Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:43, контрольная работа
В работе рассмотрены следующие создаваемые миграцией угрозы:
1. Как эмиграция научно-технических кадров, так и некоторые их внутренние перемещения (например, уход в другие сферы деятельности) создают угрозу спаду научно-технического потенциала.
2. Миграции, прежде всего внутренние межрегиональные, способны нанести серьезный ущерб региональным рынкам, созданному ранее в том или ином регионе экономическому и трудовому потенциалу.
3. По причине вызываемого ими сокращения внутреннего спроса межрегиональные миграции могут также усугубить спад производства в отдельных секторах экономики.
4. Чрезмерная концентрация мигрантов в пределах конкретной территории чревата быстрым и резким обострением проблемы безработицы на региональном рынке труда.
1. Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России. 3
2. Внутренняя миграция 6
3. Внешняя миграция 12
Заключение 15
Список используемой литературы
1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА «ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление рынком труда в регионе»
на тему: « Влияние современных тенденций миграции населения на экономику страны»
Работу выполнил:
Студент гр. 15УС-301
Митрофанова А.А.
Работу проверила:
Жигарь О.В.,
ст. преподаватель
Челябинск 2011
Содержание:
1. Влияние миграционных процессов на экономическую
безопасность России.
2. Внутренняя миграция
3. Внешняя миграция
Заключение
Список используемой литературы
1. Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России.
Проблемы экономической безопасности России стали вызывать повышенный интерес исследователей еще в 90-е годы, это было связано с ухудшением социально-экономического положения страны, заметным ослаблением ее экономических позиций в мире. Были сделаны попытки сформулировать концепцию экономической безопасности, определить различные ее составляющие и аспекты, оценить наиболее важные последствия угроз экономической безопасности, наметить стратегию и конкретные меры по ее обеспечению. Еще в 1992г. проблемы экономической безопасности получили некоторое отражение в принятом в законе "О безопасности", в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", утвержденной в конце 1997 г., в новом ее варианте, принятом в начале 2000 г., и в ряде научных публикаций. В итоге, на то время, выявился весьма широкий спектр представлений практически по всем вопросам, связанным с экономической безопасностью, начиная от определения понятия и предмета и кончая попытками дать количественные оценки состояния и динамики экономической безопасности страны.
Что касается влияния миграционных процессов на экономическую безопасность России, в наши дни, то отечественными учеными оно изучено относительно слабо.
В каких именно проявлениях экономической жизни или через какие социально-экономические проблемы преломляется влияние миграции на состоянии экономической безопасности? Логический анализ показывает, что спектр возможных ответов здесь достаточно широк. Применительно к России наиболее значимыми представляются следующие создаваемые миграцией угрозы:
1. Как эмиграция научно-технических кадров, так и некоторые их внутренние перемещения (например, уход в другие сферы деятельности) создают угрозу спаду научно-технического потенциала.
2. Миграции, прежде всего внутренние межрегиональные, способны нанести серьезный ущерб региональным рынкам, созданному ранее в том или ином регионе экономическому и трудовому потенциалу.
3. По причине вызываемого ими сокращения внутреннего спроса межрегиональные миграции могут также усугубить спад производства в отдельных секторах экономики.
4. Чрезмерная концентрация мигрантов в пределах конкретной территории чревата быстрым и резким обострением проблемы безработицы на региональном рынке труда.
5. По той же причине на региональном уровне может сузиться доступ к жилью и социальным услугам, а это означает, что появятся, во-первых, дополнительные факторы социальной дифференциации населения, во-вторых, угроза маргинализации новой его части и еще большего ухудшения положения групп, уже оттесненных на обочину социальной жизни.
6. В связи с экономическим кризисом , нередко значительная часть мигрантов не может найти работу или работает не по специальности, реальной становится угроза утраты или нерационального использования квалификационного потенциала мигрантов, возникает угроза снижения их мотивации к труду.
7. Так как труд определенных категорий мигрантов используется в теневой экономике, а часть мигрантов-торговцев из стран СНГ и нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья прямо вовлекаются в противоправную деятельность, налицо угроза дальнейшей криминализации российской экономики под влиянием миграции.
8. В той мере, в какой внешняя миграция сопровождается вывозом и переводом капитала за рубеж, она может угрожать внешнеэкономическим и финансовым позициям страны-донора.
Попытаемся теперь проследить по некоторым из этих направлений влияние современных миграционных процессов на экономическую безопасность России.
2.Внутренняя миграция
На протяжении многих десятилетий, начиная с периода индустриализации 1930-х годов, решение ключевых вопросов рынка труда в России было тесно связано с внутренней миграцией в двух ее взаимосвязанных основных формах: миграция из деревни в город и межрегиональная миграция, позволявшая осваивать новые территории, развивать существующие или создавать новые промышленные и городские центры. Территориальное перераспределение населения в значительной степени управлялось из государственного центра в соответствии с его экономическими планами.
Сейчас это этап остался в прошлом. В современной России государство ограничено в мерах стимулирования миграции в «нужных» направлениях. В условиях повсеместной нехватки населения нет ясности в том, куда необходимо направлять миграционные потоки, а главное, — откуда брать: в России недонаселены не только восточные районы, но и центр европейской части. По расчетам, в европейской части России недостает около 5 млн. человек сельского населения . Для успешного развития сельского хозяйства только в основной сельскохозяйственной зоне Европейской России (без севера) «недостает» 64 больших города с 6-7 миллионами населения .
Излишнего населения, «трудоизбыточности», сегодня нет в России нигде, за исключением ряда республик Северного Кавказа и юга Сибири , но и здесь избыток не очень велик. Высоким переселенческим потенциалом обладают только Дагестан и Чечня, где он составляет несколько сот тысяч человек в рабочих возрастах, которые и будут, скорее всего, постепенно перераспределяться по территории России.
В последние 20 лет направления внутрироссийской миграции имеют устойчивый центростремительный характер: население стягивается в Центральный федеральный округ, прежде всего — в столичный регион. Только за 1989-2004 годы Москва и область получили 2,8 млн. миграционного прироста, частично за счет международной миграции, но на 70-80% — за счет притока населения из других регионов страны, в первую очередь, из самого Центрального округа. Притягивающая роль столичного региона сильно ощущается в пределах всей европейской части страны. Причины столь высокой притягательности Москвы многообразны: это и иное качество городской среды, и большие возможности заработать деньги, и очень диверсифицированный рынок труда, и возможности получить хорошее образование, и т.п. Как бы Москва ни оттягивала население, главным образом молодых, активных людей со всей страны, надо понимать, что миграция в столицу для многих служит альтернативой выезду за рубеж, удовлетворяя их социальные и профессиональные амбиции. С другой стороны выезд молодежи усугубляет многие хронические проблемы малых городов и сельской местности. Особенно серьезным вызовом времени является проблема жизнеобеспечения для пожилого населения в небольших сельских населенных пунктах в условиях сильно разреженного расселения большей части страны.
Притягивающая роль Москвы не ослабеет в будущем, она может только усилиться, так как два ближайших десятилетия будут отмечены очень сильным сокращением численности ее населения в трудоспособном возрасте. По нашим расчетам, при отсутствии миграции (как международной, так и внутренней) в Центральном федеральном округе и в столичном регионе сокращение населения в трудоспособном возрасте будет сильнее, чем в целом по стране . (см Табл.№1) По данным ФМС РФ только для компенсации потерь населения в трудоспособном возрасте Центральному округу потребуется приток трудовых ресурсов в 6,4 млн. человек, в т.ч. 3,2 млн. понадобится столичному региону. Учитывая, что в потоках внутренней миграции лица в трудоспособном возрасте составляют около 75% общего потока, миграционный прирост, необходимый для компенсации потерь, должен составить 8,5 и 4,3 млн. соответственно. Рост рождаемости и снижение смертности могут скорректировать эти цифры, но ненамного и уже не в этом десятилетии. Источником такого миграционного прироста могут быть либо внутренняя, либо международная миграция, либо и та, и другая.
Таблица 1. Оценка изменения численности населения в трудоспособном возрасте в 2005-2025 годах при отсутствии миграции
| Численность населения, млн. человек | Изменение за 2005-2025 гг. | ||
2005 | 2026 | млн. чел. | в % | |
Российская Федерация | 90,2 | 71,3 | -18,9 | -21,0 |
Центральный федеральный округ | 23,3 | 16,9 | -6,4 | -27,5 |
в т.ч. Москва и Московская область | 10,9 | 7,7 | -3,2 | -29,3 |
Северо-Западный федеральный округ | 8,8 | 6,5 | -2,3 | -26,2 |
Южный федеральный округ | 13,9 | 12,5 | -1,4 | -10,4 |
Приволжский федеральный округ | 19,2 | 15,2 | -4,0 | -21,0 |
Уральский федеральный округ | 7,9 | 6,4 | -1,6 | -19,9 |
Сибирский федеральный округ | 12,7 | 10,4 | -2,3 | -18,2 |
Дальневосточный федеральный округ | 4,4 | 3,5 | -0,8 | -19,1 |
Источник: расчеты ЦДЭЧ ИНП РАН, 2005 г.
Власти наиболее миграционно привлекательных регионов страны, прежде всего — Москвы, уже не первый год говорят о необходимости замены иностранных работников россиянами «из глубинки». Но прогнозные расчеты показывают, что при миграционном приросте населения России на уровне 200-250 тысяч человек в год (нынешний уровень) только для стабилизации численности населения в трудоспособном возрасте в столичном регионе на уровне середины 2000-х годов отток населения из регионов Южного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов должен в ближайшие полтора десятилетия усилиться. Миграционные потери регионов Сибири и Дальнего Востока, уже и без того значительные (по оценке, за 1990-2006 гг. миграционные потери составили около 1,7-1,8 млн. человек , в последующие годы отток, по данным статистики, был на уровне 50 тыс. в год, т.е. суммарные потери превысили 2 млн. человек), за 2010-2025 годы составят еще около 1,2 млн. человек. При этом на регионы Центрального федерального округа будет приходиться 60-70% прироста за счет внешней миграции, полученной Россией.
Помимо дефицита трудовых ресурсов, существует еще проблема их территориальной мобильности, которая представляет собой один из видов общей мобильности рабочей силы, наряду с отраслевой, профессиональной, квалификационной мобильностью. Мобильность рабочей силы — очень важная характеристика рынка труда, который постоянно меняется, пульсирует, требует от всех участников рынка быстрых реакций, а на российском рынке труда, она крайне низка, этот известный факт лишний раз подтвердили исследования мобильности безработных во время экономического кризиса.
Обобщая сказанное о внутренней миграции, нельзя не прийти к выводу, что ее возможности внести вклад в смягчение напряжений на рынке труда минимальны. В той же мере, в какой этот рынок способен все-таки формировать отдельные устойчивые потоки внутренней миграции, он лишь обнажает скудность наличных демографических ресурсов, приводя к обезлюдению и без того слабо заселенных пространств.
Этот вывод заставляет с особым вниманием отнестись к международной миграции, которая никогда не имела ни для российской экономики, ни для жизни российского общества в целом того значения, какое имела даже в дореволюционном прошлом, а тем более приобрела в ХХ в. внутренняя миграция, но которая сейчас, судя по всему, выходит на первые роли.
В Российской Федерации процессы, относящиеся к внутренней миграции населения, должны стать фактором, который будет способствовать экономическому развитию, безопасности государства, устранению в нем демографических проблем. Государство должно обеспечить свободное самообустройство мигрирующего населения, всесторонне поддерживать его самостоятельность и инициативу.
Информация о работе Влияние современных тенденций миграции населения на экономику страны