоны, которые отвечали бы, по крайней мере, двум критериям - критерию специфики выделяемых территориальных ячеек и критерию взаимосвязанности насыщающих их элементов.

В нашей стране создана  конструктивная теория, методология и практика экономического районирования, получившие мировое признание.

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Система  экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при  разработке целевых и региональных программ.

Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального  управления экономикой. Особенно это  важно в настоящее время, когда  регионы России получили экономическую  самостоятельность.

Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов  на определенных видах производства, является одним из факторов повышения  производительности общественного  труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Экономическое районирование - это  процесс разделения страны на целостные  территориальные части народного  хозяйства, имеющие свою производственную специфику и прочные экономические  связи. В основе экономического районирования  лежит выделение экономических  районов.

Концепция территориального экономического деления страны должна основываться на следующих базовых критериях:

  1. Экономический критерий - район как специализированная часть единого народно-хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных отраслей. Специализацию района должны определять отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и на доставку ее потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.

Национальный фактор характеризует  национальный состав населения.

  1. Исторический аспект указывает на особенности расселения и освоения края в рамках различных периодов.
  2. Административный критерий должен обеспечивать единство административно-территориального деления и экономического районирования.

Он означает следующее: границы  экономических районов не должны пересекать границ субъектов федерации. «Единство административно-территориального устройства и экономического деления  страны является наиболее общим принципом  совместной организации экономического районирования, интегрального территориального комплексообразования и территориального управления…» - пишет проф. В.К. Бугаев [1., с.53].

Рассмотрим эти положения подробнее. В основе экономического районирования  лежит учет специализации. Различные  части страны значительно отличаются друг от друга природными и экономическими условиями. Специализируясь на выпуске  одного или нескольких видов продукции  и услуг, каждая территория получает отсутствующие товары и услуги. Происходит обмен результатами труда. Формируется  разделение труда между отдельными территориями страны, называемое географическим или территориальным.

Специализация территории возникает  в том случае, если:

- стоимость производимой здесь продукции ниже, чем в других районах страны;

- эта продукция может выпускаться в больших объемах, чем необходимо данному району;

- выпуск данной продукции обеспечен ресурсами;

- выпускаемая продукция необходима народному хозяйству страны.

Специализация территорий складывается исторически. Показатель специализации  определяется по формуле К=П/Н, где П - доля продукции района в общем производстве страны; Н - доля населения района в населении страны. Отрасль считается отраслью специализации, если коэффициент К больше или равен 1 [3., с.68].

Среди многообразия условий, определяющих территориальную организацию хозяйства  стран, важная роль принадлежит системе  общественно -политических факторов. Длительное время традиционная позиция советских географов заключалась в том, что для капиталистических стран наиболее типичными чертами территориальной организации хозяйства следует считать стихийность, непрогнозируемость формирования пространственных структур, гиперконцентрацию производства и населения на относительно небольшой территории, наличие районов экономической депрессии и застоя.

Естественно, что социалистический строй характеризовался преимуществами и достоинствами, вытекающими из его природы: общественная собственность  на средства производства, отсутствие эксплуатации большинства меньшинством, распределение продуктов общественного труда в интересах всего общества, планомерность развития экономики позволяют рационализировать географию народного хозяйства, постоянно управлять его территориальным развитием, а значит, и добиться его равномерного развития. Поэтому считалось, что построение социалистического общества в Советском Союзе - решающий комплексный фактор, определяющий характер территориальной организации страны и ее народного хозяйства. На практике выяснилось, что и социалистическая, и капиталистическая экономики обладают примерно одинаковыми «родимыми пятнами» в области размещения.

Важнейшим условием, влияющим на развитие народного хозяйства и его  территориальную организацию, является хозяйственный механизм - совокупность методов и форм планирования и  управления народным хозяйством. Предполагалось, что территориальное планирование и управление обеспечивают сбалансированное развитие элементов хозяйства в  пределах определенной территории независимо от их ведомственной подчиненности, способствуют развитию межотраслевых  и межрайонных связей, рациональному  использованию ресурсов районов, решению  природоохранных проблем, т. е. способствуют созданию рациональной территориальной  организации.

С 1990-1991 гг. в общественное сознание внедрялись стереотипы прямо противоположного характера. Весь опыт территориального планирования и управления, вся методология  экономического районирования подвергалась вульгарной критике. Как это часто  бывает, серьезные просчеты, связанные  с организацией регионального развития и экономического управления, посчитали  достаточным основанием для разрушения системы государственного регулирования  вообще. Система территориального планирования и управления за семьдесят лет  своего существования «приспособила» размещение производства и расселения под свои требования. В свою очередь, изменение системы управления не могло не стать дополнительным фактором разрушения государства.

Изменения экономики, в том числе  глубокие перемены под влиянием перехода к рынку, вызывали потребность в  существенной перестройке хозяйственного механизма. В этих условиях главными задачами становятся: совершенствование  территориального управления экономики, проведение нового комплексного экономического районирования.

В целях комплексного районирования  выделяются следующие факторы, воздействующие на территориальную структуру народного  хозяйства: технико-экономические, географического  положения, природные, исторические, социально-политические.

Как уже отмечалось выше, территориальная  организация народного хозяйства - это не только размещение его элементов, но их взаимодей ствие, взаимодополнение, соподчинение. Факторы размещения связаны с технико-экономическими требованиями производства к выбору места строительства с их водоемкостью, энергоемкостью, трудоемкостью, необходимыми масштабами транспортной работы и т. д. Факторы взаимодействия определяют экономическую эффективность территориального сближения производств, использующих общее комплексное сырье, общую территорию, транспорт, трудовые ресурсы, утилизирующие отходы, т. е. оказывают влияние на характер и интенсивность связей между элемента ми хозяйства.

Для размещения многих промышленных предприятий разных отраслей оказываются  удачными одни и те же районы. Но ресурсы  многоцелевого назначения (водные, энергетические, трудовые и т. д.) могут  иметь ограниченные масштабы, что  лимитирует возможность размещения в районе всех производств (Центрально-Черноземный  и Уральский районы в настоящее  время). В то же время открытие новых  крупных месторождений может  стать решающим фактором дополнительного  размещения производств в районе. Поэтому можно говорить о факторах ограничения и факторах активизации размещения в зависимости от масштаба ресурсов и характера условий района. Таким образом, в каждом районе, на каждой конкретной территории складываются определенные условия размещения производств [4., с. 29].

 

50. Управление развитием  малого предпринимательства в регионе

Развитие малого предпринимательства  становится важнейшим фактором роста  эффективности российской экономики. Обеспечение необходимых условий  его формирования и развития в  каждом регионе Российской Федерации - ключевая социально-экономическая  проблема: без малого предпринимательства  невозможна трансформация российской экономики в современную социально  ориентированную рыночную экономику. В то же время десятилетний отечественный  опыт показал, что спонтанное развитие малого предпринимательства не приносит желаемых результатов. Процесс его  становления и укрепления нуждается  в эффективном управлении. Это  требуется, прежде всего, на уровне регионов, где в основном и формируются  социально-экономические условия  для малого бизнеса.  
Малое предпринимательство - базовая структура регионального рыночного хозяйства, активный субъект присущей ему конкурентной среды. Этот предпринимательский уклад придает экономике региона должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы территории, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит важным фактором структурной перестройки экономики.

Формирование эффективной  системы управления развитием малого предпринимательства обеспечивает решение важнейших социально-экономических  задач в регионе; производство необходимых  товаров, продуктов и услуг, а  также разрешение одной из острейших  социальных проблем большинства  российских регионов - занятости населения. В конечном счете, это обеспечивает устойчивый рост уровня и качества жизни населения региона. Однако процесс развития малого предпринимательства в регионах России идет сложно и противоречиво. Руководители российских регионов нуждаются в практических рекомендациях по эффективному управлению этой сферой экономики. Задача состоит в том, чтобы на основе теоретического обобщения отечественного и зарубежного опыта выработать систему управления малым предпринимательством, учитывающую российскую специфику и региональные особенности, позволяющую эффективно использовать ее на практике.

Внимание к малому предпринимательству  со стороны официальной власти, экономистов  и научной общественности в нашей  стране стало увеличиваться с  переходом к формированию рыночных отношений. Ранее обсуждение этой проблемы носило теоретический характер. Достаточно отметить, что выборочное наблюдение Госкомстатом РФ за деловой активностью  малых предприятий и систематическая  отчетность по ним была введена в 1998 г.

Развитие малого предпринимательства  стало первым шагом, с которого начался  путь России в рыночную экономику. Можно  утверждать, что высокий уровень  предпринимательской способности  всегда был отличительной особенностью россиян. Однако только осознание государственной  властью невозможности эффективного социально-экономического развития страны без активизации трудового (в  том числе и предпринимательского) потенциала населения смогло создать  предпосылки для гармонизации целей  и интересов государства и  обладающей наивысшими предпринимательскими способностями частью общества.

Обеспечение более высокой  степени гибкости региональных и  местных экономик может быть достигнуто только за счет изменения принципов  управления такими приближенными к  потребителю отраслями, как пищевая  и легкая промышленность, бытовое  обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, производство строительных материалов, строительство, торговля, общественное питание, потребительская кооперация. А как показывает международный опыт, именно в этих сферах хозяйственной деятельности объективно доминируют малые предприятия, гибко реагирующие на спрос населения [6., с.45].

Малый бизнес является важным элементом  рыночной экономики. Вопросы развития малого предпринимательства постоянно  находятся в центре внимания и  обсуждаются на самых различных  уровнях власти. 14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон N 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации". Также  были разработаны две федеральные  программы: "Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 гг." (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. N 1256) и "Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг." (одобрена Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 121). Президентом Российской Федерации был подписан Указ от 4 апреля 1996 г. N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки  малого предпринимательства в Российской Федерации". На уровне субъектов  Российской Федерации принимаются  меры по созданию условий для развития малого бизнеса.

Информация о работе Задачи по "Экономической теории"