Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:21, реферат
Целью данной работы является установления определений спроса и предложения, факторов, влияющих на их изменение, а также определение их практической значимости.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов, как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором
Введение 3
Глава 1. Спрос и предложение 5
1.1 Спрос. Закон спроса. Функция спроса 5
1.2 Неценовые детерминанты спроса. Эластичность спроса 8
1.3 Предложение. Закон предложения. Функция предложения 17
1.4 Неценовые детерминанты предложения. Эластичность предложения 20
Глава 2. Взаимодействие спроса и предложения 26
2.1 Теоретические основы взаимодействия спроса и предложения 26
2.2 Практическое применение теории спроса и предложения 30
Заключение 34
Список использованных источников и литературы: 36
«В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода: Ed(I) = (∆Q/Q)/(∆P/P)*100%
Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (Ed(I)<0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом.
Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (Ed(I)<0), благо является нормальным.
Если 0<Ed(I)>1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости. При Ed(I)>1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши)»14.
С понятием эластичности спроса по доходу неразрывно связан закон, сформулированный Эрнстом Энгелем, который гласит, что «для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы, должно существовать благо с эластичностью спроса по доходу, большей единицы, для конкретного потребителя»15.
«Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли»16.
Таким образом, можно сделать вывод, что теория эластичности спроса в целом имеет большое значение для определения экономической политики фирм и предприятий. Решение производителя или продавца изменить цену на предлагаемое благо должно основываться на эластичности спроса на данное благо не только по цене, но и по другим факторам.
Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.
Следует различать понятия предложения и объема (величины) предложения. Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени при прочих равных условиях. То есть аналогично функции спроса вводится функция предложения. «Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов»17.
Основное свойство предложения заключается в том, что при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот. То есть существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения. Эта зависимость называется законом предложения.
В данном утверждении принципиально важным остается положение «при прочих равных условиях», это объясняется тем, что аналогично спросу на предложение кроме цены влияет ряд прочих факторов.
Зависимость предложения от цены, как и от других факторов, можно изобразить графически с помощью кривой предложения. При этом цену, или другие влияющие факторы, откладывают по оси ординат, а величину предложения – по оси абсцисс.
Рис. 3
«Изменение цены и соответствующее ему изменение объема предложения на графике отображается в виде движения по кривой предложения. Другими словами, изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.
При изменении других факторов,
определяющих предложение, и постоянной
цене товара происходит
Как уже было упомянуто выше, на предложение кроме цены могут оказывать влияние и другие факторы. Рассмотрим их более подробно.
«Среди факторов, влияющих на предложение, обычно выделяют такой фактор, как уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции»19. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.
Еще одним неценовым детерминантом предложения являеются цены ресурсов. «Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары»20. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.
Следующий фактор, оказывающий существенное влияние на предложение, - это величина налогов. «Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом»21. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.
Количество производителей также оказывает влияние на прдложение. «При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится»22.
Немаловажную роль в изменении предложения имеет такой неценовой фактор, как ожидания производителя. «Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др.»23. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее увеличится. Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство. Этот фактор достаточно сложно учесть.
Цены на другие товары или услуги, в свою очередь, также могут влиять на предложение. «Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства»24. Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот. Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат.
Конечно, существую и другие неценовые детерминанты предложения, но их влияние, как правило, не столь существенно.
«Эластичность предложения - степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены»25. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:
Es(p)= (∆Q/Q)/(∆P/P)*100%
Различают несколько видов эластичности предложения. В частности, когда Es(p)<1, говорят, что предложение неэластично. В этом случае увеличение цены на 1 % вызовет соответствующее увеличение величины предложения менее чем на 1 %.
При Es(p)>1 предложение эластично. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более чем на 1%.
При единичной эластичности предложения (Es(p)=1) 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров.
Если Es(p)=0, то сложившуюся ситуацию называют нулевой эластичностью предложения по цене. В этом случае изменение цены не отразится на величине предложения.
Возможна и другая ситуация, когда Es(p)=∞. Абсолютно эластичное предложение означает, что малейшее уменьшение цены вызовет сокращение величины предложения до нуля, а малейшее увеличение цены приведет к бесконечно большому предложению.
Указанные виды эластичности предложения по цене можно изобразить графически.
Рис. 4
На рисунке изображены:
S1 – неэластичное предложение;
S2 – эластичное предложение;
S3 – единичная эластичность предложения по цене;
S4 – абсолютно эластичное предложение;
S5 – абсолютно неэластичное предложение (нулевая эластичность предложения по цене).
Как уже было упомянуто выше, на предложение влияет не только цена, на и ряд других факторов. В зависимости от этого можно рассматривать эластичность предложения не только по цене, но и по другим факторам.
«Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях»26.
Эластичность предложения принимается во внимание несколько реже, чем эластичность спроса, поскольку у эластичности спроса есть еще одна важная функция: она показывает, что происходит с общей выручкой. «Однако и эластичность предложения может объяснить один существенный факт.
Данное изменение цены, как правило, оказывает все большее влияние на предлагаемое количество, если переходить от мгновенной ситуации к кратковременному отрезку времени и далее к длительному периоду. Это можно выразить в нескольких словах: эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, когда все уже приспособилось к более высокой цене, чем в короткие отрезки времени»27.
Таким образом, можно сделать вывод, что эластичность предложения наравне с эластичностью спроса занимает особое место в формировании рынка товаров и услуг, но не это влияние становится заметно лишь по истечении некоторого срока.
В предыдущих разделах обсуждались отдельно кривая спроса и кривая предложения, отражающие соответственно платежеспособные потребности покупателей в определенном количестве товара в зависимости от его цены и готовность продавцов поставить определенное количество товара в зависимости от цены. При этом в рассуждениях намеренно не затрагивалось влияние покупателей на продавцов и продавцов на покупателей, и кривые спроса и предложения построены исходя из предположений, что весь товар, который покупатель готов купить, существует на рынке, а весь поставленный на рынок поставщиком товар будет куплен. «В действительности, естественно, покупатели и продавцы вместе формируют рынок, и нет смысла говорить об оптимальности удовлетворения потребностей покупателя, если он не купит всё, что запланировал, и о максимальности прибыли поставщика, если он не сумеет продать, то количество товара, которое рассчитывал продать.
Планы покупателей вполне могут не совпадать с планами поставщиков, и этот факт может быть наглядно продемонстрирован путем отражения кривой спроса и кривой предложения для одного и того же товара, рынка и внешних факторов, в одних осях»28.
Рис. 5
«Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции»29. Из даного графика видно, что лишь при цене на исследуемый товар P=P0 планы как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупатели запланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщики получат запланированную оптимальную прибыль.
«Избыточный спрос, или дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и вытеснять некоторых потребителей с рынка. В данной ситуации могут также возникнуть «неденежные» издержки для потребителей»30. Например, очереди. На графике это отражено в виде цены P1< P0, что означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q1 (точка B на графике). В этом случае продавцам выгодно поставить товара или услуги лишь в количестве Q2<Q1 (точка A на графике) – таким образом, при такой цене часть спроса останется непокрытой предложением, то есть возникнет ситуация избыточного спроса (т.е. дефицита данного товара или услуги на рынке в количестве Q1-Q2).