Виды безработицы, формы их реализации и специфика проблемы занятости в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

В России экономические потери от безработицы весьма велики. В 1998-1999 гг. потери от неучастия в экономической деятельности безработной рабочей силы, по экспертным оценкам, составили в ВВП около 7 млрд. долл. в год. Иными словами, при полном устранении безработицы ВВП мог бы быть на 10 – 13 % выше. В результате ежегодно образуется недобор подоходного налога и отчислений во внебюджетные фонды (социального назначения) с заработной платы работников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 Безработица как экономическая проблема……………….4
1.1 Понятие безработицы и причины её образования…………………4
1.2 Основные виды безработицы……………………………………….8
1.3 Экономические и социальные последствия безработицы……….13
1.4Методы борьбы с безработицей……………………………………15

Глава 2 Занятость и безработица в России………………………..16
2.1 Проблемы занятости в российской экономике…………………..16
2.2 Политика государства на рынке труда……………………………20
2.3 перспектива развития рынка труда……………………………….21

Заключение……………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже средне российских, но темпы роста уровня безработицы выше средне российских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже средне российских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со средне российской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. С вязано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в не престижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, из Белоруссии, Закавказья.

Таким образом, в России острая безработица имеется в регионах двух типов.

Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х. К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.

Важен также вопрос сельской безработицы в России. Резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Так, в Ханты-Мансийском АО, в Томской области и др. уровень сельской безработицы в 2 раза превышает городской показатель(на конец 2000 г.). Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская, Владимирская и др. области).

Развитие безработицы в России на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уровень безработицы с учетом незарегистрированных безработных не превышает 10% . При этом уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вынужденных переселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других). Здесь можно отметить и такое явление российской действительности, как затрудненное внутренняя миграция. Это связано с неразвитым рынком жилья, транспортных услуг, а часто – и просто с произволом местных чиновников.

Сокращение экономической активности – отличительная черта российской экономики на протяжении всех лет реформ.

Анализ статистических данных позволяет утверждать, что за годы реформы в экономике России наблюдается «наложение» трех процессов:

- более интенсивное сокращение  занятости, и таким образом, лишение людей источника дохода в виде зарплаты;

- более высокий уровень скрытой  безработицы, связанный с остановками  производства обрабатывающей промышленности;

- более низкая реальная заработная  плата.

Итогом являются более обширные и глубокие процессы обнищания и социальной эксклюзии населения.

В отношении безработицы возможны три вида политики: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель социальной политики – облегчить тяжелые последствия потери рабочего места для безработных и из семей. В каждой демократической высокоразвитой стране существует множество социальных программ помощи безработным, нацеленных на поддержание их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения безработицы. Но это не всегда осуществимо. Цель политики в области занятости – снизить уровень безработицы, вызванной структурным корректированием и несоответствием спроса и предложения рабочей силы, путем использования программ переподготовки, организации центров по трудоустройству и т. д. В этой области тоже не существует единого мнения о том, на сколько эффективными могут быть правительственные программы такого типа.

Безработица - крайне распространенное явление и во многих странах рыночной экономики, особенно в Западной Европе, она остается весьма высокой, порой превышая 10 % трудоспособного населения. Россия тоже не избежала роста безработицы, однако при этом нельзя допускать повторения ошибок Испании, Италии и других стран, где безработица держится на чересчур высоком уровне.

 

 

2.2 Политика государства на рынке труда

Государство на рынке труда может осуществлять активную и пассивную политику.

Активная политика на рынке труда имеет своей целью повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места Путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т.д.

Логика этой политики такова, что каждый здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения своей семьи (это его долг!), а государство является лишь посредником, предоставляющим ему возможность занятости. О целях и направлениях политики государства на рынке труда дает представление рис. 1(см, приложение.)

На разработку и реализацию активной политики на рынке труда влияет множество факторов и условий:

-международные трудовые нормы, устанавливающие основные права: свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения и пр.;

-сложившийся тип социально-трудовых отношений (в России это патриотизм)поскольку широко признается тот факт, что любая политика, в том числе и активная политика на рынке труда, имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и 
других заинтересованных социальных групп;

-разнообразие условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри страны.

-При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать возрастно-половую структуру занятых, незанятых, безработных;

 -средний возраст человека, вступающего в ряды рабочей силы его влияние на уровень квалификации;

 -доход семьи, получаемый от работы по найму, государственных пособий, самостоятельной занятости, аренды, процентного дохода от недвижимости, и т.п.;

-Степень урбанизации и масштабы формальной и неформальной занятости в городах, уровень аграрной и неаграрной занятости;

- распределение предприятий по их размерам и формам собственности; открытость экономики для международной конкуренции, в частности долю торговли в национальном доходе, значение иностранных инвестиций;

-развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся;

-масштабы, охват и степень использования трудового законодательства, обеспечение защиты трудящихся и социального страхования.

Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования.

Пассивная политика государства на рынке труда ограничена регистрацией ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы предоставления пособия по безработице, осу-Ш1ествлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п

 

2.3 Перспектива развития  рынка труда

Повышению занятости населения будет способствовать реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, а также реализация приоритетных национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Вместе с тем в сфере занятости населения остаются нерешенными проблемы, в том числе:

-дифференциация ситуации на локальных рынках труда (высокий уровень безработицы в территориях с моноэкономической структурой производства, сельских районах);

-несоответствие спроса и предложения на рынке труда рабочей силы (как в профессионально-квалификационном, так и в территориальном отношении);

-увеличение среди незанятых и безработных граждан числа лиц, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.

Рыночные реформы радикальным образом изменили социально-трудовую сферу жизни российского общества. Современное состояние сферы занятости характеризуется сокращением спроса на труд, резкой дифференциацией оплаты труда, что ведет к падению престижа труда отдельных социально-профессиональных групп. Ликвидация института гарантированного трудоустройства, отсутствие четкой государственной политики в сфере занятости привели к разрушению прежней системы приоритетов в сфере труда.

В настоящее время сфера занятости населения и рынок труда характеризуются наличием безработицы. Распределение безработного населения по территории России отличается большой неравномерностью. В промышленно развитых регионах уровень безработицы несколько ниже, в то же время в отдельных территориях этот показатель существенно превышает среднероссийский, доходя в ряде случаев, по оценкам специалистов, до 35% трудоспособного населения. Значительно выше среднероссийского значения и безработица в сельской местности.

Заметно изменился за период реформ и социально-демографический состав безработного населения. Около 50% безработных составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Среди безработного населения по-прежнему высока (около 35%) доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием. Эти данные свидетельствуют о том, что напряженность на рынке труда за период реформ увеличилась, возросли социальные и экономические издержки от безработицы.

Снижение спроса на труд привело к сокращению уровня занятости населения. В настоящее время занятость населения в сфере формальной экономики составляет около 60% трудоспособного населения. Скрытая занятость оценивается в 20-22% трудоспособного населения. 
Сокращение занятости затронуло, прежде всего, промышленность и сельское хозяйство. Напротив, отрасли торгово-посреднической деятельности и сферы обслуживания увеличили численность занятых (почти в 2,5 раза за период реформ).

Снижение занятости в формальной экономике усугубляется ухудшением основных качественных характеристик работников, прежде всего, возрастных. Так, средний возраст занятых в промышленности составляет 47 лет, а каждый десятый работник находится в послетрудоспособном возрасте. В ряде отраслей экономики остро стоит проблема ротации кадров.

Средний возраст занятых в науке и научном обслуживании составляет 54 года, в здравоохранении и просвещении — 40 и 43 года соответственно. Скрытая занятость характеризуется молодым возрастом занятых в ней работников.

Кроме снижения уровня занятости, легальная экономика характеризуется ухудшением качественных характеристик рабочих мест. Это проявляется, прежде всего, в значительной доле неквалифицированного труда. Большинство рабочих мест следует считать социально непривлекательными из-за низкой заработной платы. Интенсивный и малодоходный труд ведет к ускоренному износу рабочей силы, он малопривлекателен для молодежи.

В русле экономических корректировок государственной политики следует предусмотреть смену модели занятости, в основу которой должно быть заложено создание высокодоходных и стабильных рабочих мест. В этой связи решение существующих проблем в сфере занятости населения требует:

-повышения заработной платы занятых в экономике;

-внедрения практики преимущественного заключения долгосрочных трудовых контрактов (минимальный срок трудового контракта должен составлять не менее трех лет);

-создания рабочих мест в высокотехнологичных отраслях, выпускающих конкурентоспособную (в том числе и на мировом рынке) продукцию, с целью сохранения высококвалифицированного трудового потенциала, снижения безработицы среди инженерно-технических и научных специалистов;

-предоставления отсрочки от призыва на военную службу выпускникам профессиональных училищ, получившим промышленные профессии, минимум на 2 года при условии их трудоустройства на промышленные предприятия;

-решения жилищной проблемы молодых семей, работающих в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, бюджетной сфере, науке и научном обслуживании;

-создания дополнительных рабочих мест в сфере промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, сельского строительства, в том числе за счет средств краевого бюджета, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса.

На данный момент вопросы развития трудовых ресурсов и обеспечения занятости населения на территории РФ очень актуальны, сложившееся положение требует разработки и реализации конкретных мер, направленных на социально-экономическое развитие и улучшение состояния рынка труда.(приложение 3) 

 

                               Заключение 

Информация о работе Виды безработицы, формы их реализации и специфика проблемы занятости в России