Влияние трансакционных издержек в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Последние два века капиталистическая экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей переходного периода для России является интенсивный экономический рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...……2
1.Теоретический аспект издержек фирмы……………………………….……...…4
1.1.Теории фирмы: неоклассическая и институциональная……………………....4
1.2.Виды издержек фирмы: трансакционные, трансформационные и организационные…………………………………………………………………...11
2.Пути снижения издержек фирмы………………………………………………..15
3.Влияние трансакционных издержек в России………………………………….19
3.1. Трансакционные издержки в России………………………………………...19
3.2. Трансакционные издержки как экономические потери общества…………22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Трансформационные, трансакционные и организационные издержки фирмы.docx

— 59.48 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……2

1.Теоретический аспект издержек фирмы……………………………….……...…4

1.1.Теории фирмы: неоклассическая и институциональная……………………....4

1.2.Виды издержек фирмы: трансакционные, трансформационные и  организационные…………………………………………………………………...11

2.Пути снижения издержек  фирмы………………………………………………..15

3.Влияние трансакционных издержек в России………………………………….19

3.1. Трансакционные издержки в России………………………………………...19

3.2. Трансакционные издержки как экономические потери общества…………22

Заключение………………………………………………………………………….26

Список литературы…………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Последние два века капиталистическая экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей переходного периода для России является интенсивный экономический рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек. Для приведения в действие всех факторов снижения издержек производства необходимо исследовать природу издержек, специфику данного производства, особенности формирования затрат на производство продукции, проанализировать структуру издержек, выявить имеющиеся резервы снижения затрат.

Введение в экономический анализ понятия трансакционных, трансформационных и организационных  издержек явилось крупным теоретическим достижением. Признание "не бесплатности" самого процесса взаимодействия между людьми позволило совершенно по-новому осветить природу экономической реальности: "Без понятия трансакционных издержек, которое по большей части отсутствует в современной экономической теории, невозможно понять, как работает экономическая система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки политических рекомендаций".

В большинстве этих трудов рассматриваются теоретические и практические аспекты сущности издержек и основные направления их снижения как в глобальном масштабе, то есть всей экономики, так и ее отдельных крупных отраслей, а также на предприятиях.

Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования, а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием издержек.

Предметом исследования является определение значимости издержек, совокупность теоретических, методологических и практических вопросов по использованию информации об  издержках с целью повышения эффективности деятельности предприятия и выбора реальных способов выживания его в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:

- дать понятие и общую  сущность издержек фирмы;

- проанализировать классификацию  издержек;

-уточнить понятийный  аппарат некоторых экономических  категорий;

- рассмотреть основные  пути снижения трансакционных издержек и связанные с ними проблемы в условиях переходной экономики России.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили общенаучные принципы системности и развития, сочетание абстрактно-теоретического анализа с конкретно-историческим, что позволило раскрыть наиболее существенные связи и взаимозависимости, а также довести анализ до практической реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоритический аспект  издержек фирмы.

1.1. Теории фирмы: неоклассическая и институциональная.

Для рассмотрения издержек фирмы со стороны теоритического аспекта, стоит начать с неоклассической теории, так как именно с критикой данной теории институциональной школой появилось такое понятие как трансакционные издержки фирмы.

Цель неоклассической экономической теории — выяснить, как работает ценовая система, которая координирует деятельность экономических агентов, принимающих решения независимо друг от друга. В этой связи фирма в неоклассической теории рассматривается в основном в технологических терминах как набор выполнимых производственных планов. Руководит работой фирмы менеджер, который покупает ресурсы и продает готовую продукцию, произведенную фирмой. Благосостояние собственника фирмы измеряется прибылью или приведенной рыночной ценностью фирмы.

Таким образом, в основе всех неоклассических моделей, рассматривающих фирму как максимизатора прибыли, лежат несколько допущений:

1. Под прибылью однозначно понимают разность между выручкой и совокупными издержками, включая альтернативные издержки и налоги. Прибыль поддается измерению.

2. Фирма действует как  принимающая решения неделимая единица «черный ящик», в который поступают ресурсы, а из него выходит готовая продукция, и эта трансформация осуществляется в соответствии с характером производственной функции

Q = f (L; K; Т),

где

Q — это объем производства;

L — труд; K — капитал;

 Т — технический прогресс.

В соответствии c  этой теорией фирме даже ненужно быть организацией. Достаточно одного собственника, который одновременно является управляющим, наделенным полным знанием производственной функции и цен. Здесь отсутствует понятие несовершенного знания, неполного контроля, риска ошибиться, т.е. всего того, что присутствует в реальной фирме.

3. Такой подход устраняет необходимость изучения внутренних аспектов фирмы: организацию, контроль, поведение персонала и т. д.

4. Функция полезности фирмы как неделимой единицы принятия решения содержит только одну переменную — прибыль:

U =F(p).

5. Все действия фирмы  как экономического субъекта являются рациональными. Это означает, что существует  возможность четкого ранжирования альтернатив в зависимости от их результативности и выбора среди них самой подходящей. Причем предпочтения фирмы являются транзитивными.

6. Фирме доступна полная  и достоверная информация относительно положения на рынках товаров и факторов производства.

7. Вся деятельность фирмы контролируется собственником. Неоклассическая теория фирмы имеет ряд достоинств и недостатков.

К достоинствам неоклассической теории фирмы можно отнести следующие:

1. Поддается математической формализации.

2. Полезна для анализа того, как фирма меняет свое производство в ответ на изменения внешних факторов (таких, например, как рост заработной платы или введение налога на продажи).

3. Может быть использована для анализа поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции, например, для анализа связи между уровнем концентрации в отрасли и объемом ее выпуска и уровнем цен.

В качестве существенных недостатков неоклассической теории фирмы можно назвать следующие.

1. Не объясняет, как организовано производство внутри фирмы, ничего не говорит о внутренней организации фирмы, об ее иерархической структуре, о том, как делегируется принятие решений, кто обладает властными полномочиями и т.д. Организационная структура фирм может быть изменена также, как и технология, и со временем, когда осуществляются организационные инновации, она совершенствуется.

2. Полностью игнорирует  проблемы, связанные со стимулами, действующими внутри фирмы. Предполагается, что внутри фирмы все функционирует гладко и все исполнители поступают в соответствии с полученными указаниями. Если посмотреть на фирму со стороны, то она выглядит как единица, отношения внутри которой основаны на полном сотрудничестве. Однако если рассматривать фирму изнутри более внимательно, то обнаружится, что у индивидов, сотрудничающих в рамках фирмы, могут быть свои частные цели, которые часто входят в конфликт с коллективными интересами организации.

3. Не объясняет, почему возникает фирма. По неоклассической теории у фирм нет оснований для того, чтобы существовать. Она не объясняет, почему некоторые сделки совершаются не на рынке, не с помощью ценовой системы, а переносятся внутрь фирмы.

4. Не в состоянии четко  определить границы фирмы. Она не объясняет, что происходит, когда две фирмы сливаются в одну или когда одна фирма разделяется на две более мелкие фирмы.

5. Фирма в неоклассической теории — это абстракция, в которой стерты все различия между реальными фирмами. Эти различия, конечно, важны для реальных фирм, но они лишь усложнили бы задачу стандартной теории при объяснении роли ценового механизма.

В неоклассической теории все фирмы используют одну и ту же технологию, одни и те же факторы производства и у них одна цель — получение прибыли. Поведение фирмы (максимизация прибыли) не зависит от ее институциональной формы (например, от структуры прав собственности, сложившейся в фирме). Поэтому в стандартной теории нет никаких оснований для различий между фирмами. Однако в реальной жизни фирмы различаются. Согласно неоклассической теории, это происходит «по случаю» (лат. ad hoc). Фирмы могут различаться в зависимости от способностей управляющих или из-за экономического эффекта, вызванного масштабом производства. Эти факторы, конечно, влияют на различия между фирмами, но в самой теории у них нет оснований.

Между тем объем трансакций, совершаемых внутри фирм, — это, вероятно, величина такого же порядка, как и объем сделок, реализуемых на рынке. Крупные компании — это огромные имущественные комплексы с тысячами участников, поэтому следует уделять большее внимание нерыночным способам организации трансакций. Фирмы всегда играли центральную роль в экономическом росте благодаря технологическими организационным инновациям. Поэтому институциональная теория фирмы должна ответить на вопросы о том, почему возникает фирма, что определяет ее границы и почему все сделки не могут быть организованы в рамках единой фирмы, а также на вопрос о внутренней организации фирмы.

Критика положения неоклассической теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила базисом для введения в экономический анализ нового понятия - трансакционные издержки (transaction cost).

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30­е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля. Трансакционные и трансформационные издержки фирмы находятся в тесной зависимости и сущность этой связи раскрывает теорема Коуза: уменьшение трансформационных издержек может, в свою очередь, уменьшать трансакционные издержки. Если  трансакционные издержки не велики, то экономика всегда будет развиваться по  оптимальной траектории независимо от имеющегося в ней наборов институтов.

В рамках современной экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.

Так К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

В трактовке Д. Норта Трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

В теориях некоторых экономистов трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации и в частности в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан, Демсец). Так согласно Чангу максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что в конечном счете определяет ее неэффективность.

Взаимосвязь между трансакционными и организационными издержками фирмы раскрывает контрактная теория фирмы (Ф. Найт и Р. Коуз): так, фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками, которые закреплены контрактами. Контракты не обязательно заключаются в формальной форме (т. е. фиксируются на бумаге), они могут принимать вид и неформальных соглашений.

Согласно институциональной теории фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками).

Трансакционные издержки — это явные и неявные затраты на обеспечение выполнения внешних контрактов.

Издержки контроля — это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма — как сеть внутренних контрактов.

Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою очередь, обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунистического поведения во многих случаях снимаются развитием внутренних контрактов.

Информация о работе Влияние трансакционных издержек в России